Для начального периода обучения характерно словесное отождествление детьми ряда чувственно различных явлений, то есть обозначение их одним словом.
Так в начале года учащиеся квадратом иногда называют любой четырехугольник, кругом — замкнутую криволинейную фигуру. Они отождествляют также половину и часть, считая любую часть половиной, а отсюда вместо деления пополам в ряде случаев производят откладывание частей. Такое отождествление иногда идет и по признакам близкого созвучия, например равная и ровная, четырехугольник и треугольник. Особенность этого явления в том, что часто дети чувственно различают между собой те или иные признаки, а словесного различия между ними у них еще нет.
Дети отвечают иногда как бы невпопад на вопросы учителя. Учитель спрашивает о форме, они отвечают о величине, а иногда и о цвете, их спрашивают о количестве частей или величине, а они называют форму и т. п. Такие ошибки в ответах учащихся I класса встречаются в основном в первом полугодии. В этот период дети слабо различают не только название разных конкретных пространственных признаков, но смешивают между собой даже целые их категории (форму, величину, направление и др.).
Во втором полугодии такие ответы детей встречаются уже реже. Например, на вопрос о форме они начинают называть какую-нибудь конкретную форму. Но наряду с этим до конца года у учащихся все же сохраняется неустойчивость в знаниях о пространственных признаках (форма, протяженность и др.). Ошибки в ответах учащихся характеризуют стадию первичного обобщения и отсутствие еще точного различения при формировании новых знаний о пространстве. Эту стадию проходят все учащиеся. Но длительность ее в значительной мере зависит от организации учителем самого педагогического процесса.
Дело в том, что на различных уроках учителя иногда допускают разную терминологию, неодинаковое словесное обозначение одних и тех же признаков. Так, учитель употребляет в своих вопросах разные выражения: форма и фигура, величина и размер, середина и центр, при этом требует от детей одинаковых ответов. Наблюдаются и такие неточности в выражениях учителя, когда он вместо линия говорит линеечка, полосочка, палочка, черточка, вместо квадрат — окошечко, клеточка или называет квадратиком всякий прямоугольник. Неточность в терминологии учителя не способствует образованию и укреплению связей между словом и образом, словесный раздражитель довольно длительное время точно не дифференцируется детьми.
Кроме того, на уроках рисования иногда наблюдается забегание слов, обозначающих пространственные признаки, вперед без опоры их на чувственный опыт учащихся. Названия многих признаков даются детям сразу в одном комплексном задании. Специальных упражнений для закрепления каждого из них в отдельности не проводится. При большом количестве словесных сигналов на уроках рисования недостаточно практических упражнений для их различения. Таким образом, в самом педагогическом процессе создаются условия для разрыва между чувственным и словесным знанием учащихся. Конкретное выражение такого разрыва мы покажем на результатах индивидуальной проверки знания детьми некоторых простейших форм, протяженностей и цвета.
Индивидуальный эксперимент был проведен с учащимися I класса на одних и тех же заданиях в начале и в конце учебного года. Опыты были поставлены в двух вариантах:
1. Учащимся показывались таблички (либо различного цвета, либо с изображением простейших геометрических форм, расположенных по-разному на листе), и им предлагалось назвать цвет или форму. В другом задании им показывалось изображение двух полосок, отличающихся друг от друга длиной, шириной или высотой. Детям предлагалось определить словесно, чем эти полоски отличаются друг от друга. В данном случае вызывалось воспроизведение связи от восприятия признака к слову, названию, то есть передача от первой сигнальной системы во вторую.
2. В другом задании экспериментатор сам называл цвет, форму или признак отличия полоски по величине и предлагал учащемуся показать то изображение среди других, которое соответствует названию. В этом случае проверялась обратная связь — от слова к образу, передача от второй сигнальной системы в первую.
Обращает на себя внимание тот факт, что дети во всех случаях и в начале и в конце года лучше различают указанные признаки зрительно (при названии их экспериментатором), чем словесно (только при показе объекта). Они узнают название, но сами его воспроизвести затрудняются. Это значит, что слово уже имеет сигнальное значение, но не вошло еще в активный словарь учащихся.
Для согласованного взаимодействия первой и второй сигнальных систем очень важно установление двусторонней связи: от образа к слову и от слова к образу. Данный материал свидетельствует о неравномерности этих связей, которая и является причиной отмеченных у детей расхождений между чувственным и словесным знанием.
При сопоставлении различения учащимися цвета и формы оказывается, что вначале года цвет они различают лучше, особенно тогда, когда им нужно самим его назвать. В этом направлении у детей имеется несомненно значительно больший жизненный практический опыт (рисование цветными карандашами и красками, называние цветной одежды, игрушек в дошкольном возрасте и т. д.). Когда же сопоставляется узнавание цвета и формы по данному уже названию, то оказывается, что различие в начале и в конце года совсем незначительное. По готовому названию дети не хуже узнают форму, чем цвет. Следовательно, можно предполагать, что затруднения детей в словесном выделении некоторых пространственных признаков, которые наблюдаются в начале года, объясняются именно неравномерностью связей между образом и словом. Более легкое выделение детьми названия цветов обусловлено лучшими их словесными знаниями в этой области и более высоким уровнем связей между наглядным представлением и словесным обозначением.
К концу года указанные соотношения в различении цвета и формы резко меняются. Под влиянием обучения в различении формы дети делают большие успехи, особенно в укреплении связей между наглядным представлением и словесным наименованием формы. В различении же цвета дети, по существу, остаются на том же уровне. Последнее свидетельствует о том, что в I классе нет системы и последовательности в закреплении знаний учащихся о цвете.
Материал по изучению цвета имеется в различных учебных предметах, но он не взаимосвязан, в достаточной степени не систематизирован и не дает нужной практики для расширения и упрочения знаний учащихся. В результате этого в словесных обозначениях цветов дети часто пользуются усвоенными ими еще до школы житейскими обозначениями: апельсиновый вместо оранжевого, салатный вместо светло-зеленого и т. п.
Далее следует отметить, что для детей сравнительно более трудным является различение протяженностей (длина, ширина, высота). Они различаются учащимися заметно слабее, чем признаки цвета и формы. Характерно также, что к концу года сдвиг в различении протяженностей как зрительно, так и словесно значительно ниже, чем в различении форм. Если в различении форм дети допускают некоторое количество ошибок только в сходных фигурах, то при сопоставлении полосок они во многих случаях все еще не могут выделить признака различия. Вместо названия шире или уже, выше или ниже у них продолжает фигурировать общее, не дифференцированное противопоставление: больше — меньше. Таких ответов как в начале года, так и в конце обучения в I классе довольно много. Данный факт несомненно имеет связь с малой практикой учащихся в этой области.
При анализе пространственных признаков, выделенных на уроках рисования и частоты их повторения, уже отмечалось, что признакам протяженности уделялось недостаточно внимания. Это обстоятельство и определяет уровень знаний учащихся в данном разделе.
Иногда у детей могут складываться неправильные свлзи между наглядным образом и словом. Тогда при одних и тех же словесных обозначениях у детей возникают различные представления, которые могут быть связаны и с их последующими неправильными действиями. В одном из экспериментов мы показывали детям таблицу с изображением отрезков различных линий и предлагали им указать, какие из этих линий они считают прямыми. Результаты такой проверки выявили, что прямую линию дети представляют себе различно. Некоторые учащиеся I класса считали прямой линией только горизонтальную. Значительная группа детей под прямой подразумевала горизонтали и вертикали, исключая все наклонные. И только около половины детей в понятие прямой линии включили горизонтальные, вертикальные и наклонные линии.
На основе проведенных экспериментов мы наблюдали у детей следующие формы взаимодействия между образом и словом, которые характеризуют определенный уровень знаний учащихся:
1. Признаки правильно не различаются учащимися ни при показе, ни при назывании их. Это случаи отсутствия связи между образом и словом: знания еще нет.
2. Признаки различаются детьми зрительно и называются словесно, но ошибочно. В этих случаях связь между образом и словом объективно неправильная. Слово обобщает реальные отношения без соответствия с действительностью, в ряде случаев по случайным, а не по существенным признакам.
3. Признаки словесно самими детьми не называются, но при назывании их экспериментатором зрительно различаются правильно. Слово еще не вошло в активный словарь, но оно уже служит сигналом и оживляет образовавшуюся, но еще не укрепившуюся ассоциацию. Связь между словом и образом односторонняя: от слова к образу. Состояние знаний неустойчивое (то знает, то не знает).
4. Признаки правильно различаются учащимися и по названию и при показе. Словесно-зрительные ассоциации укрепились, знание упрочилось. Связь между образом и словом двусторонняя: от слова к образу и от образа к слову.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.