Важнейшими видами учебной деятельности детей в процессе рисования являются наблюдение и изображение. Установление у детей взаимодействия между наблюдением и изображением формируется путем включения в развитие детского рисунка целого ряда других деятельностей детей, таких, как соизмерение, словесное описание, чтение рисунка. Все они не связаны с каким-нибудь одним определенным видом учебного рисования, а являются сквозными для всего процесса в целом.
В практике обучения рисованию все виды деятельности детей неразрывно связаны между собой, но здесь мы рассматриваем их отдельно, чтобы более отчетливо выявить специфику каждого из них и проанализировать их значение в общем развитии учащихся и в развитии их рисунка.
Анализ уроков рисования показывает, что наблюдение является неотъемлемой и очень важной структурной частью каждого урока. На уроках рисования подвергаются наблюдению разнообразные предметы, таблицы, узоры, явления природы, растительный и животный мир. Оно связано также с углублением и уточнением наглядных знаний детей сб окружающей действительности, с расширением круга их представлений. Наблюдения играют важную роль и в накоплении детьми впечатлений от окружающей действительности, обогащающих эстетический опыт учащихся. Специфическим для рисования является направленность наблюдения на те качества и стороны предмета, которые необходимо выделить для его изображения, а именно: пространственные и цветовые отношения.
В методике рисования под пространственными отношениями часто понимается только перспективная передача глубины изображения. Основываясь на понимании пространства как формы существования материи, мы рассматриваем пространственные отношения более широко. С точки зрения психологической к пространственным признакам и отношениям относятся форма, величина, положение, направление, удаление.
Передача в рисунке пропорций, как будет показано ниже, является очень сложным процессом, который имеет в своей основе ряд элементарных знаний о пространстве.
Пространственные представления о пропорциях формируются у детей путем развития различения и обобщения более простых пространственных отношений. Еще сложнее восприятие и представление глубины на плоскости листа. При отражении на рисунке таких пространственных отношений, как форма, величина и пропорции, их зрительное восприятие может быть непосредственно дополнено и проверено движением или осязанием. При изображении же удаления на листе эти возможности исключены. Анализ уроков рисования показывает, что в процессе первоначального обучения, при наблюдении дети имеют дело с выделением шести основных групп пространственных признаков. Так, они учатся определять форму предмета, его величину, положение, сравнивать протяженности, направление линий и удаление предметов. Каждая из этих групп включает в себя еще целый ряд конкретных сведений о пространстве, например знания о различных формах, протяженностях, направлениях и т. п. Некоторые пространственные признаки имеют недостаточно устойчивые словесные обозначения, например одну и ту же форму называют продолговатой, вытянутой, удлиненной. В связи с этим количественный подсчет названных признаков очень затруднен и может быть сделан только приблизительно. При таком условном подсчете оказывается, что в I классе в течение года учащиеся знакомятся примерно с 35 конкретными пространственными признаками различной сложности. За это же время в процессе наблюдения на уроках выделяется 12 цветов и одно цветовое отношение (светлый — темный). Частота повторяемости этих сведений в процессе обучения является очень важным условием прочности усвоения их учащимися. Собранные материалы показывают, что повторяемость их на уроках весьма неоднородна как по частоте, так и по временным интервалам.
Необходимо отметить, что в I классе учащиеся значительно чаще имеют дело с выделением пространственных отношений (всего 264), чем цветовых (всего 86). Есть признаки, с которыми учащиеся встречаются довольно часто, названия их употребляются в течение года на значительном числе уроков. Но есть и такие, которые представляют собою как бы случайные эпизоды. Обращает на себя внимание, например, очень редкое выделение таких названий, как треугольник (форма), высота, толщина, короткий и узкий (протяженность), наклонные линии (направление), выражение величины через пространственно-количественное соизмерение (укладывается два раза), цвета оранжевый и фиолетовый, которые менее всего знакомы детям, и другие.
