Рисование с натуры всегда начинается с анализа модели.
Вопросы учителя к учащимся определяют, что надо рассматривать в предмете, каковы те особенности, которые должны быть переданы в рисунке, чтобы предмет на рисунке был похож на модель. Анализ всегда должен идти от предмета, раскрытия его жизненного назначения и содержания. При раскрытии особенностей предмета очень важно, чтобы объяснение учителя относилось непосредственно к этому конкретному предмету, а не ко всем ему подобным. Например, учитель при анализе маленького флажка на палочке напоминает детям о том, когда они видели такой флажок и когда имели с ним дело (с флажками они гуляли 1 Мая и имели с ними дело на занятиях по физкультуре). Жизненное применение предмета помогло детям сознательно воспринять размер и форму флажка. Флажок маленький, на легкой тонкой палочке. Иначе он не годился бы для физкультурных упражнений. Другой учитель говорил о флагах вообще. И о тех, которыми украшают дома в праздники, и о больших шелковых и бархатных знаменах на длинных древках, которые несут впереди колонны на праздничной демонстрации. Эта беседа отвлекла внимание детей от особенностей модели.
Надо помнить, что у детей в I и даже во II классе осознание взаимосвязи модели и рисунка еще очень непрочно, и часто рисунок учителя на доске или словесное описание предмета отводит от модели, заслоняет ее. Так получилось и у второго учителя. Характерно, что дети нарисовали не маленький флажок на палочке, а длинное знамя на большом древке с кистями.
Анализ модели на занятиях рисованием, уточняя знания детей о предмете, его назначении и характерных особенностях, должен одновременно с этим обеспечить осознание детьми тех качеств модели, которые являются средствами передачи сходства в рисунке, то есть реалистического воспроизведения формы, строения, пропорций, расположения частей или деталей. Требования к точности определения детьми на глаз размеров и пропорций должны повышаться постепенно. Вначале эти определения могут быть весьма приблизительными (вдвое больше или высота немного больше ширины). В середине года значительная часть детей с помощью учителя определяет соотношение уже более точно: «Больше, меньше на одну треть».
Дети довольно легко и даже сравнительно точно с помощью наводящих вопросов учителя устанавливают величинные соотношения в предмете, но, начав рисовать, как бы забывают об этих соотношениях. Самый процесс изображения, преодоление трудностей, с ним связанных (размещение рисунка, проведение линий и т. д.), полностью поглощают внимание детей, совершенно отвлекают их от модели. Рисование с натуры фактически превращается в рисование по представлению. Поэтому важно, чтобы анализ модели помогал уяснить детям способы и приемы ее изображения, а указания учителя по отношению к рисунку направляли внимание детей на модель в течение всего процесса рисования.
При работе с детьми 7—8 лет очень важно упражнять их в определении на глаз величинных соотношений (больше, меньше, немного больше или меньше), уточнять и проверять эти определения путем измерений (бумажкой, пальцами). Полезно также применение обычных для ребенка приемов счета при анализе строения и формы таких моделей, как ветка ели, вербы, цветка (количество отростков на веточке ели, барашков на вербе, лепестков у цветка), и при откладывании частей или делении на части узора.
В одном I классе, где проводились нами наблюдения за рисованием с натуры веточки вербы, учащиеся определяли число «барашков» в основном на глаз (правда, некоторые пересчитывали их, но это делалось учащимися по собственной инициативе, без указания учителя). При просмотре законченных рисунков и сопоставлении их с моделью было установлено, что в 13 рисунках из 39 число «барашков» было передано неверно.
В другом I классе учитель потребовал, чтобы дети пересчитали «барашки» привычным для них способом — вслух, дотрагиваясь пальцем до каждого. В процессе рисования учитель предложил еще раз пересчитать «барашки» на модели, а затем и на своем рисунке и, если в рисунке обнаружится несоответствие с моделью, исправить его. Просмотр законченных работ показал, что неверно передали число «барашков» в своих рисунках лишь 6 человек из 38.
Когда детям предлагается нарисовать с натуры веточку вербы или ели, веточек приносится в класс столько, чтобы их можно было раздать по одной на парту. Но, прежде чем их раздавать, учителю надо провести общий анализ характерных особенностей их строения, который поможет детям понять приемы изображения. 20 или 25 веточек ели (очень маленькие, с 2—5 отросточками), принесенных в класс, имеют некоторые характерные типичные признаки, общие для всех. Таким признаком является, например, расположение отростков на главной стержневой ветке не прямо (то есть не перпендикулярно к ней), а наклонно, так же как и игл хвои. Указать на этот признак строения веточки ели очень важно, поскольку типичной ошибкой в рисунках детей является прямое, а не наклонное расположение отростков на веточках ели. Но дети должны видеть, что одновременно с этой общей особенностью каждая из 20—25 розданных на парты веточек имеет и свои индивидуальные особенности: форма основной стержневой веточки (она может быть длинная, короткая, прямая или изогнутая), число, расположение и размер отросточков, густота хвои.
Общие признаки устанавливаются при фронтальном анализе. Учитель держит модель и, показывая ее детям, спрашивает: «С какого дерева эта веточка? Как называются деревья, у которых не листья, а иглы, хвоя? Как выглядят эти деревья зимой? Так ли выглядят лиственные деревья? Сколько на этой веточке отросточков? Как расположены отросточки по отношению к стержневой ветке, прямо или наклонно? Как расположены иглы хвои, прямо по отношению к веточке отростка или наклонно? Видны ли через хвою веточки? Всегда ли они видны и какого они цвета?
Фронтальный метод проведения анализа дает возможность организовать внимание детей, а учителю спрашивать, обращаясь ко всему классу.
Отвечающих учеников слышит весь класс. Часто ответ одного учащегося исправляется лли уточняется другим учеником, вызванным учителем.
После общего анализа учитель должен направить внимание учащихся на индивидуальные особенности отдельных веточек. Путем сравнения двух или трех веточек устанавливается, какие могут быть между ними различия. Индивидуальный анализ учащимися той веточки, которую они должны нарисовать, — не менее ответственный момент в организации педагогического процесса.
Сравнение как прием активизации зрительного восприятия должно использоваться на уроках рисования как можно шире. Это одинаково относится и к моделям и к рисункам. Дети безусловно лучше увидят и смогут передать, например, форму листьев, если моделью им служит не один лист, а два простых, но различных по форме (например, лист ландыша и подорожника или лист черемухи и сирени и т. д.). Анализ, опирающийся на сравнение двух сходных и вместе с тем отличных предметов, доступнее ребенку, ибо сравнение делает очевиднее для него характерные особенности того или другого предмета.
Чтобы дети легче могли увидеть пропорции ученической тетради, которую им предстоит рисовать, очень полезно для сравнения показать школьный журнал, а также альбом для рисования. Сравнивая эти предметы, дети легко устанавливают и характерное их отличие друг от друга.
Показ классу и сравнение двух рисунков учащихся с оценкой, какой выполнен лучше и почему, имеет большее значение для развития у детей способности к правильной оценке своего собственного рисунка и понимания тех требований, которые к нему предъявляются со стороны учителя. До сих пор мы говорили о методах и приемах организации зрительного восприятия детей в процессе рисования с натуры, развития у них наблюдательности, способности к анализу. Теперь мы переходим к вопросу обучения детей, как воспроизводить модель в рисунке, к рассмотрению приемов изображения или построения рисунка.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.