На работу с бумагой в программе ручного труда в I классе отводится 17 часов, то есть 17 уроков.
Бумага как материал обладает разнообразными свойствами: она мнется, сгибается, разрывается, расщипывается, разрезается; из бумаги можно вырезать; бумага окрашивается, склеивается, прокалывается и сшивается; из бумаги можно плесть, приготовлять бумажную массу, ее можно прессовать, делать упругой и непромокаемой и т. п. В зависимости от свойств бумаги определяется ее сорт и назначение. Свойства бумаги, ее назначение определяют и способы обработки. Учащихся I класса нет необходимости знакомить со всеми свойствами бумаги и способами обработки, достаточно дать детям знания об основных свойствах бумаги и тех ее сортах, с которыми дети будут работать. По мере расширения объема работы с бумагой в следующих классах учитель будет расширять и углублять знания детей, связывать их с практикой. Преимущество бумаги как материала в том, что из нее можно сделать много интересных и полезных предметов, изготовление которых доступно детям, учителю же предоставляется возможность передать детям знания и умения и закрепить умения в прочные навыки.
Дети с большим интересом относятся к работе с бумагой именно потому, что на каждом уроке видят значимый для них результат, сознательно и активно стремятся к нему, радуются успеху, а это и является одним из условий формирования положительного отношения к труду, воспитания такого ценнейшего качества личности, как трудолюбие.
Каждая более или менее сложная работа требует дробного членения действий, овладения частичными знаниями — близкими локальными связями, длительного упражнения в усвоении и закреплении навыков практической деятельности. Отдельные знания и навыки, синтезируясь, вступая вновь в сложное взаимодействие, делают возможным новый вид более сложной деятельности.
Знания, даваемые детям о бумаге, об инструментах, не сложны и усваиваются ими сравнительно легко; выработка умений требует более длительного времени и некоторых усилий.
Та или иная практическая деятельность почти всегда включает ряд разнообразных знании, умений и навыков. Например, вырезывание — это не простое знание свойств бумаги, умение резать ножницами, а сумма специализированных знаний и умений — владение инструментом, знание его свойств, умение резать по прямой, кругообразное, остроконечное, криволинейное резание и т. д. Вырезывание включает ряд разнообразных движений, требуя разного положения рук, их соотношения, направления, непрерывности движений, их плавности и т. д. Эта сложная деятельность становится доступной и привычной для ребенка только после того, как он овладеет частичными отдельными знаниями и действиями, входящими в ее состав. Сам двигательный навык при всей его внешней простоте проходит в своем развитии ряд стадий или фаз.
Наблюдения за детьми на первых уроках ручного труда и на уроках с новым материалом и инструментами показывают, что движения их слабо координированы, неловки, неточны, и очень характерно, что у них возникает обилие не только целесообразных, но и лишних, «сочувственных» движений. При такой, казалось бы, простой операции, как сгибание бумаги, на первом уроке работы с бумагой у детей действовали не только руки, но действовал весь организм, наблюдались излишние движения различных органов тела. Все это свидетельствует о том, что образование навыка, находясь на самой начальной стадии своего формирования, вызывает широкое распространение возбудительного процесса и охватывает различные зоны коры больших полушарий. Это подтверждают наблюдения за работой детей.
Ученица Н.— девочка спокойная. Процессы возбуждения и торможения в обычной обстановке у нее взаимно Согласованы, достаточно подвижны. Первый урок труда, В самом его начале ученица без всякой необходимости берет папку с инструментами (папка новая) и несколько раз завязывает и развязывает тесемки; пробует вынуть из петли ножницы, поправляет линейку. Получив бумагу, она водит по ней ладонью, поднимает и смотрит через нее на свет, опять разглаживает, уже ребром ладони. Начавшееся объяснение урока привлекает внимание девочки, она внимательно слушает, смотрит на учителя, однако пальцы ее гладят поверхность листа бумаги. Получив задание согнуть бумагу, приложив нижний край к верхнему и проверив совпадение углов, ученица как-то вся напрягается, беря уголки бумаги, она несколько раз меняет пальцы, хотя учителем точно указано, какими пальцами (большим и указательным) нужно захватить уголки листа. Присоединяя нижний край бумаги к верхнему, девочка высовывает язык, что-то шепчет, и наконец, выполнив задание, она успокаивается, мускулатура ее расслабляется.
Еще более яркую картину наблюдали мы у ученицы З. Ученица З.— живая девочка, при подвижности возбудительного и тормозного процессов у нее явно преобладает процесс возбудительный. Выслушав сообщение учителя о том, что будет новый урок ручного труда, ученица нетерпеливо постукивает крышкой парты, оглядывается по сторонам. При раздаче папок с инструментами она бежит к учителю, просит дать ей скорей, развязывает тесемки, вынимает ножницы, кисть, линейку, машет линейкой, берет ножницы, режет ими воздух и проводит по крышке парты сухой кисточкой. В самом начале объяснения, еще не дослушав его, она делает сгиб, заметив, что получилось плохо, просит новый лист, старается сделать правильно, низко наклоняется над работой, высовывает язык, чуть постукивает подошвами ботинок о пол, меняет позу. Прогладив сгиб бумаги, она кричит на весь класс: «Все! Уже сделала!»
Сравнивая поведение этих двух девочек с их поведением на последующих уроках, мы видели, как постепенно отпадают лишние движения, и, по мере того как развивается внутреннее торможение, иррадиация генерализованного возбуждения сменяется его концентрацией; в силу упорядочения, специализации двигательного навыка движения уточняются.
Уже на первых уроках лишние, ненужные движения под влиянием обучающих указаний учителя затормаживаются. Совершенно очевидно, что словесные указания выполняют роль сильного раздражителя, они «подкрепляют» или не подкрепляют отдельные движения, и одни очаги возбуждения усиливаются, движения начинают уточняться, постепенно специализироваться, другие, не будучи подкрепляемы, угасают. В этой роли слова как сильнейшего раздражителя и проявляется специфика высшей нервной деятельности человека, роль второй сигнальной системы, действующей во взаимосвязи с первой.
Педагогический вывод из этой динамики формирования двигательного навыка заключается в том, что содержание и количество раздражителей, как и количество и характер требований к действиям, должны быть строго дозированы, подчиняться закону меры.
Мы сталкиваемся с необходимостью учета меры всегда, когда возникает необходимость вскрыть динамику развития знания, навыка, дать оценку его зрелости, и вопрос о «мере» требует срочной и серьезной разработки.
