Переходу к чтению по книге «Родная речь» предшествует послебукварный период обучения грамоте. Последние 12 страниц букваря (с 85 по 96) предназначены для чтения в этот период. Задача послебукварного периода — закрепление и усовершенствование навыков чтения и письма, выработанных в букварный период.
В букварный период дети читают не только отдельные слова, столбики слов, но начиная с 19-й страницы букваря и предложения. Вначале это простые нераспространенные предложения типа: «Луша мала», «Маша ушла», «Саша умна». Затем в предложениях появляются второстепенные члены: «Мама мыла раму», «Наша Лара ушла» и т. п. Читая предложения, учащиеся практически овладевают грамматическим строем русского языка.
После изучения десяти звуков-букв дети начинают читать коротенькие связные тексты из трех-четырех предложений. По мере расширения знаний учащихся увеличивается количество и объем читаемых текстов, в состав которых входят до десяти предложений. Учитель постоянно заботится о том, чтобы чтение учащихся было сознательным. Дети должны понимать читаемое, уметь пересказать прочитанное, ответить на любой вопрос по тексту.
В послебукварном периоде ученики читают маленькие рассказики, сказки, стихотворения. В практике наблюдается, как, работая над закреплением навыков чтения, учителя одновременно учат детей осмысливать читаемое и тем самым подготовляют их к объяснительному чтению во втором полугодии.
При чтении рассказов учитель стремится использовать материал чтения в целях воспитания. Вот пример того, как может быть проведен урок по чтению рассказа «Трудная задача».
После проверки домашнего задания — чтения и пересказа рассказика «Школьник Костя» — учитель говорит: «Сегодня будем читать рассказ про школьницу. Вот она нарисована на картинке (стр. 87 букваря). Прочитайте этот рассказик про себя, глазами». После чтения учитель спрашивает самых слабых учеников.
Учитель. О ком ты прочитал?
Ученик. Я прочитал о школьнице. Звали ее Светланой.
Учитель. Чем занималась Светлана?
Ученик. Светлана решала задачу.
Учитель. Сразу справилась ученица с задачей?
Ученик. Задача не выходила.
Учитель. Кто предлагал помочь девочке?
Ученик. Светлане хотели помочь брат и мама.
Учитель. Согласилась ученица на помощь?
Ученик. Светлана сама решила задачу.
Учитель. Как это получилось?
Ученик. Она думала, думала, а потом решила.
Учитель. Правильно поступила Светлана, отказавшись от помощи? Ученики. Правильно. Когда сам решаешь, лучше будешь знать. А то она в классе сама не смогла бы решить трудную задачу.
Так учитель добивается от учащихся понимания прочитанного. Он дает задание прочитать текст «глазами», с тем чтобы выяснить, могут ли дети самостоятельно понять прочитанное. К беседе привлекаются ученики, у которых навыки чтения еще недостаточно прочны. На вопрос, раскрывающий основную мысль текста, отвечают сильные ученики. Весь рассказ выразительно читает вслух один из учеников. Затем пять учеников читают рассказ по частям.
Учитель. А теперь будьте внимательны, читайте только то, о чем я спрошу, не больше. Следите внимательно по книге. Как называется рассказ? (Много желающих ответить.) Ты, Вася!
Ученик. «Трудная задача».
Учитель. Что делала Светлана? Геня!
Ученик. Светлана решала задачу, но задача не выходила.
Учитель. Что сказал брат? Что ответила Светлана? и т. п.
Чтобы добиться лучшего понимания, учитель применяет метод выборочного чтения. Дети совершенно сознательно должны читать, чтобы правильно ответить на вопрос учителя, при этом совершенствуется и навык чтения. Кроме того, учащиеся готовятся к чтению текста в лицах, это развивает выразительность речи и чтения.
Рассказ дважды прочитан группами учащихся в лицах, и учитель снова обращается к основной мысли рассказа.
Учитель. Прочитайте вопрос под рассказом. Как же ответить на этот вопрос?
Ученики. Ведь уроки задают школьникам, а не взрослым, вот и решай сама. Нужно уроки самим делать. Она бы ничего не поняла, если бы за нее другие сделали.
Учитель. Да. дети, нужно приучаться самостоятельно работать. А то как же вы контрольные работы научитесь выполнять? Бывают трудные задания, но как приятно, когда сам потрудишься и справишься. Прочитайте, как Светлана ответила маме.
Ученик. Нет, я сама справлюсь.
Учитель. Выполнила свое обещание школьница?
Ученица. Да, она все-таки сама решила задачу.
Учитель. А ты, Зара, сама делаешь уроки? (Девочка смущена, опускает голову.) Теперь ты как встретишь трудную задачу, так и вспомни Светлану, и поступай, как она. Сначала трудно будет, а потом непременно справишься.
Под руководством учителя дети учились читать, понимать прочитанное, выражали свое отношение к поступку Светланы. В течение всего урока книги лежат открытыми перед учениками; учитель то и дело обращает внимание детей на рассказ. Беседа не выходит за пределы содержания читаемого материала. Дети читали текст про себя, читали его полностью и по частям, отвечали на вопросы учителя строками из рассказа, читали в лицах, и все это в едином процессе осмысления читаемого.
В послебукварный период особенно сильно чувствуется, как дети осознают свои успехи и радуются им: они умеют читать; по сравнению с текстами букваря рассказики и сказки после 84-й страницы кажутся им большими, но они смело берутся за чтение и справляются с ним.
В результате обучения грамоте познавательные способности и интересы учащихся расширяются. Дети получили значительное количество сведений об окружающей жизни, о людях, о труде; начали знакомиться с явлениями природы, приучаться к соблюдению «Правил советского школьника». Прочитана первая в жизни книга — букварь. Дети пока что читают по слогам, но им уже доступно и слитное чтение небольших легких текстов. Теперь дети жадно тянутся к книге: им хочется много читать, много знать. Эти знания, полученные первоклассниками на первом этапе изучения русского языка, дадут возможность овладеть умениями и навыками по другим предметам.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.