Развитие способности наблюдать обеспечивает расширение и углубление представлений учащихся об окружающей действительности. Уточнение и закрепление представлений детей о предметах внешнего мира способствуют развитию образного мышления, являясь одной из очень важных задач при обучении рисованию.
Необходимо отметить, что изображение предмета в рисунке далеко не выражает богатства представлений ребенка о данном предмете. Тенденция к отождествлению изображения и отражения ребенком действительности в образах представлений имеет место у ряда иностранных исследователей детского рисунка, которые на этой основе строят неправильные и глубоко порочные теории о представлении ребенка. Они считают их такими же несовершенными и в ряде случаев искаженными, как рисунки маленьких детей, не обученных рисованию. Несостоятельность и ошибочность таких теорий доказываются повседневной практикой общения с детьми. Дети неправильно изображают предмет, но совершенно точно выбирают лучший рисунок данного предмета среди различных его изображений. Этот факт, проверенный наблюдениями в самых разнообразных условиях, доказывает, что образы в отражении и в изображении не одинаковы, а представление лолнее и богаче по своему содержанию, чем рисунок.
Именно таким расхождением между отражением и изображением могут быть объяснены результаты проверки представлений учащихся. В конце обучения в I классе детям было предложено несколько заданий: 1) «Нарисуй сосну, нарисуй ель»; 2) «Подпиши название деревьев» (изображены ель и сосна). В результате оказалось, что в рисунке правильно передали признаки ели 65% и сосны 44% учащихся. Узнали же на изображении ель 100%, а сосну 96% учащихся.
Эти материалы подтверждают указанное соотношение между представлением и рисунком, показывая, что первое точнее и богаче, чем второе. Дети знают предмет и правильно узнают его, но дать его точное воспроизведение в рисунке еще не могут. Рисунок является сложным образованием, и зрительный образ — это только одна его важная составная часть. Воспроизведение образа в рисунке требует переноса представления через изобразительное движение на плоскость листа. Этот процесс связан со сложным комплексом изобразительно-графических знаний и навыков, которыми учащиеся полностью еще не овладели.
В литературе по исследованию детского рисунка описаны эксперименты, показывающие соотношение между рисунком по представлению и с натуры при восприятии предмета. В таких случаях детям предлагалась сравнительная зарисовка одних и тех же предметов сначала по памяти (после их рассмотрения), а затем с натуры при непосредственном восприятии и наоборот. Все проведенные эксперименты, несмотря на различие заданий и условий, имеют общие результаты: рисунки при восприятии предмета всегда значительно лучше передают сходство с ним, чем рисунки по представлению. Эти опыты показывают, что рисунок с натуры является основой рисования по представлению. При специальной целенаправленной работе в направлении изучения предмета в натуре образы памяти приобретают у учащихся сравнительно большую отчетливость и полноту.
Рисунки по представлению не всегда бывают связаны только с образами памяти; в ряде случаев в них включаются также и образы воображения, в частности связанные с восприятием художественного слова.
Группе учащихся I класса в индивидуальном эксперименте предлагалось следующее задание. Экспериментатор рассказывал учащимся небольшой отрывок из известной сказки «Лиса и заяц» или зачитывал отрывок из стихотворения «Вот бегает дворовый мальчик», затем дети, прослушав текст, должны рассказать, сколько картинок и какие именно нужно было бы нарисовать к прослушанному тексту.
Материалы опыта показали, что в рассказах детей прежде всего отражается сюжетное содержание действия, в значительно более слабой степени пространственные отношения воображаемого изображения, его композиция и цвет предметов. Даже в конце учебного года дети еще почти не касаются в своем самостоятельном рассказе расположения предметов и персонажей на воображаемой картинке (справа, слева, ближе, дальше), их величины, формы, окраски и т. д. Недостаточная изобразительная четкость воображаемого образа, возникающего на основе слова, выражается и в том, что некогорые учащиеся.хотят в одну картину вместить ряд событий, не совпадающих во времени, а происходящих в известной последовательности.
Иногда они включают в картину и речь людей. Подобные факты мы наблюдали не только при эксперименте, но и на других уроках при формировании образа на основе художественного слова. Вот рассказы детей такого рода.
Ученик К. помещает в одну картину три действия: «Я бы нарисовал две избушки, одну бы ледяную, а другую лубяную, она из досок; как у лисы растаяла избушка и она попросила погреться у зайчика, а потом его выгнала». Ученик М. также хочет изобразить в одном рисунке несколько действий: «Нарисую, что у лисы растаяла, а у зайца нет, у зайца избушка стоит, а у лисы нет. Как она попросила у зайца погреться и сама выгнала его и начала жить». Очевидно, рассказывая содержание, он четко не представляет себе картинки.
«На картинке будет петух и кот. Кот открыл рот и хочет сказать что-то петушку. Потом кот идет в лес. А потом петушок стал слушать, как лиса поет. Петушок в доме, лиса около дома». В этом высказывании ученика К. смешиваются несколько действий и включается звуковой образ, не отражаемый в рисунке.
Наряду с отмеченными особенностями неотчетливого представления у других детей возникает конкретный зрительный образ, близкий к изобразительному и богато описанный словесно. Приведем один из них: «Я нарисовал бы зиму, падает снежок, лес недалеко. Избушка, и вокруг дома стоит изгородь. Раскрыта калитка. Во дворе бегает дворовый мальчик. Я ему веревку вот так перевяжу на пояс (показывает). Жучка на санях сидит. Мать ему грозит из домика, а он смеется и бежит».
Сочетая художественный образ воображения с графически-изобразительным, учителю необходимо помнить об указанных особенностях представлений детей. Их слитность и неотчетливость преодолевается путем установления связей с близкой по содержанию живой действительностью и путем оживления ярких образов памяти.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.