Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Общее воспитание >>

Состав действий и развитие умения построить рисунок


Ананьев Б. Г., Антропова М. В. и др. "Первоначальное обучение и воспитание детей"
М., изд-во Академии Педагогических Наук, 1958 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Перенос наблюдаемого в изображение совершается путем обучения учащихся способу построения рисунка, который связан с формированием у них системы изобразительных действий, совершающихся в определенной последовательности.
Основными и наиболее характерными этапами в процессе построения рисунка являются: а) общее планирование расположения изображения на листе; б) соизмерение и изображение общей формы, строения предметов; в) соизмерение и зарисовка частей и деталей с отражением их взаимосвязей; г) раскраска всего рисунка.
В данном случае, так же как и при наблюдении предмета, осуществляется переход от общего и целого к частям и деталям. При этом каждая деталь изображения рассматривается как часть целого. Построение рисунка в целом следует рассматривать как умение, которое формируется у детей на базе овладения ими целым рядом знаний и элементарных изобразительных навыков.
Такими навыками являются, например, навыки соизмерительные, двигательно-графические и другие.
В процессе построения рисунка играют важную роль и такие виды деятельности, как словесное описание и чтение рисунка.
Следовательно, построение изображения представляет собой сложный процесс, который синтезирует в себе целый ряд изобразительных действий. Обучение построению рисунка как усвоение системы действий является центральной задачей при обучении рисованию. Но анализ развития умения учащихся строить изображение мы начнем с рассмотрения более простых навыков, которые входят в этот сложный процесс. Чтобы педагогически правильно решить такую важную задачу, как научить ребенка строить изображение, необходимо последовательно формировать у него целую цепь ассоциаций, включающих в себя отработку всех составных звеньев данного процесса.
В период начального обучения более важное значение, чем в последующие периоды, имеет формирование у детей двигательно графических знаний и навыков, связанных с овладением правильной учебной позой при рисовании, развитием свободы в графическом движении руки и регуляцией через слово направления, формы, величины, силы и скорости движения.
Здесь встречается ряд трудностей. Они связаны, во-первых, с тем, что в процессе дошкольного рисования у детей часто вырабатываются неправильные привычки держания карандаша и проведения линий. Поэтому первоклассников нужно не только учить новому, но также в ряде случаев необходимо перестраивать их старые навыки.
Кроме того, в тот же начальный период обучения дети овладевают учебной позой и графическим движением руки и во время обучения письму. Но ни учебная поза, ни характер движений руки в письме не совпадают с графическими движениями в рисовании. В связи с этим необходима работа с учащимися по установлению различий в этих направлениях при письме и рисовании.
Нельзя не отметить, что в случаях недостаточного внимания к этому делу даже к концу года у ряда учащихся обнаруживается неустойчивость учебной позы при рисовании и неправильные приемы работы карандашом. У детей наблюдается при рисовании сильный наклон корпуса, держание карандаша очень близко к графиту (так, как ручку при письме) и плотное прижимание к парте локтя и кисти правой руки. Некоторые дети кладут тетрадь не прямо, а с наклоном, так же как при письме. Все это свидетельствует о том, что работа по сопоставлению и различению учебной позы при письме и рисовании была недостаточна. Программа по рисованию в отношении двигательно-графических навыков требует, чтобы учащиеся в конце учебного года научились от руки проводить вертикальные и горизонтальные линии. Основные требования к качеству линий при обучении детей рисованию следующие: линия, проводимая от руки, должна быть прямой, ровной, правильной по направлению, без обрывов, она должна быть легкой, без нажима.
В начале обучения учащиеся с трудом овладевают точным соблюдением вертикали и горизонтали в рисунке. В исследовании В. И. Киреенко отмечается, что в дошкольном возрасте дети значительно увереннее и смелее проводят вертикальные линии, чем горизонтальные. Полученные нами данные подтверждают этот факт и показывают, что в начале обучения в школе учащиеся заметно лучше владеют вертикальной линией. Проведение правильной горизонтальной линии для них сравнительно труднее. Можно наблюдать, что и раскраску рисунка они чаще производят не горизонтальными, а вертикальными штрихами, предпочитая движения руки в этой плоскости.
К концу года картина меняется. В результате обучения обе линии значительно улучшаются и более совершенной становится линия горизонтальная. Такой успех в развитии горизонтальной линии, очевидно, есть результат упражнений не только на уроках рисования, но также и на других уроках, где развиваются графические навыки детей (письмо, арифметика, ручной труд).
Изучая детские рисунки, мы подсчитали количество вертикальных и горизонтальных линий, проведенных детьми ровно без наклона в ту или иную сторону.
Просмотр рисунков показывает, что вертикальная линия имеет обычно наклон вправо, аналогично наклону в письме. Он встречается часто в начале года (октябрь), и преодоление такого наклона к концу года далеко еще не закончено. Можно предполагать, что ежедневные упражнения в письме и тенденция детей класть тетрадь при рисовании с наклоном, как на уроках письма, и являются источником для значительного количества отклонений вертикальной линии вправо. Письменные упражнения вырабатывают определенный стереотип вертикального движения с наклоном в правую сторону. Путь преодоления такого влияния письма — это сравнение и сопоставление линий при рисовании и письме, обучение детей приемам самоконтроля в правильности проведения линий (например, при проведении линии следить за боковым краем тетради).
Наклон горизонтальной линии бывает как вверх, так и вниз. В нем нет такой постоянной устойчивости. Он реже встречается с самого начала года и значительно более успешно преодолевается к концу года, так как не находит себе почвы для закрепления на других уроках.
При рисовании в начале года преобладает сильный нажим линии (90% учащихся). В течение года, с развитием регуляции движений руки и овладением правильным держанием карандаша, многие учащиеся переходят на легкую линию. Но нужно отметить, что у некоторых детей нажим остается неустойчивым и изменчивым от рисунка к рисунку. Иногда легкий в линиях контура, он становится сильным при раскраске изображения. Или, легкий в учебном рисунке при непосредственном руководстве учителя, он превращается в сильный в самостоятельном рисунке и при выполнении домашнего задания.
У группы учащихся был проверен оптимальный и максимальный темп графического движения. Им предлагалось последовательно выполнять следующие задания, притом каждое в течение одной минуты: 1) проводить линии горизонтальные от края до края листа, аккуратно одна под другой (ширина листа 11 см); 2) проводить линии вертикальные (высота листа такая же); 3) проводить такие же линии горизонтально, но как можно быстрее; 4) проводить такие же линии вертикально, но как можно быстрее.
Результаты показывают, что скорость проведения вертикальных линий как при оптимальном, так и при максимальном темпе заметно выше, чем при проведении горизонтальных линий. Обращает на себя внимание незначительный рост скорости графических движений к концу года, но это в средних показателях. При рассмотрении же успехов отдельных детей в этом направлении обнаруживаются значительные колебания. Есть такие учащиеся, которые даже замедлили темп, но в то же время значительно повысили точность и аккуратность в проведении линий. У других же темп заметно возрос, но в качестве проведения линий особого улучшения не было. Наблюдается большое различие в скорости графического движения у отдельных учащихся как в начале, так и в конце года.
Высокая вариативность темпа в графическом движении свидетельствует, с одной стороны, о том значительном диапазоне различий в графической подготовке детей при их приходе в школу, о котором уже говорилось выше, а с другой стороны, в нем находят свое отражение и индивидуально-типические особенности детей.
К графическим навыкам относится также качество раскраски рисунка цветным карандашом. Программа I класса требует от учащихся к концу года умения закрашивать рисунок, не выходя за пределы контура, накладывая цвет ровно и штрихами в одну сторону.
Приведенные материалы показывают, что качество раскраски значительно улучшается у детей к концу года, особенно в соблюдении контура. Это свидетельствует, что они совершенствуются в регуляции движений своей руки.
Рассматривая, как дети овладевают различными качествами линии в целом, необходимо отметить значительное продвижение детей в процессе обучения в I классе. Количество графических ошибок, связанных с несовершенством линии, к концу года значительно снижается. Линия в рисунках Детей становится более прямой, ровной, без частых обрывов и сильного нажима. Линия — это один из важнейших элементов в рисунке. Основой ее развития является укрепление взаимодействия между тремя основными звеньями: движением руки, представлением этого движения и зрительным контролем его. Согласно учению И. П. Павлова в развитии правильного движения среди анализаторов особо видную роль играет двигательный анализатор
. Экспериментально-психологические исследования показывают, что «осознание направлений, силы, темпа, последовательности и размера движений работающего органа является необходимым моментом выработки навыков».
