Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Общее воспитание >>

Уроки лепки


Ананьев Б. Г., Антропова М. В. и др. "Первоначальное обучение и воспитание детей"
М., изд-во Академии Педагогических Наук, 1958 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

В первом и втором полугодии нами было проведено по три урока лепки. Задачей первого полугодия было выявить умения детей, вызвать интерес к этому виду деятельности, дать знания о материале, научить пользоваться правильными приемами лепки, придавать материалу изобразительно-предметную форму, познакомить с правилами работы и поведения во время уроков лепки. Во втором полугодии наряду с решением этих задач решались и другие задачи — был усилен изобразительный элемент, преобладали задания сюжетно-тематического характера.
Первый урок лепки проводится в начальный период пребывания детей в школе, он дает учителю большой материал для наблюдения за детьми: как они работают, их умения, навыки, интерес к работе. Детей влечет к разнообразному действию сам материал, они невнимательно слушают задания учителя и далеко не всегда выполняют их. Поэтому основным обучающим содержанием на первом уроке является сообщение знаний о свойствах материала и правилах, которые следует выполнять при работе с этим материалом.
Приводим описание первого урока лепки в школе № 157 Ленинграда.
Первый урок лепки
Программное содержание урока: 1) Возбудить у детей интерес к лепке, желание лепить. 2) Ознакомить их с основным свойством глины — пластичностью. 3) Ознакомить с правилами работы: лепить с засученными до локтя рукавами, не пачкать платья и крышки парты; лепить на доске.
Приспособления. Подкладные доски для лепки 25 X 30 см., подносик, тазик с глиной.
Задание. Свободная лепка.
В конце третьего по счету урока учительница предупреждает детей, что следующим уроком у них будет урок труда — лепка, работать они будут в классе черчения на столах.
Ход урока
Учительница. Дети, вы уже знаете, что предмет можно нарисовать, о предмете можно рассказать. Но это еще не все, предмет можно и слепить. Вот посмотрите. (Показывает одно за другим несколько скульптурных изделий, они знакомы детям, просты по содержанию, динамичны, отражают настроение и поэтому привлекают внимание детей, вызывают живой интерес.) Это скульптурные изображения игрушек: коня, теленка, девочки, кормящей голубей. (Берет скульптуру теленка) Теленок, дети, вылеплен из глины и окрашен. Какой смешной: уши торчат, хвост поднят.
Ученик. Он испугался.
Учительница. Давайте посмотрим, кого он испугался.
Дети с интересом всматриваются. Некоторые даже приподнялись, стараясь рассмотреть скульптуру. Учительница предупреждает возможность нарушения порядка в классе и сама ходит между рядами, показывая детям скульптуру.
Ученики. Лягушки испугался. . . вот глупый. Уставился на лягушку. Идти даже дальше боится. Где, где лягушка?
Учительница. Вот и другая скульптура. (Показывает девочку, кормящую голубей,— гипс.)
Ученики. А голуби не боятся. Один даже на плече у девочки. А что у нее в переднике — зерна, крошки?
Учительница. Посмотрите, как заботливо и любовно девочка кормит голубей.
Показав скульптуру и вызвав интерес детей, а тем самым подготовив почву для восприятия нового слова, учительница говорит: «Скульптор лепит людей, животных, разные предметы». Она четко повторяет это новое слово три раза и для активного усвоения предлагает и детям повторить его. «Скульптор делает скульптуры, памятники. Вот посмотрите, это скульптура — памятник Пушкину. Какие скульптуры вы видели?» Минутное замешательство, затем ответы детей: «Памятник Крылову в Летнем саду. Кони на Аничковом мосту». Чтобы остановить поток высказываний детей, учительница направляет их интерес, предлагая в последующем собирать картины с изображением скульптур и вместе сделать альбом. «Лепить из глины может каждый, но этому нужно учиться. Сегодня вы покажете мне и друг другу, что и как вы умеете лепить. Существуют правила, которые нужно выполнять при работе с глиной всегда — ив классе и дома,— говорит учительница, требовательной интонацией подчеркивая слово «всегда». «Первое правило: чтобы не выпачкать рукава, нужно их закатать до локтя — вот так». (Объяснение сочетается с показом действия.) Учительница предлагает детям сделать то же самое, организует взаимопомощь детей. «Второе правило: чтобы не пачкать крышку парты, лепить нужно на специальных дощечках». Учительница раздает дощечки и дает детям возможность посмотреть их. Для более глубокого осознания правил она предлагает всем детям послушать, как повторят правила их товарищи, только после этого раздает куски глины и разрешает детям лепить, кто что хочет.