Следует отметить, что перечисленные пространственные отношения находятся между собой в тесной взаимосвязи не только внутри каждого вида, но и по видовьм группам. Так, рассматривая величину, можно убедиться, что в рисунке она выступает в единстве с пространственным направлением и протяженностью. Соотношение последних определяет собой пропорции в предмете, а отражение пропорций в рисунке является основой сходства его с предметом. Форма зрительно воспринимается обычно как нечто целое. При изображении же она находится в тесном взаимодействии с величиной, прет шенностью и положением предмета. Известно, что неправильные соотношения в пропорциях при рисовании грубо искажают форму предмета и делают его почти неузнаваемым. Положение, в свою очередь, включает в себя не только размещение предмета в целом, но и внутреннюю пространственную взаимосвязь и соотношение частей внутри предмета (клапан, замок и ручка в портфеле, этикетка на тетради и т. п.).
Все это показывает, что выделение отдельных пространственных признаков в предмете возможно только как известное их абстрагирование в процессе его анализа. При изображении же они взаимосвязаны в целой системе соотношений друг с другом. Такое тесное взаимодействие очень осложняет их комплексное воспроизведение в рисунке, так как по существу здесь имеет место не передача отдельных пространственных признаков самих по себе, а передача их в определенном соотношении. Это дает право считать, что характерной особенностью самого процесса рисования является передача соотношений пространственных и цветовых.
Основное место в процессе наблюдения на уроке рисования занимает зрительное восприятие. Само зрительное восприятие включает в себя не только зрение, но и кинестетические ощущения, связанные с движением глаз. Движение глаз по предмету в процессе его рассматривания имеет большое значение в пространственном видении. Очень важно, когда в процессе наблюдения учитель учит детей движению глаз в определенной системе и руководит наблюдением учащихся, заставляя их прослеживать глазами за движением указки по контуру предмета, в направлении горизонтали, вертикали и т. д. Кроме того, опыт показывает, что при формировании пространственных знаний и навыков в наблюдение включается в ряде случаев и осязание, ощущение движения не только глаза, но и руки. Образование такого рода ассоциаций помогает детям в преодолении целого ряда трудностей.
Так мы наблюдали, например, как ученик, долго не улавливающий разницы между кругом и овалом (при показе и объяснении их на доске), вдруг просиял, когда он обвел контур круга и овала и получил разное двигательное ощущение, радостно заявил: «Теперь я понял». И в изображении этих форм у него появилось различие. Однажды мы заметили, как ученик, внимательно рассматривая лист сирени, обводит его жилки, считает их, называет направление и после этого изображает их на своем рисунке.
Из трудов И. М. Сеченова известно, что в развитии пространственной ориентации ребенка зрительные и осязательно-двигательные восприятия тесно взаимэевязаны, особенно на ранних возрастных ступенях. И. П. Павлов в своих исследованиях вскрывает условнорефлекторную природу этих связей, подчеркивая, что двигательные ощущения являются основой, на которой образуются зрительные связи. Так о развитии восприятия величины предмета на расстоянии он писал: «Известная комбинация раздражений, идущих от сетчатки и от этих (наружных и внутренних) глазных мышц, совпавшая несколько раз с осязательным раздражением от предмета известной величины, является сигналом, становится условным раздражением от двигательной величины предмета».
Выделение того или иного признака при наблюдении связано с его наименованием, определением в слове. Овладение словесными формулировками обеспечивает обобщение и вносит существенные изменения во всю чувственно-различительную деятельность ребенка (в его ощущения, восприятия, представления). Слово направляет восприятие учащихся, выделяет наблюдаемые признаки, определяет и обобщает их. На уроках рисования словарь детей обогащается значительным количеством новых слов, и в частности связанных с обозначением пространственных и цветовых отношений. К ним относятся сведения о положении предмета в пространстве, его форме, направлении движения, глубине пространства, об измерениях, величине, пространственном равенстве, цвете. Среди слов, которые дети употребляют на уроке рисования, много имен прилагательных и наречий, при анализе предметов, отвечающих на вопросы где? как? какой? куда? сколько?. Однако нельзя не отметить, что словесные обозначения в ряде случаев далеки от точности, которая требуется для определения соотношений. Например, широко употребляемые слова больше — меньше или немного длиннее — шире не дают еще изобразительной характеристики соотношений величины.
Определение соотношений по своему существу немыслимо без сопоставлений, сравнений и соизмерений. Наблюдения показывают, что сравнение является сквозным общедидактическим приемом при анализе на уроках рисования в I классе. Рассматривая предмет или узор, дети сравнивают в них направление линий, форму, величину частей, удаление, положение, протяженность, цвет, его насыщенность.
Очень важно подчеркнуть, что именно сравнение в начале обучения рисованию является основой формирования такой новой и очень важной деятельности детей, как измерение и соизмерение на глаз. На уроках рисования вначале не пользуются никакими другими единицами измерения, кроме наглядного сопоставления двух величин. В конце первой четверти и позднее в этот процесс включаются простейшие количественные соотношения, например: ширина укладывается в длине два раза, ширина укладывается в длине один раз и еще в половину и т. д. Этим и ограничивается точность словесного определения глазомерной оценки на уроках рисования в I классе.
Сравнение при наблюдении на уроках рисования в единстве со словом создает условия для формирования общих представлений, а в дальнейшем и понятий. В процессе наблюдения развивается еще один очень важный вид деятельности детей — это словесное описание видимого. В I классе оно выступает в вопросо-ответной форме (учитель ставит вопросы, ученики отвечают). Прием связною повторения проанализированного материала в целом самими учащимися применяется редко, в значительной степени из-за недостатка времени. В описании наблюдаемого преобладает анализ и недостаточно представлен синтез. А нарушение Принципа единства at a-лиза и синтеза ведет, как это показано выше, к снижению уровня знаьий учащихся.
Для освещения вопроса о развитии у детей графических знаний и навыков используются материалы наблюдений учащихся на уроках и результаты индивидуальных психолого-педагогических экспериментов, проведенных в школах в первой и четвертой четвертях учебного года.
Наблюдаемый на уроках рисования объект (предмет, узор или картина) всегда является сложным раздражителем. Пространственные и цветовые признаки представлены в нем обычно в комплексном виде в известных соотношениях. В начале года при наблюдении предмета учащиеся обнаруживают значительные затруднения при выделении в нем пространственных отношений. Вслед за содержанием дети обычно более легко называют цвет.
Рисование узора (В начале года).
Учитель. Какие линии вы видите на этом узоре, в каком направлении они идут?
Ученик. Красные.
Учитель. Цвет я не спрашиваю.
Ученики. Полоски красные. Нарисованы линии простые. Одни толстые, другие тонкие.
Учитель. Я спрашиваю в каком направлении они идут?
Ученики. Одни стоячие, а другие лежачие: сверху вниз и слева направо.
Рисование флажка.
Объяснив детям, что форма полотнища у флажка прямоугольная, и рассказав об особенностях этой формы, учитель для повторения спрашивает. «Какой же формы полотнище флажка?»
Ученик. Красное.
Учитель. Разве бывает форма красная?
Ученик. Нет, это цвет.
Учитель. Какой же формы полотнище флажка?
Ученик. Прямоугольник.
Рисование украшений для елки (в середине гола).
Учитель. Сегодня мы будем рисовать украшения для елки, похожие на бусы (показывает, украшение представляет собой нитку разноцветных кружков, сделанных из цветной бумаги). Из чего состоят это украшение?
Ученик. Это украшение состоит из разных цветов, из различных цветов карандашей.
Учитель. Из чего состоит украшение? Ученик. Украшение состоит из кружочков.
Можно предположить, что на данной стадии обучения анализу цвет называется детьми легче именно потому, что в этот период дети лучше владеют словесным различением цветов, чем названиями форм и терминологией других пространственных отношений. Имеются основания полагать, что в прошлом опыте у детей на признаки цвета уже сформировалось различение не только зрительное, но и словесное, а на пространственные признаки только зрительное. Кроме того, на других уроках цвет среди признаков предмета часто выделяется в первую очередь. Затруднения детей при словесном выделении пространственных отношений в начальный период обучения обнаруживаются и в особенностях их рассказа по картинке.
В индивидуальных беседах с детьми им показывалась открытка «1 сентября». После ее рассмотрения учитель просил учащихся рассказать, что на ней нарисовано, причем рассказать так, как будто бы рисуешь эту картинку Опыты проводились в октябре и мае. В начале года из 10 проверенных детей пятеро дали не рассказ, а перечисление предметов вне их пространственных связей. «Нарисованы дети и игрушки, портфель, цветы, рыбки, картинка, кошка и лошадь, окно, листья, мишутка, мяч, стул, рама». На вопрос «О чем же здесь нарисовано?» один ученик ответил: «Мальчик взял пенал и тетрадь, будет уроки делать».
Три ученика сделали попытку интерпретации сюжета, но тоже совсем не изобразительного характера. Вот лучшее из них:
Ученик. «Здесь нарисовано про день 1 сентября. Мальчик первый день уходит в школу. На календаре первое число. А девочка и киска смотрят, как он собирается в школу».
Экспериментатор. Еще что скажешь?
Ученик. Девочка завидует мальчику, что он з школу идет.
Двое учащихся дали в своем рассказе отражение элементов пространственного расположения, но в не точной форме обозначений.
Приводим одно из них.
Ученик. Тут нарисовано о школьнике. Он пришел со школы и девочка тут смотрит на него. И котик смотрит тоже. Рыбки тут плавают. Лошадка вот тут стоит. А тут мишка и мячик идут. Вот тут цветы стоят. Листик вот тут, вот 1 число.
Ответы детей показывают, что наблюдение в этот период, даже при установке на зарисовку, все же не направлено на выделение пространственно-изобразительных признаков и связей. Некоторые элементы пространственных связей, обозначенные в словах детей, показывают, что эти связи ими еще словесно не различаются. Дети пользуются выражениями там, тут, здесь, вот, хотя им знакомы слова, точно обозначающие пространственные отношения: справа, слева, спереди, сзади, между, около и т. д. Дело в том, что дети практикуются в дифференцировке указанных отношений главным образом на листе тетради на уроках письма и рисования, не умея еще переносить эту дифференцировку на описание картин.
Данный опыт с той же картинкой был повторен в конце года. Содержание и форма рассказов детей значительно изменились.
Совсем исчезло бессвязное перечисление предметов. Все 10 человек дали в своих рассказах связное сюжетное содержание.
Например: «Мальчик пришел из школы, а девочка спрашивает: «Какую ты отметку получил?» А он говорит: «Я пятерку получил». Кошка смотрит на него, мишка тоже. Комната украшена, подметена, все чисто, картины висят, букет в банке, в вазе васильки, на окне рыбы, стул».
В своих рассказах по картине ученики стали широко пользоваться не только указательными выражениями, но и словами, определяющими положение и связи предметов: под, около, из, на, у, к. Но нельзя не отметить, что и в конце года дети еще не употребляли слова, характеризующие изобразительные признаки и отношения, такие, как направление, величина, форма, удаление предметов и даже их цвет. Такой стиль рассказа по картине в известной степени обусловлен особенностями работы с детьми по содержанию картин на уроках русского языка. На этих уроках учителя обычно не фиксируют внимания учащихся на пространственно-изобразительных отношениях Они не учат детей выделять и различать эти отношения на картине (расположение изображаемых вещей справа, слева, в середине, спереди, сзади, между, около, под, над, ближе, дальше и т. д.). Такие вопросы не должны быть навязчивыми, но было бы полезно включать их в рассмотрение картины в зависимости от характера ее содержания и композиции. Этим учителя подводили бы детей к овладению самостоятельным выделением пространственно-изобразительных признаков и отношений в разных условиях.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.