Знакомство первоклассников с решением арифметических задач относится к самому началу их занятий в школе. Мы уже ссылались на урок решения задач, проведенный в 157-й школе 16 сентября.
К этому времени дети понимают смысл выражений «прибавить — получится» и умеют обозначать на разрезных цифрах следующие случаи сложения: 1 + 1, 2 + 1 и 1 + 2. Наличие этих предпосылок позволяет ввести новый вид работы, развивающей мышление и речь учащихся.
Работа над примером состоит в выполнении того действия, которое прямо указано. При этом ученик должен объяснить, как он складывал или отнимал.
Работа над задачей состоит прежде всего в выборе действия, которое прямо не указано. При этом ученик должен объяснить, почему он складывал или отнимал.
Сначала дети решают примеры, потом задачи. На первых порах и примеры и задачи поясняются на предметах. В этих условиях при малых числах и крайне элементарном сюжете дети с трудом улавливают разницу между примером и задачей. При решении примера в ответ на предложение учителя к двум флажкам прибавить один флажок ученик говорит: «К двум прибавить один. Получится три». При решении задачи, в которой говорится, что мальчик сделал 1 красный флажок и 2 зеленых, ученик не видит необходимости в повторении задачи с вопросом, в выделении этого вопроса, не видит и самого вопроса. Задача воспринимается как пример с той лишь разницей, что в этом случае учитель не употребляет слова прибавить, а потому ответ ученика становится лаконичным: «Мальчик сделал 3 флажка». Ответ заменяет решение, действие не выявляется.
Ввиду сказанного работу над задачей лучше начинать не с готовой задачи, а с составления задачи на глазах у детей при их активном участии.
Создавая задачу по частям, учитель вводит попутно необходимую терминологию: задача, вопрос задачи, решение задачи и ответ задачи. Термин условие задачи вводится позднее, в конце первой учебной четверти.
Крайне важно подчеркнуть, что именно известно, дано в задаче и что неизвестно, что спрашивается. Конкретизируя данные числа на предметах, учитель подчеркивает, что они нам известны. Дети должны видеть в отдельности каждое слагаемое, но не должны видеть суммы. В дальнейшем, когда появляются задачи на вычитание, демонстрируются уменьшаемое и вычитаемое, остаток же должен быть скрыт от детей. При сложении мы прячем карандаши в пенал, картинки в конверт, грибки в корзинку, рыбок в ведерко, вишни и яблоки в кулек, тетради в портфель, книги в шкаф. При вычитании уменьшаемое, предварительно показанное детям, также убирается в мешочек, в корзинку, в пенал, в конверт. Затем из корзинки или пенала учитель берет часть находящихся там предметов и показывает это вычитаемое детям, которые тут же устанавливают, что им известно и что неизвестно. После этого уже не трудно сформулировать задачу.
Составив задачу, дети выделяют затем ее вопрос. «Решайте задачу»,— предлагает учитель. Два-три ученика односложно сообщают полученный результат. После этого следует установить, какое выполнено действие. «К двум рыбкам прибавить одну рыбку, получится три рыбки»,— говорит ученик. Наконец кто-нибудь из детей формулирует ответ: «Мальчики поймали трех рыбок».
Заметим, что, выполняя действие, ученик пользуется всегда одним и тем же словом получится, независимо от того, будет ли это сложение или вычитание. Некоторые учителя требуют, чтобы при вычитании дети говорили останется. Однако при решении задач на разностное сравнение или на нахождение вычитаемого по уменьшаемому и остатку выражение останется окажется в явном противоречии с вопросом задачи. Другое дело — формулировка ответа задачи. В этом случае надо исходить из ее вопроса: в пенал положили, «мальчики поймали», «дети собрали», «в корзинке осталось» и т. д., и т. п. Глагол осталось теперь относится не к действию, а к сюжету задачи.
В октябре можно познакомить детей с выражением условие задачи. На уроке после решения задачи учитель предлагает детям повторить, что именно было известно в этой задаче. «То, что известно в задаче, называется ее условием»,— говорит он. При решении следующей задачи дети сами выделяют ее условие и вопрос. В это время полезно ввести следующее упражнение: после решения задачи учитель вызывает к доске четырех учеников, ставит их лицом к классу и предлагает повторить задачу и ее решение по ролям. Первый ученик говорит условие, второй — вопрос, третий — решение и, четвертый — ответ. Выражения эти произносятся самими учениками, что содействует их пониманию и различению.
Если работа над задачей начиналась не с расчленения готовой задачи на ее условие и вопрос, а с составления задачи из ее элементов, то в дальнейшем надо применять попеременно оба приема: дети решают готовые задачи и вместе с тем сами составляют задачи под руководством учителя. При этом они учатся придумывать вопрос к готовому условию и условие или хотя бы числовые данные к вопросу задачи. Поскольку дети в это время еще не умеют читать, полезно иллюстрировать содержание задачи посредством рисунка на доске.
Много интересных рисунков для составления задач на сложение и вычитание содержится в стабильном учебнике. Однако все эти рисунки относятся к работе над первым и вторым пятком. В дальнейшем придется оснащать работу над задачей самодельными пособиями и рисунками.
Некоторый недочет этих рисунков состоит в том, что оба слагаемых представлены наглядно. Таковы карандаши в коробках и шары на нитках. Только последняя задача — про покупку мяча и барабана — исключает возможность нахождения суммы посредством пересчитывания. Но нельзя допустить, чтобы подобные сюжеты вытеснили все остальные.
В более выгодных условиях находятся задачи на вычитание, так как в этом случае искомое число нет надобности пояснять группой предметов.
Чтобы облегчить переход от красочной иллюстрации к сухой цифровой записи, можно ввести в качестве промежуточных этапов запись числовых данных на отдельных табличках, а затем запись числовых данных в рамках.
Отметим еще один вариант задач, который следует практиковать в первой четверти, чтобы подготовить детей к пониманию выражений больше и меньше на столько-то. Выражения эти вводятся во второй четверти, а подготовительные задачи решаются в конце первой четверти. Вот образец такой задачи: «Детям подарили лопатку, ведерко и грузовичок. Лопатка стоит 3 руб., ведерко — 4 руб., а грузовичок столько, сколько лопатка и ведерко вместе. Сколько стоит грузовичок?» Эту задачу мы иллюстрируем рисунками. Под изображением лопатки ставим ее цену — 3 руб., под ведерком — 4 руб., а под грузовичком — вопросительный знак.
Разумеется, прежде чем решать такие задачи, надо продемонстрировать соотношение столько же, сколько просто на предметах. На наборном полотне выставляется 5 звездочек, а ученик должен отсчитать столько же флажков. На доске учитель рисует 8 кружков, а ученик должен нарисовать у себя в тетради столько же крестиков и т. д.
Наконец, уже в начале второй четверти, когда дети заканчивают работу над первым десятком, полезно ввести такие задачи, в которых приходится подводить видовые понятия под соответствующее родовое. Например: «На пригорке росло 5 сосен и 4 елки. Сколько всего деревьев росло на пригорке?»
Дети должны сами сформулировать вопрос к этой задаче, назвать сосны и елки одним словом — деревья.
В аналогичных задачах речь может идти о детях — мальчиках и девочках, о птицах — галках и воронах, о елочных игрушках — фонариках и звездочках, наконец, о фигурах — квадратиках и треугольниках, которые дети вырезали из бумаги или нарисовали в тетрадях.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.