Второй вывод заключается в том, что в самом начале урока и тогда, когда в урок вносится много нового, незнакомого, требующего от детей и нового приспособления, возникает период широкой генерализации и иррадиации возбудительных процессов, некоторое несоответствие их тормозным. Внешне это выражается в повышенном возбуждении детей, которое отнюдь не может быть объяснено явлениями недисциплинированности, а является закономерной реакцией нервной системы и требует от учителя подкрепления и усиления одних анализаторов за счет затормаживания других. Следовательно, правильное понимание учителем этих явлений обеспечивает и правильное воздействие на них в интересах обучения и воспитания.
Вторая группа уроков по труду характеризуется тем, что учитель в основном использует уже вторую фазу формирования двигательного навыка, когда излишние движения исчезают, а необходимые и целесообразные укрепляются, когда начинается специализация движений и преобразование умений в навыки. Это соответствует характеру высшей нервной деятельности, когда при усилении возбудительных процессов в одних центрах и тормозных процессов в других возникает так называемая положительная иррадиация, происходит специализация двигательного навыка и становление коркового динамического стереотипа деятельности. Следует учитывать, что и в этот период еще нет вполне установившейся системы чередования возбудительно-тормозных процессов, имеет место недостаточное внутреннее торможение. В связи с этим при письме, рисовании, при занятии ручным трудом дети еще не умеют расслаблять мышцы и их особенностью является так называемая «закрепощенность» действий.
В этот период опасно длительное применение однообразных упражнений, так как формирующийся стереотип деятельности может потерять динамические свойства.
Начало образования специализированного двигательного навыка требует разнообразного его применения, чередования одного с другим. Поэтому после или вслед за уроками, содержанием которых было ознакомление с одним каким-нибудь материалом, пользование одним инструментом, следуют уроки с использованием разных материалов, свойства которых дети уже знают, разных инструментов, действия которых первично освоены. Так в самом начале целесообразно учить детей только работе с ножницами, постепенно отрабатывая с большей или меньшей глубиной все приемы вырезывания в их постепенном усложнении, или только наклеиванию при дробном расчленении входящих в него движений, в их последовательности и усложнении. Позднее можно давать работы, требующие и вырезывания и наклеивания. Применение разных навыков, их подкрепление имеют большой смысл потому, что при использовании различных материалов, инструментов повышаются возможности изготовить более сложное изделие, что само по себе является положительным фактором: повышается интерес детей к труду, производительность их труда. Постепенно двигательные навыки, лежащие в основе трудовой деятельности, стабилизируются, то есть в них завершаются процессы автоматизации. Эта стадия характеризуется ишшяием. закрепленного коркового динамического стереотипа, лежащего в основе навыка. На этой стадии формирования трудовых навыков учащиеся могут действовать почти самостоятельно: учитель может лишь напоминать о том, что ими усвоено. Этой степени зрелости и соответствует третья группа уроков, которая протекает при значительном повышении самостоятельности учащихся в применении знаний, трудовых умений и навыков.
Процесс формирования трудовых навыков в какой-то мере похож на процесс письма: овладев умением писать элементы букв и буквы, автоматизируя это умение, превратив его в навык, дети переходят к письму слов, от письма слов и предложений к свободному письму. Так и в овладении трудовой деятельностью учитель ведет учащихся от простого к сложному: от овладения отдельными трудовыми действиями к их сочетанию, к сложной трудовой деятельности. Конечно, все звенья этого процесса не являются изолированными, они взаимодействуют, и упражнение в закреплении отдельных актов, их усовершенствовании обусловлено тем, что они все время, подкрепляются в разных формах сложной деятельности. Это положение должно учитываться при планировании содержания и последовательности усвоения знаний, умений и навыков на уроках ручного труда.
Большую ошибку совершают учителя, когда допускают обрыв в формировании навыков. Так, обучая детей работе ножницами или наклеиванию, учитель проводит несколько уроков, следующих один за другим, а потом целый год не упражняет их в применении и усовершенствовании полученного навыка, в результате происходит «разучивание», то есть дети утрачивают навык. В связи с описанием содержания уроков мы показываем таблицу планирования уроков и ту систему подкрепления умений и навыков, которая сложилась в опыте преподавания ручного труда в I классе.
Работа с бумагой требует более сложных приспособлений. Основными инструментами для работы детей являются ножницы, кисточка, гладилка, линейка, устойчивая низкая баночка для клея, деревянная подкладная доска для прокалывания бумаги шилом.
Всякий труд производителен, если он хорошо организован, то есть если помещение, в котором дети работают, отвечает гигиеническим требованиям, рабочее место содержится в порядке, инструменты удобно расположены. Этим же требованиям должна отвечать и организация труда учащихся в школе. В объяснительной записке к программе ручного труда указано, что ручной труд преподается учителем, ведущим класс, и уроки ручного труда проводятся в классе. Но классная комната должна быть подготовлена для труда детей. Подготовка заключается в сильном проветривании класса; еще лучше, если это проветривание сочетается хотя бы с частичной влажной уборкой. Класс должен быть хорошо освещен. Мы использовали для уроков труда или первый урок (весной), или третий — после большой перемены, иногда четвертый, если содержание урока было связано со значительной уборкой класса, мытьем после работы рук. Более поздние уроки удобны тем, что они проходят при естественном освещении почти во все времена года.
Для удобства пользования инструментами и хранения их нами была сделана портативная «рабочая папка». Пользование этой папкой оправдало себя, оно широко применялось во многих школах. Для изготовления папки используется обычная папка для хранения тетрадей. В середину такой папки вшивается лист из плотной бумаги. На внутренней стороне обложки (слева) наклеивается конверт, в который вкладываются свернутая вчетверо тряпочка, необходимая для вытирания рук, и кисточки. Такое простое приспособление экономит силы и время учащихся и учителя, приучает в то же время детей к аккуратности. На первой странице вкладного листа делаются соответствующие проколы. В низ продевается узкая резинка, концы ее завязываются с обратной стороны, и образуется пять петель. В эти петли вкладываются ножницы, линейка, карандаш с металлическим наконечником, кисточка, гладилка, которая может быть заменена ручкой от вышедшей из употребления зубной щетки или расчески. Такое приспособление удобно тем, что резинка плотно охватывает инструмент и легко оттягивается, когда его нужно взять. Инструмент, укрепленный таким образом, виден весь сразу, расположен всегда в одном и том же порядке, хорошо сохраняется. Все это приучает детей в обращении с ним к порядку. Вторая страница вкладного листа склеивается с первой так, чтобы не было видно узелков от резинки, а на нее наклеивается второй конверт для хранения картинок, которые дети собирают и используют в качестве подсобного материала на уроках труда. На правой стороне обложки пришивается уголок для вкладывания цветной бумаги, необходимой для работы.
Описанную нами папку легко могут приготовить родители учащихся, если им показать образец и объяснить, как сделать. Папкой ребенок может пользоваться, обучаясь и в I и II классе. Оправдывает себя это приспособление еще и тем, что по своим размерам оно занимает очень немного места на парте (верхний правый или левый угол), папка может служить легким прессом, когда нужно что-то слегка прижать, подсушить и т. д.
Одним из совершенно необходимых приспособлений для уроков ручного труда являются конверты с раздаточным материалом. Уроки ручного труда в организационном отношении довольно сложны. Учителю приходится заранее изготовлять ряд материалов, деталей, раздавать их детям на уроке. Чтобы сэкономить время и не заставлять детей ждать, целесообразно иметь конверты, в которые учитель вкладывает материал еще до урока, и раздача его не требует много времени. В эти же конверты дети кладут и свои изделия. Это удобно особенно в первое время, пока дети не умеют писать и не могут подписать изделие и сдать его учителю.
В каждом классе должен быть совочек и щетка для собирания обрезков бумаги и корзинка для их складывания. Наличие таких простых, но совершенно необходимых предметов помогает приучать детей к порядку и аккуратности, к тому, чтобы они не загрязняли класс, оставляли рабочее место чистым.
Ниже приводим запись некоторых наиболее типичных уроков, как они проходили в школе № 157 Ленинграда, и таблицу содержания уроков работы с бумагой, с указанием последовательного и постепенного усложнения знаний, умений и навыков от урока к уроку.
Первые уроки работы с новым материалом, новыми инструментами всегда содержат ряд организационных сторон, которые в последующем уже не повторяются. Так на уроках лепки, как мы видели, учитель знакомит детей с приспособлениями для лепки, правилами работы. При работе с бумагой некоторое время отводится на освоение рабочей папки, порядка хранения в ней инструментов и материалов, расположения их на парте и т. д. Чтобы детям не нужно было одновременно осваивать и материалы и инструменты, первые уроки по работе с бумагой проводятся без инструментов, на них используются лишь руки и контролирующее их действия зрение.
Приводим запись уроков по работе с бумагой.
Первый урок работы с бумагой
Содержание урока. Изготовление закладки для книг и папки-конверта.
Программное содержание: 1) Знания о назначении бумаги: на бумаге пишут, рисуют, печатают книги, газеты, из бумаги делают многие полезные вещи (коробки, конверты, кульки), в бумагу завертывают. 2) Знания о сортах и качестве бумаги: настольная, писчая. 3) Знания об одном из свойств бумаги — она сгибается. 4) Обучение детей правильной посадке во время работы и положению рук. 5) Научить детей: правильно сгибать бумагу, делать из нее закладки и конверты. В процессе обучения проверить, правильно ли дети различают положение предмета в пространстве, закрепить термины: длинная—короткая, широкая—узкая, правая—левая стороны, верхний и нижний углы. Закрепить специальные термины: сгиб, линия сгиба, клапан.
Приспособления для работы. Для каждого ученика даются две полоски плотной бумаги 18—20 см длины и 6 см ширины разного цвета (любого). Конверт с кусочками разных сортов бумаги (настольной, писчей, альбомной, оберточной). Вырезанный шаблон развернутого конверта-папки. У учителя — полоски увеличенного размера — 26 X 8 см, чтобы их хорошо было видно классу.
Ход урока
Учитель. Дети, мы учились лепить фрукты, овощи. Теперь мы будем учиться работать с бумагой и делать разные интересные предметы. Какие вы знаете предметы, сделанные из бумаги?
Ученики. Книги. Журналы. Папки. Обои.
Заслушав несколько ответов, но не тратя на опрос много времени, учитель обобщает их и формулирует вывод: «Из бумаги делают разные вещи». Затем обращается к классу: «Еще для чего нужна бумага?» Многие из детей поднимают руки, что свидетельствует об их интересе к теме беседы, о наличии знаний. Учитель закрепляет другой вывод: «На бумаге пишут, рисуют, печатают газеты, в бумагу завертывают разные вещи».
Учитель. Посмотрите, дети, на полосочки бумаги, которые лежат у вас в конвертах, потрогайте их руками. (Дети вынимают четыре полоски бумаги (8X4 см) и с большим интересом рассматривают их.) Посмотрите, есть ли среди ваших листочков такая бумага, на которой вы пишете? Возьмите ее в правую руку. (Дети поднимают листочки линованной белой бумаги.) Послушайте внимательно: на бумаге вы пишете, как ее можно назвать?
Ученики. Писальная. . . Писучая. . .
Учитель. А как еще лучше сказать? Подумайте. Скажите слово тихо про себя.
Ученики. Писчая бумага, для писания. Это белая писчая бумага.
Учитель. Сегодня мы с вами будем работать вот с такой бумагой (показывает). Это настольная бумага, ее кладут на столы. Возьмите в левую руку листочек настольной бумаги, а в правую — писчей. Потрогайте оба листочка, одинаковые они?
Ученик. Одна бумага белая, другая зеленая.
Учитель. Верно, у них разный цвет. А еще что разное?
Ученик. Настольная бумага толстая, писчая — тонкая.
Учитель. А как сказать лучше?
Ученик. Настольная бумага плотная
Учитель. Правильно. Посмотрите через нее на свет. Видно что-нибудь?
Дети серьезно всматриваются и приходят к выводу, что бумага действительно жесткая.
Учитель. Проведите по бумаге пальчиками. Какая она?
Ученик. Шершавая, шероховатая.
Учитель. Послушайте внимательно: бумага шероховатая. Давайте вместе скажем новое слово: шероховатая. Теперь будем делать закладочку для книги. Вот какую (показывает образец) Для чего нужна закладочка?
Ученик. В книгу. . .
Учитель. Скажи, чтобы всем было понятно.
Ученик. Закладку кладут в книгу. . .
Учитель. Для чего?
Весь класс внимательно слушает. Многие поднимают руки.
Ученик. Закладку кладут в книгу, чтобы знать, где читать.
Учитель. Правильно, все вы поднимали руки, значит знаете, что книгу надо беречь, нельзя ее зря перелистывать. Вот и сделаем закладку Теперь послушайте внимательно и смотрите. Эта полосочка прямоугольной формы — прямоугольник. (Учитель показывает прямоугольник; путем изучения полосочки бумаги и сравнения дети устанавливают, что у этой формы противоположные стороны одинаковые: две из них длинные, две короткие.) Возьмите в правую руку фиолетовую полосочку. Покажите, где у нее длина, а теперь, где ширина. Я приколю свою полосочку на доску — вот так, по ширине. А вы положите на парту. (Учитель проверяет, правильно ли дети положили.) Теперь посмотрите, сколько у полоски уголков, покажите, какие из них верхние, какие нижние, какие правые, какие левые. (Дети выполняют задание.) А кто ответит на трудный вопрос: мы рассмотрели полосочку бумаги и что о ней узнали? Подумайте все... все. Вот уж пять человек подняли руки, еще пять, еще. Послушаем, что скажет Б.
Ученик Б. Эта полосочка из настольной бумаги. Она немного длинная, прямоугольная, у нее четыре угла: два правых — верхний и нижний, два левых — верхний и нижний.
Учитель. Кто еще хочет добавить?
Ученик И. Это настольная бумага плотная, шероховатая.
Учитель. А теперь будем работать. Во время работы с бумагой нужно правильно сидеть и правильно держать руки. Посмотрите, как нужно сидеть (показывает): корпус нужно выпрямить, руки положитьтак, чтобы они опирались на переднюю кромку крышки парты. Сядьте правильно. (Проверяет посадку детей, еще раз обращает внимание на правильность расположения листа.) Теперь будем учиться делать закладочку. Смотрите: нужно взять за нижние уголки большим и указательным пальцами правой в левой рук, вот так. (Показывает на листе, прикрепленном к доске.) Возьмите. Нижние уголки приподнимите и приложите к верхним, чтобы было точно, точно. Постарайтесь, чтобы было точно, а то закладка получится кривая. Приложили? Теперь большим и указательным пальцами левой руки придержите Вот так (показывает). Сделайте так. А правой пригладьте — вот так (показывает). Проведите по краю, вот здесь (показывает). Что получилось? Мы бумагу согнули. А как называется эта линия? Сгиб. Линия сгиба. (На последние вопросы учитель не ждет ответа, ими он активизирует внимание детей, учит их смотреть и видеть.) Покажите у себя, где у вас линия сгиба. Что это? (Указывает на линии сгиба и тем самым создает необходимость употребить слова, связав их с восприятием.) Вот и получилась закладка! Но у вас две книги— букварь и задачник. Вторую закладку сделайте самостоятельно, вы уже умеете делать.
После изготовления второй закладки дети по предложению учителя кладут их в букварь и задачник. Учитель предупреждает, что их нужно хранить и не мять.
По такому же плану учитель обучает детей изготовлению конверта-папки.
Общий результат выразился в том, что задание было выполнено всеми детьми. Уже в процессе урока можно было наблюдать динамику в усвоении знаний и формировании умения сгибать. После объяснения учителя у детей появлялось желание тотчас же сделать закладку. Но это желание наталкивалось на неумение, руки не слушались. Дети делают множество прсб, хотя и знают, как нужно делать. На первую закладку было затрачено примерно вдвое больше времени, чем на вторую при относительно худших результатах. Так, всего лишь 30% детей выполнили работу точно, 40% — с расхождением в присоединении углов на 2—3 мм, 30% — с расхождением от 4 до 7 мм. Очевидно, дело было не в глазомере, а именно в отсутствии трудового практического умения, так как дети ясно видели свои ошибки. При изготовлении второй закладки уже 70% учащихся класса выполнили задание точно и только 20% с расхождением в 2—3 мм; у 10% по-прежнему расхождение было в 3—5 мм. Причиной этого были неумелые руки, отсутствие координации движений. Например, ученик С. очень плохо действовал одновременно двумя руками. Он старался присоединять уголки поочередно: правый нижний с правым верхним, потом левый нижний с левым верхним, и каждый раз проглаживал сгиб, отчего тот перемещался почти на 10 мм.
На первом уроке, как видно из записи, сам процесс труда занимает небольшое время и заключается в том, что дети делают за урок всего шесть сгибов. Но тем не менее первые уроки очень насыщены, проходят при активном внимании детей, активном усвоении новых или в повторении имеющихся знаний, в овладении умением. Ценность первого урока в том, что учитель с самого начала расчленяет все действия, сочетает слово с показом, проявляет дбверие к детям и вместе с тем требует точности действий, ясного понимания, что и для чего ребенок делает. Ценность еще и в том, что сделанные вещи сразу же находят жизненное применение, и тем самым труд становится необходимым, значимым, интересным.
На втором уроке, на котором дети делали «кармашек», закреплялось умение сгибать бумагу. Учащиеся выполняли задание легко, хотя оно и требовало большой точности. Задание было выполнено легко, во-первых, потому, что руки детей стали уже более послушными, во-вторых, потому, что работа была четко разделена на определенные действия (этапы), которые выполнялись детьми в одном ритме, вслед за показом учителя.
Опыт нас убедил в том, что для усвоения приема сгибания достаточно двух уроков, если в последующих уроках этот прием закрепляется и применяется при других работах. Ознакомление со свойствами бумаги и приемами сгибания может быть осуществлено и на других изделиях. Можно научить детей обернуть книгу, свернуть пакетик для семян, сделать игрушку. Увлекаться изготовлением на уроках труда бумажных игрушек (кукольной мебели, «летунов», лягушек, галчат и т. д.) вряд ли целесообразно. Игрушки эти очень непрочны. Работа с ними придает уроку не свойственный ему игровой характер. Некоторые учителя в первый год преподавания ручного труда отводили на усвоение сравнительно простого навыка сгибания бумаги и на изготовление игрушек путем сгибания до 6—8 уроков, что нельзя признать целесообразным.
И к ознакомлению с простейшим инструментами, их свойствами, способами пользования ими нужно идти постепенно, не спешить, не вводить в один урок несколько инструментов.
Приводим запись урока ручного труда, на котором преподаватель учил детей пользоваться ножницами.
Третий урок работы с бумагой
Содержание урока. Изготовление занавесочки и счетного материала из квадратов.
Программный материал. 1) Знания о свойствах бумаги (бумагу можно разрывать, разрезать). 2) Ознакомление с ножницами как инструментом резания, с приемами пользования ими и способом хранения. 3) Обучение приемам резания бумаги ножницами. Обучение правильной позе во время работы.
Материал для работы. Тонкая альбомная бумага, кусок настольной бумаги с нанесенными на нем десятью квадратами.
Ход урока
Учитель. Дети, сейчас у нас будет урок ручного труда. С каким материалом мы работали в прошлый раз? Что сделали?
Ученики. Мы работали с бумагой. Сделали закладки для букваря и задачника. Еще сделали конверт-папку.
Учитель. С какой бумагой мы работали и что узнали о ней?
Многие дети поднимают руки.
Ученик. Мы работали с настольной бумагой. Она плотная, немного шероховатая, зеленого и фиолетового цвета.
Учитель. Чему мы научились?
Много поднятых рук.
Ученик. Научились сгибать бумагу и делать закладки.