Наблюдая за работой детей, учительница отмечает для себя характерное: способ работы с материалом, направленность интересов детей. За 5 минут до окончания урока она предлагает учащимся закончить лепку и выслушать третье правило: «Закончив работу, нужно сдать ее учителю, потом очистить доску, стряхнуть остатки глины в тазик, проверить, чистым ли остается рабочее место, не упали ли кусочки глины на пол». Учительница предлагает повторить это правило, затем выполнить все так, как в нем указано, проверяет выполнение и сообщает четвертое правило: «После приведения в порядок рабочего места надо пройти в туалет, чисто вымыть руки и насухо их вытереть». Мыть руки учительница отпускает детей небольшими группами.
В самом конце урока учительница спрашивает, что дети узнали нового на этом уроке, предлагает попрактиковаться в выполнении правил лепки дома, когда они будут лепить из пластилина, указывая при этом, что вместо дощечки они могут использовать клееночку, кусочек картона, газету. Поддерживая и укрепляя интерес детей к лепке, она просит приносить то, что они выполнят дома, в класс, чтобы показать ей и своим товарищам.
Анализ итогов первого урока лепки показал, насколько широки интересы детей, настолько слаба их техника. Дети лепили пароходы, моторные лодки, самолеты, посуду, фрукты, овощи, людей, цветы, листья, игрушки и др. Многие дети, особенно из числа не посещавших детский сад, лепили bз отдельных кусочков, соединяя потом в одно целое. Большинство детей брало сложные темы, но не стремилось к точности изображения.
На следующем уроке учительница сказала детям, что они лепили хорошо, но будут лепить еще лучше, если будут этому учиться. Предметом этого урока была лепка фруктов — яблока, груши. Мы не приводим запись этого урока, а даем примерную схему подобного урока.
Второй урок лепки
Тема урока: «Вылепить фрукты — яблоко, грушу».
Уроку предшествует беседа о сборе урожая, рассматривание фруктов, принесенных в класс, или картин с изображением фруктов. Иногда учитель проводит предметный урок.
Программное содержание урока: 1) Обратить внимание детей на форму предмета и закрепить ее название. 2) Провести сравнительный анализ формы яблока и груши. 3) Ознакомить детей с основными приемами лепки: а) лепить из целого куска; б) лепить пальцами, в) лепить так, чтобы предмет был похож — добиваться соответствия между изображаемой формой и заданной. Приспособления. Подкладная доска, подносик.
Наглядные образцы, используемые учителем. Яблоко и груша крупного размера.
Желательно, чтобы Эти фрукты были на каждой парте, чтобы при лепке дети могли не только посмотреть их, но и потрогать, ибо осязательно-двигательно-тактильный анализатор в сочетании со зрительным и под контролем зрительного анализатора дает более верное и глубокое отражение формы, способствует формированию представления об объеме.
При проведении второго урока, как и всех последующих уроков лепки, большое значение имеет организация аналитико-синтетической деятельности: тщательное рассмотрение предмета, определение его формы, сравнение одной формы с другой. Нужно стремиться к тому, чтобы дети дали краткое описание предмета: «Яблоко круглое; сверху, там, где оно было прикреплено к веточке, имеется углубление».
Иногда учитель обращает внимание на цвет, гладкую или шероховатую кожицу, говорит детям о тех, кто яблоки (фрукты) выращивает, но недостаточно обращает внимание на главное — на скульптурные особенности предмета. А между тем характеристика цвета, аромата, сорта и т. п. помогает пониманию не столько изобразительных сторон предмета, сколько эмоциональному его восприятию. Не отрицая роли знаний на уроках лепки, следует направлять эти эмоции на восприятие скульптурных качеств предмета.
Опыт показывает, что у детей, пришедших в школу, внимание к форме, способность наблюдения, аналитико-синтетическое мышление развиты недостаточно. В изображении предметов дети часто идут от целого, часто смутного о них представления. Поэтому уроки лепки должны быть использованы для воспитания у детей наблюдательности.
Третий урок совпадает по времени с первым месяцем обучения детей в школе. В это время обычно проводится предметный урок «Овощи», который подготовляет детей к уроку лепки. Все сведения об овощах дети получают на предметном уроке, и, опираясь на них, учитель сосредоточивает внимание на форме, деталях предмета, тем самым создавая основу для правильного отражения предмета и усиления скульптурно-изобразительных сторон в лепке. В первом полугодии уроки лепки на этом заканчиваются. На трех уроках пройден некоторый завершенный цикл, который заключается в том, что учитель выявил подготовку и возможности детей, вызвал их интерес, сообщил и закрепил правила поведения на уроках лепки и приемы работы.
Уроков лепки мало (всего в году их шесть), а интерес у детей к этому виду деятельности большой, поэтому целесообразно включать лепку во внеклассные занятия.
Во втором полугодии уроки лепки целесообразно проводить в тот период, когда дети на уроках чтения читают рассказы и когда педагог ведет с ними беседы о зиме. Уроки лепки второго полугодия характеризуются большей изобразительностью и сюжетностью, картины зимы дают в этом отношении интересный для детей материал.
Первый урок лепки второго полугодия (четвертый по счету) должен быть направлен на то, чтобы проверить, помнят ли дети правила и приемы лепки и закрепить их. Поэтому первая тема должна быть по конструктивным задачам продолжением предыдущих уроков, и вместе с тем учителю надо сосредоточить внимание детей на новом приеме — лепке изобразительных деталей. С этой целью нами, например, был проведен 21 февраля 1955 года урок лепки животных: зайчика и цыпленка — по выбору.
Четвертый урок лепки
Тема урока: «Лепка зайчика, цыпленка».
Программное содержание урока: 1) Припомнить правила, который следует выполнять на уроках лепки. 2) Напомнить детям о приемах лепки. 3) Научить детей обращать внимание на предмет в целом и на отдельные его части. 4) Показать приемы лепки типичных деталей.
Приспособления: Те же, что и на предыдущих уроках.
Пособия. Цыпленок, зайчик, игрушки из резины и целлулоида, очень простые по конструкции и в то же время рельефно подчеркивающие типичные детали.
В процессе урока, показывая игрушку, учительница обратила внимание детей на каждую из ее частей, на игрушку в целом и на их соотношение.
Ход урока
Показывая скульптуру зайчика, учительница спрашивает: «Кто это»? Получив ответ, она предлагает рассмотреть зайчиков, находящихся у детей на партах, посмотреть, какие у зайчика ушки, где они находятся (потрогать их рукой), какой хвостик (короткий), какие лапки, которые длиннее (задние лапки длиннее), какая у зайчика спинка (выгнутая), грудка (более прямая, потрогать рукой).
Показывая скульптуру цыпленка, учительница, задает (примерно) те же вопросы, затем, дав детям рассмотреть цыпленка, она вызывает некоторых из них и предлагает показать, где у цыпленка головка, клювик, крылышки, спинка и т. д.
Предлагая детям приступить к лепке зайца, учительница напоминает приемы лепки: лепить из целого куска; показывает прием: вначале правой рукой вытянуть (не отрывая, из целого куска) головку, мордочку, ушки; из целого же куска вытянуть хвостик, обозначить лапки.
«Чтобы зайчик,— говорит учительница,— был похож на зайчика, нужно смотреть на игрушку, можно даже трогать ее руками. Кто лепит цыпленка — смотрите на цыпленка и сравнивайте, похожа ли головка, клювик, крылышки, хвостик».
Приемы лепки, как и на всех уроках, учительница показывает практически, сопровождая показ объяснением. Во время урока она вновь обращает внимание детей на характерные черты, тем самым приучая их постоянно возвращаться к образцу, к дополнительному наблюдению.
По ходу выполнения задания учительница показывает всему классу наиболее удачную работу: выразительность образа, старание правильно отметить в лепке целое и отдельные части.
По окончании урока дается анализ отдельных, наиболее характерных детских работ, краткая оценка работы всех детей, их прилежания.
Пятый и шестой уроки (второй и третий во втором полугодии) были посвящены теме «Зима». На пятом уроке дети лепили «снежную бабу», шестой урок был посвящен лепке на заданную тему — «Зимние забавы». Каждый из детей лепил то, что он хотел. Таким образом,был создан коллективный макет: «Зимние забавы». Мы не приводим описания этих уроков потому, что по своему характеру они были такими же, как и первые уроки. В основе их были: организация анализирующего восприятия детей, руководство их наблюдением, сочетание показа приемов лепки с объяснением, привлечение внимания детей к изобразительной стороне лепки.
Необходимо отметить, что в результате уроков лепки и других уроков труда у детей значительно повысилась культура наблюдения. Об этом свидетельствуют не только результаты уроков ручного труда, но и уроков рисования и уроков чтения. Показателем развития детей явилась упорядоченность, нацеленность их деятельности. Большую роль в этом играл интерес, который умела сохранять и развивать учительница, чутко относящаяся ко всем переживаниям детей. Несомненным показателем этого интереса является то, что на экскурсиях, во время просмотра иллюстраций в книгах, дети неизменно отмечают скульптурные произведения или их изображения. У многих детей среди их детских «сокровищ» бережно хранятся картинки со скульптурными изображениями.
Малое число часов, отводимое на лепку, воспитывающая и развивающая роль этого вида деятельности, безусловный интерес к ней, доступность ее для массы детей обязывают разработать вопрос о более широком применении лепки во внеклассной работе с детьми, пропагандировать ее в семье.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +