Ручной труд является подготовительной ступенью в решении задач, поставленных перед средней школой в области политехнического обучения и подготовки учащихся к практической деятельности. Программы по ручному труду предусматривают ознакомление детей с различными материалами и их свойствами, с простейшими ручными инструментами и приемами пользования ими при обработке материалов. В I классе учитель знакомит детей с такими материалами, как бумага, картон, ткань, глина или пластилин, а также с инструментами (ножницы, кисточка, линейка, игла, наперсток). В содержание уроков ручного труда входит изготовление простейших изделий: игрушек, игр, наглядных пособий. На уроках ручного труда учитель обучает детей первоначальным трудовым умениям, обработке материалов простым ручным инструментом.
Ручной труд наряду с другими учебными предметами является одним из важных средств умственного и физического развития, нравственного и эстетического воспитания. Роль ручного труда в умственном развитии детей заключается в том, что содержание уроков по труду расширяет кругозор детей. На уроках ручного труда в процессе работы под руководством учителя дети приобретают конкретные знания о качествах того или иного материала, о величине, форме, цвете предметов, об их расположении в пространстве и др.; дети слушают учителя, следят за его действиями и сами практически действуют: обрабатывают материал, превращают его в изделие. Влияние ручного труда на умственное развитие детей заключается и в том, что в процессе труда дети учатся применять теоретические знания.
С первых уроков ручного труда учитель воспитывает у детей трудовую культуру, учит содержать в порядке и чистоте рабочее место, экономно расходовать материал. Дети приучаются планировать работу, намечать последовательность трудовых действий, предвидеть результат и активно стремиться к лучшему результату.
На уроках ручного труда педагог учит детей действовать руками и вместе с тем сознательно, обдуманно относиться к своим действиям.
Конечно, по мере овладения трудовыми действиями образуется трудовой навык, который помогает совершать то или иное действие, не думая над ним. Но ему предшествуют обдумывание, поиски целесообразных приемов. И при малейшем изменении условий труда автоматизированный навык подкрепляется осознанным действием.
Ручной труд, если он правильно организован, оказывает влияние на весь организм ребенка, решая и задачу физического воспитания. Наблюдения физиологов показывают, что во время физического труда усиливаются процессы дыхания и кровообращения, окислительные процессы. Даже при сравнительно легком физическом труде человек глубоко дышит, а при глубоком дыхании увеличивается поступление в кровеносные сосуды артериальной, богатой красными кровяными шариками крови, что создает благоприятные условия для питания мозга, а следовательно, и повышения его работоспособности. Систематическая работа повышает мускульную силу, общую физическую выносливость, сопротивляемость неблагоприятным условиям и воспитывает стойкую, равномерную работоспособность.
Особое значение имеет труд для развития двигательного анализатора. Еще И. М. Сеченовым было указано на большое значение мышечных движений для развития физических способностей и деятельности мозга. Мышечные движения создают основу трудовых движений, а без них невозможно ни познание окружающего мира, ни тем более воздействие на него.
Основным органом, производящим работу, является рука. Физиологическое объяснение роли руки в труде и познании действительности даны в учении И. П. Павлова о двигательном анализаторе. «Очевидно, к тем анализаторам, о которых постоянно говорится -— глазной, ушной, кожный, носовой и ротовой, — пишет И. П. Павлов, — надо прибавить анализатор движения, двигательный анализатор, который имеет дело с теми центростремительными раздражениями, которые бегут от самого двигательного аппарата, от мышц, от костей и т. д. Следовательно, к пяти наружным анализаторам мы должны прибавить и в высшей степени тонкий анализатор — внутренний анализатор двигательного аппарата, сигнализирующий в центральной нервной системе каждый момент движения, положение и напряжение всех частей, участвующих в движении»
В процессе индивидуального развития рецепторные механизмы, заложенные в клетках, мышцах, суставах, связках рук, формируются в результате деятельности, длительной и систематической тренировки. В процессе практической трудовой деятельности участвуют и другие анализаторы, повышается их чувствительность, что и приводит к выработке остроты зрения и глазомера, развитию пространственных, объемных, временных представлений, которые необходимы для успешного усвоения программного материала и для практической деятельности.
Условием для физического воспитания является и та гигиеническая обстановка, в которой проходят уроки ручного труда. Учитель должен знать о том, что перед уроком труда надо тщательно проветрить класс, во время работы следить за правильной посадкой детей, за освещением рабочих мест, предупреждать загрязнение воздуха и помещения, тщательно следить за хранением материалов, расположением их на рабочих местах.
Большое значение для физического воспитания имеет правильная поза детей, предупреждение слишком низкого наклона головы во время работы, приближения работы к глазам, что ведет к развитию близорукости.
Забота об охране здоровья требует, чтобы все инструменты по своему весу и размеру соответствовали силам детей, размеру руки.
В этих же целях во многих уроках ручного труда используется первично обработанный материал, (картон предварительно подрезается, глина дается готовая к употреблению).
Влияние ручного труда на воспитание у детей нравственных качеств заключается в том, что на этих уроках учитель имеет возможность иначе, чем на других уроках, воспитывать положительное отношение к труду: трудолюбие, чувство ответственности, самостоятельность и инициативу. Здесь дети видят практические результаты своего труда — вещь.
Влияя на умственное, физическое развитие, нравственное и эстетическое воспитание, ручной труд создает благоприятные условия для развития и формирования личности школьника. Ручной труд — это не только трудовая, но в известной мере и прикладная изобразительная деятельность. Следовательно, ручной труд содействует эстетическому воспитанию.
На уроках ручного труда дети изготовляют или украшают орнаментом, аппликацией коробки, закладки, папки и другие изделия. Перед учителем стоит задача воспитать у учащихся определенный вкус к украшению изготовленной детьми вещи, научить их подбирать цвета и оттенки, правильно сочетать фон и орнамент или рисунок, пользоваться народными орнаментами и не допускать вычурности, мишуры. А между тем некоторые учителя не обращают внимания на эстетическое воспитание на уроках труда и не только не заботятся об эстетическом воспитании, а допускают украшения, не воспитывающие художественного вкуса. Изобилие бантиков, розочек, грубо исполненных готовых вырезных картинок на крышках коробок, на обложках папок и т. д. — очень частое явление. На уроках ручного труда в качестве образцов и наглядного материала не используется богатство прикладного искусства народа. А ведь ручной труд в школе содержит все возможности сочетать две стороны — изготовление полезной вещи и ее целесообразное и грамотное украшение.
На уроках ручного труда учитель приучает учащихся к целесообразным, экономным трудовым действиям. А целесообразные, экономные действия красивы. На эту сторону и следует обратить внимание детей — учить их видеть красоту трудового действия и стремиться к ней. Присмотритесь к учащимся, когда они шьют. Вначале иголка не слушается неумелых рук, нитка путается, материал скользит в руках. Но вот постепенно дети овладевают навыком. Но и тогда они шьют по-разному. У одних детей поза непринужденная, чуть склоняется голова, а рука ритмично и плавно наносит стежок и отводит иголку. Уже у маленькой швеи есть определенная красота в ее простом труде. Другие учащиеся слишком низко наклоняются, спешат, действия их не ритмичны, суетливы. Результат у тех и других может быть одинаков, но у первых еще и сам процесс труда красив, легок. И учитель должен обращать внимание учащихся на красоту труда, на достижение легкости в выполнении трудовых процессов, воспитывать у них эстетическое отношение к трудовым действиям, к процессу труда, а не только к его результату.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.