Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Общее воспитание >>

Рисование и ручной труд


Ананьев Б. Г., Антропова М. В. и др. "Первоначальное обучение и воспитание детей"
М., изд-во Академии Педагогических Наук, 1958 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Одной из важнейших общих линий словарной работы в процессе обучения является обогащение речи детей словами, обозначающими пространственные, количественные и временные признаки и отношения предметов.
На общность этого словаря для многих учебных предметов в начальных классах указывалось неоднократно в методических пособиях. В процессе аналитико-синтетической умственной деятельности дети прежде всего устанавливают пространственные, количественные и временные признаки и отношения между предметами и явлениями внешнего мира. Обогащение представлений и словаря детей в этом направлении происходит и при наблюдении картины, и на предметных уроках, и в процессе обучения чтению и письму, и на уроках пения и физического воспитания, и на уроках арифметики. Одним из основных источников служат уроки ручного труда и рисования.
Анализ содержания этого словаря вскрывает некоторые общие и специфические его черты на уроках рисования и ручного труда. Работа с бумагой и лепка, рисование узора и отчасти рисование с натуры требуют от учащихся анализа, дифференцировки и называния различных форм предметов. Уже в первой четверти на уроке рисования и на уроке ручного труда дети имеют дело с квадратом; это слово встречается уже в активном словаре большинства детей.
23 октября на уроке рисования флажка учитель дает детям название прямоугольник. Многие с трудом произносят это слово, требуется несколько раз хором сказать его. 25 ноября оно уже имеется у многих в активном саловаре, а 24 января на уроке ручного труда это слово уже знакомо всем детям и произносится всеми без ошибок и легко. При сообщении этого слова учителю необходимо показать и назвать углы, сосчитать их и дать инструкцию рисовать и вырезывать их так, чтобы они получились прямые. Тогда слово прямоугольник осмыслится, легко войдет в речь детей и слово треугольник, углубится представление о квадрате. Путем сравнения прямоугольника и квадрата, делая из прямоугольника квадрат, ребенок практически, еще без определения, уже воспринимает квадрат как вид прямоугольника. Подобная работа имеет значение в подготовке учащихся к изучению геометрических фигур в дальнейшем курсе. В первой четверти учитель отучает учеников от слов «кругленькое», «кружок» и вводит правильный термин — круг. Уроки письма дополняют словарь геометрических фигур словом овал, заменяющим в речи детей слова «яичко», «огурчик». Важно организовать перенос этого слова на уроки рисования и ручного труда, где такая фигура встречается редко. Безошибочно называя овал при анализе буквенного знака, ученик не узнает его в узоре или при вырезывании.
31 января учитель предлагает ученикам разрезать сложенный листок бумаги, развернуть и посмотреть, что получится. Сейчас же раздаются восторженные реплики с места: «Огурец вышел! Ой, и у меня огурчик». Учитель останавливает: «Как правильно сказать? Ведь мы писали с вами, знаем, как это называется?» — «Овал»,— отвечает ученик.
Уроки лепки, в отличие от письма, рисования узора и работы с бумагой, знакомят детей с объемными фигурами. Учитель знакомит детей с шаром и кубом, требуя точности в употреблении слов: круг, шар, квадрат, куб. Таким образом, при тщательной работе над словом во взаимосвязи уроков рисования, ручного труда и письма дети приобретают необходимые для дальнейшего обучения сведения о геометрических фигурах. К концу года они узнают и безошибочно называют: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
Родовое понятие для данных фигур, то есть слово форма (или фигура), не входит в активный словарь детей I класса, но над пониманием того, о чем идет здесь речь, учитель работает. «Какой клюв у птицы по форме?» Ребенок должен понять и ответить на этот вопрос. «Какая это фигура?» Такого рода вопрос тоже должен быть понятен для детей I класса. Однако учителю необходимо над этим работать. 13 декабря на вопрос учителя — «Какая по форме морковь?» — дети отвечают: «Красная». 14 февраля на вопрос — «Какая по форме труба у паровоза?» — отвечают: «Зеленая». Эти ошибки свидетельствуют о том, что слово форма хотя и понятно детям, но часто замещается более привычным представлением о цвете.
На предметных уроках важно установить взаимосвязи и задавать вопросы в такой последовательности: «Какой предмет по цвету?», «А какой же он по форме?»
Итак, в формировании представлений детей о форме предметов ручной труд имеет важное значение, с ним взаимодействует рисование, а в отдельных случаях письмо и предметные уроки. Значение уроков ручного труда определяется тем, что слова, обозначающие форму предмета, приобретаются в процессе практической деятельности; трудовая операция делает форму предмета объектом сознания, что и выражается в слове.
Такую же важную роль играют уроки ручного труда для обогащения речи словами, обозначающими величину, протяженность и пропорции предметов. Эти уроки дают возможность вводить в словарь детей слова: большой — маленький, длинный — короткий, широкий — узкий, высокий — низкий, толстый — тонкий, крупный — мелкий. К этой же группе мы относим слова: пополам, половина, равные части, одинаковый. Работа над этими словами — это работа над синонимами. Следует учесть, что гораздо легче ввести в словарь первоклассника новое слово, чем приучить его употреблять синоним. Чтобы научить детей вместо привычного «большой — маленький», говорить: длинный — короткий, широкий — узкий, высокий — низкий и т. д., нужно разорвать привычную ассоциацию и создать новую. Богатство синонимов делает русский язык одним из богатейших языков мира, и задача учителя уже с I класса вводить детей в овладение этим богатством. В активном словаре ученика I класса из указанных слов чаще всего встречаются слова: большой — маленький, пополам (или напополам и одинаково). Задача учителя, следовательно, уточнить и расширить этот словарь и приучить детей к литературной форме слова. В этой работе уроки ручного труда и рисования взаимодействуют между собой.
На уроке лепки «снежной бабы» дети сравнивают по величине шарики из глины, которые изображают туловище и голову фигурки: «Шарики неодинаковые, нижний самый большой, второй поменьше, наверху самый маленький». Рисуя узор, дети отвечают на вопросы учителя: «Какой квадрат в узоре самый большой?», «Какой поменьше?», «Какие по величине зеленые квадраты?» При работе с бумагой, делая аппликацию паровоза, учитель объясняет, что прямоугольник надо сложить пополам, будку для паровоза надо сделать из широкой полоски, а для трубы взять узкую полоску, для колес надо вырезать четыре одинаковых равных кружка. При рисовании узора дети проводят две линии (чтобы получилась широкая полоса), внизу — еще одну линию, получается узкая полоса, наверху, на равном расстоянии от широкой полосы, ведут еще одну линию, делят рисунок пополам, на две равные части.
На таблице 7 дан сравнительный анализ восьми уроков рисования и ручного труда. Взяты уроки всех типов за период с ноября по февраль.
Мы видим из этой таблицы, что необходимо взаимодействие работы над речью на уроках ручного труда и рисования, чтобы обогатить словарь ребенка необходимыми обозначениями количественных и пространственных признаков и отношений.
Слова крупный — мелкий, высокий — низкий типичны для словаря детей на уроках рисования, а слова широкий — узкий и отчасти толстый — тонкий практикуются на уроках ручного труда. Приведенная таблица убеждает нас, что не все возможности обогащения словаря реализуются на данных уроках. Учитель идет по линии наименьшего сопротивления, допускает и в своей речи, и в речи детей главным образом слова большой — маленький. Это объясняется отсутствием системы и целенаправленности в работе над речью на уроках рисования и ручного труда.
Вот учитель проводит урок рисования. Дети рисуют с натуры веточку ели. Проводится . наблюдение и тщательный анализ: сравниваются иголки ели и сосны («Какие они по величине? — «У сосны иголки большие, у ели иголки маленькие»), отростки и побеги на ветке по величине («Маленькие или большие эти веточки? А эти? А теперь найди самую маленькую».— «Первая веточка большая, а вторая совсем маленькая, третья большая»). За весь урок ни разу не употребляются слова длинный — короткий.
В пособии по развитию речи (для учителя I класса) указывается, что на предметном уроке по наблюдению веток сосны и ели необходимо дать детям слово длинная и записать его. Учитель знает эти указания, но не учитывает их, проводя урок рисования. Понятно, что соответствующее изменение методики работы значительно изменило бы данные вышеприведенной таблицы. Таблица обнаруживает также, что на уроках ручного труда в основном идет работа над словами, выражающими соотношение предметов и их частей по величине. Эта работа на уроках рисования хотя и имеет место, но значительно в меньшей степени. Соотношение предметов и их частей по величине устанавливается при помощи складывания бумаги таким способом, чтобы края и углы совпали. В связи с этим большое значение приобретает работа учителя над выражением: «Сложить так, чтобы края совпали». На уроках ручного труда должна проводиться работа над связным словесным описанием именно этой операции, она имеет важное значение для формирования представлений о величине и для соответственного обогащения словаря. В этой работе мы видим также интересную взаимосвязь между словами сложить вместе, употребляемыми на уроке ручного труда и на уроках арифметики. Здесь одно и то же слово выступает в разном, но близком значении. Сложить вместе края листа бумаги и сложить вместе два количества — это разные операции, однако результатом и там и здесь является представление величины, но в первом случае как пространственного явления, а во втором количества. Подобное сопоставление может быть сделано и по отношению к другим словам этой же категории.
На уроках арифметики учитель также работает над словами равные части, одинаковый, половина, пополам и близкими к ним — поровну, столько же, больше, меньше, увеличить, уменьшить и др., но все эти слова на уроках арифметики имеют уже значение не протяженности или объема, а количества. Таким образом, работа над одними и теми же словами на уроках арифметики и на уроках ручного труда способствует развитию речи ребенка в новом направлении: одно и то же слово начинает употребляться в разных значениях, дети овладевают не только синонимами, но и многозначностью слова.
Есть еще третья группа слов, над которыми работает учитель на уроках рисования и ручного труда. Это слова: левый — правый, верхний — нижний, слева — направо и сверху — вниз, перед, после, между, посредине, сбоку, близко, далеко, прямо, наклонно. Эти слова обозначают расположение предметов в пространстве, направление и характер движений. В обогащении словаря такими словами главная роль принадлежит рисованию. При работе с бумагой учащимся приходится различать и называть верхние и нижние, левые и правые полоски бумаги или их части, накладывать или прикладывать их одну к другой или отрезать. Приходится также, хотя это имеет меньшее значение, производить движения сверху вниз, слева направо и справа налево.
На уроках рисования одной из основных задач является овладение умением расположить рисунок на листе и приобрести навыки движения карандашом в разных направлениях. Здесь учитель систематически учит детей анализировать пространственное расположение предметов в натуре, фигур в узоре, изображений на рисунке. Отвечая на вопросы учителя, дети указывают, что расположено вверху или наверху, внизу, слева и справа, посредине, в центре, по бокам, сбоку, выше или ниже середины, впереди, перед другим предметом, за ним позади, ближе и дальше, указывают предметы, расположенные друг против друга, между и т. д. Производя анализ приемов изображения, учитель указывает на движение карандашом слева направо, сверху вниз, прямо, наклонно. Таким образом, этот словарь приобретается детьми на основе наблюдения натуры, узора или рисунка, а также на основе наблюдения движений рисующей руки.
На уроках чтения, письма и арифметики в первом полугодии учитель обучает детей ориентироваться на странице книги и тетради; ребенок учится понимать слова: левый (правый) столбик, левая (правая) картинка, верхняя (нижняя) строчка, первое слово справа (слева), ниже, между, сверху, посредине и др.
Знакомясь с нотной грамотой, дети вновь встречаются с необходимостью употреблять слова: выше, ниже, между, на нижней, на верхней линейке и др.
Изучая правила нумерации и правила правописания, дети опять употребляют слова: первое место слева, справа, перед числом или буквой, после, между.
Слова перед, после, между употребляются и в смысле временной,, а не пространственной последовательности. Это бывает на уроках чтения и пения.
Итак, мы приходим к выводу, что слова, обозначающие отношение предметов, а именно форму, величину и пространственное расположение, в основном приобретаются детьми I класса в процессе обучения рисованию и ручному труду, закрепляясь в практике работы на уроках по всем учебным предметам.
Вклад уроков рисования и особенно уроков ручного труда в культуру речи первоклассника заключается также в обогащении словаря глаголами. Особенностью морфологического строя речи при связном описании процесса изготовления или изображения какого-либо предмета является большое число глаголов.
Характерной особенностью этих глаголов является изменение приставок: обрезать, отрезать, вырезать, разрезать, подрезать, красить, раскрасить, выкрасить, закрасить; положить, наложить, сложить, приложить, подложить и т. д. Эти глаголы близки по своему значению к словам, обозначающим пространственные отношения; часто они обозначают направление и характер движения. Накопление подобных глаголов в речи детей подготовляет к изучению грамматической темы «Приставки» в дальнейшем курсе, а также способствует обогащению словаря синонимами. В процессе трудовых операций и рисования ребенок осознает оттенки значения в словах: соединить, сложить, слепить, приставить или отрезать, оторвать, отогнуть, отложить, отделить. Учитель требует правильного употребления глаголов сеять и сажать. Эти особенности словаря требуют от учителя большой точности и обдуманности речи.
Словарь станет достоянием детей, если слово будет соединяться с показом соответствующего движения и сравнением с другим, похожим движением, которое сигнализируется словом-синонимом. Подлинному обогащению словаря содействует также включение слова в связную речь ребенка.
На уроках рисования учитель, подвергая наблюдению натуру, узор или картину, требует от детей ответов. Связная речь выступает на уроках рисования и ручного труда исключительно в вопросо-ответной форме, часто в виде краткого ответа. В конце учебного года учащиеся научаются формулировать правила по рисованию. На уроках ручного труда в большинстве случаев учитель не требует от учащихся описания трудовых операций или формулировки правил.
Таким образом, связная речь на уроках рисования и особенно ручного труда развивается слабо. Обогащение словаря происходит за счет пассивного, а не активного словаря. Это значительно снижает те богатые возможности развития культуры речи детей, которые имеют уроки рисования и ручного труда. На уроках письма связная речь учащихся нашла свое место, и это способствует активизации слова. Именно этим можно объяснить наблюдавшиеся нами случаи переноса термина с уроков письма на уроки рисования, но не обратно. На уроках рисования дети часто заменяют слово тоненькая линия словом «волосная линия».
Итак, на уроках ручного труда и рисования учитель путем объяснений и инструктивных указаний, соединенных с показом, обогащает речь детей названиями геометрических форм, словами, обозначающими величину, протяженность и пропорции предметов и их расположение в пространстве. Учителю необходимо стремиться к максимальной точности речи в целях обогащения словаря детей синонимами. Следует также планомерно работать над тем же словарем на уроках по другим учебным предметам, содействуя усвоению детьми многозначности слов. Необходимо, наконец, ставить вопрос о разработке методики беседы и устного опроса учащихся на уроках рисования и ручного труда.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +