Вопрос о том, как и с чего начинать рисунок, является важнейшим методическим вопросом в обучении рисованию. Ребенок видит предмет сразу, во всей его целостности, а воспроизводить ему приходится его по частям, постепенно. В этом противоречии для ребенка 7—8 лет, впервые начинающего систематически обучаться рисованию, заключается определенная трудность. Именно эта сторона процесса рисования затрудняет осознание детьми связи между моделью и рисунком, которая является необходимой основой рисования с натуры. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы методы и приемы построения рисунка в I классе по возможности отвечали методам и приемам организации зрительного восприятия учащихся, имели ту же целенаправленность — образование у ребенка правильных представлений о форме предмета, обусловленной его жизненным содержанием.
При обучении рисованию, в особенности в младших классах, часто практикуется построение рисунка от общей формы. Эта общая форма определяется обычно некоторой аналогией силуэта предмета с той или другой геометрической фигурой.
Совершенно ясно, что рисование прямоугольных предметов начинается с прямоугольника, ибо это фактическая форма папки, портфеля, тетради, а не схемы, к которой надо приспосабливать и в кочорую надо вписывать очертания модели. Пропорции предмета определяют здесь пропорции прямоугольника, в нем рисующий с самого начала видит изображаемый им предмет. В этих случаях, а также и при изображении круглых предметов построение рисунка, естественно, идет от общей их формы.
Но не во всех случаях такой подход целесообразен. Геометрическая фигура в I классе еще не всегда связывается в представлении ребенка с содержанием жизненно знакомого образа. Иногда общая форма древесного листа и силуэт ели рассматриваются учителем как овал или треугольник. Этот прием неудачен. Ждать, чтобы ребенок в начертанном им по указанию учителя треугольнике видел елку или лист, трудно. Не поможет такой контур уяснить также и строение изображаемого ребенком предмета, характерные для него величинные соотношения.
Другое дело, если рисование ели начинается с изображения ее ствола, вокруг которого располагаются сучья, на сучьях ветки, на ветках — хвоя. Такая последовательность раскрывает ребенку строение дерева, вызывает в его представлении образ дерева.
Предположим, что ребенок рисует флажок на маленькой палочке. По своим пропорциям флажок вписывается в квадрат. Если идти от так называемой общей формы, в которую может быть внесена данная модель, то следует начинать с построения квадрата. Квадрат не ассоциируется у ребенка с флажком, то есть с моделью, которую он должен нарисовать состоящей из двух для него совершенно понятных частей: палочки, за которую флажок держат, и из полотнища, к этой палочке прикрепленного. Такого рода построение рисунка флажка сразу отводит ребенка от модели, она ему станс в тся ненужной; он рисует не с натуры, а по готовой, данной ему схеме. Опираться при этом ему приходится не на зрительное восприятие модели флажка, а на умозаключение: как в этот квадрат вписать флажок. Такие умозаключения детям семи-восьмилетнего возраста несвойственны. Когда же рисунок флажка начинается с изображения палочки, то даже первые две параллельные линии, обозначающие палочку, ее высоту и толщину, имеют для ребенка содержание и смысл. К палочке приделывается полотнище, устанавливается его длина и ширина (в соответствии с длиной палочки). Особенности модели определяют весь процесс построения рисунка, который членится с учетом конструктивных частей модели.
Специальные исследования Г. А. Назаревской и С. М. Родионовой (Институт художественного воспитания) о доступности и целесообразности применения в работе с детьми начального школьного возраста тех или других приемов построения рисунка устанавливают педагогическую целесообразность применения, особенно на первом этапе обучения, приемов, опирающихся на учет конструктивной и органической связи частей рисуемого предмета. При этом способе построение рисунка древесного листа, например, может начинаться со средней стержневой прожилки, определяющей его симметричную форму, веточки елки со стержневой веточки, на которой расположены отросточки, и т. д. По удачному выражению Г. А. Назаревской, построение рисунка на первом этапе обучения «должно как можно скорее отводить ребенка от действия в пустоте», то есть как можно скорее подвести его к таким ориентирам, которые дают ему возможность легко увидеть в них существенные части рисуемого предмета или весь предмет в целом. Поэтому очень часто, казалось бы, вполне рациональное построение, но связанное с отвлеченной схемой, теряет свою целесообразность и не помогает ребенку в решении поставленной задачи.
Педагогическое руководство построением рисунка начинается с указания учителя, как расположить рисунок на странице тетради. Этот вопрос чрезвычайно важен, особенно в I классе, и дети должны как можно скорее усвоить правило: «Прежде чем рисовать, надо подумать, как лучше расположить рисунок на бумаге». Расположение на листе в I классе определяется размерами рисунка. В начале обучения типовым размером рисунка с натуры, обеспечивающим решение учебных задач и доступным для учащихся, является размер в половину страницы обычной школьной тетради для рисования. Чтобы дети при расположении рисунка могли точно представить ту плоскость, на которой будет размещен рисунок, половина страницы должна быть ясно выделена. Лучше и проще всего для этого слегка перегнуть страницу пополам. След этого прогиба совершенно точно и достаточно ясно обозначит размер и формат плоскости бумаги, на которой учащимся должен быть выполнен рисунок.
