Хотя дети как будто одинаково быстро и правильно отвечают на вопросы учителя и безусловно знают материал, но уровень их знаний оказывается весьма различным. Проследим эти различия прежде всего на восприятии звука. В букварном периоде нередки случаи, когда дети читают правильно каждую букву, узнают ее, но не могут правильно прочитать даже короткое слово. Прочитав слово или короткое предложение, состоящее из двух-трех знакомых слов, дети порой не могут его повторить, так как не понимают, что они прочитали. Тем более, когда слово им мало знакомо.
19 октября.
Ученица правильно читает: сушу, но никак не может сказать, какое слово она прочитала. Ученик прочитал слова малы, луна, но не умеет их повторить. Второй ученик читает: Лара мала, повторяет оба слова как одно, переставляет слоги. Получается Рала мала, мала рала... Третий ученик читает: Рома, но складывает по буквам слово сначала как Рма. Ошибки своей не замечает. После разбора составляет Ршма, при этом правильно называет ш. На вопрос «Есть ли в слове Рома звук ш», смотря на свою работу, говорит: «Есть». Закрываю ее. Мальчик, медленно произнося слово, отказывается от звука ш. После этого правильно складывает слово.
На этом уроке дети узнают буквы, и вместе с тем они их не знают и, читая, никак не могут произнести знакомый звук в сочетании с другими звуками. Такие отрывочные знания — причина трудности их использования.
Это и понятно, поскольку на данном уровне освоения детьми грамматического и арифметического материала их знания отличаются очень низкой ступенью обобщенности. Каждый знак скорее является перво-сигнальным раздражителем. Так ученик А., решая примеры, списывает: 3 + 4. Долго считает, ошибается, наконец называет правильный результат. Но он плохо помнит значок, цифру 7. Поэтому сначала пишет ее как 4, не замечая, что такой значок уже стоит у него в этом же примере и является одним из слагаемых. Потом находит нужную цифру и записывает ее правильно.
Когда через два примера ему снова с экспериментальной целью дается то же самое сочетание 3 + 4, мальчик начинает его заново считать. На предложение посмотреть в своей записи, не найдет ли он там такого же примера, он смотрит, но не узнает своей собственной записи, считает опять на спичках и спрашивает, как писать цифру 7. На таком же невысоком уровне обобщения в это время находятся знания и некоторых других детей. Они также не могут воспользоваться своей собственной записью. Некоторые из них, быстро пробежав глазами написанное, все же находят пример 3 + 4, но, не задумываясь над тем, что у них написана и сумма, начинают вновь его решать.
Продвижение детей обнаруживается в том, что имеющиеся у них коротенькие, разрозненные цепочки ассоциаций смыкаются в единую систему связей, а слова и знаки, обозначающие различные отношения, действия, звуки, приобретают обобщенный характер и абстрагируются от конкретного содержания.
В первом случае знания детей, например, о записи и решении арифметического выражения опираются на три раздельно существующие короткие цепочки ассоциаций: во-первых, знание каждого написанного знака, во-вторых, знание действия «прибавить», в-третьих, знание, что к одному прибавить два получится три. Эти знания позволяют детям прочитать и даже устно решить заданный пример, но они не обеспечивают возможность решения любых действий с числами в пределах десятка. Чтобы написанное в книге или на доске арифметическое выражение вызвало у детей определенные арифметические действия с данными числами, необходимо, во-первых, чтобы ребенок воспринимал все арифметическое выражение как одно целое, а каждый отдельный знак — как необходимый элемент этого целого; во-вторых, все знаки должны восприниматься в определенных связях, которые сигнализируются знаками «+» и «—» (позже и другими знаками); в-третьих, действия с числами должны опираться на знание состава каждого числа и его места в числовом ряду, десятке (внутрисистемные связи).
Хотя с буквой, цифрой первоклассник знакомится очень рано, но их понимание ребенком на протяжении первого года обучения и в дальнейшей, более поздней работе заметно изменяется. При этом раздражителем всегда является знак, то есть конкретно, чувственно воспринимаемый сигнал. Однако этот знак должен стать средством обозначения определенного обобщенного содержания, то есть понятия грамматического или арифметического (число, звук, равенство). Оно, это понятие, как и вообще каждое из понятий, выражено в слове, однако, в отличие от других понятий, имеет и свою конкретную наглядную форму. Поэтому знак сначала воспринимается как сигнал первой системы (в первые месяцы учебной работы детей). Впоследствии тот же знак становится условным графическим обозначением специального понятия. В этом случае за непосредственным раздражителем, знаком, стоит сигнал словесный, сигнализирующий обобщенное знание — понятие звука, числа, действия (сложения или вычитания) и т. п. Такое же отношение сохраняется и в реакции. Непосредственным ответом на знак как сигнал первой системы является его узнавание, то есть прежде всего воспроизведение его «имени», его названия, вслед за тем ученик воспроизводит этот знак на бумаге, выполняя нужные действия с ним. И здесь реакция может проходить как на уровне первой,так и на уровне второй системы. Когда первоклассник списывает в тетрадь первые примеры, он еще просто копирует знаки. В этом случае даже их правильное называние и запись не выводят всю работу ребенка за пределы первосигнальных ассоциаций.
