Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Общее воспитание >>

Некоторые особенности памяти и мышления детей в процессе овладения знаниями


Ананьев Б. Г., Антропова М. В. и др. "Первоначальное обучение и воспитание детей"
М., изд-во Академии Педагогических Наук, 1958 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Было бы неправильно говорить об освоении знаний, имея в виду только возможность ребенка «восстановить в памяти», то есть воспроизвести заученный материал. Показателем хорошего усвоения является понимание пройденного. А это сказывается прежде всего в умении применять приобретенные знания, освоенные приемы и способы в новой работе. Последнее находится в непосредственной зависимости от того; как был организован самый процесс усвоения, как организован процесс заучивания и какие требования предъявлял учитель к воспроизведению знаний детьми.
Возьмем для сравнения два урока.
12 мая.
Цель урока — познакомить детей с домашними птицами. На столе перед учащимися стоят чучела курицы, утки. гуся. Учитель предлагает детям вспомнить, каких домашних птиц они знают. Дети называют.
Учитель. Расскажи про эту птицу. (Показывает чучело курицы.) Где живет курица, если кур разводят хозяева?
Ученик. В сарае.
Учитель. Как называется такой сарай?
Второй ученик. Курятник.
Учитель. А если в колхозе?
Третий ученик. В колхозном дворе.
Четвертый ученик. На птичьем дворе.
Учитель Как иначе сказать?
Ученик. На птицеферме.
Учитель. Кто ухаживает за курами?
Ученик. Птичницы.
Учитель. Как они ухаживают?
Ученик. Хорошо.
Учитель. Во что они одеты?
Ученик. В белые халаты.
Учитель. Чем кормят кур?
Ученик. Зерном и крошками хлеба.
Учитель. Назови части тела курицы.
Ученик. Шея...
Учитель. Почему сразу шея?
Ученик. Голова, шея, туловище, хвост, ноги.
Учитель. Не ноги, а лапы. Что на лапах? Какой клюв? Какую пользу приносят куры? Расскажи про утку.
Учитель неправильно строит всю беседу, ее аналитическую и обобщающую часть. Впрочем, последней вообще нет. Это чувствуют и дети. Они после звонка с интересом рассматривают чучела птиц, обмениваются суждениями, сравнивают утку и гуся и делают меткие замечания.
Чтобы дети познакомились с отдельными представителями домашних птиц, целесообразнее было бы исходить из общего представления о них (о домашних птицах вообще), затем выделить представителей этой группы — гусей и уток. В изучении каждого представителя недостаточно выделить основные части его тела. Ведь голова, шея, туловище и ноги составляют и тело животного. Необходимо показать, какое тело, какая голова, какие лапки, в каком отношении части тела находятся друг к другу, и выделить отличительную особенность всех птиц — крылья, о которых учитель совсем забыл. Забыли и дети.
Рассказ об образе жизни, о пользе утки или курицы для человека включает связи цели, образа действия, назначения, причины. При этом чем логичнее и последовательнее проводит такую беседу учитель, не отвлекаясь такими посторонними подробностями, как например одежда колхозниц, ухаживающих за птицами, тем более стройной, логичной и связной будет система приобретаемых детьми знаний.
Анализ должен подвести детей к обобщениям: «Что же мы узнали о курице, об утке, о гусе?», «Что общего между ними?», «Чем схожи курица, утка, гусь?», «Почему их всех называют домашними птицами?» Такие обобщения закрепили бы приобретенные детьми знания о домашних птицах вообще. Но учитель этого не сделал.
Совсем иначе тот же учитель знакомит детей с листьями разных деревьев.
13 октября.
После того, как дети вспомнили, какие деревья они знают, и назвали части дерева, учитель спрашивает, чем отличаются деревья и как люди узнают, какое дерево перед ними. Дети называют кору, ствол, листья. Учитель предлагает детям выложить на парты принесенные ими листья.
Учитель. Положите на середину лист дуба, рядом с ним справа лист березы, а с другой стороны, слева,— лист клена. Посмотрите, одинаковые листья или разные?
Ученик. Листья разные, этот круглый, а этот длинный.
Учитель. Как сказать, чем они разные?
Второй ученик. Разные по форме, и цвет тоже неодинаков.
Учитель (ведет разбор формы каждого листа). Еще чем различны листья? От какого дерева лист самый маленький? А от какого самый большой? Какие края у листа березы? дуба? клена? Возьмите в левую руку лист клена, а в правую лист березы. Положите их на стол. Возьмите теперь в правую руку лист дуба, а в левую лист березы. Посмотрите, какой лист у меня в руке. А теперь? Кто расскажет мне, что мы узнали о листе клена? Как выглядит лист дуба?
После урока дети получают задание обвести дома каждый лист, раскрасить рисунок в такой же цвет, какой имеют листья. В итоге проведенного урока дети получили представление не только о внешнем виде: форме, величине, строении, окраске листьев, но увидели много общих и отличительных признаков, характерных для разных пород деревьев. Рассматривая, а затем обводя и раскрашивая каждый лист, они использовали различные пути знакомства с листом. Включение движения как способа познания особенно важно для знакомства с формой. А ведь прежде всего именно форма, контур являются отличительным признаком листьев деревьев разных пород. Сохранение представления о фооме сразу обнаружилось в последовавших рассказах учеников о листьях. Они пальцем обводили в воздухе форму листа клена и дуба, сопровождая свои движения рассказами о цвете листа, черенке и т. д.
В первом полугодии усилия учителя направлены на то, чтобы дети накопили известный запас первичных знаний. Они представляют собой короткие и локальные ассоциации. Например: «Предложение состоит из слов», «Слово можно разделить на части — слоги», «Знак плюс (+) значит прибавить», «В конце предложения ставится точка» и т. д.
Образование таких ассоциаций необходимо. Это фундамент для освоения не только первых грамматических и арифметических обобщений (также понятий), но и множества правил, с которыми ученик встретится во втором полугодии и в последующих классах.
Однако опыт показывает, что работа над образованием подобных коротких ассоциаций также может проходить различно. В одних случаях учитель работает над «уединенными» знаниями, в других стремится на каждом материале подготовить детей к усвоению системы знаний.
Этим обеспечивается и свободное использование знаний учениками в дальнейшей работе.
И. М. Сеченов писал, что мир ребенка населен единицами, в то время как у взрослого он превращается «в ряды систем». Система знаний формируется тогда, когда получаемые ребенком знания располагаются «родами, а не рядами», то есть оказываются связанными между собой.
Уже на первых уроках, когда дети знакомятся с цифрой, предметом их анализа является самый значок в его составных частях; учитель ведет детей к расчленению самого знака и включению его в пространство клетки и строчки тетради. Но, образуя первую короткую связь между внешним видом цифры и ее названием, учитель этим не ограничивается.
Обычно знакомство с цифрой включает и одновременное освоение соответствующего количества. Только при этих условиях дети воспринимают цифру в ее смысловом значении, как знак определенного числа конкретных предметов. В этом случае образуются связи знака с количеством.
16 сентября.
Учитель. Покажи цифру «три».
Ученик выходит к столу, выбирает среди карточек напечатанную цифру 3 и показывает ее классу.
Учитель (вызывает другого ученика). Теперь подойди ты и возьми столько грибов, сколько показывает эта цифра. (Ученик показывает три гриба.) Правильно. Запиши на доске цифру «три». Как получается число «три»?
Ученик. Надо к двум прибавить один.
Учитель. Еще как? (Обращается к другому ученику.)
Ученик. Еще надо к одному прибавить два.
Учитель. Еще как можно получить число «три»? (Обращается к третьему ученику.)
Ученик. Не знаю.
Учитель. Поставь столько палочек. Как ты их ставишь?
Ученик. Сначала одну палочку, потом еще одну, потом еще одну.
Учитель. Значит, три можно получить, если к одному прибавить один и еще один. Повтори.
На таком уроке учитель формирует у детей уже целую цепь ассоциаций, в которую включаются следующие звенья: зрительный образ цифры 3, словесное ее обозначение (число 3), количество предметов, которое этим зрительно-слуховым раздражителем сигнализируется. Причем предметом анализа является и знак и состав числа 3.
У детей образуются тем самым и «внутрипредметные» ассоциации. Они лежат в основе знания о числе три. Его можно составить из 2 + 1, из 1 + 1 + 1, из 1 +2.
На следующей ступени обучения, обычно в первой и частично во второй четверти I класса, дети переходят к освоению десятка. Здесь предметом анализа становятся уже не отдельные числа, а их постоянные количественные взаимоотношения друг с другом в пределах десятка. Из многочисленных упражнений букварного периода учитель стремится выделить именно соотношения чисел в ряду и закрепить эти связи как постоянные, как неизменные и существенно необходимые для понимания структуры десятка, этого нового арифметического понятия, то есть нового целого — новой единицы измерения.
Анализ десятка обеспечивает переход к освоению детьми прежде всего самого десятка как целого по отношению к его частям и как элемента, который войдет в дальнейшей работе в новое целое (двузначные числа).
Одновременно с этим работа над анализом десятка обеспечивает детям освоение структуры каждого отдельного числа, чему способствует упражнение детей в выполнении первых арифметических действий: сложения, а затем и вычитания. Здесь снова изменяется предмет и содержание аналитической и синтетической деятельности. Она направлена на изменение чисел путем определенных арифметических действий с ними.
Ознакомившись со знаками, ребенок переходит снова к записи тех операций, которые он начал осваивать устно. Теперь формируется следующая по сложности цепь ассоциаций, в которой предметом анализа становятся постоянные, хотя и очень подвижные отношения между двумя известными числами. Определенное действие с ними ведет к нахождению третьего искомого числа. Эти связи выражены в сложившейся системе понятий: сложить — получится больше, отнять—останется меньше. Они в каждом примере конкретизируются определенным числом, с которым ребенок действует. Эти знания направляют весь путь умственной деятельности детей с данным содержанием. Такие знания уже требуют значительно более высокого уровня обобщения. Дети должны отвлечься от постоянных отношений, существующих между числами, и оперировать ими соответственно тому знаку, который сигнализирует определенные действия с любыми числами. Поэтому решение примеров требует анализа уже не столько каждого отдельного числа, сколько количественных отношений, которые существуют между всеми числами и знаками в заданном примере.
Синтезом является получаемый в результате решения примера итог, который выражен в определенном числе заданных в примере отношений между приведенными числами. Чтобы прийти к такому синтезу, необходимо использовать ранее приобретенные знания о составе каждого числа и в решении примера закрепить его внутренние и внешние связи. В тех случаях, когда работа над освоением чисел в их количественном составе недостаточно связывается с работой над действиями прибавления и вычитания, где состав числа не показан в его изменении благодаря определенному арифметическому действию над ним, там знания детей остаются лежать «рядами», не превращаясь в ту, пусть еще очень простую систему, которая обеспечит в ближайшем будущем переход к подлинным комплексным знаниям.
14 октября.
Работаю с ученицей по подготовке домашних заданий, одновременно даю ряд контрольных задач.
Что вы сегодня делали на уроке арифметики?
Учен и ц а. Писали таблицу умножения. Да, да, писали таблицу умножения. (Действия умножения дети еще не проходили.) Что ты делала? Ты знаешь, что записывала?
Ученица. Я писала: один плюс один получится два, к двум прибавить один... (Повторяет быстро всю таблицу.)
Что ты учила?
Ученица. Я писала таблицу: к одному прибавить один получится...
Что ты делала с каждым числом?
Ученица Я его писала так: к одному прибавляла один...
Сама операция сложения как условие получения другого числа совершенно выпала. Она не явилась предметом анализа составляемого ряда и всей таблицы. Учитель его не назвал и не сделал предметом анализа именно арифметическое действие. Его следует назвать и этим способствовать его выделению.
Опыт передовых учителей показывает, что без специального раскрытия взаимосвязей целого и частей, без раскрытия связей между ними, без постоянного и последовательного сочетания анализа и синтеза в работе учителя и в работе учеников последние с трудом переходят к осмысливанию приобретаемой ими системы знаний.
21 ноября.
Дети решают примеры, диктуемые цепочкой. Сильная ученица дает правильные, быстрые и уверенные ответы, но на вопрос, как она считает, отвечает: «Я хорошо выучила таблицу».— «А как проверить результат?» Девочка повторяет наизусть всю таблицу. Вместе с тем на специальном занятии в ответ на соответствующее предложение взрослого она самостоятельно и легко вычленяет нужные связи.
Вопрос. Если пять меньше шести на единицу, то как сказать про шесть?
Ответ. Шесть больше пяти на единицу
Вопрос. Насколько восемь больше шести? Ответ. На два. Вопрос. Как узнала?
Ответ. Я от восьми отняла шесть. Получилось два.
Значит, оперирование такими знаниями в их самых основных связях ученикам класса вполне доступно. Знания детей становятся уверенными, стойкими и легко ими используются, если учитель еще в букварном периоде, работая над образованием у детей первичных, элементарных знаний, уже подготавливает включение их в систему.
Так, ежедневно дети повторяют, что предложение состоит из слов и т. д., что в начале предложения ставится большая буква, а в конце точка. Это необходимо, однако учитель правильно делает, когда одновременно показывает детям и другую, смысловую связь: предложение есть высказанная мысль, в предложении человек говорит о чем-то, а без этого предложение превращается в простой набор слов. Эта связь еще «не видна» детям, но она подготавливается перспективной работой учителя. Иначе и сами понятия долго останутся неосвоенными.
1 декабря, отвечая на соответствующий вопрос, дети быстро и охотно называют правильные предложения: «Цветы растут», «Мальчик читает книгу», «Кошка пьет молоко» и др. Один из учеников говорит: «яблоки». Когда ему ставят вопрос: «Разве это предложение?», мальчик быстро поправляется и говорит: «груши». Учитель объясняет ученику, что в предложении не только называется какой-нибудь предмет, но о нем всегда что-нибудь сказано. «Скажи что-нибудь про яблоки». Ученик говорит: «Яблоки растут на дереве».
Некоторые учителя вводят с первых недель нужные термины, раскрывают их содержание, учат детей пользоваться ими, и это значительно облегчает работу детей над освоением понятий (сказали предложение «про деда», «про Жучку»). Поэтому в конце первой четверти ученики уже знают, что «после предложения поставлена точка, чтобы остановиться, передохнуть, а потом говорить про другое».
Там, где дети пользуются только «единичными», «уединенными» ассоциациями, там переход от одного суждения к другому, от одного действия к последующему и т. д. оказывается очень затрудненным.
Учительница А. достигает целостности, обобщенности знаний у детей всей своей работой. Она удачно сочетает на каждом этапе работу над освоением первых грамматических понятий (слово, предложение, гласный звук) с правилами их использования (правило точки, большой буквы, переноса) и упражнениями по их закреплению.
Совершенно естественно, что разница в методе обучения детей сказывается и на характере приобретаемых ими знаний. Однако эти различия чаще всего не очень заметны в повседневной работе класса. Они наиболее отчетливо обнаруживаются в специальной проверочной работе и, по-видимому, должны сказаться в дальнейшей учебной работе детей.
Общие результаты и показатели успеваемости детей разных классов к концу учебного года обычно бывают неплохими. Этот успех, то есть чаще всего массовая успеваемость учащихся I класса, имеет очень важное значение. Однако нужно учитывать, что показатели успеваемости детей не могут полностью характеризовать развитие каждого ребенка, его готовность к последующему обучению.
Проведенное исследование позволило установить, что при внешне одинаковой успеваемости разных классов или разных детей они фактически нередко стоят на совершенно различных уровнях в освоении необходимых знаний и учебных навыков.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +