Познакомив детей с устной и письменной нумерацией в пределах ста, можно перейти к изучению действий над круглыми десятками.
В 1 классе проходят сложение и вычитание круглых десятков, а также умножение и деление круглых десятков на однозначное число.
Во всех этих случаях приходится прибегать к превращению единиц в десятки и к последующему раздроблению полученного результата в единицы. Например:
30 + 20 = 3 дес. + 2 дес. = 5 дес. = 50
90 — 50 = 9 дес. — 5 дес. = 4 дес. = 40
20 х 3 = 2 дес. х 3 = 6 дес. = 60
80 : 4 = 8 дес. : 4 = 2 дес. = 20
Учащиеся записывают только данные числа и результат — объяснения даются устно.
В I классе можно умножать 10 на 4 и 20 на 3, так как в этих случаях мы оперируем целыми десятками. Но было бы преждевременно умножать 4 на 10 и 3 на 20, так как счет тройками и четверками не предусмотрен программой I класса. В самом деле, при счете четверками ученику пришлось бы справляться с такими трудными случаями, как 28 + 4, 32 + 4, 36 + 4, а при счете тройками со случаями 18 + 3, 21 + 3, 24 + 3 и 27 + 3. Это материал II класса.
В I классе можно делить 60 на 6 равных частей и 80 на 4 равные части, но нельзя делить 60 по 6 и 80 по 4, так как в этом классе изучается только деление на равные части. Нельзя также делить 60 на 10 равных частей или 80 на 20 равных частей. Первый случай (60: 10) проходят во II классе в связи с табличным делением, а второй случай (80:20) — в связи с внетабличным.
Итак, в I классе можно делить круглые десятки только на равные части и притом только на однозначное число.
Чрезвычайно важно, чтобы учащиеся, хотя бы в конце учебного года, познакомились с этими терминами. Пора покончить с таким искажением арифметической терминологии, как «прибавление» вместо «сложения» и «отнимание» вместо «вычитания».
Чтобы исподволь подготовить детей к правильному называнию действий первой ступени, надо уже в первом полугодии наряду с выражениями прибавить и отнять применять глаголы сложить и вычесть. В главе стабильного учебника, посвященной второму десятку, один раз упоминается сложение, но ни слова «вычитание», ни слова «вычесть» мы там не находим. Следует восполнить этот пробел, по крайней мере в отношении глагола вычесть.
Как правило, учителя начальной школы избегают не только слова вычесть, но и более близкого детям выражения сложить, которое между прочим удобно в том отношении, что освобождает нас от необходимости склонять числительные. Фразу «прибавить к пятидесяти двадцать» можно с успехом заменить выражением «сложить пятьдесят и двадцать». Во II классе слово сложить окажется еще более полезным при сложении двузначных чисел, а в конце года — трехзначных чисел, когда придется, например, «к четыремстам двадцати» прибавлять 7 или «к четыремстам шестидесяти» прибавлять 8 (учебник для II класса, стр. 118 и 119).
Любопытно, что ученик I класса во второй учебной четверти не мог сложить 5 и 4, так как не понял, что значит сложить. Выяснилось, что учительница его класса пользовалась при сложении только словом прибавить.
Чтобы ученики сознательно усвоили существительные сложение и вычитание, необходимо, во-первых, своевременно ввести в их лексикон глаголы сложить и вычесть и, во-вторых, разъяснить им, что сложить — значит выполнить сложение, а вычесть — значит выполнить вычитание. То же относится к умножению и делению.
Изучая действия в пределах первой сотни, ученики, как и при изучении предшествующих концентров, решают примеры и задачи.
Уже во время работы над первым десятком, дети решали примеры не только в одно, но и в два действия. Заметим, что на примерах в одно действие дети усваивают тот или иной вычислительный прием и учатся связно его объяснять. Решение примеров в два действия дается с целью развития вычислительной беглости. Сначала вводятся примеры на два сложения,, потом на два вычитания, и только в конце работы над первым десятком появляются комбинированные примеры в два действия — на сложение и вычитание.
В пределах второго десятка продолжается решение комбинированных примеров — сначала на сложение и вычитание, а затем на действия первой ступени в сочетании с действиями второй ступени. При этом число действий по-прежнему не превышает двух.
Скобки в I классе не вводятся, а потому, чтобы не приходилось касаться вопроса о порядке действий, умножение и деление в комбинированных примерах всегда предшествуют сложению или вычитанию. Ученик I класса руководствуется при решении составных примеров только одним правилом — выполнять действия в том порядке, в котором они написаны.
При изучении первой сотни ничего нового по части арифметической структуры примеров не вводится. Действия над круглыми десятками, как было разъяснено, сводятся к действиям над однозначными числами. Поэтому, работая над первой сотней, дети решают примеры на числа первого десятка, а в целях повторения — и на числа второго десятка.
В связи с изучением первой сотни дети продолжают решать простые задачи на все действия, в том числе задачи с выражениями больше и меньше на столько-то. Наряду с этим даются комбинированные задачи в два действия. К этим составным задачам прилагается тот разбор с вопросом «почему?», о котором была речь в предыдущей главе.
Интересным вариантом комбинированных задач являются задачи на умножение с последующим увеличением или уменьшением полученного произведения на несколько единиц. Вот образцы таких задач:
1. Мальчик успел решить на уроке 3 столбика примеров, по 4 примера в каждом столбике, а его сосед на 2 примера меньше. Сколько примеров решил второй мальчик?
2. В одном доме 3 этажа и в каждом по 6 окон, а в другом доме на 2 окна больше. Сколько окон во втором доме?
Полезно сопоставить эти задачи, установив сначала их сходство (два действия, первое из них — умножение), а затем разницу: в первой задаче главный вопрос решается вычитанием, так как второй мальчик решил на 2 примера меньше, а во второй задаче главный вопрос решается сложением, так как во втором доме было на 2 окна больше.
Аналогичные задачи даются и на материале круглых десятков. Таковы, например, задачи № 816 и 817 на стр. 135 стабильного учебника:
1. У брата 3 монеты по 20 копеек, а у сестры на 30 копеек больше. Сколько денег у сестры?
2. За карандаши уплатили 5 монет по 20 копеек, а за тетради на 30 копеек меньше. Сколько стоили тетради?
Во время изучения первой сотни надо повторить простые задачи с выражениями больше и меньше на столько-то, которые дети могут придумывать и сами. Сначала вопрос ставится с таким расчетом, чтобы задача решалась одним действием; затем этот вопрос видоизменяется так, чтобы приходилось сделать два действия.
Учитель предлагает детям составить задачу про красные и синие флажки, причем красных флажков должно быть на 10 штук больше, чем синих.
Ученики составляют такую задачу: «К празднику для украшения класса дети сделали 30 синих флажков, а красных на 10 штук больше. Сколько сделали они красных флажков?»
После устного решения этой задачи учитель предлагает изменить ее вопрос так, чтобы задача оказалась составной. Дети сами формулируют новый вопрос: «Сколько всего флажков сделали к празднику?» — и решают вторую задачу в тетрадях.
Цель этих упражнений состоит в том, чтобы дети научились внимательно относиться к вопросу задачи, не начинать решение, прежде чем будет прочитан и понят вопрос.
Наряду с выражениями больше и меньше в задачах должны встречаться такие выражения, как дороже и дешевле, старше и моложе, а также выражения, связанные с измерением метром и сантиметром, о которых мы уже упоминали: длиннее — короче, выше — ниже, шире — уже, толще — тоньше. Теперь эти выражения включаются в условие задач на круглые десятки. Полезно предлагать детям самостоятельно придумывать задачи с этими выражениями на числа, полученные при измерении метром, а также сантиметровой лентой или линейкой, разделенной на сантиметры.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.