Рисование с натуры в I классе занимает основное место и является ведущим в общей системе обучения детей рисованию в школе. Оно воспитывает у учащихся понимание необходимости изображения предмета именно так, как мы его видим перед собой, со всеми его характерными особенностями, помогает установить связь между рисуемым предметом или моделью и его графическим воспроизведением — рисунком. Рисование с натуры, таким образом, способствует развитию умения рассматривать предмет, замечать его особенности и передавать их в рисунке. Рисование с натуры в I классе представляет значительные трудности, которые детьми преодолеваются только постепенно, в процессе систематического их обучения и в результате накопления ими необходимого опыта. В школе с самого начала ставится задача рисовать так, чтобы было похоже, чтобы любому другому было понятно, что нарисовано.
Вопрос о взаимосвязи восприятия и воспроизведения модели в рисунке для начального обучения является особенно острым; поэтому вся методика и все приемы обучения детей рисованию с натуры в I классе должны быть прежде всего направлены на преодоление именно этой трудности. Подбор моделей для I класса связан с вопросом о том, какие модели надо считать более простыми для изображения и какие более трудными. При этом определении часто исходили из того положения, что более простым для изображения надо считать предмет, состоящий из одной части, плоский, простой по силуэту, имеющий возможно меньше деталей и таким образом по своей форме наиболее близкий к геометрической фигуре.
По существу же дело здесь не столько в большей или меньшей плоскости предмета, сколько в его расположении перед рисующим. Построение рисунка и степень его трудности будут совершенно различны, если мы возьмем один и тот же портфель и расположим его фронтально по отношению к рисующему или под углом. Изображение портфеля в первом положении не требует передачи перспективных изменений предмета, во втором же это необходимо.
Моделями для рисования с натуры в I классе должны служить предметы, несложные по своему силуэту и деталям, которые расположены перед рисующими фронтально или в профиль и при своем изображении не требуют передачи перспективных изменений. В числе таких предметов должны быть непременно и предметы прямоугольные, среди которых очень много хорошо знакомых ребенку (портфель, журнал, тетрадь). Рисование с натуры такого рода предметов требует решения двух задач: первая — это передача пропорций в предмете, которые характеризуют особенности его формы — соотношения его ширины и длины, сравнительные размеры и расположение немногочисленных деталей; вторая — проведение вертикальных и горизонтальных линий.
Среди предметов должны быть непременно и круглые, воспроизведение которых требует правильного рисования окружности. В широком опыте нашей работы в первых классах были использованы в качестве моделей и «плоские» круглые предметы, и объемные, и такие, как разноцветные елочные бусы, воздушные шары (3 шара, связанные вместе), и даже большой мяч, повешенный на доске в сетке с таким расчетом, чтобы средняя линия; делящая на два полушария разного цвета, была бы на уровне их зрения, то есть они видели бы ее прямой вертикальной.
Можно часто слышать возражения, что изображение круглого объемного предмета характеризуется светотенью, изображение которой не входит в учебные задачи I класса. В I классе мы требуем от ребенка не светотеневой, объемный, а контурный рисунок, характеристика его общей формы и типичных деталей определяется линией. Моделями для рисования с натуры в I классе могут служить простые по своему контуру игрушки, типа елочных рыбок, птиц. Передача основных пропорций таких моделей связана с типическими особенностями их образа (длина хвоста и размер головы у рыбки по отношению к общей ее длине, длина тела или хвоста у птички). Если при воспроизведении таких моделей перед ребенком четко ставится задача нарисовать так, чтобы рыбка или птичка на рисунке была похожа на модель, то обычно поиски такого сходства активизируют у ребенка и передачу в рисунке пропорций модели.
Большое место для рисования с натуры в I классе должны занять модели из мира природы: листья, веточки, простые по форме цветы. Конечно, при рисовании таких моделей мы не требуем и не можем требовать абсолютной точности передачи всех соотношений. Но важно то, чтобы рисунок передавал бы типичные особенности строения ветки, основной ее характер, чтобы видно было по рисунку, что веточки нравились детям, они внимательно их рассмотрели и рисунок передал живой образ, а не схему. Например, чтобы нарисовать даже самую маленькую веточку елки, надо увидеть, сравнить и передать длину и форму основной стержневой ветки, длину и форму отдаленных отростков, их относительные размеры, расположение, характер хвои (направление и частоту игл).
Использование этих моделей в I классе объясняется тем, что сам их характер активизирует наблюдательность детей; этим определяется и учебно-воспитательная их ценность. Мы уже отмечали, что П. П. Чистяков, говоря об обучении детей рисованию, подчеркивал значение развития активности видения у ребенка: «Пусть ребенок смотрит во всю мочь и рисует приблизительно похоже». Нельзя забывать при этом, что модели из мира природы дают учителю возможность решать задачи и эстетического воспитания.
Чрезвычайно важным при рисовании с натуры является постановка или расположение модели перед рисующим. Мы знаем, какое существенное место в рисовании с натуры занимает рассматривание модели. Поэтому очень важно, чтобы модель была действительно хорошо видна всем учащимся. Достигнуть этого в классе, где парты стоят в несколько рядов в ширину и длину класса, очень трудно. В более старших классах модели поэтому берутся по возможности крупные и располагаются на соответствующей высоте. Часто для того, чтобы предмет был виден всем учащимся с определенной точки зрения, приходится ставить в разных местах класса не одну, а несколько аналогичных моделей.
Опыт показывает, что в I классе лучше всего модели раздавать учащимся так, чтобы они находились прямо перед рисующими на партах, в непосредственной от них близости. Листья, веточки, цветы, мелкие игрушки, которые служат моделями в I классе, по своим размерам малы, и увидеть их характерные детали можно, только расположив их на парте и рассматривая совсем близко. А умение заметить детали и передать их в рисунке обеспечивает живость и посильную реалистичность детского рисунка.
Наряду с мелкими раздаточными моделями, у которых требуется передать их строение, характерные детали и точный размер, моделями могут служить и более крупные предметы, расположенные к учащимся фронтально (флажок, портфель и т. п.). Они вывешиваются на доске.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.