В первом и втором полугодии нами было проведено по три урока лепки. Задачей первого полугодия было выявить умения детей, вызвать интерес к этому виду деятельности, дать знания о материале, научить пользоваться правильными приемами лепки, придавать материалу изобразительно-предметную форму, познакомить с правилами работы и поведения во время уроков лепки. Во втором полугодии наряду с решением этих задач решались и другие задачи — был усилен изобразительный элемент, преобладали задания сюжетно-тематического характера.
Первый урок лепки проводится в начальный период пребывания детей в школе, он дает учителю большой материал для наблюдения за детьми: как они работают, их умения, навыки, интерес к работе. Детей влечет к разнообразному действию сам материал, они невнимательно слушают задания учителя и далеко не всегда выполняют их. Поэтому основным обучающим содержанием на первом уроке является сообщение знаний о свойствах материала и правилах, которые следует выполнять при работе с этим материалом.
Приводим описание первого урока лепки в школе № 157 Ленинграда.
Первый урок лепки
Программное содержание урока: 1) Возбудить у детей интерес к лепке, желание лепить. 2) Ознакомить их с основным свойством глины — пластичностью. 3) Ознакомить с правилами работы: лепить с засученными до локтя рукавами, не пачкать платья и крышки парты; лепить на доске.
Приспособления. Подкладные доски для лепки 25 X 30 см., подносик, тазик с глиной.
Задание. Свободная лепка.
В конце третьего по счету урока учительница предупреждает детей, что следующим уроком у них будет урок труда — лепка, работать они будут в классе черчения на столах.
Ход урока
Учительница. Дети, вы уже знаете, что предмет можно нарисовать, о предмете можно рассказать. Но это еще не все, предмет можно и слепить. Вот посмотрите. (Показывает одно за другим несколько скульптурных изделий, они знакомы детям, просты по содержанию, динамичны, отражают настроение и поэтому привлекают внимание детей, вызывают живой интерес.) Это скульптурные изображения игрушек: коня, теленка, девочки, кормящей голубей. (Берет скульптуру теленка) Теленок, дети, вылеплен из глины и окрашен. Какой смешной: уши торчат, хвост поднят.
Ученик. Он испугался.
Учительница. Давайте посмотрим, кого он испугался.
Дети с интересом всматриваются. Некоторые даже приподнялись, стараясь рассмотреть скульптуру. Учительница предупреждает возможность нарушения порядка в классе и сама ходит между рядами, показывая детям скульптуру.
Ученики. Лягушки испугался. . . вот глупый. Уставился на лягушку. Идти даже дальше боится. Где, где лягушка?
Учительница. Вот и другая скульптура. (Показывает девочку, кормящую голубей,— гипс.)
Ученики. А голуби не боятся. Один даже на плече у девочки. А что у нее в переднике — зерна, крошки?
Учительница. Посмотрите, как заботливо и любовно девочка кормит голубей.
Показав скульптуру и вызвав интерес детей, а тем самым подготовив почву для восприятия нового слова, учительница говорит: «Скульптор лепит людей, животных, разные предметы». Она четко повторяет это новое слово три раза и для активного усвоения предлагает и детям повторить его. «Скульптор делает скульптуры, памятники. Вот посмотрите, это скульптура — памятник Пушкину. Какие скульптуры вы видели?» Минутное замешательство, затем ответы детей: «Памятник Крылову в Летнем саду. Кони на Аничковом мосту». Чтобы остановить поток высказываний детей, учительница направляет их интерес, предлагая в последующем собирать картины с изображением скульптур и вместе сделать альбом. «Лепить из глины может каждый, но этому нужно учиться. Сегодня вы покажете мне и друг другу, что и как вы умеете лепить. Существуют правила, которые нужно выполнять при работе с глиной всегда — ив классе и дома,— говорит учительница, требовательной интонацией подчеркивая слово «всегда». «Первое правило: чтобы не выпачкать рукава, нужно их закатать до локтя — вот так». (Объяснение сочетается с показом действия.) Учительница предлагает детям сделать то же самое, организует взаимопомощь детей. «Второе правило: чтобы не пачкать крышку парты, лепить нужно на специальных дощечках». Учительница раздает дощечки и дает детям возможность посмотреть их. Для более глубокого осознания правил она предлагает всем детям послушать, как повторят правила их товарищи, только после этого раздает куски глины и разрешает детям лепить, кто что хочет.
Наблюдая за работой детей, учительница отмечает для себя характерное: способ работы с материалом, направленность интересов детей. За 5 минут до окончания урока она предлагает учащимся закончить лепку и выслушать третье правило: «Закончив работу, нужно сдать ее учителю, потом очистить доску, стряхнуть остатки глины в тазик, проверить, чистым ли остается рабочее место, не упали ли кусочки глины на пол». Учительница предлагает повторить это правило, затем выполнить все так, как в нем указано, проверяет выполнение и сообщает четвертое правило: «После приведения в порядок рабочего места надо пройти в туалет, чисто вымыть руки и насухо их вытереть». Мыть руки учительница отпускает детей небольшими группами.
В самом конце урока учительница спрашивает, что дети узнали нового на этом уроке, предлагает попрактиковаться в выполнении правил лепки дома, когда они будут лепить из пластилина, указывая при этом, что вместо дощечки они могут использовать клееночку, кусочек картона, газету. Поддерживая и укрепляя интерес детей к лепке, она просит приносить то, что они выполнят дома, в класс, чтобы показать ей и своим товарищам.
Анализ итогов первого урока лепки показал, насколько широки интересы детей, настолько слаба их техника. Дети лепили пароходы, моторные лодки, самолеты, посуду, фрукты, овощи, людей, цветы, листья, игрушки и др. Многие дети, особенно из числа не посещавших детский сад, лепили bз отдельных кусочков, соединяя потом в одно целое. Большинство детей брало сложные темы, но не стремилось к точности изображения.
На следующем уроке учительница сказала детям, что они лепили хорошо, но будут лепить еще лучше, если будут этому учиться. Предметом этого урока была лепка фруктов — яблока, груши. Мы не приводим запись этого урока, а даем примерную схему подобного урока.
Второй урок лепки
Тема урока: «Вылепить фрукты — яблоко, грушу».
Уроку предшествует беседа о сборе урожая, рассматривание фруктов, принесенных в класс, или картин с изображением фруктов. Иногда учитель проводит предметный урок.
Программное содержание урока: 1) Обратить внимание детей на форму предмета и закрепить ее название. 2) Провести сравнительный анализ формы яблока и груши. 3) Ознакомить детей с основными приемами лепки: а) лепить из целого куска; б) лепить пальцами, в) лепить так, чтобы предмет был похож — добиваться соответствия между изображаемой формой и заданной.
Приспособления. Подкладная доска, подносик.
Наглядные образцы, используемые учителем. Яблоко и груша крупного размера.
Желательно, чтобы Эти фрукты были на каждой парте, чтобы при лепке дети могли не только посмотреть их, но и потрогать, ибо осязательно-двигательно-тактильный анализатор в сочетании со зрительным и под контролем зрительного анализатора дает более верное и глубокое отражение формы, способствует формированию представления об объеме.
При проведении второго урока, как и всех последующих уроков лепки, большое значение имеет организация аналитико-синтетической деятельности: тщательное рассмотрение предмета, определение его формы, сравнение одной формы с другой. Нужно стремиться к тому, чтобы дети дали краткое описание предмета: «Яблоко круглое; сверху, там, где оно было прикреплено к веточке, имеется углубление».
Иногда учитель обращает внимание на цвет, гладкую или шероховатую кожицу, говорит детям о тех, кто яблоки (фрукты) выращивает, но недостаточно обращает внимание на главное — на скульптурные особенности предмета. А между тем характеристика цвета, аромата, сорта и т. п. помогает пониманию не столько изобразительных сторон предмета, сколько эмоциональному его восприятию. Не отрицая роли знаний на уроках лепки, следует направлять эти эмоции на восприятие скульптурных качеств предмета.
Опыт показывает, что у детей, пришедших в школу, внимание к форме, способность наблюдения, аналитико-синтетическое мышление развиты недостаточно. В изображении предметов дети часто идут от целого, часто смутного о них представления. Поэтому уроки лепки должны быть использованы для воспитания у детей наблюдательности.
Третий урок совпадает по времени с первым месяцем обучения детей в школе. В это время обычно проводится предметный урок «Овощи», который подготовляет детей к уроку лепки. Все сведения об овощах дети получают на предметном уроке, и, опираясь на них, учитель сосредоточивает внимание на форме, деталях предмета, тем самым создавая основу для правильного отражения предмета и усиления скульптурно-изобразительных сторон в лепке. В первом полугодии уроки лепки на этом заканчиваются. На трех уроках пройден некоторый завершенный цикл, который заключается в том, что учитель выявил подготовку и возможности детей, вызвал их интерес, сообщил и закрепил правила поведения на уроках лепки и приемы работы.
Уроков лепки мало (всего в году их шесть), а интерес у детей к этому виду деятельности большой, поэтому целесообразно включать лепку во внеклассные занятия.