Учитель. А теперь посмотрите, что я сделал. (Разрывает бумагу. Не ожидая ответа, предлагает детям взять белый листок бумаги и разорвать его.) Значит, бумагу можно сгибать и еще что делать с ней?
Ученик. Бумагу можно разорвать.
Учитель. Послушайте и посмотрите — я научу вас, как можно разорвать лист бумаги на две одинаковые половины. Будем делить вместе. Возьмите листок бумаги. Положите его на парту по длинной стороне. Вы уже умеете согнуть бумагу. Что нужно сделать, чтобы согнуть бумагу?
Ученики. Взять за нижние уголки и присоединить их к верхним уголкам. Еще пригладить линии сгиба.
Учитель. Правильно, согните бумагу и пригладьте линию сгиба. (Дети выполняют указание.) Теперь переверните бумагу на другую сторону, снова согните пополам и прогладьте линию сгиба. (Все эти указания учитель дает, не сопровождая их показом, так как дети повторяют уже знакомые действия, упражняются в овладении теми умениями, которым они обучались на прошлом уроке. В дальнейшем объяснение нового приема он сопровождает показом действий.) Посмотрите, как нужно разорвать бумагу по сгибу. Нужно положить бумагу перед собой, вот так, чтобы линия сгиба была вдоль. Я прикреплю бумагу к доске, а вы положите на парту. (Проверив, правильно ли положена бумага, учитель вновь привлекает внимание учащихся.) Смотрите! Указательным и большим пальцами я придерживаю левую половину бумаги, у самого сгиба. Правой рукой, движением от верхнего края к нижнему, отрываю щу сгибу правую половину. (После показа учитель предлагает детям разорвать бумагу: указанным способом. Для закрепления умения вновь предлагает детям самостоятельно» сделать сгиб, прогладить его и разорвать бумагу по сгибу. Затем объясняет, что бумагу более ровно можно разрезать ножницами, предлагает вынуть папки и достать ножницы.) Кто знает загадку о ножницах? (Многие дети знают загадку: «Два кольца, два конца, а посредине гвоздик». Учитель предлагает рассмотреть ножницы и показать, где у них два кольца, два конца и винтик. Потом он указывает, что во время резания сидеть нужно прямо, не горбиться, не наклонять низко голову, и предлагает детям сесть правильно, указывает, что ножницы всегда держат в правой руке, а бумагу в левой.) Ножницы при работе держать так: большой палец вставляется в верхнее кольцо (на сгибе между первой и второй фалангами), в нижнее кольцо вставляется средний палец — на второй фаланге. (Объяснение учитель сопровождает показом и предлагает детям самим взять ножницы, попробовать, как они будут резать, то есть произвести резательное движение еще без бумаги в целях приспособления руки к инструменту.) Теперь мы научились держать ножницы. Попробуйте ими резать бумагу.
Дети берут из раздаточного материала бумагу и режут, кто как умеет. Многие из них режут неправильно, мнут бумагу. Но этот этап естественного приспособления руки и инструмента к материалу необходим как подготовительный для освоения резательного движения. Учитель ставит доступную для детей цель: сделать занавесочку и показывает обра.чец, затем предлагает из раздаточного материала взять бумагу, разлинованную в прямую линейку, и объясняет прием резания по прямой (при резании по прямой нужно начинать с начала линии, все время смотреть на концы ножниц). Показывает приемы резания и предлагает повторить их. Рассматривая занавесочки, говорит, что дома такую занавесочку, но большего размера можно сделать для форточки, применяя умение в жизни. В целях закрепления умения резать по прямой на этом же уроке изготовляется пособие для счета путем разрезания на квадраты заранее разграфленного прямоугольника. Полученные десять квадратов дети убирают в ранее изготовленный кармашек (см. урок 2-й). После выполнения задания учитель упражняет детей в том, как правильно вставлять ножницы в папку (петлю), и предупреждает, что ножницы нельзя ронять, так как они от этого портятся.
Анализ умений детей показал, что некоторые из них уже владели умением резать ножницами и резали ровно по линии. Другие дети первое время мяли и даже рвали бумагу. Некоторые делали много лишних движений и не могли сочетать движение с направлением линии разреза, как будто неумелое движение приобретало власть над контролем глаза и поэтому разрез все время съезжает с линии. Лишь постепенно выравнивалась координация между зрением и движением, и тогда контрольную роль выполняло зрение. При изготовлении занавесочки нужно было сделать 10 прямых разрезов по 10 см длиной. О характере выполнения задания мы получили следующие данные.
При разрезании прямоугольника на квадраты работа по объему производится несколько меньшая. Прямоугольник разрезается на 5 полосок по 10 см длиной, и каждая из них пополам, то есть делается разрез в 5 см.
Сравнительные данные показывают, что при упражнении дети быстро овладевают навыком резания по прямой. Этот навык, все более и более совершенствуется от урока к уроку, о чем свидетельствуют сравнительные данные результатов двух уроков.
Уроки четвертый и пятый проводились по типу предыдущих уроков.
В основе всех этих уроков, обеспечивающих постепенное, последовательное ознакомление детей с теми или иными свойствами, приемами работы, лежит дробное расчленение действий, их анализ, показ, объяснение и упражнение в их выполнении. Новым в каждом уроке было то, что обусловлено характером действия. При вырезывании кругов учитель обращает внимание детей на изменение приема резания и обучает новому приему. При резании по прямой линии нужно было смотреть на концы ножниц и направлять их по намеченной линии. Резать бумагу по кривой линии уже значительно труднее. При резании по прямой в основном действует правая рука, левая же лишь поддерживает бумагу. При резании по кривой согласованно действуют обе руки, ибо правая режет бумагу, а левая навстречу ей поворачивает лист. При резании по кривой смотреть нужно уже не на концы ножниц, а на то место, где лезвия ножниц сближаются и режут бумагу. Вырезать круг нужно плавным движением, не отрывая ножниц. Подравнивать, резать края по частям не рекомендуется, иначе размер круга уменьшается, а очертания его будут неровными.
Опыт н анализ работ детей показывают, что овладение приемом -вырезывания кругов для детей — дело нелегкое. Об эгом свидетельствует то, что только немногие дети все 10 кружков по 3 см в диаметре вырезали правильно, сохранив размер и четкость линии. Большинство же детей в самом начале пользуются подравниванием и уменьшают размер почти на сантиметр. И в этой работе наблюдается то же явление: в самом начале контроль зрением не помогает, пока рука не овладеет самим механизмом движения.
Результат работы детей и те трудности, которые они испытывают при вырезывании кругов, поставили перед нами вопрос о том, не следует ли изменить порядок обучения приемам вырезывания и вслед за прямолинейным резанием дать криволинейное, но более свободное, не требующее сохранения точной формы, например вырезывание по шаблону звездочки, самолета, грибка. Эти работы явились бы подготовительными к более точным. То, что просто для взрослого, может быть очень сложным для ребенка.
По сложности движений, а главное, по их взаимной связанности и последовательности показательным является шестой урок, когда дети овладевают приемами наклеивания. Наклеивание кажется делом простым, а между тем даже взрослые люди не умеют наклеивать самые простые вещи и грязнят работы. Сохранить чистоту работы и составляет основную трудность. Дело не только в качестве клея, а именно в умений, в навыке пользования одним и тем же приемом, одними и теми же правилами.
На одиннадцатом и двенадцатом уроках изготовляются елочные игрушки. На этих уроках учитель не дает детям новых знаний о материале, не обучает новым умениям — он учит их применять ранее полученные знания и умения, закрепляет навыки в работе с материалом. Пользуясь усвоенным приемом сгибания, резания и вырезывания, склеивания, наклеивания, завязывания, под руководством учителя дети делают разнообразные игрушки. Ценность этих уроков заключается в том, что учащиеся применяют знания и умения в новых условиях, в том, что на одном и том же уроке они пользуются разнообразными умениями, которые входят уже в более сложную деятельность по изготовлению игрушек. Это обстоятельство и придает самому умению более подвижной характер. Учащиеся любят эти уроки потому, что их радует возможность сделать игрушку, чувствовать себя «умелыми людьми».
Учитель поддерживает растущее сознание успеха. Вместе с тем эти уроки являются в какой-то мере контрольными, показывающими, чему дети научились, какие умения и навыки требуют дальнейшего закрепления.
Для усиления красочности игрушек можно внести дополнительные материалы, котсрые не предусмотрены программой и используются как вспомогательные, без изучения их свойств. К ним относятся серебряная и золотая бумага, цветные ленты, кусочки целлофана. Но не нужно усложнять характер самих изделий и делать сложные игрушки. Фонарики, изготовление которых основано на навыках сгибания и прямого резания, особенно если они украшены наклеенной цветной полосочкой, цветные и разноцветные шарики из вырезанных кругов, звездочки, самолеты, вырезанные по контуру, лодочки и хлопушки — все это могут сделать учащиеся первых классов, и все это радует детей не меньше, чем какая-либо замысловатая игрушка из ваты, корзинка из спичек и рафия и другие сложные игрушки, на которые порой затрачивается много сил учителя и детей. Игрушки должны соответствовать содержанию и характеру знаний и умений детей, они должны быть доступны силам каждого, иначе изготовление их лишит радости многих детей.
Учащиеся I класса любят игрушки, сделанные ими самими. Об этом убедительно свидетельствует следующий факт. На одном из уроков учитель предупредил детей о том, что они будут делать игрушки для общешкольной елки. Воспитательное значение этого намерения заключалось в том, что усиливался общественный характер труда. Учащиеся I класса несколько отдалены от общешкольного коллектива. В течение первого полугодия они осваиваются друг с другом в классе, создаются первичные коллективные отношения, и общее дело не только закрепляет их, но и включает первоклассников в общешкольный коллектив.
Учитель предполагал, что, сделав игрушки, ученики принесут их в цветном «сундучке» (большая картонная коробка из-под конфет, оклеенная разноцветными кусочками бумаги) и сами развесят на елке. Все это было задумано вместе с детьми, радовало их, вызывало активное желание сделать игрушки как можно лучше. Работа шла весело, дети показывали игрушки друг другу, учителю, любовались ими. Но когда игрушки нужно было отдать, стало ясно, что сделать это детям трудно. Чуткий учитель «посоветовал» детям оставить сделанные на уроке игрушки для домашней елки, а для школьной сделать дома. Это вполне соответствовало желаниям детей, уж очень хотелось им показать «свой труд» домашним. К следующему уроку ручного труда они принесли для общешкольной елки более красивые и сложные игрушки: дома им помогли их сделать старшие.
Таким образом, воспитательная задача была решена, к решеняю ее была привлечена и семья. «Дома у нас целый игрушечный комбинат. К Юре приходят товарищи, им помогает отец и я. Работе нет конца. Ребята делают игрушки и дарят их друг другу. Но самую лучшую, конечно, оставляют для школьной елки», — рассказывает мать Юры. «Теперь не надо напоминать об уроках. Стараются быстро выучить уроки — и за свое мастерство. И старших вовлекли в это дело. Так и сидим всей семьей, делаем игрушки», — говорит отец другого ученика.
Как только учащиеся овладеют первичными умениями и навыками ручного труда, можно использовать на уроке несколько материалов, инструментов и осуществлять некоторое разделение труда. Это и является характерной особенностью уроков по ручному труду во втором полугодии. Однако при разделении труда на различных уроках нужно проследить, чтобы у детей закреплялись все трудовые навыки, чтобы у отдельных детей не получилось развития одних навыков в ущерб другим.
Уроки по работе с бумагой во втором полугодии более сложны по содержанию, основаны на применении знаний и умений, усвоенных в первом полугодии. Первый урок (13-й) по своему содержанию связан со значительным событием в жизни первоклассников — освоением техники чтения. Это событие уже было ознаменовано «прощаньем с букварем».
Во втором полугодии организуется классная библиотечка из книг, принесенных детьми и частью купленных на средства родителей. Продолжая воспитание бережного отношения к книге и развивая знания и умения детей, учитель предлагает сделать супер-обложку, наклеить карманчик сделать формуляры. Это и составляет содержание тринадцатого урока. В основе деятельности детей на этом уроке лежит дальнейшее упражнение в навыке сгибания (супер-обложка), вырезывания и наклеивания (карманчик). На уроке ручного труда используется умение писать — надписывание фамилии автора и заглавия книги на наклейке супер-обложки.
Новыми по содержанию являются 14-й и 15-й уроки (2-й и 3-й во втором полугодии), на которых педагог учит детей пользоваться линейкой. На этих уроках изготовляется счетная таблица для использования при усвоении знаний по арифметике в связи с переходом через десяток. Такими пособиями учителя всегда пользовались, пользуются и изготовляют их с детьми.
В классе ведется календарь погоды. Ко второму полугодию дети уже овладевают нумерацией. В связи с изменением времени года признаки погоды становятся более ясными, поэтому целесообразно приучить детей вести индивидуальные календари погоды. Ведение календаря погоды имеет большое воспитательное значение: дети относятся к этой постоянной обязанности с большой ответственностью; она содействует развитию наблюдательности, воспитанию интереса не только к изменениям погоды, но и к явлениям природы вообще. Изготовление календаря дает возможность учителю обучать детей навыкам пользования линейкой как простейшим инструментом для проведения прямых линий, измерения и разметки.
