Большое внимание, которое мы уделили требованиям и особенностям анализа и синтеза в их взаимоотшениях, не исключает необходимости останоться, хотя и более кратко, на других особенностях и условиях успешной умственной деятельности первоклассников. В их числе особого внимания заслуживает отношение наглядности и словесного изложения как в процессе объяснения детям учебного материала учителем, так и в работе самих учеников.
Вряд ли есть надобность останавливаться на пользе и значении наглядности в обучении, тем более в обучении маленьких детей. Конкретная образность мышления семилетних школьников затрудняет освоение ими абстрактных понятий и работу с отвлеченным содержанием. Эти положения общеизвестны. Однако специальное изучение работы первоклассников заставляет нас более тщательно разобраться в использовании наглядности на уроках.
Обычно ценность наглядности сводят к тому, что предложенный детям предмет, картина, чучело животного или птицы позволяет конкретизировать, уточнить и тем самым облегчить понимание и запоминание излагаемого материала. Использование наглядных пособий повышает интерес детей к учебному материалу и мобилизует их внимание. Однако значение наглядности этим не исчерпывается.
Когда ребенок смотрит на чучело зайца, он видит в этом единичном предмете как его особенные признаки, так и те общие, которые присущи всем зайцам. Слово, будучи сигналом обобщающим, на основе отвлечения существенных признаков, обозначая предмет, фиксирует в нем как раз те основные признаки, которые являются общими для множества других зайцев.
Знакомясь с чучелом зайца, дети узнают не о том зайце, которого они рассматривали в классе или зоологическом саду, а о зайцах вообще: какой их внешний вид, их повадки, образ жизни. Для этого надо в единичном, конкретном, индивидуально-особенном увидеть общее и существенное. К этому ведет слово, которое помогает детям в конкретном и единичном предмете увидеть существенные и основные его черты. Без этого невозможно освоить ни одного правила, грамматического или арифметического понятия, закона и т. д. Форма словесного сопровождения и характер наглядно предлагаемого материала, так же как их взаимоотношения, очень различны и должны иметь совершенно разный эффект в разные периоды работы детей в I и последующих классах.
Анализ уроков по обучению учащихся I класса грамоте и счету позволил выделить разнообразные формы использования наглядности в ее взаимоотношении со словом. Рассмотрим каждую из них. При этом следует оговориться, что мы не даем здесь какой-либо классификации наглядности. Ниже мы отмечаем лишь те формы, которые использовал учитель, применяя различные средства наглядности на записанных нами уроках грамоты и счета.
1. Демонстрируется конкретный предмет или его изображение. Целью в этих случаях обычно является знакомство детей с новым предметом или уточнение, углубление их представлений о нем. Например, детям дается картина «Осень», или чучело вороны, или листья разных деревьев и пр. Слово при этом используется: а) для называния, то есть обобщенного обозначения целого предмета (этим новая или уже знакомая вещь включается в определенную группу знаний); б) для анализа предмета (путем вопросов учитель вызывает детей на выделение составных частей предмета); в) для раскрытия разнообразных связей и отношений как «внутренних», так и «внешних», то есть связей с другими предметами. Эти связи, так же как и признаки, могут быть раскрыты с разной глубиной: так при рассматривании чучела зайца может быть вскрыта зависимость строения его ушей, зубов, ног и образа его жизни, и, с другой стороны, учитель устанавливает, что интерес человека к зайцу объясняется качеством мяса и меха зайца. Связи, могут быть показаны значительно шире и должны обеспечить детям освоение системы знаний о целом — классе грызунов, об обитателях леса и т. д. Дальнейшее обучение естествознанию, географии и другим наукам опирается на систему знаний, образующихся в I классе.
2. В учебной работе I класса, особенно в первом полугодии, широко используется демонстрация конкретного, конечно, знакомого детям, предмета или чаще всего его изображения, чтобы вызвать по ассоциации слово, его обозначающее, и тем самым помочь ученику его прочитать. Этой цели служат первые картинки букваря: нарисован арбуз или шар — надо назвать или прочитать слово шар, выделить новый звук ш. Картинки букваря широко используются для работы над словом, его звуко-буквенным составом, над предложением и его структурой (стол — стул, лыжи, мыши, ящик, яблоко, ящерица, ягоды).
Разновидностью применения этой формы наглядности является использование одной картины или целой их серии для иллюстрации стихотворения или рассказа.
3. В процессе работы с детьми учитель использует и такие картины, пособия или натуральные предметы, которые служат только толчком, иллюстрацией для работы над предложенным содержанием. Так, вывешена картина «Осень». Но беседа ведется учителем вообще о временах года, о месяцах осени, лета и весны, о смене природных явлений. В этом случае учитель не анализирует то, что изображено на картине, а использует наглядность лишь как некоторую опору для изложения выбранной темы.
4. Своеобразной формой использования наглядности является демонстрация детям изображения знака, буквы, цифры и их сочетаний — слогов, слов, предложений.
В обычном понимании буква или цифра, слово или арифметический пример не относятся к наглядному материалу даже в том случае, если они написаны на доске или даны для чтения в книге. Однако для первоклассника, для которого чтение еще не стало средством приобретения новых знаний, сами буквы и их сочетания являются прежде всего материалом для усвоения. Его дети осваивают, опираясь на наглядное изображение каждого знака. Вот почему написанные буквы, цифры, слова или примеры мы также рассматриваем как одну из форм использования наглядности. В этих случаях целью работы является непосредственное знакомство со знаком.
К этой же форме использования наглядности надо отнести показ учителем способа написания знака: цифры или буквы и их соединений.
В основном эта форма использования наглядности является средством подачи материала для выработки механизма чтения или счета.
5. Наконец, надо отметить и такую форму использования наглядности, когда дети сами путем подбора наглядных предметов конкретизируют задание (выкладывание на палочках заданного числа).
Посмотрим прежде всего, как используют различные формы наглядности разные учителя.
Даже работа со словом, обозначающим рисунок или картину, представлена в записанных уроках очень бедно. Это понятно, если учесть, что мы интересовались в основном уроками русского языка и арифметики, не рассматривая уроков рисования, ручного труда, физвоспитания и пения.
Подобное «обыгрывание» предлагаемого наглядного содержания, или, точнее, его обработка, есть создание целого сложного комплекса ассоциаций в голове учеников. Результаты такой комплексной работы сказываются быстро. На контрольные вопросы и в проверочных работах дети, работающие таким методом, дают более развернутые и правильные ответы. Они умеют ответить толково и обоснованно и легко используют усвоенные знания и приемы в новой работе, обнаруживая одно из ценнейших качеств умственной деятельности человека — организованность.
В практике обучения встречаются случаи «несоответствия» наглядности и словесного изложения. Мы имеем в виду те случаи, когда учитель не использует наглядность для того, чтобы обеспечить детям усвоение материала, даваемого в словесной форме. Работа над предложенным материалом не использует тех возможностей, которые содержит сам материал. Так картинки, напечатанные в букваре, используются учителем иногда лишь для того, чтобы ученики дали название вещи, но, если никаких ассоциаций воспринятый предмет у детей не вызывает, учителя это не тревожит; не требует учитель и анализа самого предмета, не развертывает работу ни над самим изображением, ни над словом, его обозначающим. То же самое относится к работе с чучелами курицы, утки, гуся. Рассмотрение наглядно поданного предмета ограничено несколькими разрозненными вопросами о внешнем виде и образе жизни птиц. Предложенная картина используется узко, и порой учитель сам толкает детей на самую элементарную форму ее восприятия. В ответ на вопросы: «Что нарисовано?», «Где стоит мальчик?», «Кто подошел к дому?» — дети отвечают перечислением отдельных предметов. Но ни подлинного анализа, ни обобщения в форме подбора названия картины или связного рассказа по ней учитель не требует. Показ словесного материала: слов, предложений, слогов, написанных на доске или в книге, учитель нередко также ограничивает требованием их узнавать: прочитать, назвать, в лучшем случае воспроизведением в форме списывания или устного ответа. Учитель упускает возможность использовать наглядность с большим образовательным эффектом. Естественно, снижаются и возможности развития умственных сил детей.
Рациональным использованием наглядности следует считать своевременное введение в работу различных ее форм. Поскольку каждая форма наглядности наиболее успешно применяется учителем для решения определенных дидактических задач, чрезвычайно важно определить, когда лучше всего использовать ту или иную форму наглядности. Этот вопрос подлежит специальному психолого-педагогическому исследованию. Наш опыт показывает, что учителя обычно используют ту или другую форму наглядности в соответствии с конкретными задачами урока. Однако бывают случаи, когда использование учителем наглядности оказывается несвоевременным. Так в работе над освоением понятий число, десяток, слог, предложение и т. д. наглядность определенной группы на какой-то ступени необходима. В другом случае та же форма использования наглядности уже бесполезна, а порой и вредна. Она мешает детям подняться на уровень отвлеченного знания и держит их мысль привязанной к единичному и конкретному данному. Таких случаев несвоевременного применения наглядности нам встретилось немало. Пример.
Урок 21 сентября. Дети осваивают числовой ряд. На доске — цифры от 1 до 5. Учитель, закрепляя последовательность чисел в ряду, спрашивает, где стоит 3, где стоит 2, что стоит после 4, и т. п. Сначала дети ошибались в обозначении до, после, перед. Но после того, как учитель привлек их внимание к ряду цифр, выставленному на полотне, и показал, как искать цифру между двумя другими, как найти цифру, стоящую перед другой, дети легко называют нужные числа, находя их пространственное положение в ряду, но при этом они не опираются на количественные соотношения чисел. Между тем все дети не только умеют называть числа от 1 до 5 подряд, но умеют показать на палочках 4, 2, 1, 5, 3. Требование учителя закрепляло лишь формальное знание числового ряда, воспринимаемого наглядно и со слуха. Дети его заучивали как любую скороговорку или считалку. Такая наглядность мешала. Она требовала по крайней мере дополнения другой формой, где дети конкретизировали бы на счетном материале задаваемое число и тем самым приближались к освоению числового ряда как системы количеств, то есть переходили бы к отвлеченному мышлению.
Так и делает учитель, когда предлагает детям «выложить столько палочек, сколько показывает предложенная цифра» (демонстрирует цифру), и тут же, меняя ее, снова спрашивает, сколько надо добавить (или отнять) палочек, чтобы было столько, сколько показывает другая цифра. Таким приемом обеспечивается приобретение и закрепление знаний о системе количеств в числовом ряду, о динамике системы и обозначения каждого числа (количества) определенной цифрой.
Особенно отчетливо выступает несвоевременное использование наглядности при знакомстве с двузначными числами и размещением единиц и десятков в соответствующих клеточках. Дети знают, что сначала идут единицы, а потом образуются десятки. Дети могут воспроизвести (записать) знакомые числа — 26, 37, не расчленяя их на десятки и единицы.
Но когда учитель вводит клеточки Десятки и Единицы, у детей при записи двухзначных чисел, особенно с постановкой нуля, возникают ошибки. Клеточки уже мешают написанию знакомого числа. Такая наглядность требует разрыва системы связей, той системы, которая уже образовалась на основе зрительно-слухо-речедвигательного восприятия.
Аналогичные случаи встречаются и в работе по русскому языку. Написанные на доске слоги, если их несколько, мешают составлению слова. Детям легче к заданному (написанному на доске или тем более названному) слогу самостоятельно подобрать другой, чем выбирать из слогов, написанных на доске. Составление слов из букв разрезной азбуки дается значительно легче, чем перестановка букв в середине составленного слова. Изменение буквенного состава слова требует диссоциации уже закрепившихся связей. Это трудно. То же самое происходит при чтении предложения и изменении слов в нем.
Опыт показал, что использовать наглядность в работе с первоклассниками совершенно необходимо, но это требует большого внимания со стороны методистов и учителей, так как может иметь весьма различный эффект, в зависимости от дифференцирования средств наглядного введения материала, от подготовленности учеников, от своевременности введения наглядности и от конкретной задачи, поставленной учителем. Педагогика должна прежде всего дать ответ на вопрос о том, что надо показать ученикам в каждом отдельном случае и какая форма (или группа) наглядности окажется наиболее эффективной для освоения разного содержания в разные периоды обучения в I классе. Необходимо обратить особое внимание учителей на своевременное введение наглядности, на ее соответствие словесному способу подачи детям нового материала и работы над ним самих учеников.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.