Все это заставляет еще раз подчеркнуть положение о том, что в начальный период обучения данная категория знаний и навыков, связанная с развитием культуры графического движения у детей, представляет собой важный раздел при обучении рисованию. На данном этапе эти навыки неправильно было бы называть техническими, такими они становятся только впоследствии, при известном уровне их автоматизации у детей.
Очень важную роль при построении изображения играют измерительно-графические действия. Среди них нужно выделить измерительные действия по расположению рисунка, например найти на глаз середину листа, отступить на одинаковое расстояние от его краев и определить место размещения изображения. В ряде случаев размещение рисунка определяется самим изображаемым предметом, его очертаниями, размером формата листа. Дети должны научиться учитывать все эти обстоятельства. Такие действия требуют от учащихся до начала рисунка мысленного планирования изображения путем представления его положения и величины на плоскости листа.
Кроме измерительных действий по расположению рисунка, имеются еще измерительные действия, связанные с пространственным делением листа или полоски на равные части, пополам и проведением линий определенной длины и направления. В таких случаях измерение и движение как бы сочетаются в единое действие и требуют соразмеренных движений.
Самым сложным и важным видом соизмерений при построении рисунка является определение и передача пропорций. В I классе это выражается: а) в соизмерении ширины и длины предмета, в нахождении их пропорциональных соотношений, определяющих общую форму предмета, его контур; б) в соизмерении величины и расположения частей предмета, то есть в нахождении пропорциональных соотношений, определяющих внутренние пространственные связи между частями предмета (определение размера и местоположения этикетки в тетради, замка и ручки в портфеле, ремня в полевой сумке и т. д.).
Удельный вес соизмерительных действий при построении рисунка весьма значителен. При анализе построения рисунков на четырех уроках (из них три урока рисования с натуры и один урок рисования узора) оказалось, что всего детьми выполнено 29 действий, из них связанных с соизмерением 16, то есть 65%.
Все соизмерения производятся на уроках рисования только на глаз путем сравнения и установления равенства или неравенства пространственных величин. Отсюда понятно, какое большое значение в самом начале обучения рисованию в I классе приобретает формирование у детей правильного представления — понятия о равенстве и неравенстве, понимания детьми таких терминов, как деление пополам, равные, одинаковые части, середина и т. д.
Глазомер учащихся, который зависит от укрепления условных связей между величиной образа на сетчатке и напряжением глазных мышц, не может развиваться без опоры на какие-то наглядные приемы проверки в подкрепления правильности измерения на глаз. Уровень развития глазомера у детей, начинающих обучение в школе, различен. Для некоторых из них совершенно необходима связь измерения пространства на листе на глаз с наглядно-действенным измерением его движениями руки или какими-либо другими приемами, которые в течение некоторого времени должны быть способами проверки правильности измерения на глаз. В результате некоторой тренировки глаза и образования условных связей при оценке малых расстояний на листе наглядно-действенные приемы отпадают. Переход к измерению только на глаз происходит постепенно у разных детей в различные сроки. Следовательно, в процессе формирования у детей соизмерительных действий на глаз в начальном периоде имеют важное значение зрительно-двигательные ассоциации.
В отношении соизмерительных действий программа по рисованию требует от учащихся в конце года: уметь размещать изображение на листе бумаги; уметь рисовать от руки предметы простые по форме (прямоугольные, треугольные, круглые); при рисовании с натуры уметь измерять соотношение высоты и ширины предметов и расположение их основных частей.
Изучение рисунков детей показывает, что правильное расположение рисунка на листе усваивается детьми не сразу. В одном из наблюдаемых нами классов эти требования не стали правилами для учащихся, хотя они и многократно напоминались учителем. Мы проследили и подсчитали правильность расположения изображения на листе у группы учащихся данного класса на протяжении почти года (исключая уроки тематического рисования).
Материалы показывают общую тенденцию несомненного улучшения определения учащимися на глаз расположения рисунка, но тем не менее оно остается у некоторых из них неустойчивым до конца года. То они располагают рисунок правильно, то снова ошибаются.
Размером учебного рисунка дети овладевают быстрее. Изображение маленького размера в учебном рисунке исчезает довольно быстро. Остаются колебания между крупными и средним размерами изображения. Проверка с этой точки зрения рисунков первоклассников в начале и в конце года показала, что крупный рисунок в начале года (уже после нескольких уроков рисования) встречался в классе у 33%, а в конце года — у 99% учащихся. Таким образом, дети довольно быстро овладевают величиной изображения, но нельзя не отметить, что при самостоятельной композиции тематического рисунка они это правило не всегда применяют: здесь снова обнаруживаются маленькие домики, деревья, машины, люди и т. п. Следовательно, знание усваивается учащимися, но в новые условия еще далеко не всегда ими переносится.
Довольно частым измерительным действием в рисунках учащихся I класса является деление пополам. Это задание в начале года дети выполняют неточно. Так наблюдаемая нами группа учащихся при построении узоров в начале года дала следующие средние отклонения в пространственном делении пополам.
Деление всей полоски на листе — с средним отклонением 1,78 см. Деление пополам левой половины — с средним отклонением 0,54 см. Деление пополам правой половины — с средним отклонением 1,46 см.
По этим данным видно, что детям труднее на глаз делить пополам, во-первых, когда полоска длиннее (сравнение первого и второго делений), и, во-вторых, ту часть полоски, которая удалена от центра вправо. Последнее может быть связано с тем, что тетради лежат не точно против детей, а несколько сдвинуты вправо (ближе к правой руке). Это создает условия некоторой асимметрии, которая может влиять на точность глазомерного деления.
Точность деления на глаз горизонтальных и вертикальных полосок была проверена на экспериментальном задании в начале и в конце учебного года. Дети делили пополам полоски длиной 10 см.
Данные показывают, что горизонтально расположенные полоски и линии делятся с большей точностью, чем вертикальные. Необходимо отметить, что в целом сравнение величин отклонений в начале и в конце года показывает довольно значительное продвижение учащихся в точности их измерения на глаз. Некоторая неустойчивость зрительного измерения, наблюдающаяся у ряда учащихся, связана с недостаточным вниманием на уроках рисования к формированию у детей наглядного представления о равенстве и неравенстве, недостаточным усвоением приемов самоконтроля при измерении, отсутствием исправлений ошибок учащихся в тетрадях по рисованию и малым количеством упражнений.
Анализ ошибок в детских рисунках обнаруживает, что наиболее трудной для учащихся является передача пропорций, то есть перенос на рисунок определенных соотношений размеров, обеспечивающих в значительной степени сходство рисунка с предметом путем правильной передачи его формы.
Для правильного отражения в рисунке пропорций необходимо не только расчлененно видеть предмет и его пространственные признаки, не только непосредственно измерять глазом отрезки линий, формы, листа бумаги, но и образовать целую цепочку зрительных соизмерений, находящихся в известной системе. Первым звеном в этой системе является определение соотношений в размерах самого предмета и его частей. Определение таких соотношений на уроке рисования обычно опирается только на зрительные оценки, хотя в некоторых случаях е этот процесс могут быть включены и двигательно-кинестетические восприятия.
Вторым звеном является перенос установленных соотношений на рисунок, который обычно строится в другом размере. В этом действии учащиеся сталкиваются с необходимостью двойного соизмерения (пропорции и масштаб). В таких условиях переноса соотношений дети имеют опору только на зрительные оценки, и точность последних определяет правильность передачи пропорций в рисунке.
Учащиеся I класса самостоятельно слабо вычленяют величину как признак предмета и еще больше затрудняются в соизмерительном переносе реальных соотношений размеров на свой рисунок. Соизмерение является для них новой деятельностью, и им они еще недостаточно овладели. В основе же передачи пропорций лежит известная системность зрительного соизмерения, которая и является базой для формирования так называемого чувства пропорции.
Соизмерительно-графические действия — это то звено в обучении рисованию, которое играет очень большую роль в передаче сходства и установлении взаимодействия между наблюдением и изображением. Следует отметить, что здесь имеет место не обычная связь между зрительным восприятием и графическим движением, которая наблюдается в любом графическом действии, где зрение выполняет роль контроля за движением в его направлении и величине. В данном случае имеется в виду качественно совсем иная форма взаимодействия, которую можно было бы назвать переносом сходства на изображение.
Соизмерение на глаз, как уже указывалось выше, включается, с одной стороны, в наблюдение объекта, а с другой — оно является очень важным звеном в построении изображения. Соизмерение и представляет собой один из тех видов деятельности, который связывает наблюдение с изображением, осуществляя функцию переноса на изображение реальных пространственных отношений.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +