Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Общее воспитание >>

Взаимосвязь между видами учебных занятий


Ананьев Б. Г., Антропова М. В. и др. "Первоначальное обучение и воспитание детей"
М., изд-во Академии Педагогических Наук, 1958 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

В школьной программе на протяжении всех лет обучения рисованию с I по VI класс предусматриваются четыре вида занятии: рисование с натуры, рисование на темы, декоративное рисование и показ учащимся репродукций с картин художников. Но в зависимости от содержания учебной работы в различных классах меняется удельный вес отдельных видов занятий, количество часов, задания, объекты изучения и требования к рисункам. При этом неизменным остается значение рисования с натуры, как ведущего в системе обучения детей элементарным основам грамотного рисунка. Комплекс всех этих видов занятий является характерным для нашей системы художественно-воспитательной работы с детьми по рисованию. Задачи эстетического воспитания и творческого развития учащихся также обусловливают необходимость всех этих видов занятия на уроках рисования в школе.
Важное значение для сознательного и прочного усвоения учащимися знаний, навыков и умений в области рисования имеет решение ими одних и тех же задач в различных условиях при рисовании с натуры, по представлению, при выпотнении декоративных заданий и чтении картин. Умение видеть и передавать в рисунке характерные особенности предмета, его пропорции приобретается учащимися прежде всего на занятиях по рисованию с натуры. Оно закрепляется при рисовании тех же предметов по представлению.
Развитие пространственных представлений детей, связанных с передачей глубины в рисунке и расположением предметов (ближе, дальше, впереди, сзади), осуществляется в I классе в первую очередь на занятиях тематическим рисунком. Применение же этих знаний и умений должно иметь место и на занятиях рисованием с натуры при изображении таких моделей, как, например, веточки, где дети имеют возможность наблюдать и передавать в рисунке простейшие пространственные соотношения. Рисование узоров является простейшим упражнением, с одной стороны, подготавливающим, а с другой — закрепляющим у ребенка элементарные навыки в определении и передаче в рисунке формы, пропорций и других пространственных соотношений.
Моторика руки и глазомер развиваются е процессе рисования с натуры и рисования на темы, но рисование детьми простейших узоров по образцу, данному учителем, является особенно эффективным упражнением в этом направлении. Виды рисования и взаимосвязь между ними определяет и распределение заданий в учебном плане I класса.
Рисование с натуры предметов прямоугольной формы связано с изображением вертикальных и горизонтальных линий.
Предварительную тренировку в этом направлении дети могут получить при рисовании узора по образцу, в построение которого входят прямые, горизонтальные и вертикальные линии. Подобно этому, перед рисованием с натуры предметов округлой формы целесообразно дать детям упражнение в виде рисования узора, где круг является одним из элементов композиции. В этих случаях декоративный рисунок как бы подготовляет детей к рисованию с натуры, создавая этим лучшие возможности для установления взаимодействия между моделью и рисунком в процессе рисования с натуры. В других случаях знания и навыки, полученные при рисований с натуры, закрепляются в рисовании узоров или на темы. Совершенно естественно, что те задания по рисованию узоров или на темы, где используются зарисовки с натуры, должны в учебном плане следовать за этими зарисовками. Так зарисовки с натуры флажков, листьев, весенних цветов предшествуют рисованию узора, который составляется из них. Так же и зарисовка с натуры веточки елки и елочных украшений предшествует рисованию на тему «Новогодняя елка».
Такие виды рисования, как рисование отдельных предметов, на темы и декоративное рисование, имели место в программах по рисованию для, I класса и раньше. Но понимание их значения в общей системе обучения рисованию, их взаимосвязи, задач и содержания менялось, и это определяло развитие и становление нашей современной системы обучения детей рисованию в школе. Рисование на тему довольно долго понималось как «свободное изобразительное творчество» ребенка, целью которого является выявление представлений детей в графических формах, присущих его возрасту, и рассматривалось вне обучения. Оно было совершенно оторвано от наблюдения и рисования отдельных предметов. В таком понимании рисунка на темы сказывалась недооценка значения обучения и роли учителя. Рисование отдельных предметов в I классе проводилось долго не как рисование с натуры, которое считалось непосильным и потому ненужным, а как рисование по предварительному наблюдению. Рисование первоклассниками сложных по форме трехмерных предметов на основе наблюдения нарушало последовательность обучения и способствовало не уточнению зрительных представлений детей о предметах, а закреплению часто неправильных представлений о них. Декоративное рисование оставалось изолированным от других видов рисования в I классе. Его учебное значение недооценивалось, и оно рассматривалось в основном как свободные упражнения ребенка в декоративном творчестве. Показ иллюстраций и репродукций картин художников с целью эстетического воспитания детей и наглядного объяснения им правил и приемов изображения на занятиях в I классе систематически не использовался, так же как и организованное наблюдение детьми окружающей их действительности под руководством учителя. Между тем тесная взаимосвязь между отдельными видами рисования и единая целенаправленность содержания всех видов занятий на уроках рисования в первую очередь определяют систематичность обучения и прочность усвоения учащимися знаний и умений.
В настоящее время в корне изменилось понимание значения каждого из видов учебного рисования в системе учебно-воспитательной работы в школе. Рассмотрение их обособленно друг от друга — это уже пройденный этап. Анализируя выше отдельные виды рисования и отмечая их специфику, мы в то же время пытались показать, что они формируют единые общие графические знания, навыки и умения детей. С одной стороны, подготавливая, с другой — закрепляя общие знания и навыки, все виды учебного рисования в целом определяют общее графическое развитие детей, формирование и становление детского реалистического рисунка. Каждый из видов учебного рисования имеет свою специфику, но в то же время все они образуют систему обучения рисованию только при установлении необходимых органических взаимосвязей между ними. Только в этих условиях приобретается единство их воздействия на сознание ребенка и определяются пути его развития на уроках рисования.
Рисование с натуры, на темы и декоративное требует, как мы видели, особых методов и приемов руководства и организации урока. Тем не менее имеется единство в организации уроков и методике их проведения, что объединяет в общую систему отдельные занятия по рисованию и углубляет единую их целенаправленность. Решающее значение в организации работы детей на уроках рисования и руководства ею имеет правильное применение фронтального и индивидуального методов преподавания.
Фронтальная организация зрительных восприятий и представлений детей, анализ того, что предстоит рисовать на данном уроке, являются обязательными на каждом занятии, посвящено ли оно рисованию с натуры, на темы или декоративному рисованию. Вопросы учителя к детям должны помочь им установить характерные особенности тех предметов или того узора, которые они будут воспроизводить в рисунке. Непременным моментом в организации урока должно быть разъяснение всему классу, как и в какой последовательности следует выполнять задание. Это разъяснение может даваться по-разному в зависимости от того, что рисуют дети: наглядна, в виде таблицы или рисунка учителя на доске, а иногда только словесным путем.
Обязательным на каждом занятии является показ всем учащимся нескольких специально отобранных учителем во время урока рисунков детей. Такой показ имеет целью с помощью наводящих вопросов предложить учащимся определить самим, какой рисунок выполнен правильно и какой неправильно, какие ошибки допущены и как их можно исправить. Такой показ является очень эффективным фронтальным приемом разъяснения учащимся уже допущенных или еще могущих возникнуть ошибок. Он может быть проведен и на определенном этапе выполнения детьми рисунка в целях предупреждения возможных ошибок и по окончанию задания в целях разъяснения детям того, как исправить уже сделанные ошибки.
Все эти стороны организации урока относятся к фронтальным методам руководства работой класса, так же как и вызов учащихся для повторения уже знакомых детям элементарных правил и приемов рисования, для разбора таблиц или репродукций и т. д.
Такие методы руководства имеют решающее значение для организации урока рисования, для вовлечения всех учащихся в сознательную работу.
Но наряду с этим не менее важное значение в обучении рисованию имеет и индивидуальная помощь учащимся в процессе выполнения ими задания. После того как задание объяснено учащимся и они приступили к его выполнению, учитель, проходя по рядам, оказывает необходимую индивидуальную помощь отдельным ученикам. Понимание ребенком требований, предъявляемых учителем к выполнению того или другого задания, способствует сознательности и ответственности у детей.
Понятной для них становится и оценка учителем их работы, при условии, конечно, что оценка определяется выполнением или невыполнением этих требований. Естественно, что эти требования должны строго соответствовать задачам обучения рисованию в I классе, тому объему знаний, умений и навыков, которыми учащиеся в этом классе могут и должны овладеть. Поэтому оценка рисунков и определение ошибок должны всегда опираться на три показателя: 1) как переданы характерные особенности предмета, похож ли он (пропорции); 2) как размещается рисунок на листе и как соблюдены пространственные соотношения предметов (ближе — дальше); 3) каковы технические навыки учащихся (прямо и правильно ли проведены линии, достаточно ли легки эти линии, аккуратно ли выполнен рисунок).
Оценка работы в виде поощрения или порицания, устная или в виде отметки, являясь результатом индивидуального подхода к учащимся, оказывает большое влияние на детей. Успехи детей и их оценка учителем в известной степени определяют интересы учащихся к рисованию, их индивидуальные склонности и вкусы к различным видам рисунка и влияют таким образом на развитие графических способностей детей. Известно, что успеваемость учащихся при обучении рисованию не одинакова. Имеются дети, которые начиная с I класса не овладевают в достаточной степени знаниями, навыками и умениями, определенными программой. Проблема преодоления неуспеваемости по рисованию также теснейшим образом связана с соотношением фронтального и индивидуального руководства при обучении рисованию.
Основные выводы, которые мы можем и должны сделать, следующие: каждый вид занятий на уроках рисования, всеми присущими ему средствами дополняя и углубляя другие, помогает осуществлять в целом систему учебно-воспитательной работы на уроках рисования. Решение одних и тех же учебно-воспитательных задач при выполнении различных по своему содержанию и характеру заданий обеспечивает необходимую систематичность обучения, способствует его сознательности и прочности и является предпосылкой целостности и равномерности графического развития детей. Правильная организация педагогического процесса на уроках рисования, целесообразное использование фронтального и индивидуального методов руководства имеют решающее значение для обеспечения успеваемости детей в процессе учебно-воспитательной работы на уроках рисования и для развития их графических способностей.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +