Уроки русского языка — источник всестороннего развития речи школьников. На уроках русского языка предметом изучения является сам язык, поэтому именно здесь воспитывается любовь к родному слову и приобретается умение сознательно пользоваться богатствами языка в речевой практике. В сознательном отношении к языку, к его законам и к собственной речи видел К. Д. Ушинский важнейшую составную часть культуры речи: «Корень дара слова в способности мысли взглянуть на саму себя».
В начальных классах уроки русского языка являются не только уроками обучения языку, но и такими, на которых средствами языка приобретаются сведения об окружающей действительности. На уроках русского языка учитель учит детей наблюдать, думать и правильно говорить.
Поэтому обучение грамоте, чтению, грамматике и правописанию органически и всесторонне связывается с обогащением словаря, формированием грамматически правильной структуры речи и приобретением навыков устного и письменного изложения.
В процессе обучения грамоте учитель систематически и планомерно работает над развитием слухоартикуляционных навыков. Усваивая элементарные грамматические обобщения, первоклассник начинает впервые осознавать элементы фонетики, и это оказывает значительное воздействие на достижение успехов в развитии звуковой стороны речи.
Слухоартикуляционные упражнения и усвоение элементов фонетики — это одновременно необходимые условия и для обучения грамоте, и для развития громкости и внятности речи. Знакомство со знаками препинания связывается с овладением детьми интонационной выразительностью.
Словарная работа на уроках русского языка представляет собою вторую сторону работы по развитию речи, связанную с важной работой по развитию представлений детей об окружающей действительности. Чтение является основным средством приобретения учащимися сведений о явлениях природы и общественной жизни, о труде, о правилах поведения, о моральных качествах людей. Эти сведения дети выражают в обогатившемся жизненном словаре.
Работа по развитию речи на уроках грамматики и правописания содействует усвоению терминов и слов, обозначающих отношения между предметами. Мы имеем в виду слова, обозначающие признаки и отношения предметов: пространственные (форма и величина предметов, соотношение их в пространстве, протяженность, направление движения, пропорции), временные и количественные.
Работа над связной речью и грамматическим ее строем составляет третью сторону развития речи на уроках русского языка. Связная речь на уроках русского языка развивается в результате систематических упражнений в разных видах устного и письменного изложения (рассказ из своего опыта, рассказ по картинке, описание предмета, пересказ).
Учитель приучает учащихся к определенному плану и порядку устных ответов на вопросы, постепенно вырабатывая навыки устного изложения связного рассказа на основе предшествующих вопросов. Совместная работа класса, дополнения и поправки товарищей, оценка учителем ответов со стороны их содержания и речевого выражения имеют здесь большое значение. Связная речь развивается в двух направлениях: под влиянием чтения, пересказа прочитанного и устных рассказов по картинке формируется образная эмоциональная речь учащихся; на уроках письма, в составлении предложений, в формулировке правил и в письменном изложении формируется сжатая деловая форма речи.
К концу первого года обучения при использовании на уроках русского языка всех возможностей от ученика первого класса можно требовать: устного изложения, выраженного 4—5 простыми предложениями, письменного, выраженного 2—3 простыми предложениями, и простейшего описания или последовательного повествования с соблюдением плана изложения. На основе слухоартикуляционных упражнений и приобретения элементарных грамматических понятий создаются предпосылки для развития письменной речи. Это имеет важное значение для поднятия уровня культуры речи первоклассников. Знакомство с термином «предложение» содействует умению правильно строить предложение в устной речи. Распространение предложений за счет второстепенных членов обогащает речь морфологически и помогает овладеть более сложными видами предложений. Таким образом, грамматический термин и вопрос на уроках письма организуют грамматический строй речи учащихся. Письменное изложение усиливает способность к синтезу, помогает установить существенное в изложении, способствует развитию сжатой связной речи и активизации словаря.
Итак, на уроках русского языка во всех разделах этого учебного предмета происходит развитие основных функций речи: приобретение слухоартикуляционных навыков, обогащение словаря и развитие грамматически связной, точной и выразительной речи.
Наряду с этими основными линиями развития речи в каждом разделе русского языка как учебного предмета мы наблюдаем специфические особенности, которые особенно ярко обнаруживаются в словарной работе.
Словарную работу следует рассматривать дифференцированно. Запас слов у детей может обогащаться в разных направлениях. Можно пополнять запас слов, обозначающих явления окружающей действительности, так называемый жизненный словарь, а можно работать над словарем терминов и отношений. Разные разделы русского языка, изучаемые в разные периоды учения детей в школе, представляют в этом отношении неодинаковые возможности. Обогащение словаря детей происходит на разных этапах обучения, при изучении разных разделов русского языка как учебного предмета по-разному.
Букварь является очень важным источником обогащения жизненного словаря детей. Однако в первой четверти приобретение новых слов, обозначающих предметы и явления окружающей жизни, путем чтения букваря крайне незначительно. Работая по букварю в первой четверти, учитель вводит в речь детей в основном термины и слова, обозначающие отношения предметов. К терминам мы относим следующие слова: звук, буква, слог, слово, предложение, гласные, согласные, точка, вопросительный знак, восклицательный знак. Учитель много работает в это время над словами, обозначающими представления: пространственные (впереди, позади, слева, справа и т. д.), временные (сначала, потом, в начале, в конце) и количественные (первый, второй и т. д.). Пополнение жизненного словаря в связи с объяснением некоторых прочитанных слов (сом, вол, белка и т. д.) или рассматриванием картин в букваре имеет меньшее значение. Главным источником обогащения словаря в этот период являются предметные уроки, экскурсии, внеклассное чтение, беседы по картине.
Во второй четверти термины и слова, обозначающие отношения предметов,- продолжают повторяться на уроках чтения по преимуществу в том же составе. Новых слов прибавляется очень мало, но известные уже слова обогащаются по значению. Дети узнают новые термины: мягкие и твердые согласные, заглавная буква, запятая, перенос и др. Словарь терминов, обозначающих отношения, несколько уточняется. Букварь начинает играть более значительную роль в обогащении жизненного словаря. Словарная работа при чтении букваря идет в основном за счет приобретения сведений о природе, о человеческом обществе; значительно пополняется словарь словами, обозначающими общественные явления и труд людей, такими, как колхоз, ферма, доярка, конюх, фабрика, завод, парад, флот, конница, пилот и др.
Работа по картине, предметные уроки, изложение прослушанного взаимодействуют с уроками чтения и дополняют приобретенное в процессе чтения образными выражениями, словами, обозначающими моральные понятия (дружный, вежливый, самостоятельный и др.) и выражающими сведения о животных, птицах, сезонных явлениях.
Во втором полугодии пополнение словаря протекает совершенно по-другому. Уроки чтения становятся богатейшим источником расширения исключительно жизненного словаря детей. С одной стороны, словарь пополняется группами взаимосвязанных слов, соответственно темам чтения («Детские и школьные годы В. И. Ленина», «День Советской Армии», «Семья», «Школа», «Зима», «Дикие и домашние животные», «Весна» и др.), с другой стороны, происходит обогащение словаря книжными и поэтическими оборотами. Во втором полугодии в словарь детей в большом количестве входят слова, обозначающие моральные представления (ласковый, услужливый, отблагодарить, настоящий товарищ, храбрый, правдивый, лежебока, труболюбивый и др.).
На уроках письма мы наблюдаем несколько иную картину эволюции словарного состава. В первой четверти обогащение словаря происходит за счет приобретения терминов, из которых одни совпадают с терминами, употребляемыми на уроках чтения, а другие являются специальными для письма: строчка (нижняя и верхняя), прямая линия, наклонная линия, нажим, палочка с закруглением внизу и наверху, волосная линия, узелок, элемент, овал, полуовал и др. Во второй четверти эти слова повторяются и в незначительной степени дополняются (волнистая линия, добавочная строчка, надстрочное пространство, соединение и др.). Эти слова входят в активный словарь детей, так как учитель требует их называния и связного последовательного описания процесса письма. («Из уголка веду наверх волосную линию, закругляю, пишу палочку с нажимом; внизу, не доводя до уголка, закругляю и веду наверх волосную линию».) Слова, обозначающие пространственные отношения, связываются с этой терминологией. Обогащения конкретных представлений и жизненного словаря на уроках письма в первом полугодии не происходит; речь обогащается только глаголами и деепричастиями (веду, закругляю, довожу, не отрывая) и наречиями (правильно, красиво, чисто).
Во втором полугодии весь этот словарь переходит на уроки чистописания и повторяется без особых изменений и дополнений. На уроках же письма происходит применение терминов, встречавшихся в первом полугодии на уроках чтения, появляются новые термины: предмет, односложные и двусложные слова, делить на слоги, делить для переноса, смягчение, шипящие. Очень большое значение имеет активизация слов, обозначающих пространственные и временные представления: перед, после, на конце, в начале, через, отдельно, быстро, коротко, протяжно и т. д. На уроках письма активизируются также слова, приобретенные на уроках чтения и при наблюдении. Активизация их происходит благодаря закреплению в письменной речи (упражнения, письменные изложения, запись в словарь). Таким образом, уроки письма во втором полугодии способствуют активизации жизненного словаря и терминов, приобретению слов пространственного и временного значения.
Обогащение словаря словами, обозначающими предметы и явления, окружающего мира, не всегда осуществляется на уроках русского языка. А между тем на уроках по другим учебным предметам возможности для пополнения этого раздела словаря почти отсутствуют. Обогащение жизненного словаря детей на уроках русского языка необходимо для приобретения элементарных сведений по естествознанию и общественной жизни, указанных в программе, а также для накопления конкретных представлений — необходимой базы для обобщений на уроках по всем учебным предметам.
Нами были подвергнуты анализу уроки чтения и письма в сопоставлении с предметными уроками, экскурсиями и внеклассным чтением. По каждому из этих разделов было проанализировано по 20 уроков в каждой четверти и произведен подсчет числа новых слов различных категорий, сообщавшихся детям в среднем на одном уроке. Оказалось, что на каждом из предметных уроков при работе по картине или на внеклассном чтении дети узнают в среднем от 10 до 12 новых слов, обозначающих явления окружающей действительности. На уроках чтения и письма обогащение жизненного словаря детей значительно слабее: уроки чтения дают в среднем четыре слова в первом полугодии и восемь слов во втором, а уроки письма — одно слово в первом полугодии и четыре во втором.
Предметные уроки, экскурсии, работа по картине и внеклассное чтение приобретают, таким образом, важнейшее значение для обогащения конкретных представлений ребенка. В первом полугодии эти виды занятий являются почти единственным источником обогащения жизненного словаря. Во втором полуродии они имеют важное значение для дополнения и уточнения словаря, приобретаемого на уроках чтения. Это особенно важно по отношению к словам, обозначающим общественные явления.
Речь ребенка обогащается не только в школе, но и в семье. Ребенок очень восприимчив к новым для него словам в речи родителей, старших братьев и сестер, знакомых. Речевая среда в семейном быту оказывает сильное влияние на развитие активного и пассивного словаря детской речи. Известное влияние на это развитие оказывают и радиопередачи.
С началом самостоятельного чтения подобное влияние начинают оказывать детские газеты и журналы, а особенно систематическое внеклассное чтение. Наши дети живо интересуются современными общественными событиями и многое знают. Прочитанное в книге часто осмысливается ребенком в зависимости от этих знакомых ему современных событий. Внеклассное чтение на эти темы уточняет имеющиеся у детей представления, оно удовлетворяет эмоциям и интересам советской детворы, приобретая, таким образом, большое воспитательное значение.
Недооценка занятий по картине, внеклассного чтения и экскурсий может повести к тому, что уроки русского языка превратятся в уроки навыков и потеряют свое воспитывающее значение.
Итак, работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка представляет собой сложный процесс, который осуществляется путем органической связи обучения чтению и письму с развитием всех сторон культуры устной и письменной речи учащихся. Развитие речи на уроках русского языка осуществляется и через обучение языку и через обучение средствами языка. Об этих особенностях не должен забывать учитель, используя русский язык для всестороннего обогащения речи детей.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.