На уроки труда в уголке природы или на школьном участке по программе отведено 10 часов в году.
Уроки труда, связанные с работой в природе, также имеют своеобразие: трудовая деятельность детей частично связана с изобразительной; здесь применяются разнообразные знания и умения, которым дети обучаются на уроках по другим предметам, они считают, записывают, зарисовывают свои наблюдения.
Мы даем описание нескольких уроков, проведенных весной 1954/55 уч. года. Начало уроков, связанных с трудом в природе, падает на конец марта, когда в классе был организован сад на окне и проводились наблюдения за распусканием веток.
Эти уроки целесообразно начинать в период, когда на уроках чтения читаются статьи, посвященные теме «Весна» (март—апрель). Чтение статьи «Сад на окне» явилось естественным поводом для организации своего сада на окне.
Приводим запись урока, содержанием которого явилась организация сада на окне.
Программное содержание. Знания о признаках наступающей весны: удлинение дня, большое число светлых солнечных дней, начало движения соков и набухание почек на деревьях, чириканье воробьев, подготовка людей к весенним работам.
Умения. Упражнение в рассматривании веток. Изготовление этикеток для баночек и надписывание их. Изготовление тетради для записи наблюдений и для зарисовок. (Применение навыков работы с бумагой.)
Приспособления. Ветка тополя, черемухи на каждую парту, стеклянные баночки, клей, белая бумага, папка для ручного труда.
Ход урока
Учитель. Дети, мы уже ходили в парк и читали статью о наступлении ранней весны. Выньте календари погоды, посмотрите на них и скажите, как изменяется погода.
Дети отмечают, что все больше и больше было солнечных дней. Учитель спрашивает детей, что они заметили на экскурсии, когда ходили в парк. Дети рассказывают о своих наблюдениях: снег становится более рыхлым, начинает таять, воробьи веселее прыгают и чирикают. Но деревья стоят голые. Учитель говорит, что уже началось движение соков и скоро начнут набухать почки. Он предлагает рассмотреть ветки тополя и черемухи, сравнить сухие почки на ветках, сорванных осенью, и на ветках, сорванных сейчас и уже набухших. Под руководством учителя ученики рассматривают ветки: путем сравнения определяют расположение и форму почек на вет,ках тополя и черемухи. Принимается решение об организации сада на окне и наблюдений за ветками. Каждая пара детей будет наблюдать за ветками, поставленными в баночку с водой. Чтобы знать, кто за какими растениями наблюдает, на баночках наклеиваются этикетки с фамилиями учащихся.
При способе фронтального проведения работы в природе большое значение имеет организационная сторона дела: четкое, правильное распределение обязанностей между детьми, создание для всех детей равных примерно условий. В практике учителей бывает иногда так, что учитель организует работу с небольшой группой детей, остальные же участвуют лишь в качестве зрителей, начинают отвлекаться, шалить. Чтобы занять работой всех детей, мы широко применяли на уроках раздаточный демонстрационный материал. При организации работы имеет значение не только привлечение активного внимания, наблюдения, сравнения, но и активиция мышления и действия детей. Например, изготовление и наклеивание этикетки на баночку одними детьми вызывает желание у других детей сделать эту работу. Учителю нужно удовлетворить интересы детей и организовать работу каждого из двух детей на каждой парте. Мы достигли этого четким разделением общей работы и ее взаимодействия. Одни из учеников изготовляли нужного размера бумагу для этикеток. Обычно по предложению учителя это делали все дети, сидящие с правой стороны. Тот, кто сидел с левой, первым надписывал на этикетке свою фамилию и возвращал этикетку соседу. После того как надписывалась вторая фамилия и чернила несколько подсыхали, ученик, сидящий с левой стороны, намазывал этикетку клеем и приклеивал ее. Таким образом обеспечивалась активная роль у того и другого, в классе же сохранялся порядок. Так как на уроках труда, связанных с природой, этикетки приходится делать несколько раз, учитель чередует работу и тем самым закрепляет соответствующие навыки у всех детей. После того, как заготовлены баночки с надписями, дети наливают в них воду из принесенного в класс ведра (если кран водопровода далеко от класса), затем ставят банки с ветками на окно. Сад на окне организован.
На этом же уроке из готовых листов бумаги изготовляется специальная тетрадь для записей. В ней страницы в две линейки чередуются со страницами без линеек для зарисовок. Некоторые учителя используют для этой цели обычные с разлиновкой тетради или тетради для рисования. Это неправильно потому, что в тетради с разлиновкой неудобно зарисовывать, а допускать, чтобы дети писали без линеек, нельзя — это приводит к разрушению правильного навыка письма, к несвоевременной скорописи, что может отрицательно сказаться на формировании у детей почерка.
Запись в тетради не следует делать на том же уроке — он будет перегружен; и торопливость нанесет ущерб трудовым навыкам и навыкам письма. При занесении записей на других уроках рекомендуется формулировку записи составлять вместе с учащимися, но образец записи дать на доске, чтобы не допустить ошибок.
По типу урока «Сад на окне» был проведен урок по посадке лука в баночки с водой («Огород на окне») для наблюдения прорастания, роста пера и луковиц.
Уроку посева цветочных семян предшествовала экскурсия, во время которой дети наблюдали работы по высеиванию семян е ящики, а также смотрели всходы ранней рассады. У садоводов дети наполнили свои горшочки землей. Такая экскурсия может быть проведена в теплицу, в крайнем случае — в кабинет естествознания, где посевы семян производят учащиеся старших классов, используя при этом ящики и перегнойные горшочки.
В классе проводится урок посева семян настурции, бобов, гороха.
Приводим краткую запись урока труда на тему «Посадка семян».
Учитель. Дети, идет уже второй месяц весны. В садоводствах Ленинграда люди готовятся к различным посадкам и выращивают растения для того, чтобы высадить их в газоны на улицах, в парках, когда будет тепло. Мы с вами.будем сегодня тоже сеять семена, а затем будем следить за их ростом и записывать в тетрадь. Как всегда, нам сначала нужно наклеить на наши горшочки этикетки Положите перед собой этикетки, мы должны написать на них фамилии. Первую строчку оставьте пустой, пишите на второй.
Дети пишут по очереди по рядам. Учитель предлагает одним детям намазывать клеем этикетки, а соседям наклеивать их Дети старательно наклеивают этикетки. Учитель предлагает им поставить горшочки на парты, вытереть кисточки и спрятать их. Дети делают все это быстро, без шума.
Учитель. Чтобы посадить семена, нужно в горшочек насыпать земли. Чтобы вода не задерживалась в горшочке, там имеется отверстие. Это отверстие нужно закрыть черепком, чтобы не высыпалась земля. Будете все подходить по очереди, класть
черепок и насыпать землю. Теперь земля у нас насыпана. Чтобы посадить в землю семена, нужно взять палочку: на каждой палочке есть заметка простым карандашом; до заметки и нужно сделать углубление. Первая колонка будет сажать семена цветов, которые называются настурциями. Они имеют форму серпика. Присмотритесь хорошенько, какую форму имеют эти семена. Вторая колонка будет сажать семена бобов. Какую форму имеют семена бобов?
Ученик. Бобы имеют форму овала.
Учитель. В субботу мы с вами семена бобов намочили, чтобы они в воде сначала чуть-чуть ожили. Есть бобы черного цвета, коричневого, это семена крупные Какие семена мы еще не рассмотрели?
Ученик. Семена гороха.
Учитель. Какую форму имеет горох?
Ученик. Круглую форму.
Учитель. Теперь все посадите свои семена в землю и засыпьте их.
Учитель предлагает детям достать тетради, найти последнюю работу, где был зарисован лук, найти чистые страницы тетради так, чтобы с правой стороны была чистая страница для записи, а с левой — для зарисовки. На левой странице учитель велит записать: «Посеяли семена цветов 25 апреля», на правой стороне зарисовать свой горшочек и внизу, под рисунком написать, какие семена посеяли (названия семян написаны на доске). Дети с увлечением рисуют горшочки. У Саши горшочек вышел очень маленьким. Учитель обратил на это внимание и показал рисунок Наташи Л.
Учитель. Теперь нам нужно наши посевы полить. Поставим все горшочки на окно и польем. Какие семена мы с вами сегодня посеяли?
Ученик. Мы посеяли семена гороха, бобов и настурции.
Учитель. Правильно, с сегодняшнего дня будем следить за нашими семенами и результаты наблюдений будем записывать и зарисовывать в тетради.
Семена цветов не следует высевать очень рано, так как может получиться разрыв между всходами, ростом рассады и возможностью высадить ее в грунт на учебную делянку школьного участка. Высаженные вовремя растения растут и цветут летом, осенью ученики, теперь уже второклассники, застают еще цветы настурций и семена (горох и бобы). Таким образом, начатая в уголке природы работа завершается на школьном участке.
Весной, после того как цветочная рассада высажена в грунт, горшки вновь наполняются землей и проводится путем черенкования посадка комнатных растений. Этот урок последний в году. Для посадки черенками следует брать легко принимающиеся черенки цветов: герани, фуксии. Горшочки с принявшимися черенками по окончании учебного года дети уносят домой, чтобы ухаживать за ними и осенью принести в класс.
Уроки труда, связанные с естествознанием, особенно в условиях города, разработаны еще очень слабо, опыт не обобщен, и в школах они проводятся редко, отчасти потому, что учителей затрудняет организация труда в .условиях класса. Классные уголки природы в большинстве школ не организованы, школьные кабинеты естествознания не оказывают должной помощи учителям начальной школы. А между тем эти уроки ценны как для обучения детей первичным навыкам ухода за растениями, так и для воспитания положительного отношения к труду в природе.
В процессе проведения опытной работы в I классе школы № 157 Ленинграда и наблюдения уроков в других школах мы убеждались в том, что уроки ручного труда любимы детьми и что они проявляют очень положительное отношение к ручному труду. Показателем отношения детей к уроку ручного труда являлось и то, что не было за год случая отказа от работы или проявления нежелания работать. По свидетельству многих учителей посещаемость в те дни, когда проводился урок ручного труда, была наиболее высокой.
Ручной труд проникает и в семью. Но опыт организованного использования ручного труда в семье еще недостаточно изучен. Там он протекает в особых условиях, входит в состав трудового воспитания в целом.
Ручной труд с первого года обучения становится одним из любимых детьми предметов потому, что он удовлетворяет потребности детей в практической деятельности. Отведенное по учебному плану число часов (33 часа) достаточно для усвоения программного материала, но не дает возможности реализовать тот интерес к трудовой. деятельности, который возникает у детей в связи с усвоением ими программы. Возникает разрыв между возможностями и реализацией их в действительности.
Взаимосвязь ручного труда как учебного предмета с внеклассными занятиями помогает ликвидировать этот разрыв и в то же время углубить интерес детей к ручному труду. Внеклассная работа в I классе носит эпизодический характер и не имеет устойчивых форм. Чаще всего она возникает в связи с тем или иным общественным событием или событием в классе, в жизни самого ребенка. Организуя учебную работу, учитель должен по возможности предусматривать и эти события. Конечно, учебный материал, его последовательность не подчиняются им, не внеклассная работа определяет содержание уроков, а, наоборот, знания, умения и навыки, полученные в ходе обучения, используются во внеклассной работе.
Это не было правильно понято многими учителями с самого начала их работы по ручному труду. Некоторые учителя подчиняли содержание уроков ручного труда требованиям внеклассной работы. Об этом свидетельствуют данные, полученные в ряде школ.
Труд был подчинен учебно-воспитательным целям. Дети I класса знакомились с бумагой и ее свойствами путем изготовления необходимых для учебной деятельности вещей: делали закладки для книг, конверты-папки для хранения картинок, используемых при решении задач, кармашки для хранения букв и цифр, сделали метр, индивидуальные календари погоды. Для школьных праздников дети вырезали звездочки, а после того как овладели навыками пользования ножницами, сделали игрушки для школьной елки. Кроме того, каждый починил книгу. То, что на уроке составляло основное содержание, было перенесено и во внеклассную работу. Так на уроке под руководством учителя ученики I класса научились вырезывать красные звездочки, каждый для себя. На внеклассных занятиях перед праздником Великой Октябрьской социалистической революции дети изготовляли флажки и вырезывали звездочки для подарков детскому саду. Перед праздником Новогодней елки на уроке дети учились делать игрушки, а на внеклассных занятиях готовили игрушки для общешкольной елки. Здесь мы видим не только правильное взаимодействие уроков и внеклассных занятий, но и выраженный общественный характер внеклассной работы детей.
Школа № 2 почти всецело подчиняла содержание уроков ручного труда интересам внеклассной работы. Дети шили костюмы для самостоятельных выступлений, делали цветы, карнавальные костюмы к елке. Эта сложная работа была трудна для многих детей, и поэтому в работе участвовали не все, часть детей в это время занималась чтением, письмом, решением задач.
В школах № 3 и 4 почти половина уроков по труду была подчинена интересам игры, что также нельзя считать правильным, это снижает серьезность отношекия к ручному труду как учебному предмету. Нельзя игнорировать задачи внеклассной работы, потребности ребенка в игре, но нельзя им подчинять содержание обучения.
Содержание ручного труда должно быть направлено на решение учениками воспитательных целей. Ручной труд должен давать знания, навыки. Эта знания делают возможной и более интересной и внеклассную работу.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.