В школьной программе на протяжении всех лет обучения рисованию с I по VI класс предусматриваются четыре вида занятии: рисование с натуры, рисование на темы, декоративное рисование и показ учащимся репродукций с картин художников. Но в зависимости от содержания учебной работы в различных классах меняется удельный вес отдельных видов занятий, количество часов, задания, объекты изучения и требования к рисункам. При этом неизменным остается значение рисования с натуры, как ведущего в системе обучения детей элементарным основам грамотного рисунка. Комплекс всех этих видов занятий является характерным для нашей системы художественно-воспитательной работы с детьми по рисованию. Задачи эстетического воспитания и творческого развития учащихся также обусловливают необходимость всех этих видов занятия на уроках рисования в школе.
Важное значение для сознательного и прочного усвоения учащимися знаний, навыков и умений в области рисования имеет решение ими одних и тех же задач в различных условиях при рисовании с натуры, по представлению, при выпотнении декоративных заданий и чтении картин. Умение видеть и передавать в рисунке характерные особенности предмета, его пропорции приобретается учащимися прежде всего на занятиях по рисованию с натуры. Оно закрепляется при рисовании тех же предметов по представлению.
Развитие пространственных представлений детей, связанных с передачей глубины в рисунке и расположением предметов (ближе, дальше, впереди, сзади), осуществляется в I классе в первую очередь на занятиях тематическим рисунком. Применение же этих знаний и умений должно иметь место и на занятиях рисованием с натуры при изображении таких моделей, как, например, веточки, где дети имеют возможность наблюдать и передавать в рисунке простейшие пространственные соотношения. Рисование узоров является простейшим упражнением, с одной стороны, подготавливающим, а с другой — закрепляющим у ребенка элементарные навыки в определении и передаче в рисунке формы, пропорций и других пространственных соотношений.
Моторика руки и глазомер развиваются е процессе рисования с натуры и рисования на темы, но рисование детьми простейших узоров по образцу, данному учителем, является особенно эффективным упражнением в этом направлении. Виды рисования и взаимосвязь между ними определяет и распределение заданий в учебном плане I класса.
Рисование с натуры предметов прямоугольной формы связано с изображением вертикальных и горизонтальных линий. Предварительную тренировку в этом направлении дети могут получить при рисовании узора по образцу, в построение которого входят прямые, горизонтальные и вертикальные линии. Подобно этому, перед рисованием с натуры предметов округлой формы целесообразно дать детям упражнение в виде рисования узора, где круг является одним из элементов композиции. В этих случаях декоративный рисунок как бы подготовляет детей к рисованию с натуры, создавая этим лучшие возможности для установления взаимодействия между моделью и рисунком в процессе рисования с натуры. В других случаях знания и навыки, полученные при рисований с натуры, закрепляются в рисовании узоров или на темы. Совершенно естественно, что те задания по рисованию узоров или на темы, где используются зарисовки с натуры, должны в учебном плане следовать за этими зарисовками. Так зарисовки с натуры флажков, листьев, весенних цветов предшествуют рисованию узора, который составляется из них. Так же и зарисовка с натуры веточки елки и елочных украшений предшествует рисованию на тему «Новогодняя елка».
Такие виды рисования, как рисование отдельных предметов, на темы и декоративное рисование, имели место в программах по рисованию для, I класса и раньше. Но понимание их значения в общей системе обучения рисованию, их взаимосвязи, задач и содержания менялось, и это определяло развитие и становление нашей современной системы обучения детей рисованию в школе.
Рисование на тему довольно долго понималось как «свободное изобразительное творчество» ребенка, целью которого является выявление представлений детей в графических формах, присущих его возрасту, и рассматривалось вне обучения. Оно было совершенно оторвано от наблюдения и рисования отдельных предметов. В таком понимании рисунка на темы сказывалась недооценка значения обучения и роли учителя. Рисование отдельных предметов в I классе проводилось долго не как рисование с натуры, которое считалось непосильным и потому ненужным, а как рисование по предварительному наблюдению. Рисование первоклассниками сложных по форме трехмерных предметов на основе наблюдения нарушало последовательность обучения и способствовало не уточнению зрительных представлений детей о предметах, а закреплению часто неправильных представлений о них. Декоративное рисование оставалось изолированным от других видов рисования в I классе. Его учебное значение недооценивалось, и оно рассматривалось в основном как свободные упражнения ребенка в декоративном творчестве. Показ иллюстраций и репродукций картин художников с целью эстетического воспитания детей и наглядного объяснения им правил и приемов изображения на занятиях в I классе систематически не использовался, так же как и организованное наблюдение детьми окружающей их действительности под руководством учителя. Между тем тесная взаимосвязь между отдельными видами рисования и единая целенаправленность содержания всех видов занятий на уроках рисования в первую очередь определяют систематичность обучения и прочность усвоения учащимися знаний и умений.
В настоящее время в корне изменилось понимание значения каждого из видов учебного рисования в системе учебно-воспитательной работы в школе. Рассмотрение их обособленно друг от друга — это уже пройденный этап. Анализируя выше отдельные виды рисования и отмечая их специфику, мы в то же время пытались показать, что они формируют единые общие графические знания, навыки и умения детей. С одной стороны, подготавливая, с другой — закрепляя общие знания и навыки, все виды учебного рисования в целом определяют общее графическое развитие детей, формирование и становление детского реалистического рисунка. Каждый из видов учебного рисования имеет свою специфику, но в то же время все они образуют систему обучения рисованию только при установлении необходимых органических взаимосвязей между ними. Только в этих условиях приобретается единство их воздействия на сознание ребенка и определяются пути его развития на уроках рисования.
Рисование с натуры, на темы и декоративное требует, как мы видели, особых методов и приемов руководства и организации урока. Тем не менее имеется единство в организации уроков и методике их проведения, что объединяет в общую систему отдельные занятия по рисованию и углубляет единую их целенаправленность. Решающее значение в организации работы
детей на уроках рисования и руководства ею имеет правильное применение фронтального и индивидуального методов преподавания.
Фронтальная организация зрительных восприятий и представлений детей, анализ того, что предстоит рисовать на данном уроке, являются обязательными на каждом занятии, посвящено ли оно рисованию с натуры, на темы или декоративному рисованию. Вопросы учителя к детям должны помочь им установить характерные особенности тех предметов или того узора, которые они будут воспроизводить в рисунке. Непременным моментом в организации урока должно быть разъяснение всему классу, как и в какой последовательности следует выполнять задание. Это разъяснение может даваться по-разному в зависимости от того, что рисуют дети: наглядна, в виде таблицы или рисунка учителя на доске, а иногда только словесным путем.
Обязательным на каждом занятии является показ всем учащимся нескольких специально отобранных учителем во время урока рисунков детей. Такой показ имеет целью с помощью наводящих вопросов предложить учащимся определить самим, какой рисунок выполнен правильно и какой неправильно, какие ошибки допущены и как их можно исправить. Такой показ является очень эффективным фронтальным приемом разъяснения учащимся уже допущенных или еще могущих возникнуть ошибок. Он может быть проведен и на определенном этапе выполнения детьми рисунка в целях предупреждения возможных ошибок и по окончанию задания в целях разъяснения детям того, как исправить уже сделанные ошибки.
Все эти стороны организации урока относятся к фронтальным методам руководства работой класса, так же как и вызов учащихся для повторения уже знакомых детям элементарных правил и приемов рисования, для разбора таблиц или репродукций и т. д. Такие методы руководства имеют решающее значение для организации урока рисования, для вовлечения всех учащихся в сознательную работу.
Но наряду с этим не менее важное значение в обучении рисованию имеет и индивидуальная помощь учащимся в процессе выполнения ими задания. После того как задание объяснено учащимся и они приступили к его выполнению, учитель, проходя по рядам, оказывает необходимую индивидуальную помощь отдельным ученикам. Понимание ребенком требований, предъявляемых учителем к выполнению того или другого задания, способствует сознательности и ответственности у детей. Понятной для них становится и оценка учителем их работы, при условии, конечно, что оценка определяется выполнением или невыполнением этих требований. Естественно, что эти требования должны строго соответствовать задачам обучения рисованию в I классе, тому объему знаний, умений и навыков, которыми учащиеся в этом классе могут и должны овладеть. Поэтому оценка рисунков и определение ошибок должны всегда опираться на три показателя: 1) как переданы характерные особенности предмета, похож ли он (пропорции); 2) как размещается рисунок на листе и как соблюдены пространственные соотношения предметов (ближе — дальше); 3) каковы технические навыки учащихся (прямо и правильно ли проведены линии, достаточно ли легки эти линии, аккуратно ли выполнен рисунок).
Оценка работы в виде поощрения или порицания, устная или в виде отметки, являясь результатом индивидуального подхода к учащимся, оказывает большое влияние на детей. Успехи детей и их оценка учителем в известной степени определяют интересы учащихся к рисованию, их индивидуальные склонности и вкусы к различным видам рисунка и влияют таким образом на развитие графических способностей детей. Известно, что успеваемость учащихся при обучении рисованию не одинакова. Имеются дети, которые начиная с I класса не овладевают в достаточной степени знаниями, навыками и умениями, определенными программой. Проблема преодоления неуспеваемости по рисованию также теснейшим образом связана с соотношением фронтального и индивидуального руководства при обучении рисованию.
Основные выводы, которые мы можем и должны сделать, следующие: каждый вид занятий на уроках рисования, всеми присущими ему средствами дополняя и углубляя другие, помогает осуществлять в целом систему учебно-воспитательной работы на уроках рисования. Решение одних и тех же учебно-воспитательных задач при выполнении различных по своему содержанию и характеру заданий обеспечивает необходимую систематичность обучения, способствует его сознательности и прочности и является предпосылкой целостности и равномерности графического развития детей. Правильная организация педагогического процесса на уроках рисования, целесообразное использование фронтального и индивидуального методов руководства имеют решающее значение для обеспечения успеваемости детей в процессе учебно-воспитательной работы на уроках рисования и для развития их графических способностей.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.