Ручной труд является одним из учебных предметов, предусмотренных учебным планом школы, и его педагогическая ценность значительно повышается, если труд осуществляется во взаимосвязи с другими учебными предметами. Пока ручной труд не будет поставлен в тесное соотношение с другими предметами, пока он будет рассматриваться как обособленный предмет и ставить целью осуществление только своих задач, до тех пор он не займет должного места в общей системе учебно-воспитательной работы и не станет необходимым для самого учителя.
Взаимосвязь ручного труда с другими предметами прежде всего выражается в том, что в ручном труде применяются, конкретизируются, закрепляются знания, полученные на уроках по этим предметам. Конкретные знания, полученные на уроках ручного труда, используются на уроках по другим предметам как материал для обобщения, развития устной и; письменной речи учащихся. Значительная часть изделий, изготовляемых на уроках ручного труда, представляет собой наглядный материал для использования на уроках русского языка, арифметики. Тем самым ручной труд содействует повышению качества преподавания других учебных предметов, обеспечивает активный характер усвоения учащимися знаний.
Устанавливая правильную взаимосвязь ручного труда с другими предметами, учитель не должен подменять специфического содержания уроков ручного труда другим содержанием — из области арифметики, русского языка, естествознания. Особенностью ручного труда являются его практические результаты — изделия. Практическая деятельность на уроках по другим предметам иная. Не понимая этого, некоторые учителя допускают ошибку, вводя в урок ручного труда материал по другим предметам, тратя на его освоение значительную часть времени.
Пример. Учитель проводит урок лепки. Тема урока: «Лепка грибов». В качестве наглядного материала используются настенные таблицы «Съедобные и несъедобные грибы». Привлекая внимание детей к таблице, учитель задает вопросы: «Что нарисовано на картинке (таблице)? Где обычно растут грибы? Кто из вас ходил за грибами? Какие грибы вы знаете и какие собирали сами? Для чего собирают грибы? Все ли грибы можно есть? Какие грибы есть нельзя и почему?» После беседы учитель предлагает одному из учеников сказать стихотворение «Грибок».
Шесть или семь вопросов, заданных учителем, потребовали не менее десяти-пятнадцати ответов. Один ответ дополнял другой. Кроме того, беседа о лете, воспоминания о том, как дети собирали в лесу грибы, вызвали ряд ассоциаций, потребность не только ответить на вопрос, но и что-то рассказать. На все это ушло около 20 минут, то есть почти половина урока. Анализ изображения гриба, его частей, формы ножки и шляпки, объяснение учителем приемов лепки заняли еще 10 минут. Сколько же осталось на работу самих детей? Остальные 10 минут.
Содержание уроков ручного труда должно быть связано с содержанием уроков по другим предметам, но эта связь должна быть разумно направленной. Учитель должен использовать знания детей, полученные на других уроках, но не превращать урок по труду в урок по развитию речи (с использованием наглядного материала), не насыщать без необходимости уроки ручного труда словесным материалом. А эту ошибку допускают многие учителя. При лепке овощей ведутся пространные беседы об овощах, о том, где они растут, как их выращивают колхозники, как доставляют в город и т. д. На практическую же деятельность учащихся, которая составляет основное содержание урока ручного труда, времени почти не остается, и учитель начинает ее свертывать.
Взаимосвязь ручного труда с обучением детей русскому языку заключается в том, что на уроках ручного труда дети на практике учатся владеть речью — формулировать мысли (вопросы, ответы), говорить кратко, содержательно; здесь они овладевают специальным словарем (название материалов, инструментов, технические термины). В специальный словарь входит много слов, не употребляемых на других уроках. Это обязывает учителя по труду не загружать без необходимости словарь детей и необходимые слова отрабатывать так же, как это делается на уроках русского языка. Это требование часто нарушается именно потому, что не учитывается взаимосвязь уроков русского языка, и ручного труда в целях развития речи детей, обучения их.языку. Если на уроках русского языка учитель внимательно следит за своей речью, то на уроках ручного труда он об этом забывает. Объясняя ту или иную трудовую операцию, учитель допускает название одного и того же предмета, материала, действия разными терминами. Например, в значении «согнуть» учителем употребляются глаголы согнуть, сложить, свернуть («Согните бумагу пополам», «Сложите бумагу пополам» и т. д.). Учащиеся вслушиваются в новое слово, стараются его запомнить, ищут новое его значение и, не найдя, начинают относиться равнодушно и к новым терминам и к речи учителя, схватывая лишь общий смысл.
На уроках русского языка учитель обязан тщательно учитывать рост словаря, не допускать введения новых слов раньше, чем будут усвоены предыдущие. Это же требование должно быть отнесено к урокам ручного труда, где имеет место излишнее загромождение словаря, не оправданное целями и самого урока. Например, на первых уроках ручного труда учитель знакомит детей с сортами бумаги. Вместо того чтобы познакомить лишь с теми четырьмя сортами, которыми будут пользоваться учащиеся I класса, он перечисляет 12 сортов бумаги, загружая внимание и память детей словами, которые в дальнейшем не будут закрепляться и которые очень трудны по звуковому составу: бумага настольная, альбомная, писчая, оберточная, копировальная, чертежная, ватманская, папиросная, гофрированная, рисовальная, мундштучная, форзацная.
При ознакомлении детей со многими сортами бумаги нарушены не только требования к объему словаря, но — что случается довольно часто — и к активному усвоению слов. На уроках русского языка процесс усвоения слов делится на несколько взаимосвязанных этапов: учащиеся неоднократно слышат слово, произносят его, читают, составляют из разрезной азбуки, придумывают с этим словом предложения, включая его тем самым в связную речь. На уроках русского языка проводится глубокая аналитико-синтетическая работа над словом. На уроках же ручного труда специальные слова-термины отрабатываются недостаточно, что мешает усвоению русского языка и обучению ручному труду.
Ручной труд в известной мере подготавливает руку ребенка к письму. Так, сгибание бумаги является не только одним из видов трудовых занятий, не только простейшим способом обработки бумаги, но и прекрасным упражнением для мелких мускулов пальцев и верности глаза, непременным условием подготовки к письму. Такую же роль выполняет лепка. Используя пластичный материал, легко поддающийся обработке, ребенок не только познает его свойства, придает ему форму, но и учится «видеть пальцами».
Следовательно, ручной труд как бы подготавливает механизм письма, содействует формированию гибкости руки, координации движений. До сих пор еще подготовке руки ребенка к письму учителя не уделяют должного внимания, забывая, что мелкая мускулатура семилетнего ребенка крайне несовершенна, они вводят письмо букв, цифр и мелких знаков без достаточной подготовки руки первоклассника. По-видимому, целесообразно в подготовительный период усилить занятия ручным трудом, увеличить в этот период число уроков лепки, работы с бумагой.
Следует учитывать и то обстоятельство, что многие уроки ручного труда проводятся за партами или столами — детям приходится длительное время сидеть, наклонив корпус вперед. Эта поза, повторяющаяся и на уроках письма и на многих уроках труда, вызывает утомление. При составлении расписания уроков это не учитывается, те или другие предметы ставят рядом, исходя из учета их содержания, а не из учета физической нагрузки на детский организм, на руку, глаз и т. д.
По содержанию и отчасти по виду ручной деятельности труд тесно связан с рисованием. Как уже указывалось выше, ручной труд в I классе является трудовой и вместе с тем изобразительной деятельностью. И тот и другой ставят задачи воспитания глазомера, умения различать форму, окраску, положение вещей в пространстве. И труд и изобразительная деятельность требуют анализа, сравнения, установления сходства и различия, восстановления целостного образа. Но в анализе предметов окружающей действительности ведущую роль выполняет рисование, так как на уроках рисования учитель учит детей «видеть» изображаемый предмет. Рисунок имеет большое значение для труда, он является как бы простейшим чертежом, эскизом. Исключение составляет лепка, в которой трехмерное изображение подготавливает возможность изображения на плоскости. И с этой точки зрения уроки лепки должны предварять рисование.
Взаимосвязь ручного труда с арифметикой выражается по линии использования числа, употребления мер и приемов измерения, мер времени. Ручной труд широко обслуживает арифметику, так как в состав изделий входит изготовление пособий по счету, счетных таблиц, лото, числовых фигур. Такую же роль ручной труд выполняет и по отношению к элементам естествознания, так как материалы экскурсий подлежат обработке и на предметных уроках, и на уроках ручного труда. На уроках ручного труда изготовляются календари природы, таблицы, отражающие признаки того или иного времени года, и т. д.
Таким образом, совершенно очевидно, что ручной труд в той или иной степени взаимосвязан со всеми учебными предметами и является практическим применением знаний в условиях трудовой деятельности школьника. По отношению к ряду предметов ручной труд выполняет роль наглядно-иллюстративного метода.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.