Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Общее воспитание >>

Работа над культурой речи и развитием учащихся


Ананьев Б. Г., Антропова М. В. и др. "Первоначальное обучение и воспитание детей"
М., изд-во Академии Педагогических Наук, 1958 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

В качестве итога покажем кратко те успехи, которых достигают опытные учителя к концу года в работе с первоклассниками.
Система работы по развитию устной и письменной речи в процессе обучения русскому языку имеет важное значение в общем и особенно в умственном развитии учащихся. Словарная работа обогащает учащихся конкретными представлениями и содействует приобретению ими сведений, предусмотренных программой. Индивидуальные беседы по одним и тем же картинкам с учащимися I класса в октябре и в марте показали неравномерность абсолютного роста запаса конкретных представлений у детей в течение учебного года. Так в беседах с Сашей К. и с Наташей Л. обнаружилось, что при показе одних и тех же картинок (17) они в октябре 1954 года смогли назвать один 12, а другая 14 изображений предметов. В марте 1955 года они назвали почти правильно все предметы. Люся Б. и Вася С. в октябре 1954 года на тех же 17 картинках назвали правильно одна 4, а другой 3 предмета. В марте 1955 года каждый из них назвал по 6 предметов.
Обогащение конкретными представлениями шло быстрее у тех детей, которые и в начале года имели больше представлений, то есть у них имелась более широкая база для новых ассоциаций. Дети с бедным запасом слов (Люся Б., Вася С.) отставали. Это обнаружилось и на итоговом уроке по обучению грамоте. Учитель предложил написать названия зимних месяцев и названия птиц, чучела которых демонстрировались. Саша К. и Наташа Л. не допустили ни одной ошибки, Вася С. ошибся в названиях месяцев, а Люся Б. сделала три ошибки — одну в названиях месяцев и две в названиях птиц. В I классе другой школы обнаружились такие же результаты. Ася М. и Нина П. при беседе по тем же картинкам дали такой же рост правильных ответов, какой был у Люси Б. и Васи С. В апреле с 9 детьми этого же класса проводилась индивидуальная беседа по другим картинкам, кроме картинок предлагалось объяснить некоторые слова. Ученики, давшие при беседе в начале года высокий процент правильных ответов, ответили правильно на все вопросы. Ученики с бедным запасом слов дали лишь 30—40% правильных ответов. Мы можем, следовательно, говорить о чрезвычайной устойчивости того недостатка речи, о котором мы говорили и который мы называем бедностью словарного запаса, о прямой зависимости богатства словаря от имеющихся у детей конкретных представлений. Приобретение слов, обозначающих конкретные представления, имеет огромное значение не только для перехода к последующим обобщениям, но и для усвоения сведений, предусмотренных программой.
Характерной особенностью тех учащихся, у которых беден словарный запас, является также чрезвычайная узость в понимании ими значения знакомых слов, они смешивают однокоренные, а иногда созвучные слова (ледоход и ледокол, конница и конюшня к т. д.).
Обобщающие уроки по чтению и индивидуальные беседы дали возможность собрать некоторые факты о расширении запаса первоначальных сведений в ходе словарной работы в связи с темами объяснительного чтения.
Работа по развитию речи на уроках русского языка обогащает детей сведениями об общественной жизни. На уроках грамматики дети запоминают имя и отчество Ленина, узнают, что Володя Ульянов хорошо учился, получал отличные отметки, что по заветам Ленина все должны хорошо учиться и хорошо работать. Дети передают содержание рассказа «Елка в Сокольниках», узнают в конце года эпизоды из этого рассказа на картинке, отвечают, что В. И. Ленин очень любил детей, и все дети теперь хотят хорошо учиться, как он велел. Постепенно обогащается значение слова «родина», которое дети читают в букваре. В октябре на вопрос: «Как называется наша страна?» — дети отвечают так: «Не знаю. Много наших стран. Ленинград. Русские. Государство». В марте—апреле подавляющее большинство детей правильно называет нашу родину — «Советский Союз». К концу года дети хорошо знают, что столица у нас Москва. Они узнают на картинке Красную площадь, знают, что там будет 1 Мая парад и демонстрация. Значительно расширяются детские представления о труде советских людей. Слова колхоз, колхозник, фабрика, завод, цех, знатный человек, ферма, птицеферма, скотница, птичница, доярка — это все новые слова, вошедшие в словарь подавляющего большинства детей. При показе картинки, изображающей жницу в поле, в октябре только 50% детей говорят: это колхозница, в марте этот ответ учитель слышит уже от 90% детей.
Однако понимание слова колхозник у ленинградских детей I класса еще очень узко: «Дети знают, что колхозники сеют рожь, пшеницу, из нее хлеб и булки делают, колхозники картофель сажают, молоко в город, привозят, на базаре яблоки продают». Наводящие вопросы, которыми учитель добивается ответа, что в колхозе земля общая, все сообща, вместе работают, обычно не достигают цели: детям это трудно. Представление об отношении к труду в нашей стране в I классе значительно обогащается. При индивидуальной беседе с детьми одного из первых классов на вопрос: «Кого у нас называют знатным человеком?» — все 39 учеников класса ответили безошибочно: «Это тот, кто хорошо работает, кто лучше всех все делает, кто план перевыполняет, это тот, кого все знают». Расширяются сведения о Советской Армии. Значительно обогащается словарь первоклассника терминами, обозначающими моральные качества людей, такими, как: вежливый, заботливый, трудолюбивый, самостоятельный, неряха, ленивый, хвастунишка, настоящий товарищ, дружный. На вопросы по прочитанным в году статьям «Настоящий товарищ» и «Мой сын» дети отвечают: «Настоящий товарищ говорит: «Не списывай, я тебе объясню...», «Олег новую рубашку Грише отдал, он настоящий товарищ». На обобщающем уроке по теме «Зима» на вопрос о той, чему учат нас сказки «В гостях у дедушки Мороза» и «Два Мороза», дети отвечают: «Надо быть вежливым, помогать стареньким, не надо быть ленивым, надо трудиться — «топор лучше шубы греет».
Сведения о природе ученики получают главным образом при знакомстве с сезонными явлениями. Тема «Осень» связана с чтением букваря. Темы «Зима» и «Весна» — с чтением книги для чтения. Большое значение для обогащения словаря и представлений детей о природе имеют две последние темы. Уточняются временные представления: учитель сообщает детям названия месяцев. Осенних месяцев дети еще не знают, зимние они уже запоминают, позднее осваивают и весенние месяцы. Постепенно расширяется круг их сведений о признаках времен года. Сначала их только два-три: осенью собирают овощи, листья становятся желтыми и падают с деревьев, птицы улетают. Позже дети могут указать больше признаков: зимой солнце светит, но не греет, деревьяч голые, на окнах мороз разрисовал узоры, метель наметает сугробы, везде лежит пушистый снег, порхают и кружатся снежинки, на реках прозрачный и скользкий лед. Весной солнце припекает, небо синее, на , крышах сосульки, появляются проталины, набухают на ветках почки, побежали звонкие ручейки, на реках ледоход, люда рыхлят землю, тракторы выходят на поля.
В связи с темой «Осень» дети получают сведения об овощах; могут назвать от 3 до 9 видов овощей, описать их по цвету и по вкусу, а на вопросы учителя указать и форму. Они учатся различать листья дуба, березы и клена, могут сказать, что они зубчатые, вырезные, назвать их цвет, различают ель и сосну и шишки ели и сосны. Чтение по темам «Зима» и «Весна» уточняет эти представления, дети узнают слова, обозначающие другие качества предметов (ароматный, прозрачный, рыхлый и т. д.).
Прибавляются в словаре слова: озимая рожь, озимь, почки, тополь, подснежник; дети узнают, что снег сохраняет тепло и спасает от холода корни деревьев (озимь) и может спасти даже человека (рассказ «Человек под снегом»). Все подробнее отвечают они на вопрос: «Какая погода?» (пасмурная, дождливая, ясная, солнечная). Заучивая стихотворения и читая статьи, дети запоминают имена писателей: Л. Н. Толстой, А. С. Пушкин и С. Маршак (в первом полугодии), Н. А. Некрасов, А. Н. Плещеев, К. Д. Ушинский, В. Бианки (во втором полугодии). Однако на портретах они могут узнать только Л. Н. Толстого и А. С. Пушкина. Значительно расширяются сведения детей о птицах, домашних и диких животных; эти сведения дети приобретают во втором полугодии. Они знают зимующих птиц: ворону, галку, воробья, сороку, дятла, снегиря («Как розовые яблоки на ветках снегири») и синицу. Весной узнают перелетных птиц: грача и скворца. Узнают дети и какую пользу приносят лошадь, собака, кошка, корова, овца, куры, гуси; могут назвать части тела животных и описать их. Рассказывая о диких животных, дети говорят: «Легкая белочка живет в дупле, лежебока-медведь спит в берлоге, хитрая лиса, хорек и голодный волк бегают за добычей, у волка зимой все ребра видны, он в деревню приходит и нападает на овец и на жеребят, заяц-беляк надевает белую шубку. Весной медведь выходит из берлоги, животные линяют, заяц меняет шубку».
В сентябре 1955 года нами были проверены некоторые представления о природных явлениях у детей, перешедших во II класс. Была использована тетрадь № 1 для самостоятельных работ учащихся, изданная Институтом теории и истории педагогики АПН РСФСР. Результаты говорят о том, что некоторые представления детей еще не совсем точны. Не все умеют, например, показать на рисунке разницу в длине хвои у ели и у сосны. Смешиваются представления о сходных признаках дуба и клена, ели и сосны. Ошибки встречаются также в пропорциях (рисунки дуба и березы). Тетрадь применялась в классе учительницы Г. Г. Шеф, где проводилась опытная работа.
Решающее значение в приобретении сведений о природных явлениях имеет ведение календаря погоды, предметные уроки и экскурсии. Вторая сторона, которую мы отмечаем в развитии детей как результат работы учителя над их общим умственным развитием и, в частности, над культурой речи детей, это развитие мышления, повышение уровня умственной деятельности. Это обнаруживается прежде всего в накоплении родовых понятий в словаре детей, в умении точно строить предложение для выражения своей мысли.
В конце учебного года в четырех классах, где проводились наши наблюдения, была дана письменная работа: детям предлагалось написать вместо трех прочитанных им слов, обозначающих видовое понятие (мяч, кукла, скакалка), слово, обозначающее род (игрушка).
Класс «а» был контрольным классом, в нем не проводилась вышеописанная система работы по развитию речи. Он дал наиболее низкие результаты. Этот опыт позволил сделать вывод о том, что развитие обобщения зависит от системы работы учителя над речью детей. Рост способности к обобщению определяется также запасом конкретных представлений, имеющихся у детей. Тем же детям, с которыми проводилась работа по выявлению их запаса слов, предлагалось назвать одним словом несколько однородных предметов, нарисованных на картине. Работа проводилась в октябре и в марте. Например: «Что собирают колхозники на огороде?» (Овощи.) «Что стоит на столе?» (Посуда.)
Оказалось, что за этот период в совершенствовании обобщений у некоторых детей не произошло никаких сдвигов и вообще совершенствование обобщений происходит гораздо медленнее, чем конкретных представлений. Такую же работу мы провели в мае. Детям было предложено ответить письменно на вопросы по картине. Ответы должны были быть: «подарки, овощи, посуда, игрушки». На все четыре вопроса безошибочные ответы дали 11 учащихся из 27, одну ошибку допустило 13, двое допустили по две ошибки — это были дети с особенно бедным словарём. Подобрать родовое понятие к ряду слов, обозначающих вид, гораздо легче, чем употребить родовое понятие в живой речи при работе по картинке. Однако система работы по развитию речи дает и в этой области значительные сдвиги. Степень овладения обобщением обнаруживается также и в том, умеет ли ребенок объяснить слово и произвести сравнение. В индивидуальной беседе мы задавали детям вопрос: «Чем отличается дятел от скворца? Собака от волка? Почему ты думаешь, что собака— домашнее животное?» Все 18 детей, с которыми велась беседа, ответили правильно на эти вопросы, но степень обобщения у них была разная. Учащиеся с хорошо развитой речью отвечали более обобщенно и больше указывали существенных признаков («Дятел — зимующая птица, скворец — перелетная, дятел большой и пестрый, а скворец маленький и черный. Волк — хищное животное, а собака — домашнее. Волк — серый, у него хвост палкой, шея не поворачивается. Собака дом сторожит, пользу приносит. Дятел белый, голова черная, он не улетает, не хочет оставлять маленьких птичек. Собака дома живет. Волк в лесу. Собака—домашнее животное, потому что дома живет»). Характерной особенностью детей со слабым развитием речи является также неумение включать слово в более широкие связи. При показе картинки, изображающей конницу, сильные ученики правильно назовут изображенное в любой ситуации, слабые в изображении конницы на параде узнают, что это такое, а при показе конницы в бою узнать ее не могут.
Устные пересказы и рассказы детей к концу учебного года являются показателем возросшей у них способности к синтезу, к обобщению. Многие ученики, рассказывая по картине, уже не говорят: «Снег лежит на крыше. Снег лежит на деревьях», а начинают рассказывать иначе: «Снег лежит на деревьях и на крыше». На вопрос: «О чем мы прочли в рассказе «Рыжуха и жеребенок»? — дети отвечают: «Мы прочли, как лошадь спасла жеребенка». Они уже умеют найти, увидеть главное в рассказе.
Мы показали выше, что дети к концу третьей четверти овладевают умением рассказывать по плану, оценивать последовательность и точность речи товарища.
У них формируются эстетические понятия, суждения: они могут, например, не только указать, какая картинка или какой рассказ им понравился, но и объяснить свое к нему отношение, то есть обосновать оценку.
Таким образом, на общее развитие детей оказывает огромное влияние система работы над их речью. Эта работа строится на постоянной взаимосвязи накопления конкретных представлений и обогащения словарного запаса, что является условием перехода детей к обобщениям. От качества работы учителя по развитию речи детей зависит, следовательно, объем и точность сведений об общественных и природных явлениях, умение детей обобщать, делать вывод и выражать свое отношение к окружающему.
Систематическая работа над культурой речи в процессе обучения, русскому языку не может составлять обособленной задачи. Она разрешается на уроках чтения и письма, на занятиях грамматикой и в рассматривании картины, на экскурсиях и при разборе прочитанного. Развитие речи является одним из условий и средств формирования умственных сил и способностей детей. Вместе с тем само развитие речи совершается в разнообразной учебной и внеучебной деятельности ребенка. Особую роль здесь играют разнообразные разделы работы над русским языком. На этих уроках учитель имеет огромные возможности для развития речи и мышления детей.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +