На уроках русского языка формируется детская речь — создается словарный ее запас. На занятиях по другим учебным предметам происходит закрепление и пополнение словаря детей специальными терминами. Для арифметики таким специальным словарем является словарь терминов и слов, обозначающих частично пространственные и временные и главным образом количественные отношения между предметами.
К арифметическим терминам первого класса мы относим такие слова, как число, цифра, десяток, единица, прибавить, отнять, взять по..., умножить на..., разделить на равные части, получится, однозначный и двузначный, меры длины и веса: метр, сантиметр, килограмм, литр и некоторые другие. На уроках арифметики практикуются и входят в речь детей наречия, предлоги, числительные, прилагательные и глаголы: потом, еще, сначала, слева, справа, правый, левый, верхний, нижний, первый..., до или перед, за или после, между, столько же, поровну, больше на..., меньше на..., по одному, каждый по и все вместе, уменьшить, увеличить, отсчитать, присчитать, узнать, знать, известно, дано, спрашивается и т. д. Роль уроков арифметики в обогащении словаря заключается не только в том, что на этих уроках дети узнают новые слова, но и в том, что уже знакомые им слова, употребляемые в процессе счета и при решении задач, обогащаются в их сознании новым содержанием.
Дети знают названия предметов, воспринятых ими в жизненной обстановке и связанных большей частью с действием или внешним видом предмета: морковка вкусная, большая, морковка выросла, зайчик бежит, шишка висит на дереве, я нашел шишку и пр. Теперь эти же слова связываются со счетом, предметы осознаются с новой, числовой стороны: на столе два карандаша, на плакате нарисовано четыре зайца и т. д. Слово употребляется в новых связях, становится в большей степени, чем раньше, достоянием ребенка.
Чем разнообразнее материал для счета, тем продуктивнее словарная работа, тем больше число обогащенных слов в жизненном словаре детей. С другой стороны, чем разнообразнее материал для счета, тем легче уловить детям то общее, что присуще всем этим разнообразным предметам, именно понятие числа, логику числового ряда как систему количеств. Не только слово, обозначающее житейское понятие предмета, но и слово, обозначающее число, обогащается по содержанию.
Этот же вывод относится к словарной работе при решении задач. Чем разнообразнее содержание задач, тем выше качество выработки навыка их решения, тем лучше усваивается понятие арифметического действия.
При решении задач дети упражняются в употреблении слов, уже известных им из жизненного опыта. Эти слова включаются теперь в содержание задачи, для которой характерным является количественное изменение группы предметов в результате последовательных действий с ними (было 2 яблока — одно сорвали; купили 3 тетради, потом еще 2; у Коли 2 яблока, а у Маши 4, они их соединили вместе и т. д.). Составляя задачи, учащиеся не могут поэтому обойтись без слов, обозначающих последовательность действий (сначала, потом, еще и др.) и разнообразных глаголов (было, стало, срубили, купили, съели и пр.), а также слов, обозначающих не только объект, но и субъект действия (школьники, рабочие, пионеры, мама и т. д.). Составление задач, следовательно, дает детям много возможностей для закрепления и обогащения их словарного запаса. Учитель следит за правильностью их речи: исправляет ударения, заменяет неудачное выражение другим (например, построили дом, вместо «сделали»), следит за порядком слов в предложении и их согласованием. Но главное здесь, как и при счете предметов, заключается в обогащении содержания слова.
Решая задачи, дети употребляют слова: было, стало, осталось, получится, будет и пр. Эти слова в словаре детей встречались до сих пор редко и не в том значении. Овладение новым значением слова очень важно в обогащении словаря ребенка. Характерной чертой словаря русского языка является многозначность слов. Раскрывая новые значения знакомых детям слов, учитель помогает им овладевать богатством родного языка. До обучения арифметике дети употребляли слова было и будет чаще всего в качестве связки при обозначении прошедшего и будущего времени в составном сказуемом: было весело, я буду слушаться, зайчик был маленький и т. д. Реже эти слова употреблялись для обозначения наступления или совершения какого-нибудь события, например: скоро будет зима, вчера было воскресенье и т. д. В обоих случаях слова было и будет являлись малозначащими словами, в сознании ребенка основное значение высказываемой мысли переносилось на слова, имевшие предметное значение. То же можно сказать и про слово стало, служившее связкой (стану большим) или близкое по смыслу со словом стоять (кони стали). Слово получится было неактивным в словаре ребенка, а слово останется употреблялось большей частью в связи с представлением одиночества: останешься один; все уйдут, а ты останешься. При решении задачи эти слова осмысливаются по-новому. Решая задачи, дети говорят: «К двум перьям прибавить одно перо, получится три пера», «От пяти перьев отнять два пера, получится три пера». Иногда вместо получится дети говорят будет или останется. Таким образом, слова было, стало и пр. при решении задач становятся значимыми и приобретают смысл наличия какого-то количества предметов, их увеличения и уменьшения.
В процессе решения задач мы наблюдаем, как учитель работает над усвоением учащимися выражений: мы знаем, нам известно, нам дано и надо узнать, в задаче спрашивается, требуется узнать. Дети и раньше слышали эти выражения, но теперь, отвечая на вопросы учителя, в которые он включает эти слова, учащиеся усваивают новое и очень сложное их значение.
Усвоение указанных выражений идет параллельно приобретению навыка решения задач. Словарная работа здесь связана с развитием сознательного отношения детей к собственной умственной деятельности.
Решая и составляя задачи, дети упражняются в употреблении разнообразных глаголов, обозначающих действия. В речи детей-семилеток глаголов значительно меньше, чем существительных, и они мало разнообразны. Обогащение речи детей глаголами имеет значение для формирования в их языке простого предложения со сказуемым, выраженным глаголом в личной форме. Поэтому для развития речи детей указанное обстоятельство немаловажно.
Таким образом, словарная работа в процессе обучения арифметике в I классе заключается не только в требовании грамматически правильной речи, ее значение глубже. Словарная работа идет по двум взаимосвязанным направлениям: это обогащение значения слов из жизненного опыта детей и работа над терминами.
Связная речь учащихся на уроках арифметики занимает очень важное место. Прежде всего учитель работает над полным ответом ученика на вопрос. Особенность этой работы заключается в требовании точных формулировок и строго определенной терминологии. В ответ на вопрос «На сколько единиц десять больше девяти?» учитель получает ответ: «Десять на одну больше». Учитель не удовлетворяется этим ответом и Требует ответить иначе: «Десять больше девяти на одну единицу». Приучая детей к таким ответам, учитель вырабатывает точный арифметический язык. Уже во второй четверти дети все одинаково отвечают привычной формулировкой: «Двенадцать состоит из одного десятка и двух единиц», «Единицы пишут на первом месте справа», «Больше на две единицы — это значит столько же и еще две единицы». Во втором полугодии дети уже формулируют правила, объясняют арифметические действия. Подобные формулировки являются обобщением знаний; постоянное их повторение в одной и той же стереотипной форме обеспечивает закрепление знаний и в то же время активизацию и обогащение словаря в том направлении, которое было вскрыто выше.
Чрезвычайно важное значение в развитии речи приобретает работа над изложением в связи с решением задач. Повторяя прослушанную задачу, учащиеся упражняются в пересказе ее на слух.
Методика арифметики требует от учителя приучать детей повторять задачу после однократного чтения, без записи. «Задачу читаю только один раз»,— предупреждает учитель учащихся. Развитие такой слуховой памяти и умения полно и точно^ воспроизвести услышанное имеет важнейшее значение в обучении. Во всех классах и на всех уроках возникает необходимость запоминать изложенное учителем и воспроизводить его с возможной точностью. Повторение задачи следует связывать и с чтением. Уже с третьей четверти опытные учителя систематически чередуют повторение задачи, прочитанной учителем, с повторением задачи, прочитанной в задачнике самим учеником. Этим методом учитель добивается развития умения точно воспроизводить как прослушанный, так и прочитанный материал.
Итак, повторение условий задачи — это работа над пересказом прослушанного или прочитанного текста. При повторении задачи более, чем при какой-либо иной форме пересказа, необходимо, чтобы ученик пересказывал осмысленно, ясно представляя себе содержание.
С этой целью учитель задает вопросы, аналогичные тем, которые предлагаются при повторении предложения или при пересказе небольшого рассказа на уроке русского языка (о ком прочитал? что прочитал?) с прибавлением специального для арифметики вопроса: что спрашивается? Предлагая вопросы в той же форме, что и на уроках языка, учитель способствует переносу навыков пересказа с русского языка на арифметику и обратно. Особый вопрос — что спрашивается в задаче?— помогает усвоению учащимися вопроса, поставленного в задаче. Это усвоение для учащихся. I класса является большой трудностью, между тем оно необходимо для приобретения умения решать задачи и для обогащения грамматического строя речи детей.
Если повторение задачи важно для выработки навыка пересказа, то составление задач детьми способствует развитию самостоятельной связной речи. Придуманная детьми задача — это маленькое самостоятельное сочинение на заданную тему.
