В качестве итога покажем кратко те успехи, которых достигают опытные учителя к концу года в работе с первоклассниками.
Система работы по развитию устной и письменной речи в процессе обучения русскому языку имеет важное значение в общем и особенно в умственном развитии учащихся. Словарная работа обогащает учащихся конкретными представлениями и содействует приобретению ими сведений, предусмотренных программой. Индивидуальные беседы по одним и тем же картинкам с учащимися I класса в октябре и в марте показали неравномерность абсолютного роста запаса конкретных представлений у детей в течение учебного года. Так в беседах с Сашей К. и с Наташей Л. обнаружилось, что при показе одних и тех же картинок (17) они в октябре 1954 года смогли назвать один 12, а другая 14 изображений предметов. В марте 1955 года они назвали почти правильно все предметы. Люся Б. и Вася С. в октябре 1954 года на тех же 17 картинках назвали правильно одна 4, а другой 3 предмета. В марте 1955 года каждый из них назвал по 6 предметов.
Обогащение конкретными представлениями шло быстрее у тех детей, которые и в начале года имели больше представлений, то есть у них имелась более широкая база для новых ассоциаций. Дети с бедным запасом слов (Люся Б., Вася С.) отставали. Это обнаружилось и на итоговом уроке по обучению грамоте. Учитель предложил написать названия зимних месяцев и названия птиц, чучела которых демонстрировались. Саша К. и Наташа Л. не допустили ни одной ошибки, Вася С. ошибся в названиях месяцев, а Люся Б. сделала три ошибки — одну в названиях месяцев и две в названиях птиц. В I классе другой школы обнаружились такие же результаты. Ася М. и Нина П. при беседе по тем же картинкам дали такой же рост правильных ответов, какой был у Люси Б. и Васи С. В апреле с 9 детьми этого же класса проводилась индивидуальная беседа по другим картинкам, кроме картинок предлагалось объяснить некоторые слова. Ученики, давшие при беседе в начале года высокий процент правильных ответов, ответили правильно на все вопросы. Ученики с бедным запасом слов дали лишь 30—40% правильных ответов. Мы можем, следовательно, говорить о чрезвычайной устойчивости того недостатка речи, о котором мы говорили и который мы называем бедностью словарного запаса, о прямой зависимости богатства словаря от имеющихся у детей конкретных представлений. Приобретение слов, обозначающих конкретные представления, имеет огромное значение не только для перехода к последующим обобщениям, но и для усвоения сведений, предусмотренных программой.
Характерной особенностью тех учащихся, у которых беден словарный запас, является также чрезвычайная узость в понимании ими значения знакомых слов, они смешивают однокоренные, а иногда созвучные слова (ледоход и ледокол, конница и конюшня к т. д.).
Обобщающие уроки по чтению и индивидуальные беседы дали возможность собрать некоторые факты о расширении запаса первоначальных сведений в ходе словарной работы в связи с темами объяснительного чтения.
Работа по развитию речи на уроках русского языка обогащает детей сведениями об общественной жизни. На уроках грамматики дети запоминают имя и отчество Ленина, узнают, что Володя Ульянов хорошо учился, получал отличные отметки, что по заветам Ленина все должны хорошо учиться и хорошо работать. Дети передают содержание рассказа «Елка в Сокольниках», узнают в конце года эпизоды из этого рассказа на картинке, отвечают, что В. И. Ленин очень любил детей, и все дети теперь хотят хорошо учиться, как он велел. Постепенно обогащается значение слова «родина», которое дети читают в букваре. В октябре на вопрос: «Как называется наша страна?» — дети отвечают так: «Не знаю. Много наших стран. Ленинград. Русские. Государство». В марте—апреле подавляющее большинство детей правильно называет нашу родину — «Советский Союз». К концу года дети хорошо знают, что столица у нас Москва. Они узнают на картинке Красную площадь, знают, что там будет 1 Мая парад и демонстрация. Значительно расширяются детские представления о труде советских людей. Слова колхоз, колхозник, фабрика, завод, цех, знатный человек, ферма, птицеферма, скотница, птичница, доярка — это все новые слова, вошедшие в словарь подавляющего большинства детей. При показе картинки, изображающей жницу в поле, в октябре только 50% детей говорят: это колхозница, в марте этот ответ учитель слышит уже от 90% детей.
Однако понимание слова колхозник у ленинградских детей I класса еще очень узко: «Дети знают, что колхозники сеют рожь, пшеницу, из нее хлеб и булки делают, колхозники картофель сажают, молоко в город, привозят, на базаре яблоки продают». Наводящие вопросы, которыми учитель добивается ответа, что в колхозе земля общая, все сообща, вместе работают, обычно не достигают цели: детям это трудно. Представление об отношении к труду в нашей стране в I классе значительно обогащается. При индивидуальной беседе с детьми одного из первых классов на вопрос: «Кого у нас называют знатным человеком?» — все 39 учеников класса ответили безошибочно: «Это тот, кто хорошо работает, кто лучше всех все делает, кто план перевыполняет, это тот, кого все знают». Расширяются сведения о Советской Армии. Значительно обогащается словарь первоклассника терминами, обозначающими моральные качества людей, такими, как: вежливый, заботливый, трудолюбивый, самостоятельный, неряха, ленивый, хвастунишка, настоящий товарищ, дружный. На вопросы по прочитанным в году статьям «Настоящий товарищ» и «Мой сын» дети отвечают: «Настоящий товарищ говорит: «Не списывай, я тебе объясню...», «Олег новую рубашку Грише отдал, он настоящий товарищ». На обобщающем уроке по теме «Зима» на вопрос о той, чему учат нас сказки «В гостях у дедушки Мороза» и «Два Мороза», дети отвечают: «Надо быть вежливым, помогать стареньким, не надо быть ленивым, надо трудиться — «топор лучше шубы греет».
Сведения о природе ученики получают главным образом при знакомстве с сезонными явлениями. Тема «Осень» связана с чтением букваря. Темы «Зима» и «Весна» — с чтением книги для чтения. Большое значение для обогащения словаря и представлений детей о природе имеют две последние темы. Уточняются временные представления: учитель сообщает детям названия месяцев. Осенних месяцев дети еще не знают, зимние они уже запоминают, позднее осваивают и весенние месяцы. Постепенно расширяется круг их сведений о признаках времен года. Сначала их только два-три: осенью собирают овощи, листья становятся желтыми и падают с деревьев, птицы улетают. Позже дети могут указать больше признаков: зимой солнце светит, но не греет, деревьяч голые, на окнах мороз разрисовал узоры, метель наметает сугробы, везде лежит пушистый снег, порхают и кружатся снежинки, на реках прозрачный и скользкий лед. Весной солнце припекает, небо синее, на , крышах сосульки, появляются проталины, набухают на ветках почки, побежали звонкие ручейки, на реках ледоход, люда рыхлят землю, тракторы выходят на поля.
В связи с темой «Осень» дети получают сведения об овощах; могут назвать от 3 до 9 видов овощей, описать их по цвету и по вкусу, а на вопросы учителя указать и форму. Они учатся различать листья дуба, березы и клена, могут сказать, что они зубчатые, вырезные, назвать их цвет, различают ель и сосну и шишки ели и сосны. Чтение по темам «Зима» и «Весна» уточняет эти представления, дети узнают слова, обозначающие другие качества предметов (ароматный, прозрачный, рыхлый и т. д.). Прибавляются в словаре слова: озимая рожь, озимь, почки, тополь, подснежник; дети узнают, что снег сохраняет тепло и спасает от холода корни деревьев (озимь) и может спасти даже человека (рассказ «Человек под снегом»). Все подробнее отвечают они на вопрос: «Какая погода?» (пасмурная, дождливая, ясная, солнечная). Заучивая стихотворения и читая статьи, дети запоминают имена писателей: Л. Н. Толстой, А. С. Пушкин и С. Маршак (в первом полугодии), Н. А. Некрасов, А. Н. Плещеев, К. Д. Ушинский, В. Бианки (во втором полугодии). Однако на портретах они могут узнать только Л. Н. Толстого и А. С. Пушкина. Значительно расширяются сведения детей о птицах, домашних и диких животных; эти сведения дети приобретают во втором полугодии. Они знают зимующих птиц: ворону, галку, воробья, сороку, дятла, снегиря («Как розовые яблоки на ветках снегири») и синицу. Весной узнают перелетных птиц: грача и скворца. Узнают дети и какую пользу приносят лошадь, собака, кошка, корова, овца, куры, гуси; могут назвать части тела животных и описать их. Рассказывая о диких животных, дети говорят: «Легкая белочка живет в дупле, лежебока-медведь спит в берлоге, хитрая лиса, хорек и голодный волк бегают за добычей, у волка зимой все ребра видны, он в деревню приходит и нападает на овец и на жеребят, заяц-беляк надевает белую шубку. Весной медведь выходит из берлоги, животные линяют, заяц меняет шубку».
В сентябре 1955 года нами были проверены некоторые представления о природных явлениях у детей, перешедших во II класс. Была использована тетрадь № 1 для самостоятельных работ учащихся, изданная Институтом теории и истории педагогики АПН РСФСР. Результаты говорят о том, что некоторые представления детей еще не совсем точны. Не все умеют, например, показать на рисунке разницу в длине хвои у ели и у сосны. Смешиваются представления о сходных признаках дуба и клена, ели и сосны. Ошибки встречаются также в пропорциях (рисунки дуба и березы). Тетрадь применялась в классе учительницы Г. Г. Шеф, где проводилась опытная работа.
Решающее значение в приобретении сведений о природных явлениях имеет ведение календаря погоды, предметные уроки и экскурсии. Вторая сторона, которую мы отмечаем в развитии детей как результат работы учителя над их общим умственным развитием и, в частности, над культурой речи детей, это развитие мышления, повышение уровня умственной деятельности. Это обнаруживается прежде всего в накоплении родовых понятий в словаре детей, в умении точно строить предложение для выражения своей мысли.
В конце учебного года в четырех классах, где проводились наши наблюдения, была дана письменная работа: детям предлагалось написать вместо трех прочитанных им слов, обозначающих видовое понятие (мяч, кукла, скакалка), слово, обозначающее род (игрушка).
Класс «а» был контрольным классом, в нем не проводилась вышеописанная система работы по развитию речи. Он дал наиболее низкие результаты. Этот опыт позволил сделать вывод о том, что развитие обобщения зависит от системы работы учителя над речью детей. Рост способности к обобщению определяется также запасом конкретных представлений, имеющихся у детей. Тем же детям, с которыми проводилась работа по выявлению их запаса слов, предлагалось назвать одним словом несколько однородных предметов, нарисованных на картине. Работа проводилась в октябре и в марте. Например: «Что собирают колхозники на огороде?» (Овощи.) «Что стоит на столе?» (Посуда.)
Оказалось, что за этот период в совершенствовании обобщений у некоторых детей не произошло никаких сдвигов и вообще совершенствование обобщений происходит гораздо медленнее, чем конкретных представлений. Такую же работу мы провели в мае. Детям было предложено ответить письменно на вопросы по картине. Ответы должны были быть: «подарки, овощи, посуда, игрушки». На все четыре вопроса безошибочные ответы дали 11 учащихся из 27, одну ошибку допустило 13, двое допустили по две ошибки — это были дети с особенно бедным словарём. Подобрать родовое понятие к ряду слов, обозначающих вид, гораздо легче, чем употребить родовое понятие в живой речи при работе по картинке. Однако система работы по развитию речи дает и в этой области значительные сдвиги. Степень овладения обобщением обнаруживается также и в том, умеет ли ребенок объяснить слово и произвести сравнение. В индивидуальной беседе мы задавали детям вопрос: «Чем отличается дятел от скворца? Собака от волка? Почему ты думаешь, что собака— домашнее животное?» Все 18 детей, с которыми велась беседа, ответили правильно на эти вопросы, но степень обобщения у них была разная. Учащиеся с хорошо развитой речью отвечали более обобщенно и больше указывали существенных признаков («Дятел — зимующая птица, скворец — перелетная, дятел большой и пестрый, а скворец маленький и черный. Волк — хищное животное, а собака — домашнее. Волк — серый, у него хвост палкой, шея не поворачивается. Собака дом сторожит, пользу приносит. Дятел белый, голова черная, он не улетает, не хочет оставлять маленьких птичек. Собака дома живет. Волк в лесу. Собака—домашнее животное, потому что дома живет»). Характерной особенностью детей со слабым развитием речи является также неумение включать слово в более широкие связи. При показе картинки, изображающей конницу, сильные ученики правильно назовут изображенное в любой ситуации, слабые в изображении конницы на параде узнают, что это такое, а при показе конницы в бою узнать ее не могут.
Устные пересказы и рассказы детей к концу учебного года являются показателем возросшей у них способности к синтезу, к обобщению. Многие ученики, рассказывая по картине, уже не говорят: «Снег лежит на крыше. Снег лежит на деревьях», а начинают рассказывать иначе: «Снег лежит на деревьях и на крыше». На вопрос: «О чем мы прочли в рассказе «Рыжуха и жеребенок»? — дети отвечают: «Мы прочли, как лошадь спасла жеребенка». Они уже умеют найти, увидеть главное в рассказе.
Мы показали выше, что дети к концу третьей четверти овладевают умением рассказывать по плану, оценивать последовательность и точность речи товарища.
У них формируются эстетические понятия, суждения: они могут, например, не только указать, какая картинка или какой рассказ им понравился, но и объяснить свое к нему отношение, то есть обосновать оценку.
Таким образом, на общее развитие детей оказывает огромное влияние система работы над их речью. Эта работа строится на постоянной взаимосвязи накопления конкретных представлений и обогащения словарного запаса, что является условием перехода детей к обобщениям. От качества работы учителя по развитию речи детей зависит, следовательно, объем и точность сведений об общественных и природных явлениях, умение детей обобщать, делать вывод и выражать свое отношение к окружающему. Систематическая работа над культурой речи в процессе обучения, русскому языку не может составлять обособленной задачи. Она разрешается на уроках чтения и письма, на занятиях грамматикой и в рассматривании картины, на экскурсиях и при разборе прочитанного. Развитие речи является одним из условий и средств формирования умственных сил и способностей детей. Вместе с тем само развитие речи совершается в разнообразной учебной и внеучебной деятельности ребенка. Особую роль здесь играют разнообразные разделы работы над русским языком. На этих уроках учитель имеет огромные возможности для развития речи и мышления детей.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.