Для успешного обучения рисованию учителю важно знать особенности рисунков детей, поступающих в I класс. Многие исследователи детского рисунка длительный период рассматривали его в отрыве от обучения и воспитания ребенка и ошибочно видели в нем саморазвивающийся процесс, которому якобы присущи определенные и неизменные возрастные стадии развития.
Советские психологи и педагоги в своих исследованиях показали, что развитие детского рисунка, как и развитие самого ребенка, протекает в строгой причинной зависимости от его воспитания и обучения, в процессе практической деятельности и познания им окружающей действительности. Характеристика особенностей рисунка ребенка дошкольного возраста с этих позиций освещена в целом ряде исследований (Игнатьев, Кондахчан, Сакулина, Флёрина и др.). Рассматривая вопрос о готовности детей к занятиям рисованием, прежде всего необходимо отметить значительные различия в уровне их графического развития к моменту поступления в школу. Это обстоятельство связано с весьма: значительным разнообразием жизненного опыта детей и руководства их изобразительной деятельностью до школы. Индивидуальные различия в готовности детей к занятиям рисованием обнаруживаются в трех направлениях: а) в развитии двигательно-графических навыков; б) в богатстве зрительных образов и способности к наблюдению; в) в уровне отражения пространственных связей и соотношений в рисунке.
Уровень развития у детей двигательно-графических навыков связан в основном с умением действовать карандашом и проводить линии. В этом возрасте далеко не все дети достаточно свободно управляют своими движениями, особенно мелкими движениями кисти и пальцев руки.
Так у Васи С. при его поступлении в школу графическая подготовка была слабой. Он неправильно и неуклюже держал карандаш, иногда просто схватив его в кулак. Кисть руки плотно прижимал к столу, линия выходила неровная и обрывистая. Регуляция движениями у мальчика была слабой, нажим сильный, раскраска неточная (линии либо выходили за контур, либо не доводились до него). Он крайне беспорядочно чиркал карандашом во все стороны. Имел склонность работать левой рукой, пытался обычно взять ею карандаш. К рисованию интереса не проявлял, даже почти не рисовал до школы, и никто его к этому не побуждал. В связи с этим дви-гательно-графический опыт его был очень ограничен.
Вова В., наоборот, пришел в школу с высокой графической подготовкой. Он очень любил рисовать и много рисовал с раннего детства. Его родители поощряли его интерес к рисованию и иногда помогали ему показом. Кроме того, мальчик до школы посещал детский сад, где он с охотой занимался рисованием, лепкой, вырезыванием, наклеиванием аппликаций. Все это способствовало развитию его двигательной культуры. Карандаш легко и свободно лежит в его руке, линия легкая и уже довольно ровная и соразмеренная. Раскраска рисунка аккуратная и точная в пределах контура.
Значительные различия наблюдаются у детей и в восприятии окружающего, в богатстве и запасе их зрительных образов, которые, несомненно, связаны с жизненным опытом, развитием способности наблюдения у детей и общим кругом их представлений. Некоторые дети уже довольно выразительно передают сходство с изображаемым предметом, у других — трудно узнать, что они рисуют. Предмет изображается иногда в развернутом виде (например, дом с трех сторон) или в виде «детской схемы». Последняя при этом строится не на отвлечении и обобщении существенных признаков предметов, а в ряде случаев путем выделения случайных признаков тех, которые произвели на ребенка сильное впечатление. В этот период у детей часто наблюдаются также стандартные изображения не конкретно наблюдаемого предмета, а предмета вообще, например не дерева определенной породы, а любого дерева вообще, с отражением его только самых общих признаков (ствол, ветви). Причем, когда бы и где бы ни изображались эти предметы, они в рисунке выходят всегда очень похожими один на другой.
Такая схематизация в детском рисунке наряду с другими признаками свидетельствует о недостаточной отчетливости и малой подвижности зрительного образа, неумении детей наблюдать окружающую действительность. Она показывает также, что в определении и передаче сходства дети в данный период руководствуются лишь узнаванием предмета через самые общие его признаки; при этом соотношение между общим и частным на данном этапе у них иное, чем в более поздний период развития.
Рисунок является отражением объективной действительности через знание и представление детей о предмете. В своих рисунках ребенок обычно стремится полнее передать все, что ему кажется интересным и существенным. Препятствием к этому является неумение строить рисунок, отсутствие графических знаний и навыков. Таким образом, в детском рисунке нет схемы, как обычно ее принято понимать, а в указанных особенностях находит свое отражение еще несовершенный образ, облеченный в графически несовершенную форму.
Следующее очень важное различие в детских рисунках рассматриваемого периода — это уровень передачи в них пространственных связей и отношений. Пространственные отношения и связи в рисунке играют роль своего рода «изобразительной грамматики». И в этом направлении у детей, поступающих в школу, также наблюдаются значительные колебания — от полного отсутствия связей в изображаемых предметах и их изолированной разобщенности в рисунке до композиционной связности и некоторых попыток передачи на листе глубины.
Приведем несколько рисунков детей, сделанных на первом уроке рисования и очень ярко показывающих различие в уровне передачи ими пространственных связей и отношений между предметами. Темой рисунка было воспоминание о лете. В одном случае наблюдалась полная разобщенность и беспорядочная разбросанность предметов по всему листу, их поворачивание в неестественное положение и т. д. В другом случае ребенок нанизывал все предметы только на нижний край листа, располагая их строго в ряд, избегая загораживания и отрыва их от нижнего края. И, наконец, в после рисунках имела место уже более связная композиция и даже элементы передачи глубины в виде расположения предметов на разном уровне, загораживания одного другим и т. д.
Кроме отмеченных различий в изобразительно-графической подготовке детей к школе, следует отметить и некоторые другие слабые стороны у учащихся к началу обучения рисованию. Почти у всех поступающих в школу детей анализ окружающей действительности при наблюдении не направлен на формирование изобразительного образа. У детей этого возраста особенно вызывает затруднение выделение пространственных соотношений. Так в начале года, рассказывая по картине, дети легко перечисляют предметы, называют действия, в ряде случаев хорошо объясняют содержание изображаемого, но слабо, а иногда и совсем не отражают пространственные связи изображаемого на картине (расположение, величину, направление, форму, удаление и т. д.). И это естественно, так как при работе с картиной ни в детском саду, ни в семье внимание детей не направляется на пространственные соотношения в построении изображения, и ребенок привыкает видеть в ней только сюжетное содержание. Многочисленные исследования говорят о том, что значительную трудность для детей в первоначальный период их обучения представляет овладение пространственной ориентацией на, плоскости листа и различение пространственных признаков в предметах.
Наряду со слабостью анализа и различения детьми пространственных отношений необходимо отметить еще одну особенность детской изобразительной деятельности в дошкольном периоде. В это время дети в основном рисуют по представлению. Организуемые в детском саду наблюдения природы или отдельных предметов чаще всего бывают предварительными, а не совпадающими во времени с самим изображением. В таких условиях у детей не может развиваться непосредственное взаимодействие между наблюдением и изображением. Больше того, на основе закрепления в практике детей рисунка по памяти или воображению у них вырабатывается привычка (стереотип в поведении) рисовать по представлению, которая с поступлением в школу вступает в противоречивые отношения с обучением рисованию с натуры (по восприятию).
Для данного периода характерен также способ построения детьми рисунка без предварительного его планирования и без каких-либо соизмерений. Наблюдения за процессом самостоятельного рисования детей показывают, что начинающие учащиеся часто приступают к рисунку не задумываясь и не рассуждая. Замысел возникает как бы в процессе самого изображения и бывает неустойчив. Рисунок строится в ряде случаев быстро, без устанорления взаимосвязей и без пространственно-соизмерительных действий. Он не вызывает у детей особых затруднений, но и не получается точным. В нем иногда видны элементы игровой деятельности детей (излишнее чирканье, затем стирание, разукрашиванье там, где это не нужно, повторение одного и того же несколько раз и т. д.). Все это образует у некоторых детей устойчивые приемы в построении рисунка, которые совсем не согласуются с новыми требованиями при поступлении в школу и нуждаются в перестройке.
Учителю, приступающему к обучению детей рисованию в I классе, важно учесть все перечисленные особенности детского рисунка. Зная эти слабые стороны, он может направить свои усилия, особенно в начальный период обучения, на преодоление их, чтобы подвести детей к успешному усвоению изобразительно-графических знаний и навыков по программе I класса.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.