Говоря о применении наглядности, нельзя не остановиться на вопросе о взаимодействии между первой и второй сигнальными системами.
Наш мозг находится под постоянным воздействием предметов и явлений внешнего мира. Роль проводника этих воздействий выполняет первая сигнальная система. «Первая сигнальная система — ближайший проводник действительности». Наряду с этим наш мозг испытывает воздействие слов. Проводником этих воздействий является вторая сигнальная система.
Без речи непосредственное восприятие не идет дальше тех процессов, которые мы наблюдаем у животных. Наоборот, наличие у человека речи приводит к тому, что уже наши непосредственные восприятия предметов и явлений окружающей действительности качественно отличаются от восприятий у животных, не говоря о том, что только наличие речи делает возможным абстрактное мышление.
Умственное развитие ребенка происходит на основе взаимодействия первой и второй сигнальных систем. Вторая сигнальная система направляет и регулирует работу первой сигнальной системы. Проще говоря, речь, слово направляют, регулируют непосредственное восприятие. С другой стороны, первая сигнальная система контролирует работу второй сигнальной системы, иначе говоря, словесное выражение мыслей мы проверяем и уточняем, обращаясь к непосредственному восприятию предметов и явлений. Поясним сказанное конкретным примером.
Арифметическое сложение и вычитание сводится к пересчитыванию суммы или остатка, что невозможно без предметов. Собственно арифметическое сложение и вычитание начинается при переходе ко второму пятку. При сложении и вычитании множеств (до-арифметические действия) речь выступала только в виде словесного числового ряда. Это не рассуждение, а речедвигательный навык.
При переходе ко второму пятку дети впервые учатся вычислять. Речедвигательный навык должен теперь уступить место рассуждению — сначала на основе предметной наглядности, затем по представлению. Если ребенок не поднимется на эту качественно новую ступень, ему не удастся освободиться от инструментального сложения и вычитания, что сделает невозможным его дальнейшее продвижение вперед в работе над арифметическим материалом.
Итак, учитель не только демонстрирует тот или иной прием на предметах, но тут же переводит зрительное восприятие в речевой план. Заметим, что основное требование к пособиям при изучении действий — подвижность. Вычислительный процесс нельзя адекватно представить при помощи статического образа.
Как же осуществляется при этом направляющая и регулирующая роль слова?
Положим, надо к шести прибавить четыре. Прежде всего придется отложить на счетах шесть косточек. Прибавить к ним четыре косточки можно по-разному: придвинуть их по одной, по две или, наконец, все четыре сразу. Последнее не имеет смысла, так как в этом случае пришлось бы находить сумму посредством простого пересчитывания, то есть тем способом, от которого мы как раз хотим освободиться. Слово учителя направляет ученика на другой, собственно арифметический путь. «Прибавь одну косточку к шести,— говорит учитель,— сколько получится? Прибавь одну косточку к семи, сколько получится...» Требуя от ученика полных ответов, учитель переводит зрительное восприятие в речевой план. После этого при помощи аналогичных вопросов облекается в словесную форму более удобный прием — присчитывание четырех по два. То же упражнение проделывается и на других пособиях. Прием обобщается и без труда переносится на отвлеченные числа.
От рассуждения ученик переходит к запоминанию. Основное требование к пособиям при запоминании таблиц арифметических действий — удобообозримость. Этому требованию удовлетворяют числовые фигуры, в частности квадратные числовые фигуры Лая, домино и др. Запоминание таблиц и состава чисел на основе таких статических образов идет попутно с изучением вычислительных приемов, завершает это изучение на отдельных его этапах, но не предшествует ему и н е отменяет его.
Наконец, цель оказывается достигнутой: ученик складывает 6 и 4 просто по памяти. Так усваиваются все табличные суммы.
Теперь посмотрим, каким образом первая сигнальная система контролирует работу второй сигнальной системы. Допустим, что, решая пример 10—2, ученик ошибся — получил 7 вместо восьми, так как память ему изменила. Учитель должен прежде всего попытаться напомнить этому ученику прием отсчитывания двух по одному. Если и это не помогает, остается одно средство: вернуться к наглядным пособиям. Ученик должен прежде всего любым, хотя бы инструментальным способом, убедиться, что он ошибся, что ответ не 7, а 8. После этого надо на предметах же напомнить такому ученику забытый им вычислительный прием. В этом и состоит контролирующая функция первой сигнальной системы.
Использование наглядности может быть эффективным только в том случае, если оно осуществляется под словесным руководством учителя в условиях организующей роли второй сигнальной системы. Спрашивается: как же лучше всего сочетать на уроках арифметики наглядность и слово?
Вопрос этот можно решать по-разному. Показ может предшествовать словесному объяснению; словесное объяснение может предшествовать показу; наконец, наглядность и слово могут быть использованы одновременно, в непосредственной близости одно от другого.
Если первоклассникам предстоит заниматься на уроке вопросом о зимующих птицах, например вороне, можно прежде всего показать им чучело этой птицы и предложить хорошенько рассмотреть ее клюв, перья, лапки, хвост и т. д. Словесные объяснения следуют за показом.
На уроке чтения, быть может, целесообразно поступить наоборот: сначала прочитать сказку или рассказ и только после этого показать картину, иллюстрирующую содержание прочитанного.
Ни тот, ни другой способ сочетания наглядности и слова не подходит для работы над арифметическим материалом. Здесь уместен только такой способ, когда оба фактора используются одновременно. Так, вычислительный прием демонстрируется на счетах или двухцветных кружках, и в то же время каждый шаг в работе с предметами сопровождается словесным объяснением. При этом на первом этапе работы над новым программным материалом это объяснение выступает в форме диалога между учителем и учеником. В дальнейшем слово предоставляется ученику: все еще продолжая пользоваться пособием, он повторяет объяснение целиком в связной форме. Дальнейшая работа ведется уже без предметов. Так осуществляется постепенный переход от конкретного к абстрактному, от предметов к числовым отношениям.
Отступление от этого порядка может состоять только в том, что иногда на первом этапе работы применяется не диалог, а связное изложение вопроса в целом самим учителем. Диалог занимает второе место. После этого ученик повторяет еще раз все объяснение в связной форме. Таким образом, на уроках арифметики можно наблюдать три варианта применения слова учителем и учеником: 1) учитель говорит, ученик слушает; 2) учитель спрашивает, ученик отвечает и 3) ученик говорит, учитель слушает.
Не только ученик, но и учитель должен «уметь слушать». Нередко из-за неумения вникнуть в реплику ученика, учитель реагирует отрицательно на его по существу правильный ответ. Иногда причина недоразумений лежит в неточном смысле соответствующих выражений. В задаче требовалось узнать, сколько орехов получил каждый из трех мальчиков, если они разделили между собою поровну 12 орехов. Повторяя задачу, ученик формулирует вопрос по-своему: сколько орехов получили все мальчики. Все — это и значит в его понимании каждый. Не досадовать надо на такого ученика, а исподволь уточнять его речь.
Решение задач предполагает, вообще говоря, более высокий уровень умственной деятельности, чем счет и действия. Чтобы решать примеры, надо понимать смысл действия и владеть соответствующим вычислительным приемом. При решении задач появляется новая трудность — различение известного и неизвестного, иначе говоря, условия и вопроса задачи. За этой первой трудностью следуют вторая и третья — выбор действия и осознание результата действия как ответа на вопрос задачи.
Преодоление этих трудностей требует совместной работы двух сигнальных систем.
В школе № 157 дети впервые познакомились с арифметической задачей. Почему не вполне удался этот урок? Показ (то есть работа первой сигнальной системы) не был в достаточной мере подкреплен словесным объяснением (то есть работой второй сигнальной системы).
Детям была предложена задача про рыбок. Сначала учитель продемонстрировал две рыбки, которых поймал первый мальчик, и опустил их в ведерко. Потом он показал одну рыбку, которую поймал второй мальчик, и тоже опустил ее в ведерко. При этом он не спросил детей, что нам известно, не предложил им повторить то, что известно. Затем он не поставил вопроса, заглядывая в ведерко: «А что нам неизвестно?» Не вводя выражений известно и неизвестно, он сразу пытался получить ответ на вопрос «Что можно узнать?» Дети отвечали: «Можно узнать, что у них в ведерке (не сколько, а что), можно узнать, что у них три рыбки (не вопрос, а ответ). Тогда учитель прибег к чисто формальному приему он сказал: «Поставьте вопрос. Вопрос начинается со слова сколько». После этого учащиеся догадались, что от них требуется, и сформулировали вопрос задачи: «Можно спросить, сколько они всего поймали рыбок».
Как надо было в этом случае вести работу? Показав данные (как это и было сделано), надо было установить, что это нам известно, и потребовать повторения того, что известно.
Искомое было скрыто в ведерке. Надо было заглянуть в ведерко, говоря: «Известно, сколько рыбок поймал каждый мальчик, но неизвестно, сколько рыбок в ведерке. Повторите, что же нам неизвестно». Ученик ответил бы: «Неизвестно, сколько всего рыбок в ведерке».— «Это вопрос задачи. Повторите вопрос задачи»,— сказал бы учитель.
На основе такой подготовительной работы по установлению связи между непосредственным восприятием и словом можно было добиться правильной формулировки вопроса и повторения задачи целиком.
Итак, работа над арифметическим материалом с маленькими детьми требует теснейшего взаимодействия обеих сигнальных систем в условиях параллельного применения наглядности и слова.
В заключение следует подчеркнуть, что словесные объяснения, вообще работа второй сигнальной системы, утомляют значительно больше, чем непосредственное восприятие предметов и явлений. Отсюда, чем меньше по возрасту ученик, тем относительно больше места приходится отводить предметной наглядности.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.