Соотношение между мышлением и речью всегда подчеркивалась в любом курсе психологии. Но оставалось недосказанным одно, очень существенное обстоятельство: речь не только связана с мышлением, она неотделима от мышления так же, как мышление неотделимо от речи. Таково одно из положений марксистского языкознания. недосказанным одно
В самом деле, речь, слово связаны со своим предметом только через мышление. При отрыве языка от мышления и мышления от языка между словом и предметом, то есть между словом и реальной действительностью, а вместе с тем и между мышлением и реальной действительностью утрачивается внутренняя связь по содержанию.
На уроках арифметики ведущая роль принадлежит логическому мышлению. Было бы методологически неправильно отрывать на этих уроках работу мышления от соответствующего словесного оформления. Каждое арифметическое понятие должно быть связано с соответствующим словом-термином.
Выполнение этих требований ограничивается в отдельных случаях лишь возрастными особенностями учащихся. Так уже в I классе, производя вычисления, дети знакомятся с законами арифметических действий, однако было бы рано давать названия этих законов. Но большое количество собственно арифметических слов и выражений должно быть сообщено учащимся уже на первом году обучения. Назовем главнейшие из них.
Термины и выражения, относящиеся к нумерации: число, цифра; названия первых десяти чисел; единица, десяток, нуль; десять числительных от одиннадцати до двадцати включительно; место единиц, место десятков; число состоит из десятка и единиц, из двух десятков; однозначное число, двузначное число; круглые десятки; семь названий, относящихся к круглым десяткам, от тридцати до девяноста включительно; сто, сотня.
К действиям относятся следующие выражения: прибавить, отнять, получится; столько же, больше на столько-то, меньше на столько-то; взять по стольку-то столько-то раз; умножить; разделить на столько-то равных частей; пара; пример; сложить, вычесть; сложение, вычитание, умножение и деление.
Элементы геометрии и измерение представлены следующими терминами и оборотами речи: прямая линия, измерить длину, измерить ширину; метр, сантиметр, килограмм, литр; неделя, День, монета, копейка, гривенник, рубль: сокращенная запись наименования; квадрат, прямоугольник, треугольник, круг; куб и брусок.
При решении задач вводятся следующие выражения: задача; условие, вопрос, решение и ответ задачи; простая задача и составная задача; главный вопрос, план решения.
Мы перечислили около 90 специальных слов и выражений, которые должны в течение первого года обучения обогатить мышление и речь учащихся. К этому перечню следует прибавить ряд новых понятий, которые включены в сюжеты задач: колхоз, колхозник, колхозница; трактор, плуг, сеялка, косилка; легковая машина, грузовая машина, автомобиль; завод, фабричный поселок, столярная мастерская, плотник, лесоруб и др. В учебнике помещены рисунки, изображающие трактор, плуг, сеялку и косилку, хотя такой способ ознакомления детей с этими машинами едва ли можно считать достаточным. Мы имеем в виду городских детей. Что касается учащихся сельских школ, то они, собственно, не нуждаются в подобных изображениях, так как перечисленные предметы знакомы им в натуре. Труднее всего объяснить детям, что такое колхоз, колхозник и колхозница, особенно городским школьникам, да и в сельских условиях этим выражениям придается чисто бытовой смысл. Временно приходится с этим мириться. Что касается всех остальных перечисленных слов и выражений, то ни одно из них не должно оставаться пустым, бессодержательным или неверно понятым.
Связь между мышлением и речью, между речью и мышлением должна быть неразрывной.
Покажем, как реализуется эта связь при решении арифметической задачи в одно действие: «Дети принесли кроликам 10 морковок. Кролики съели 4 морковки. Сколько морковок осталось?»
Чтобы решить задачу, надо отвлечься от ее вещественного содержания, выраженного словами, и «открыть» те отношения, которые составляют ее арифметическое содержание и должны тоже найти свое выражение в слове.
Работа начинается в речевом плане. Ребенок либо слушает задачу, сообщаемую учителем, либо читает ее по задачнику.
Читать задачу ученик должен сначала обязательно про себя, а затем непременно вслух —с выражением, то есть с соблюдением
знаков препинания и логических ударений. Такое чтение полезнее слушания, так как в большей мере активизирует мышление ученика.
Далее следует повторение задачи. Полные ответы на вопросы учителя («Чем кормили дети кроликов?», «Сколько принесли им морковок?», «Сколько морковок съели кролики?», «Что надо узнать?») не затрудняют детей, поскольку в вопросах уже содержатся словесные элементы ответов. От повторения задачи по частям легко перейти к повторению задачи в целом. Так реализуются в слове мыслительные процессы анализа и синтеза, которые на данном этапе касаются только внешней, сюжетной стороны задачи.
Следующий шаг в работе над задачей — различение данного и искомого. Теперь слово (известно, неизвестно) направляет мысль ученика на арифметическое содержание задачи как таковое. Той же цели служит выделение вопроса задачи. Производя эту словесную работу, ученик фактически расчленяет задачу на ее условие (с числовыми данными) и вопрос.
Расчленение, то есть акт анализа, делает возможным последующий акт синтеза. Переходя мысленно от числовых данных к вопросу задачи и от вопроса к числовым данным, ребенок устанавливает связь между этими элементами задачи посредством выбора действия, которым она решается. Результат этой мыслительной деятельности выражается словами: «Чтобы узнать, сколько морковок осталось, надо от 10 морковок отнять 4 морковки, получится 6 морковок».
Задача решена, остается сформулировать ее ответ. Слово получится, которое в младших классах школы заменяет термин равняется, теперь должно уступить место выражению, прямо вытекающему из вещественого содержания задачи: «Осталось 6 морковок».
Итак, на уроках арифметики, как и на других уроках, необходимо добиваться безупречной грамматической правильности речи и ее логической точности, чем обеспечивается правильность и точность мыслительных операций учащихся.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.