Приводим краткое описание одного из уроков по изготовлению календаря погоды.
Программное содержание. Закрепление знаний о назначении линейки. Закрепление приемов пользования.
Ход урока
Учитель. Дети, мы уже узнали о мерах длины. Такой мерой является метр. Его вы делали на прошлом уроке. Чтобы измерить небольшую длину или ширину, мы пользуемся линейкой. На прошлом уроке мы работали с линейкой и узнали, как можно использовать ее в работе. Как можно об этом рассказать? (Дети поднимают руки не сразу, как будто припоминают или мысленно формулируют ответ. Учитель конкретизирует вопрос.) Вспомните, как мы работали с линейкой на прошлом уроке, когда делали счетную таблицу.
Ученик. Мы ставили точки и проводили по линейке прямые линии между ними.
Учитель. Правильно. А сегодня мы будем по линейке делать разметку. Я вам объясню, как это делать, а сейчас послушайте внимательно. С начала осени мы ведем наблюдение за погодой — ежедневно отмечаем ее состояние. Пока вы не умели начертить календарь, не знали цифр, я заготовлял его сам, а вы только отмечали погоду. Теперь на уроках ручного труда вы уже много узнали и многое научились лелать. Сегодня каждый сделает календарь погоды и будет отмечать, какая погода. А когда пройдет месяц, мы посчитаем: сколько будет дней солнечных, ясных, сколько пасмурных, когда выпадет снег. Если вы будете наблюдать погоду все время, календарь расскажет вам, в какое время года больше всего было солнечных дней.
Ученики. И летом мы можем отмечать погоду? Всегда, всегда будем отмечать.
Учитель. Это хорошо, если вы будете все время наблюдать погоду и отмечать ее. А как вы думаете почему?
Ученица Г. Можно узнать, какая была в прошлом году погода.
Ученик Ю. А как узнать, как узнаешь?
Учитель. Вот какую загадку загадали Галя и Юра. Галя сказала, что можно узнать даже, какая была погода в этом месяце в прошлом году. А Юра сомневается, можно ли. Давайте все подумаем, можно ли узнать, какая была погода в этом месяце в прошлом году.
Ученики проявляют живой интерес к беседе.
Ученик С. Можно, я скажу. Ведь календари останутся. Посмотрим на календарь, который был в прошлом году, и который у нас сейчас.
Учитель. Правильно, если сравнить календари за один и тот же месяц в разные годы, можно узнать, какая была погода.
Ученик. Г. Давайте отмечать погоду все время, пока учимся в школе и когда не будем уже учиться.
Учитель. Ты хорошо придумал, а сейчас будем учиться делать календари.
Краткая вводная живая беседа создает интерес к предстоящему труду, делает его осмысленным и вместе с тем расширяет кругозор детей.
Учитель. Слушайте дети! У вас на партах лежат листочки. (Раздаются перед началом урока.) Присмотритесь, что вы на них видите. (Дети внимательно смотрят, они заметили две простые точки, нанесенные карандашом.) Возьмите линейку и по ней соедините точки линией. Еще что вы видите?
Ученики всматриваются внимательно и видят на некотором расстоянии от первых две менее заметные точки, нанесенные черным карандашом. По предложению учителя они проводят по линейке вторую линию, тем самым упражняясь в применении навыка работы с линейкой (начало навыка было положено на предыдущем уроке). Учитель проводит линию на доске.
Учитель. Теперь линию нужно разметить — разделить на короткие линии — отрезки. Вот, посмотрите, я буду делить на такие отрезки. (Показывает на метровой линейке дециметр, не называя его. Приложив линейку к доске, отмечает семь отрезков.) Разметьте верхнюю линию так, как я. Только вначале найдите на линейке два деления — два сантиметра. Покажите, где два сантиметра.
Проверив правильность показа, учитель предлагает разметить линии на семь отрезков по два сантиметра. Такие же отрезки наносятся и на нижней линии, после чего точки по линейке соединяются по вертикали и горизонтали, неожиданно для детей образуется правильная сетка из 28 квадратов. Учитель объясняет, что каждый ряд квадратов обозначает неделю, а четыре ряда — месяц февраль, в котором в этом году 28 дней. Он показывает на доске, где нужно поставить числа (в верхнем правом уголке квадрата), и дети старательно выписывают их. Затем они рисуют внизу маленькие квадратики и в них помечают условные знаки. Сетка для календаря готова. Учитель показывает готовый календарь, он наклеен на паспарту и украшен. Если время позволит, календарь можно закончить на этом же уроке, если нет — дать задание приклеить календарь на паспарту дома, объяснив задание. Оно посильно потому, что техника наклеивания в основном детьми уже усвоена.
Как видим, особенностью этого урока является то, что учитель не показывал детям образец, дети не копировали сетку, а именно строили ее путем разметки бумаги, пользуясь линейкой.
Индивидуальные календари прочно вошли в детский обиход, и, организуя наблюдения детей за погодой при наличии у них индивидуальных календарей, учитель смог решить и ряд воспитательных задач. Проверяя по субботам, у кого из учащихся и как отмечена погода, он укреплял привычку к аккуратному наблюдению за погодой, воспитывал чувство ответственности за порученное дело; когда дети восстанавливали картину погоды по своим календарям, учитель организовал их взаимопомощь. Подводя из месяца в месяц итоги наблюдениям, учитель помогал детям осмысливать те или иные явления природы, учил находить в книге для чтения короткие стихотворения, загадки, фразы, обобщенно отражающие наиболее типичные природные явления. Дети не только украшали свои календари, но и ставили к ним своеобразные эпиграфы. Так устанавливалась связь между уроками ручного труда и уроками чтения и письма.
По воспитательному значению ценен 16-й урок ручного труда. На нем дети готовили подарки к 8 марта. Дарить подарки своим близким в день 8 марта стало у школьников прочной традицией. Раньше дети писали своим мамам письма и украшали их орнаментом. Введение уроков ручного труда позволяет готовить подарки более красочные, более ценные. Урок по изготовлению подарков — это один из тех уроков, на которых в более сложной деятельности применяются, а следовательно, и укрепляются ранее полученные детьми навыки работы с бумагой.
17-й урок — изготовление записной книжечки — является контрольным в широком смысле. Выполненная на этом уроке работа является показателем не только того, что усвоили, чему научились дети на уроках ручного труда при работе с бумагой, но и того, каков характер полученных ими знаний, являются ли эти знания осознанными, как развита у детей самостоятельность в применении знаний, умений и навыков.
По своему содержанию и характеру действий учащихся урок охватывает все навыки практической деятельности детей в процессе труда: сгибание, резание, вырезывание, составление рисунка или узора, наклеивание, вырезывание этикетки и ее подписывание. Дети могли проявить инициативу, личный вкус в украшении книжечки, самостоятельность в суждениях и действиях.
Приводим запись урока и анализ его результатов.
Учитель. Сегодня у нас последний урок ручного труда. На таком уроке в одной из школ дети сделали для себя записные книжечки — вот такие. Рассмотрим их хорошенько (Показывает корешок, листы книжки. Дети с интересом смотрят. Несколько книжечек передаются по колонкам.) Подумайте и скажите, сумеете ли вы сделать такую книжечку.
Ученики. Мы можем сделать такие книжечки. Сначала надо сделать обложку, примерить и нарезать листы бумаги.
Учитель. Потом что нужно делать?
Ученики. Листочки бумаги согнуть и вложить в обложку. Их нужно проколоть шилом, продеть нитку и связать. Или сшить. Обложку нужно украсить чем-нибудь. Я украсила бы кружочками или квадратиками. Их нужно вырезать и наклеить. Все это мы делали раньше, на других уроках.
Учитель молча слушает детей и следит за тем, как они рассматривают предмет, анализируют его и называют те действия, которые необходимы при его изготовлении. Такой логический ход мысли, перспективное планирование своих действий является результатом и показателем развития детей. Мы не проверяли экспериментально, но уверенно можем сказать, что только систематическая аналитико-синтетическая деятельность, организуемая учителем в процессе всех уроков, привела детей к последовательному анализу предмета и перспективному планированию действий на основе полученных знаний и умений. Но переходим к уроку.
Учитель. Сейчас мы начнем делать книжечку. Все, что вы будете делать, вначале будете объяснять, как вы это делаете. Кто объяснит, как нужно делать книжечку?
Много поднятых рук.
Ученик. Нужно взять бумагу прямоугольной формы, положить на парту перед собой.
Учитель. Дальше пусть расскажет В., а вы все внимательно слушайте.
Ученик В. Взять большим и средним, нет указательным пальцем за нижние уголки и присоединить нижние уголки к верхним точно-точно. Проверить, сделать сгиб.
Дополнив друг друга, дети правильно спланировали процесс. Это показатель осознанности знаний, их четкости, последовательности, показатель умения применять знания. Вместе с тем это показатель развития детей в процессе обучения труду: дети становятся «хозяевами знаний». «Сделайте обложку»,— дает указание учитель, и все дети четким, уверенным движением сгибают прямоугольник, приглаживают сгиб.
Характерно и вместе с тем показательно, что на этом уроке у детей почти нет лишних «сочувственных» движений, какие были на первых уроках. Это свидетельствует уже об образовании специализированного навыка. Имеет место и четкое взаимодействие между глазом и рукой, движение подчинено контролю глаза. Об этом свидетельствует то, что дети не только внимательно смотрят, но и сравнивают, проверяют. Это говорит о некоторой системности образовавшегося динамического стереотипа деятельности. Примерка листков, их подравнивание, прокалывание и связывание проходит так же свободно, последовательно и более или менее точно.
На дальнейшем этапе урока перед детьми стоит нелегкая задача — выбрать цвет бумаги, вырезать без контура от руки те или иные фигурки (по выбору). В решении этой задачи проверяется умение сочетать трудовые и изобразительные элементы, а для этого нужно спроектировать в уме характер украшения. На предыдущих уроках были такого типа работы, но там образец играл более активную роль — он оставался перед глазами детей. Чаще всего перед детьми стояла задача: «Сделать так же». На данном уроке была поставлена новая задача: «Сам составь украшение, какое хочешь».
Перед тем как приступить к работе, учитель предложил детям показать, как они будут держать ножницы, и рассказать, как будут вырезывать круги, квадраты, треугольники. Его целью было проверить, как у детей сочетается знание о приеме с самим приемом работы.
Рассуждения учеников: Когда вырезаешь квадрат, нужно резать прямо, прямо смотреть на концы ножниц. Нужно прямо, прямо и сразу, а я не умею, я много, много раз режу. А ты не торопись. А круг, когда выргзаешь, надо все кругом, кругом и смотреть вот на это место у ножниц. Круг не надо обрезать, а то он будет маленький круг труднее вырезать. Если левая рука не пускает, а крепко держит, то и вырежешь неправильно, я это заметил. Треугольники это просто — режь прямо, и все. Да, а уголок вырезать это не так легко. Раньше было трудно, а теперь уже не так — научились.
Учитель не задает вопросов, только кивком головы, иногда жестом разрешает говорить тому или иному ученику и тем самым организует своеобразный обмен мыслями, ведет к тому, чтобы высказалось большинство детей.
Из высказываний детей видно, что в описании этих более сложных действий меньше четкости, дети слабее обобщают действие, а больше его описывают как конкретное, свое действие. Но все же характерные черты навыка отражены.
Следующий этап урока — составление и наклеивание рисунка. Рассказы детей о том, как они будут наклеивать, показывают, что процесс наклеивания осознан не совсем ясно. На вопрос, что нужно сделать, чтобы правильно и чисто наклеить рисунок, дети отвечают так:
Ответы детей: Намажу клеем и наклею. Клей, если его взйгь много, вытечет и запачкает. Надо взять клей кисточкой, потом намазать фигуру и все. Нужно взять подкладную бумагу На нее положить то, что нужно наклеить, намазать клеем кисточкой, переложить на обложку. Потом сверху покрыть чистой бумагой и протереть вот так (ставит ладонь на ребро). Если клея попадет много, его можно осторожно снять тряпочкой, а то будет грязно.
Последние ответы принадлежат наиболее развитым ученикам. Многие дети не только допускали неправильность в суждениях, но и в практике работы, при намазывании не пользовались подкладной бумагой, а намазывали бумагу клеем прямо на руке. Это свидетельствует о том, что навык не упрочен, видимо в году наклеивание проводилось реже,других работ, не был четко отработан порядок действий, не образовался стереотип. Из этого следует, что даже простой навык образуется лишь тогда, когда входящие в его состав действия прочно закреплены в той последовательности, в которой они имели место в сложной деятельности, и упрочены в опыте. Если говорить об изобразительной стороне деятельности учащихся, то они дали разные украшения, используя все геометрические формы. (Класс в целом дал 16 разных вариантов.) Наиболее сложными были украшения из 6—8 фигур. Большинство детей составило украшения из чередования двух фигур. Некоторые, наклеив много фигур, не справились с композицией. Из 38 учащихся двое допустили смещение расположения украшения влево и шестеро — вправо.
При анализе этого контрольного урока можно проследить и отношение детей к урокам труда. На протяжении всех уроков они неизменно проявляли к ним интерес, особенно к работе с бумагой.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.