Мелкие раздаточные модели — листья, веточки, цветы, игрушки — по своим размерам легко размещаются на половине страницы тетради для рисования. Размер рисунка в этом случае должен определяться величиной модели. При объяснении классу задания одним из основных требований должно быть требование нарисовать веточку, лист или игрушку именно той величины, какой мы видим их в натуре.
При рисовании с натуры более крупных моделей, таких, как флажок, тетрадь, папка, портфель, ориентиром размера рисунка является уже не величина модели, а размер бумаги, на которой выполняется рисунок. Задача здесь заключается в воспроизведении не размера модели, а характерных для нее соотношений ширины к длине. Основным правилом в данном случае будет указание учителя на то, что рисунок надо сделать как можно крупнее, но расположить его, немного отступя от краев бумаги. И ребенок знает, что если он рисует флажок и начинает свой рисунок с изображения палочки, то наметить рисунок надо следующим образом.
Длина палочки на рисунке будет произвольная, она определяется только размером бумаги и необходимыми отступами от краев. Горизонтальная линия, обозначающая верх полотнища флажка, определяется просто по длине палочки; размер вертикальной линии, обозначающей конец полотнища, берется в соотношении с длиной полотнища. Перед учащимися вместо передачи в рисунке фактического размера модели ставится задача передать в рисунке те соотношения, которые характеризуют форму модели и которые установлены при ее анализе. Ориентиром для передачи этих соотношений является намеченная в рисунке первая деталь — величина палочки. Совершенно так же решается этот вопрос и при рисовании других прямоугольных предметов.
Для правильного построения рисунка имеет значение не только размер бумаги, но и ее формат. Половина страницы обычной школьной тетради для рисования представляет собой прямоугольник, несколько вытянутый по вертикали. Опыт показывает, что формат бумаги оказывает большое влияние на передачу пропорций предмета в рисунке.
Так, рисуя сумку, которая по форме представляет прямоугольник, вытянутый по горизонтали, дети на половине страницы тетради (имеющей большую протяженность по вертикали) сделали гораздо больше ошибок в передаче пропорций, чем рисовавшие ту же сумку на листе, положенном по горизонтали. В первом случае ошибки в пропорциях заключались в том, что сумка на рисунке была явно увеличена по вертикали.
Таким образом, соответствие формата бумаги пропорциям изображаемого предмета облегчает детям передачу пропорций, несоответствие же, наоборот, затрудняет построение рисунка. Поэтому вопрос о том, как лучше положить тетрадь, расположить ли рисунок на целой странице или на половине должен, быть заранее продуман учителем. И в процессе объяснения учащимся задания и порядка его выполнения учитель непременно должен указать на это.
Правильное построение рисунка зависит от правильной последовательности его выполнения. Приемы показа или объяснения последовательности построения рисунка могут быть очень разнообразны. Для этого может быть использована заранее подготовленная учителем таблица, на которой указаны все этапы работы сразу или постепенно, по мере того как дети будут выполнять рисунок. Последовательность может быть показана учителем и на доске. При этом он может показать все этапы работы от начала до конца и затем стереть свой рисунок или предложить детям точно, шаг за шагом, следовать за ним, рисуя как бы под диктовку. Объяснить детям последовательность можно и без графического показа, только словесно, демонстрируя модель.
Задачей обучения построению рисунка в школе является не заучивание детьми какого-то определенного количества графических схем и рецептов построения, а воспитание у них понимания целесообразности того или другого приема, обусловленного характером модели, ее строением и формой, умения самостоятельно его применить. Ознакомление учащихся I класса с последовательностью построения рисунка является первым этапом в осуществлении этой задачи. Детей необходимо приучить рисовать не как придется, а в определенной последовательности, добиваться понимания детьми того, что эта последовательность и дает возможность правильно и хорошо выполнить задание. Поэтому такие приемы, как выполнение рисунка под диктовку учителя, не только словесно объясняющего последовательность выполнения рисунка, но и показывающего это детям на доске, очень нужны и полезны, особенно в первой половине учебного года. После таких упражнений можно переходить к объяснению и показу детям последовательности выполнения рисунка сразу, целиком, с тем чтобы они уже самостоятельно, по памяти следовали бы ей, выполняя задание. Но давая детям в целях объяснения последовательность выполнения рисунка на доске или показывая им специально для этого заготовленные таблицы, нельзя забывать, что графическое изображение рисуемого предмета (если дети его видят одновременно с самим предметом) на начальном этапе воздействует на детей гораздо больше и потому отвлекает их внимание от модели, то есть самого предмета. Причиной этого является, конечно, слабо осознаваемая детьми взаимосвязь модель — рисунок. Показывая детям графическую схему последовательности построения рисунка, необходимо соотносить ее с моделью.
В одном из первых классов при рисовании с натуры папки дети с помощью учителя довольно точно установили ее пропорции и довольно правильно начали их намечать в рисунке. Но учитель, объясняя последовательность рисования на доске, изобразил папку и при этом неверно по пропорциям. На доске высота папки получилась вдвое больше, чем ее ширина. Значительная часть детей, несмотря на то, что папка висела перед ними на доске и они знали, что рисуют ее с натуры, стали спешно переделывать намеченные рисунки, «поправлять» в соответствии с рисунком учителя, что повело к явному искажению формы папки.
В некоторых случаях можно ограничиваться только словесным объяснением построения рисунка, демонстрируя при этом модель. Это особенно относится к рисованию раздаточных моделей, где приходится обращать внимание детей и на общие их признаки и на индивидуальные отличия (веточки ели, вербы, цветы).
Веточка ели, нарисованная на доске, несомненно, отвлечет внимание детей от индивидуальных особенностей веточки, лежащей перед ними. И изображение ее у большинства получится одинаково схематичным, механически воспроизводящим рисунок, увиденный ими на доске. Тем более, что последовательность изображения такой веточки настолько проста, что не требует графического показа.
При построении рисунка в целях точности его воспроизведения большое значение имеет не только последовательность, но и умение применить вспомогательные линии. Вспомогательными линиями мы называем те, которые не выражают какой-либо части или элемента натуры — их нет в натуре. Это линии условные, наносятся они только в целях уточнения построения рисунка и затем стираются. В I классе, где особенно важно научить детей умению соотносить наносимые ими линии с формой и строением рисуемой модели, вспомогательные линии могут запутать детей, отвлечь их от модели. Поэтому использовать этот прием надо с осторожностью и только в отдельных случаях. Наблюдая за работой первоклассников на уроках рисования, можно видеть, как отдельные из них пытаются рационализировать построение рисунка путем вспомогательных линий.
Например, при рисовании флажков на веревочке трое из детей, нарисовав первый центральный флажок, продолжали его нижнюю горизонтальную линию направо и налево, параллельно линии, изображающей веревочку, на которой расположены все флажки. На вопрос к одному из них, почему он провел эту линию, он несколько неуверенно, но вполне резонно ответил: «Я думал мне легче так будет их нарисовать, чтобы они все были одинаковыми». То же самое было замечено при рисовании дома и ряда окон в нем. Когда первое окно было нарисовано, от его основания учащийся провел линию, определяющую единую высоту окон. Поэтому подсказывать и показывать детям такой прием при выполнении соответствующих заданий не только целесообразно, но и необходимо, тем более что это упрощает решение задачи при рисовании одинаковых по размеру предметов, расположенных на одной высоте (флажков, окон, зубцов ограды и т. д.).
Руководя построением рисунка, учитель не должен забывать о тех технических трудностях, с которыми сталкиваются учащиеся I класса, когда им приходится рисовать, например, окружность или проводить линии в разных направлениях. Показ детям приемов правильного движения руки и пальцев на доске или в тетради учащихся при такого рода начертаниях поможет им легче овладеть этими приемами.
Часто дети, стараясь правильно провести линию, начинают ее наносить отрывистыми мелкими штрихами, теряя при этом ощущения целостности движения и направления линии. Так же пытаются они наносить и окружность. Вместо того чтобы рисовать ее одной плавной линией, не отрывая руки, они проводят на одном месте несколько линий.
В I классе, где учителю приходится полностью, во всех подробностях указывать учащимся не только, какую задачу им решать при выполнении того или другого задания, но и как ее решать, все же надо вести детей к доступной им самостоятельности в построении рисунка на основе первичного обобщения ими своего опыта. Так, не следует в течение всего учебного года каждый раз объяснять и показывать детям последовательность построения прямоугольных предметов. Когда ребенок приступает, например, к рисованию портфеля после того, как он рисовал уже папку и тетрадь, ему можно предложить самому рассказать и показать последовательность рисования портфеля, указав, что она должна быть той же, что и при рисовании папки.
Основной задачей обучения рисованию с натуры в I классе является воспитание у детей умения видеть модель и переносить увиденное в рисунок. Это умение опирается на понимание взаимосвязи наблюдаемого и изображаемого. Эффективность системы обучения рисованию с натуры зависит от целенаправленности в приемах наблюдения модели, ее анализа и целенаправленности в построении изображения. Руководство построением рисунка включает разъяснение и показ детям последовательности выполнения рисунка, его размещения на листе, его размера.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.