Следуя методу изучения действий, необходимо в пределах любого концентра прежде всего познакомить детей с устной и письменной нумерацией, а затем с арифметическими действиями.
Изучение нумерации в пределах десяти существенно отличается от аналогичной работы в пределах каждого из следующих концентров. Взамен десятичного состава здесь приходится опираться лишь на состав каждого числа из предыдущего и единицы. Отсюда вытекает необходимость остановиться на каждом из чисел первого десятка в отдельности, тем более что каждому такому числу соответствует особое название и особый знак. Тем самым получается видимость монографического изучения этих чисел.
Ребенок 7 лет, поступая в школу, как правило, умеет считать до 10, понимает смысл вопроса, «сколько всего» предметов в данной группе, и имеет некоторое представление о составе чисел первого пятка. Это дает основание доработать материал первого пятка попутно с изучением его нумерации. Однако, чтобы не повторять ошибок монографического метода, необходимо и в данном случае идти от сложения к составу числа, а не наоборот. В самом деле, сначала надо образовать число из предыдущего и единицы, и только после этого можно решать вопрос о его составе. Но образовать число из предыдущего и единицы можно только посредством сложения. И в речи учителя слово прибавить появляется неизбежным образом раньше слова состоит. Тем самым устанавливается приоритет действия по отношению к составу числа.
Итак, уже при изучении первого пятка, располагая работу по числам, мы вводим выражения прибавить — получится. Эти выражения дети применяют к любым слагаемым в пределах данного числа, что дает возможность установить его состав: к трем прибавить два, получится пять; значит, пять состоит из трех и двух и т. д.
Изучение письменной нумерации состоит в узнавании цифр и письме цифр. Узнавание цифр 1—5 идет параллельно с устной нумерацией в пределах первого пятка. Письмо цифр ввиду технических трудностей отстает от устной нумерации. На первых порах поэтому действие сложения мы обозначаем при помощи разрезных цифр и знаков действий.
После окончания работы над числами первого пятка вводится выражение отнять, которое, как и прибавить, поясняется на предметах. К этому времени отставание письменной нумерации от устной может быть ликвидировано, что позволяет ввести запись сложения и вычитания на доске и в тетрадях.
Работа над числами второго пятка сводится к изучению нумерации этих чисел, что вынуждает нас, как и раньше, останавливаться на каждом из них в отдельности. К тем комбинациям, которые связаны с образованием числа из предыдущего (5+1, 6+1, 7+1, 8+1 и 9+1), можно добавить соответствующие случаи вычитания и три суммы равных слагаемых: 3 + 3, 4 + 4 и 5 + 5. Последняя из этих сумм знакома детям еще до поступления в школу. Каждый ребенок знает, что у него 10 пальцев, по 5 пальцев на каждой руке. Остальные комбинации легко запоминаются, если располагать симметрично элементы соответствующих групп предметов. Знание наизусть перечисленных сумм может облегчить в дальнейшем решение смежных примеров: если 3 + 3 = 6, то 3 + 4 = 7; если 4 + 4 = 8, то 3 + 5 тоже составит 8 и т. д.
На основе твердого знания устной и письменной нумерации до десяти, а также знания состава чисел первого пятка из любых слагаемых дети проходят все случаи сложения и вычитания в пределах первого десятка.
Изучая каждый табличный ряд в отдельности, ученик прежде всего усваивает на аналогичных примерах соответствующий вычислительный прием. Вместе с тем он запоминает результаты сложэния (так называемые «таблицы»), а на основе этого — состав чисел из соответствующих слагаемых. Так, например, научившись присчитывать два по одному, ученик запоминает таблицу: 4 +2 = 6, 5 + 2 = 7 и т. д., а вместе с тем и состав чисел: 6 = 4 + 2, 7 = 5 + 2 и т. д. Научивших присчитывать число три, ученик усваивает новые комбинации в пределах тех же чисел: 6 = 3 + 3, 7 = 4 + 3 и т. д. Продолжая изучать сложение, ученик попутно, хотя и разрозненно, усваивает полностью состав каждого числа первого десятка из всевозможных слагаемых. Эти «локальные» связи должны быть затем включены в определенную систему, ради чего весь пройденный материал располагается уже не по вычислительным приемам, а по числам. Повторением состава чисел из любых слагаемых и завершается работа над первым десятком.
Всего мы различаем в работе над первым десятком следующие четыре этапа:
1. Первый пяток, куда относятся 10 случаев сложения и 10 соответствующих случаев вычитания. Заметим, между прочим, что в эту первую группу входят именно первые пять чисел, но не четыре и не шесть. Дело в том, что, подобно десятку, который не случайно оказался основанием системы счисления, число 5 также представляет собой одно из стандартных множеств (пять пальцев на руке), которое служило в свое время, как мы знаем из истории развития числовых представлений в филогенезе, «узловым» числом при счете. И ребенок, подобно первобытному человеку, лучше других чисел знает числа первого пятка, в частности число 5, во всяком случае значительно лучше, чем число 6 и другие числа второго пятка. Поэтому мы и считаем целесообразным остановиться прежде всего на числах 1—5.
2. Второй пяток, куда относятся пять случаев сложения (справа в верхнем ряду) и столько же соответствующих случаев вычитания. В это время дети могут усвоить три случая сложения равных слагаемых (3 + 3, 4 + 4 и 5 + 5), не касаясь соответствующих случаев вычитания.
3. Сложение и вычитание в пределах десяти, причем заведомо новыми для детей окажутся 11 случаев сложения (наверху справа); остальные случаи сложения (внизу слева) отличаются от пройденных только порядком слагаемых. Попутно усваивается по частям состав чисел первого десятка.
4. Повторение состава чисел первого десятка после соответствующей перегруппировки пройденного по числам.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.