Составление детьми задач важно для выработки лаконичной, сжатой формы изложения, умения отбросить при рассказе лишнее, второстепенное. Мы наблюдали, как постепенно учитель учит этому детей.
25 сентября.
Дети, придумывая задачи, составляют целый рассказ: «У нас росла в огороде яблоня. Я спросила: «Мама, можно сорвать четыре яблока?» Мама позволила. Я сорвала. А на другой день я сорвала еще четыре». Другой ученик составляет задачу так: «Мы выкопали две грядки. Посадили морковки. Одна грядка здесь (показывает), а другая здесь. Мы пошли с мамой на огород копать картошку. Я спросился сорвать морковь. (Учитель поправляет: «Не спросился», а «попросил разрешения.») Я сорвал сначала семь, а потом одну».
Мы видим, что в этих «задачах» еще нет вопроса. Овладевая лаконичной формой речи при составлении задач, учащиеся овладевают и вопросительным предложением.
Работа над речью на уроках арифметики способствует овладению связным, логически последовательным описанием с элементами рассуждения. Дана задача: «В двух пучках 18 морковок, в одном пучке 10 морковок. Сколько морковок в другом пучке?» Двое учеников средних по успеваемости на вопрос: «Как ты сделал?» — отвечают: «В двух пучках 18 морковок. Если отнять 10 морковок, останется 8 морковок». Соединение изложения такого типа с наблюдением облегчает овладение этой сложной формой связной речи.
В итоге систематической работы по анализу задач учитель методом последовательных вопросов добивается изложения последовательного хода решения задачи с объяснением. Тем же методом последовательных вопросов учитель добивается связного описательного изложения на уроках русского языка. Однако изложение на уроке арифметики более сложного типа: оно содержит в себе элементы рассуждения.
Итак, на уроках арифметики учитель работает над различными видами связной речи: пересказом, сочинением и описанием с элементами рассуждения. При этом учитель развивает мышление учащихся и их сознательное отношение к собственной умственной деятельности. Это определяет собою особенности грамматического строя речи детей при изложении на уроках арифметики.
Связная речь учащихся на уроках арифметики имеет особенности морфологического состава: в ней много количественных числительных, наречий (сначала, потом, еще), подчинительных союзов (что, чтобы, если), личных и вопросительных местоимений; встречаются порядковые числительные и сочинительные союзы. Синтаксический строй связной речи на уроках арифметики значительно сложнее, чем на уроках русского языка. Простое предложение типа подлежащее — с казуемое — прямое дополнение, характерное для уроков русского языка, на уроках арифметики принимает иную, более сложную форму, например: «Число четырнадцать состоит из одного десятка и четырех единиц». В связной речи учащихся на уроках арифметики часто встречаются сложные предложения с условными, причинными и целевыми придаточными. Характерной особенностью связной речи на уроках арифметики является также застывший, стереотипный характер формулировок: «К пяти прибавить три получится восемь», «От восьми отнять три получится пять», «Чтобы узнать...» и т. д.
Сравнительная сложность грамматического строя речи на уроках арифметики вызывает некоторые ошибки речи, довольно частые при изложении детьми арифметического материала. Нам приходилось наблюдать следующие характерные ошибки в речи детей. Очень часты ошибки в согласовании. Дети считают морковки и говорят: «один, два» и пр., а в связи с этим появляются ошибки и в косвенных падежах существительных (пять «пёр» — вместо «перьев» и т. д.). При формулировках результатов действий характерным является неправильное построение предложения с числительным на конце. «Сколько яблок было у двух мальчиков?» — спрашивает учитель. Следуют ответы: «У двух мальчиков яблок восемь», «Яблок у двух мальчиков восемь». Правильная форма ответа — «У двух мальчиков восемь яблок» — не сразу дается детям. При отсутствии надлежащего внимания учителя в речь детей легко проникают лишние слова, таким опасным словом является слово всего, которое дети часто вставляют в любой вопрос задачи.
Изложение на уроках арифметики, являясь чрезвычайно плодотворным для развития речи, требует в то же время большого искусства и внимания учителя.
Разнообразие счетного материала и разнообразие содержания задач содействуют тому, что уже знакомые детям слова становятся многозначными. Требование точных формулировок, работа над умением точно и осознанно повторить условие задачи, составить собственную задачу и объяснить решение задачи по вопросам учителя развивает культуру пересказа, сочинения и элементарного рассуждения. Работа по развитию речи на уроках арифметики воспитывает логическое мышление и сознательное отношение к собственной умственной деятельности, что находит свое выражение в обогащении словаря отвлеченными оборотами речи (дано, известно, требуется узнать и т. д.) и в овладении структурой сложного предложения.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.