Во втором полугодии уроки лепки целесообразно проводить в тот период, когда дети на уроках чтения читают рассказы и когда педагог ведет с ними беседы о зиме. Уроки лепки второго полугодия характеризуются большей изобразительностью и сюжетностью, картины зимы дают в этом отношении интересный для детей материал.
Первый урок лепки второго полугодия (четвертый по счету) должен быть направлен на то, чтобы проверить, помнят ли дети правила и приемы лепки и закрепить их. Поэтому первая тема должна быть по конструктивным задачам продолжением предыдущих уроков, и вместе с тем учителю надо сосредоточить внимание детей на новом приеме — лепке изобразительных деталей. С этой целью нами, например, был проведен 21 февраля 1955 года урок лепки животных: зайчика и цыпленка — по выбору.
Четвертый урок лепки
Тема урока: «Лепка зайчика, цыпленка».
Программное содержание урока: 1) Припомнить правила, который следует выполнять на уроках лепки. 2) Напомнить детям о приемах лепки. 3) Научить детей обращать внимание на предмет в целом и на отдельные его части. 4) Показать приемы лепки типичных деталей.
Приспособления: Те же, что и на предыдущих уроках.
Пособия. Цыпленок, зайчик, игрушки из резины и целлулоида, очень простые по конструкции и в то же время рельефно подчеркивающие типичные детали.
В процессе урока, показывая игрушку, учительница обратила внимание детей на каждую из ее частей, на игрушку в целом и на их соотношение.
Ход урока
Показывая скульптуру зайчика, учительница спрашивает: «Кто это»? Получив ответ, она предлагает рассмотреть зайчиков, находящихся у детей на партах, посмотреть, какие у зайчика ушки, где они находятся (потрогать их рукой), какой хвостик (короткий), какие лапки, которые длиннее (задние лапки длиннее), какая у зайчика спинка (выгнутая), грудка (более прямая, потрогать рукой).
Показывая скульптуру цыпленка, учительница, задает (примерно) те же вопросы, затем, дав детям рассмотреть цыпленка, она вызывает некоторых из них и предлагает показать, где у цыпленка головка, клювик, крылышки, спинка и т. д.
Предлагая детям приступить к лепке зайца, учительница напоминает приемы лепки: лепить из целого куска; показывает прием: вначале правой рукой вытянуть (не отрывая, из целого куска) головку, мордочку, ушки; из целого же куска вытянуть хвостик, обозначить лапки.
«Чтобы зайчик,— говорит учительница,— был похож на зайчика, нужно смотреть на игрушку, можно даже трогать ее руками. Кто лепит цыпленка — смотрите на цыпленка и сравнивайте, похожа ли головка, клювик, крылышки, хвостик».
Приемы лепки, как и на всех уроках, учительница показывает практически, сопровождая показ объяснением. Во время урока она вновь обращает внимание детей на характерные черты, тем самым приучая их постоянно возвращаться к образцу, к дополнительному наблюдению.
По ходу выполнения задания учительница показывает всему классу наиболее удачную работу: выразительность образа, старание правильно отметить в лепке целое и отдельные части.
По окончании урока дается анализ отдельных, наиболее характерных детских работ, краткая оценка работы всех детей, их прилежания.
Пятый и шестой уроки (второй и третий во втором полугодии) были посвящены теме «Зима». На пятом уроке дети лепили «снежную бабу», шестой урок был посвящен лепке на заданную тему — «Зимние забавы». Каждый из детей лепил то, что он хотел. Таким образом,был создан коллективный макет: «Зимние забавы». Мы не приводим описания этих уроков потому, что по своему характеру они были такими же, как и первые уроки. В основе их были: организация анализирующего восприятия детей, руководство их наблюдением, сочетание показа приемов лепки с объяснением, привлечение внимания детей к изобразительной стороне лепки.
Необходимо отметить, что в результате уроков лепки и других уроков труда у детей значительно повысилась культура наблюдения. Об этом свидетельствуют не только результаты уроков ручного труда, но и уроков рисования и уроков чтения.
Показателем развития детей явилась упорядоченность, нацеленность их деятельности. Большую роль в этом играл интерес, который умела сохранять и развивать учительница, чутко относящаяся ко всем переживаниям детей. Несомненным показателем этого интереса является то, что на экскурсиях, во время просмотра иллюстраций в книгах, дети неизменно отмечают скульптурные произведения или их изображения. У многих детей среди их детских «сокровищ» бережно хранятся картинки со скульптурными изображениями.
Малое число часов, отводимое на лепку, воспитывающая и развивающая роль этого вида деятельности, безусловный интерес к ней, доступность ее для массы детей обязывают разработать вопрос о более широком применении лепки во внеклассной работе с детьми, пропагандировать ее в семье.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.