Но, когда знак становится наглядной формой обозначения обобщенного знания (эта ступень предшествует овладению подлинным понятием), он приобретает новое сигнальное значение и становится непосредственно воспринимаемым сигналом второй системы. Поскольку вся учебная работа первоклассника направлена в основном на освоение грамоты и счета, освоение знака становится одной из основных задач всей его познавательной деятельности.
В итоге обучения в I классе дети прежде всего знакомятся со знаками и в результате многочисленных и разнообразных упражнений делают только первые, хотя и очень существенные шаги в направлении постепенного перехода к обобщениям. Пусть не все связи дети еще осмыслили — это дело дальнейшего их учения,— важно, чтобы они уже в I классе научились правильно пользоваться приобретенными знаниями в существенных и действительно существующих связях К концу года эта системность и подвижность знаний обнаруживается в свободном и разнохарактерном их использовании. Дети воспринимают составленные из букв слова и предложения, замещают пропущенные звуки, выделяют мягкие и твердые согласные, позже — ударные и безударные, научаются заменять слова в предложении и, изменяя буквенный состав слова, менять и всю выраженную мысль. На этот уровень обобщенных знаний поднимаются все дети в последующие годы учения в школе, а сильные ученики — уже к концу первого года их работы в классе.
В освоении знака как элемента письменной речи и письменного счета, по-видимому, лежит та специфическая трудность, с которой встречается семилетний ребенок, приступая к учению в школе. Не случайно психологи (Рубинштейн, Ананьев, Егоров и др.) подчеркивают огромные изменения в развитии логического, абстрагируемого мышления детей, осваивающих письменную речь. Письменная речь оказывает влияние на развитие связной устной, а также внутренней речи детей.
Однако освоение учебного материала требует овладения не только знаками, но и понятиями, правилами их применения. И здесь мы встречаемся с очень разными уровнями знаний у детей. Одни ученики легко и уверенно воспроизводят правила, например, переноса, большой буквы, позже мягкого знака и т. д., но это не мешает им в письме грубо нарушать эти правила. Дети порой могут использовать свои знания правил для пояснения, почему именно так написано учителем на доске то или другое слово или предложение, могут сами подобрать пример на знакомое правило. Но они не понимают существа правила и поэтому нередко пытаются его применить совсем не там, где это нужно. Здесь может иметь место как неумение анализировать материал, так и неумение конкретизировать хорошо знакомое правило. То же в арифметике при выполнении различных арифметических действий.
Анализ ответов, письменных работ детей в классе и на индивидуальных занятиях и сопоставление их с успеваемостью позволяют наметить некоторые ступени в освоении детьми знаний, главным образом по грамматике и правописанию (аналогично и по арифметике).
Эти ступени могут быть намечены нами весьма ориентировочно.
Узнавание. Это может быть узнавание буквы, цифры, времени года, изображенного на картинке, птицы, чучело которой внесено в комнату, и т. -п. Дети узнают пучок палочек, который называется десятком. На таком уровне в знаниях детей существенную роль играют наглядные образы. Без конкретного изображения невозможна работа над учебным материалом. На этой ступени знания детей характеризуются слитностью и используются ситуативно, лишь в определенных сочетаниях с другими знаниями, лишь в обычных условиях, в ответ на обычные вопросы учителя. Например: «Какие признаки осени вы знаете?», «Какой звук обозначает эта буква?», «Прочитай, какая буква написана?» Понятно, что дети, стоящие на этой первой ступени знаний, совершенно теряются, когда им приходится оперировать знаниями без опоры на восприятие. Здесь еще нет анализа самого содержания, нет и владения знаниями.
Воспроизведение. Ребенок может ответить на стереотипно заданный вопрос или выполнить действие в ответ на постоянно повторяющееся предложение учителя. Знания ребенка на этой ступени недифференцированны, неподвижны. Они «выдаются» учениками в заученной форме в ответ на требования учителя (или учебника). Например: «Из чего состоит предложение?» — «Предложение состоит из слов» — «Как пишутся имена людей?» — «Имена людей пишутся с большой буквы». Эти четкие и уверенные ответы, однако, чрезвычайно стереотипны и еще очень поверхностны. Они порой маскируют непонимание ребенком того, о чем идет здесь речь. Являясь необходимым условием для дальнейшего продвижения ученика, такие знания нуждаются все же в дальнейшей систематизации. На этом уровне понимания наглядно данный материал служит напоминанием о том, что и как надо делать. Если же материал несколько отличен от обычного, он будет мешать, вступая в противоречие со сложившимися знаниями.
Самостоятельное, вариативное (но ограниченное) воспроизведение. Ребенок может подобрать пример на правило, составить задачу по примеру, данному учителем, и на те же числовые соотношения; решить новый пример, назвать слова с заданной буквой; разделить слово на слоги; расчленить предложение; выделить звуки и т. п. Самостоятельность применения знаний на этой ступени еще очень ограниченная, однако ученик решается на известный отход от шаблона, от обычного и знакомого способа использования знаний. Он пробует свои силы в новых, по-своему предложенных примерах и решениях.
На этой ступени встречаются частые ошибки, иногда нелепости, так как ребенок, не освоив еще существа грамматического понятия или количественных отношений между числами и не владея в достаточной мере методом анализа, естественно, делает неправильные обобщения и дает ошибочные примеры. Можно было бы сказать: ребенок уже знает, что надо выделять в примере, словесном материале какие-то элементы, части, но он еще не научился различать существенного и второстепенного. Есть попытки анализа и синтеза, однако они еще не находятся в соответствии с .конкретно поставленной задачей.
На этом уровне знаний наглядно поданный материал может служить толчком к восстановлению заученного: написанные на доске или в книге упражнения, пример, предложение для разбора побуждают ученика к активной работе, которую дети чаще всего выполняют правильно. Однако несколько иначе поставленный вопрос, в необычной форме предложенное задание вызывают у них растерянность или соскальзывание на шаблонное реше-дие задачи, на прямое и бездумное применение знакомого приема или заученного правила без учета особенностей задачи. В таких случаях естественны грубые ошибки. Происходят они от того, что дети еще не овладели теми существенными признаками и связями, которые составляют основное содержание выученного понятия или правила. Поэтому они не могут логично объяснить свой ответ, хотя он правильный, не могут обосновать принятый ими верный путь решения.
Применение знаний в новых условиях. Наиболее осмысленными, а значит, прочными и гибкими, подвижными являются знания, которые ребенок умеет применить в новых условиях, к новой задаче, умеет подвести данный конкретный случай под общее правило (понятие) и на этом основании не только правильно выполнить задание, но и последовательно объяснить свое решение. Здесь дети пользуются обобщенными знаниями на основании отвлечения основных и существенных признаков и связей в каждом грамматическом или арифметическом понятии или правиле, конечно, только в тех пределах, которые определяются программой обучения первоклассника. На этой ступени дети обычно легко видят в новом материале старое, они правильно анализируют это новое и умеют подобрать к нему только то правило (понятие), которое отвечает существу задачи. Иначе говоря, их анализ подчинен и обусловлен грамматическим или арифметическим целым, из которого они исходят. Поэтому путь решения, выбранный здесь учеником, осознан и осмыслен.
Обычно такие знания детей соответствуют и выработанным навыкам их применения, так как достигаются учителем путем вариативных и постоянных упражнений в применении заучиваемых правил и понятий.
Описанные выше ступени представляют собой попытку наметить известные этапы в процессе освоения маленьким учеником совершенно нового для него учебного материала.
Характерно, что с повышением ступени освоения знаний обычно поднимается и уровень использования метода самостоятельной работы детей. Он обнаруживается в умении быстро выделять в задаче самое главное, то есть проводить нужный анализ и соответствующий синтез, и рационально организовать свой труд. Это сказывается в любой работе. Например, хорошо организующая свою работу ученица Л., получив задание нарисовать на чистой странице столько крестиков, сколько было помечено учителем на предыдущем листе, использует вполне рациональный метод. Она считает группу значков в образце, а затем воспроизводит ее полностью в указанном месте. Более слабая ученица отмечает каждый крестик последовательно, смотря на образец и в свою тетрадь. Сильные ученики получили задание составить из цифр и арифметических знаков заданный пример. Они сразу отбирают из «кассы» все нужные им знаки и составляют из них целый пример. Такое же задание выполняют более слабые ученики, но они вынимают из «кассы» по одному знаку, все время ходят от доски к «кассе», забывают, за каким знаком пошли, какой уже поставили, путают последовательность размещения знаков.
В контрольной комплексной работе сильный ученик, распределяя буквы по группам, сначала отобрал все гласные, затем отделил буквы ь, й, э и на вопрос, какие гласные он знает, обобщенно ответил: «Мы знаем 7 гласных» и перечислил их.
В той же контрольной работе более слабые ученики не умели самостоятельно установить принцип деления предложенных им слогов на две группы. Этот принцип находит сильный ученик, предлагая сгруппировать слоги с е и с о на конце.
На четвертой ступени освоения знаний дети не только знают правило, но и легко его применяют к конкретному случаю. Они умеют выделить из всех им известных именно то правило, которое нужно для объяснения данного случая. Так в апреле на уроке письма, когда дети разбирали предложение «У Саши пила», на вопрос о том, какое правило надо вспомнить, сильный ученик сразу назвал два: о заглавной букве в имени мальчика и о букве и после ш (жи и ши пиши через и). Другие дети говорили о соединении букв между собой, о нажимах, о написании большой буквы у и т. д., то есть не умели отобрать нужных правил. Это тоже характеризует освоение метода работы.
Конечно, продвижение разных учеников по намеченным ступеням не представляет собой прямого фронтального и гладкого перехода от низшего уровня к высшему. Переходя к работе над новым, более трудным содержанием, дети нередко спускаются снова вниз и вместо собственного инициативного применения знаний ограничиваются порой повторением воспринятого, заученным примером или подсказанным ответом. И темп и характер продвижения детей различны. Так же не всегда совпадает метод работы с достигнутым уровнем знаний. Но связь между ними несомненна. Она подлежит дальнейшему специальному изучению.
Продвижение детей зависит от многих причин. От подготовленности каждого конкретного ребенка к школе и вообще к учебному труду, от индивидуальных особенностей ребенка, от организации его домашних условий и пр. Но одной из основных причин, условием и показателем перехода ученика к новому уровню освоения знаний является овладение им рациональным методом умственной деятельности. Он осваивается не столько тренировкой и повторениями, сколько правильной организацией самого обучения детей учителем. Где учитель заставляет класс работать над освоением предусмотренных программой знаний путем повторения и обращает специальное внимание на обучение детей умению учиться, там у детей быстро воспитываются полезные навыки организации их собственной работы; они приобретают умение планировать и последовательно выполнять нужные действия, рано переходят к мысленному анализу и мысленному синтезу, знают, чего они еще не знают, и умеют направить свои усилия на раскрытие того, что осталось им неизвестным. Это придает всей работе детей плановый и продуманный характер. Они овладевают и соответствующими приемами, способами для расчленения сложного целого на составляющие его части и умеют раскрыть существующие между частями основные связи. Эти умения дополняются освоением ряда технических и организационных навыков: дети легко размещают нужную запись на листе тетради, правильно списывают нужный пример, полностью выполняют полученное задание.
Одним из показателей умственного развития детей является степень усвоения ими метода умственной деятельности, то есть умения воспринимать учебный материал путем наблюдения и слушания, умения его правильно заучивать и осмысленно воспроизводить, умения соображать, сравнивать, рассуждать и делать выводы.
Освоение, метода деятельности есть условие формирования и ряда существенных характерологических качеств. Организованность и планомерность в работе, исполнительность, точность и собранность, умение сосредоточиваться, умение слушать учителя и товарищей становятся чертами характера ребенка, чертами его личности. Поэтому не случайно, что ряд хороших учеников из разных классов при всем индивидуальном своеобразии их характеров имеют много общих черт. При этом обращает на себя внимание и общая для хороших учеников спокойная уверенность, обоснованность их ответов, умение работать в классе и дома, воспитанное чувство ответственности за учебную работу и за всякое другое даваемое им поручение.
Высокой ступени знаний достигают к концу года в некоторых классах только отдельные дети. Это обычно те, кто отличался с первых дней хорошей подготовленностью к школе, общей организованностью и дисциплиной. Самое существенное значение имеет их общая культура, состояние навыков и особенно подготовленность к труду, в том числе и к учебному. Они серьезно работают, легко и.быстро переходят на высшую (для I класса) ступень знаний.
Труднее дается это продвижение слабо подготовленным детям, с невоспитанным вниманием, недостаточной ответственностью и трудолюбием. Однако многочисленные наблюдения за работой детей первоклассников убедительно показывают, что к концу года почти все они могут перейти на третью и многие на четвертую ступень освоения знаний, предусмотренных программой, приобрести необходимые навыки учебного труда и поведения и общее разностороннее развитие.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.