Со второй половины учебного года в I классе проводится объяснительное чтение, которое продолжается на протяжении всего обучения в начальных классах.
Крупнейшие педагоги-методисты Ушинский, Водовозов, Стоюнин, Бунаков, Тихомиров и др. в своих произведениях утверждали, что сознательное, толковое чтение должно являться основой преподавания русского языка. Впервые это положение в применении к начальной школе установил К. Д. Ушинский. В книгах «Родное слово» и «Детский мир» он стремился дать материал для систематического и всестороннего развития детского ума, воображения и чувства. В них нашли место естествознание, отчизноведение, география, русская история, логика, лучшие произведения писателей и народное творчество.
Традиции русской классической методики родного языка положены в основу современной теории и практики преподавания русского языка. Однако до сих пор в практике обучения чтению встречаются весьма отрицательные явления, тормозящие и общее развитие учащихся и формирование навыков сознательного чтения. Это увлечение разъяснениями по поводу чтения (беседы, предшествующие чтению, бывают настолько пространными, что не остается времени для чтения текста и работы над ним). Одна из причин этого отрицательного явления излишняя сложность текстов, недостаточно учитывающих уровень развития детей. Дальнейшее совершенствование текстов букваря и первой книги для чтения является важной задачей методистов. Но и при существующих условиях можно более рационально организовать самостоятельную работу на уроках чтения.
К сожалению, у некоторых учителей на уроках мало читают сами дети. Читает первый раз сам учитель, как рекомендуется методикой, затем развертывается беседа по прочитанному и уже под звонок читает текст один из сильных учеников. Навыки выразительного чтения не совершенствуются даже тогда, когда многие дети привлекаются к чтению, так как основной своей задачей учитель считает все-таки работу по разъяснению прочитанного. Из этого возникают и недостатки чтения: поспешность, невыразительность, искажение слов, неумение интонационно владеть своим голосом при чтении.
Недостатки организации чтения, существующие до сих пор в практике некоторой части учителей, обязывают ответить на вопрос: как сочетать на уроках работу над пониманием прочитанного с формированием, навыков чтения?
В методике чтения указывается: «Учитель должен выработать у детей умение сознательно, правильно, бегло и выразительно читать, должен вызвать глубокие чувства и мысли, умение толково рассказывать содержание прочитанного». Учитель добивается, чтобы чтение учащихся было сознательным, и это возможно при условии одновременности выработки умения правильно читать и понимать прочитанное. Учитель постоянно должен помнить об этих двух неделимых сторонах процесса чтения. На уроках чтения книга должна быть открытой, и к ней постоянно обращаются взоры учителя и учащихся, с нею связаны мысли и чувства читающих. И это естественно: именно книга — источник знаний и средство познания, которым ученик должен овладеть в процессе чтения.
Так строится работа по обучению чтению у опытных учителей. Преимущества такого построения заключаются в том, что стремление учителя направлено и на обучение чтению и на понимание прочитанного детьми. Эти две задачи процесса чтения тесно взаимосвязаны и осуществляются одновременно.
Чтение знакомого текста при проверке домашнего задания чаще всего проводится по частям. После чтения учитель предлагает ученикам задать ему вопросы по прочитанному. Дети, подготовленные предыдущим уроком, могут спросить: «Когда это было?», «Где было?», «Правильно ли поступил такой-то герой?» и т. п. Вначале такая постановка вопросов не удается детям, но постепенно их интерес, а вместе с ним и умение вырастают, и они с большим удовольствием, готовясь дома к уроку чтения, обдумывают, о чем можно спросить по рассказу.
Во время проверки домашнего задания чтение ученика оценивается товарищами по классу. Критерием оценки является требование учителя к чтению. Накануне, на предыдущем уроке, дети читали под руководством учителя. Дома навык закреплялся, и теперь учащиеся вполне подготовлены к тому, чтобы судить о качестве чтения товарища. Дети, как правило, беспристрастны в своих оценках и требованиях. Нередко на вопрос учителя, как ученик подготовил дома задание по чтению или как прочитал, можно услышать такие суждения детей: «Читает он хорошо, выразительно, но торопится очень». Одна вызванная ученица читала плохо. Ее подруга подняла руку и первой отозвалась о чтении отрицательно: «Тихо очень читала и совсем невыразительно». А ученик К. заявил: «Даже трудно было следить, где она читает, чуть-чуть слышно». Хорошо читающие оцениваются по заслугам: «Читал громко, выразительно, все понятно, что прочитал, интересно его слушать». Услышишь от детей и о том, как нужно читать, и обоснование этому: «Лиса хитрая, говорит она ласково, а сама другое думает: «Кушай, куманек, кушай, голубчик!», а кашу по тарелке размазала так, чтобы журавль не смог ничего съесть».
Умение прочитать текст и является первым показателем того, что ученик понимает, о чем читает.
Чтение учителя после предварительной беседы является обычно образцом, которому дети следуют. Слушая чтение, дети внимательно следят не только за развертыванием событий, то есть за сюжетом рассказа, но и за выразительностью речи чтеца. Они очень непосредственно реагируют на чтение, смеются или печалятся, остро переживают случившееся с героем. Это в значительной мере зависит от умения читать, выделять интонационно отдельные мысли, переживания героев.
После чтения дети настолько полны впечатлений о прочитанном, что естественными являются ответы на вопросы учителя: «Понравилось ли прочитанное?», «Что понравилось?», «Почему понравилось?». Вслед за этим учащиеся сами читают рассказ по частям. Выясняется непонятное, уточняется чтение многосложных, незнакомых слов, иногда их читают хором или же несколько раз. Каждую из прочитанных частей дети кратко пересказывают, либо дают словесную картинку к ней.
После чтения с классом проводится более подробная беседа, в процессе которой ученики осознают содержание рассказа. Во время беседы учитель возвращается к тексту, дает задание прочитать отдельные выдержки. В результате всей предыдущей работы на уроке дети подготовлены к выразительному чтению текста. Учитель учит их читать в соответствии с содержанием, отмечает положительное, учит исправлять недостатки, объясняет, почему именно так нужно прочитать. Этим закрепляется понимание содержания и уточняется основная мысль. После указаний на недостатки ученик читает повторно, учитывая замечания учителя и товарищей.
Чтение в лицах первоначально поручается хорошо читающим ученикам. Этот вид чтения воспринимается детьми с большим интересом. Они активно обсуждают, правильно ли читал их товарищ, как можно прочитать лучше и почему.
Помимо пересказа, показывающего, как понято содержание и могут ли дети передать его своими словами, очень важна итоговая беседа, обобщающая содержание прочитанного: Чему учит рассказ? Что мы узнали из этого рассказа? Здесь учащимся представляется возможность прочитать особенно понравившиеся им места текста.
Таким образом, почти на всех этапах урока понимание прочитанного формируется на основе чтения, на основе непосредственной работы с текстом. В результате этого закрепляются, совершенствуются у учащихся навыки чтения.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.