Ребенок мыслит образами, красками, звуками. Учитывая эту его особенность, учитель стремится использовать все возможности, чтобы сделать преподавание наглядным, образным.
Приступая к работе над новой темой, учитель ставит перед собой задачу ввести учащихся в круг тех представлений, образов и явлений, которым посвящена тема. С этой целью вводный урок по теме проводится иногда в виде экскурсии, часто на этих уроках используется кино. Начиная изучение тем «Зима», «Весна», «Город», учитель проводит экскурсии в природу, по улицам города, демонстрирует учебные кинофильмы «Зима», «Пришла весна». Начиная работу по теме «Дикие и домашние животные», показывает фильм «Дикие животные зимой» и т. д.
Если работу над темой «Зима» учитель начинает экскурсией в природу, он организует наблюдение снежного покрова земли, деревьев, жизни зимующих птиц, дети рассматривают снежинки. В дальнейшей работе над содержанием статеек о зиме учитель возвращается к наблюдениям детей во время экскурсии.
Некоторые учителя тему «Зима» начинают киноуроком. Перед учащимися проходит картина зимы: резкие изменения во всей природе, зимние забавы, зимний спорт, зимняя одежда людей и т. д. Кинокартина вводит детей в круг тех образов и явлений, о которых они должны будут узнать, читая рассказы по теме «Зима». И в дальнейшем, читая сказку «В гостях у дедушки Мороза», учитель, чтобы создать у детей образ мягкой пушистой постели дедушки Мороза, предлагает вспомнить снежные покровы, которые дети видели в кино. Читая рассказ «Человек под снегом», учащиеся вспоминают картину метели. Работая над рассказами «Погляди в окно», «Зима в лесу», учащиеся опять-таки вспоминают кинокартину, в которой они видели зимующих птиц, зимний лес.
Учитель, планируя уроки по теме, намечает, с какими образами, явлениями необходимо познакомиться учащимся на первом уроке. Начиная новую тему с экскурсии, с показа кинофильма, учитель накапливает по ней конкретный материал. Работая в процессе изучения темы над сочетанием слова и образа, в данном случае учитель намечает путь к переходу от образа к слову.
Используя в работе с отдельным рассказом различные виды наглядности, учитель создает зрительный образ; прочитав рассказ, он дополняет это представление словесным описанием.
Пример Перед чтением рассказа К. Д. Ушинского «Кот Васька» учитель организует вводную беседу. На доске прикалывают картинку, на которой нарисована кошка.
Учитель. Кого мы видим на картинке?
Ученик. Кошку.
Учитель. Посмотрите, какая она, что можно о ней сказать?
Ученик. Она милая, она пушистая. Кошка ласковая.
Учитель. Поднимите руку, кто видел живую кошку. (Все учащиеся поднимают руки.) Покажите руками, какой величины бывает взрослая кошка. (Дети показывают разную величину, учитель говорит, кто показал правильно.) Посмотрите, из каких частей состоит тело кошки?
Ученик. У кошки голова, шея, туловище, хвост, лапки.
Учитель. Посмотрите хорошенько, какая мордочка у кошки?
Ученик. Кругленькая. У нее ушки.
Учитель. Что о них можно сказать?
Ученик. Они вверх торчат.
Учитель. Припомните, у каких животных также стоят уши?
Ученик У немещай овчарки, у лисички, у белочки.
Учитель. Что на мордочке у кошки?
Ученик. Длинные усы, глаза, нос, рот.
Таким же образом разбирают отдельные части тела кошки, вспоминают различные ее повадки.
После такого наглядного анализа читают рассказ «Кот Васька». Анализируя содержание рассказа, сравнивают описание кошки с той кошкой, которая изображена на картине.
Учитель. Посмотрите, какой лоб у нашей кошки.
Ученик. У нашей черненький.
Учитель. Какая у Васьки шубка?
Ученик. Шубка шелковая.
Учитель. А у нашей кошечки?
Ученик. Тоже шубка пушистая, шелковая.
В конце урока учащиеся рассказывают все, что они узнали о кошке. Учитель организует наблюдение непосредственно перед чтением рассказа и ведет учащихся от образа к слову. Прочитав рассказ, сравнивая содержание прочитанного с тем, что видели учащиеся, учитель возвращает их от слова к образу, связывает содержание прочитанного с образом, который учащиеся наблюдали.
Учительница школы № 192 Ленинграда Г. М. Гужкова широко применяет на уроке учебное кино. Перед тем как читать рассказ «Рыжуха и волк», она показала учащимся кинокартину «Лошадь». Сравнивая прочитанное с тем, что учащиеся видели в кино, учительница организует и обратную связь — от слова к образу.
Взаимосвязь между словом и образом может замыкаться по-разному. Г. М. Гужкова, начиная работать над рассказами «Овцы», «Костромские коровы», «Поросята», организует наблюдение картинок с изображением животных в «Родной речи». Прочитав и разобрав эти рассказы, она вновь обращается к наглядному материалу, показывая кинофильмы «Овцы», «Корова», «Свинья». В этом случае учитель ведет учащихся от наглядного образа к содержанию прочитанного, затем вновь возвращается к наглядному образу.
Рассматривание картины дает возможность проанализировать и представить отдельное животное; кинокартина показывает жизнь животного, его поведение в разных условиях. Разные виды наглядности в сочетании со словом дополняют друг друга. При этом учительница все время работает и над тем, чтобы у учащихся было общее представление об изучаемом животном и знание отдельных частных вопросов, чтобы общее представление складывалось из знания отдельных конкретных деталей. Г. М. Гужкова считает, что применение учебного кино, использование наглядности имеют большое значение для обобщающего урока по проработанной теме. Обобщающий урок по теме «Весна» Г. М. Гужкова строит следующим образом. Сообщив учащимся цель урока, учительница спрашивает, за каким временем года следует весна, сколько месяцев она продолжается, какие это месяцы. Дети читают стихи («Март, «Апрель», «Ласточка»), пересказывают статьи («Ласточки прилетели», «Утренние лучи»). Просмотр картины сменяется беседой.
Использование кинофильма на обобщающем уроке и в беседе позволяет углубить выводы по изучаемому материалу. В рассказах, стихотворениях учащиеся знакомятся обычно с одним каким-либо проявлением весны, кинофильм показывает ее в различных проявлениях, с разных сторон, как единое целое. Обобщающие вопросы учителя после просмотра кинокартины подводят учащихся к описанию картины весны, основных ее признаков. Кроме того, этот урок является и проверкой того, насколько учащиеся усвоили пройденный материал. Так, учащиеся узнают и называют такие явления, как ледоход, половодье. На этом уроке можно проследить, как эти слова входят в активный словарь учащихся, как они пользуются ими, чтобы объяснить наблюдаемое явление.
Делая вывод о применении наглядности во втором полугодии на уроках чтения, необходимо отметить, что опытные, творчески работающие учителя применяют наглядность в разные моменты процесса обучения: и на веодном уроке по теме, и перед чтением или после чтения, а иногда и перед чтением и после чтения отдельного рассказа и на обобщающем уроке по теме. При этом они по-разному соотносят наглядность и читаемый текст, добиваясь конкретизации, углубления прочитанного, сочетания слова и образа.
Большое значение для установления взаимосвязи между текстом для чтения и наглядным материалом имеет сравнение. Используя наглядный материал, стараясь дать глубокие знания учащимся, учителя постоянно работают над сочетанием частного и общего. Это относится и к работе над отдельным рассказом и к работе над целой темой. Анализируя изображение предмета, сам предмет, учитель на основе знаний детей об отдельных его частях стремится к формированию целостного знания о нем. Приступая к теме, учитель на вводном уроке знакомит учащихся в общих чертах с материалом, относящимся ко всей теме. При чтении отдельных статей, этот материал конкретизируется, на обобщающем уроке он обобщается.
В первом полугодии наглядность представляла собой в некоторой степени самостоятельное звено урока. Урок начинался с рассказа по картине, с анализа картины. В результате этой работы составлялось предложение для звукового анализа. Наглядность служила основной задаче урока — выделению звука. Но, кроме того, работая по картине, учитель обучал учащихся связному изложению, ответам на вопросы, учил устанавливать причинно-следственные взаимосвязи. Картина являлась основным источником знаний о природе, обществе, отношениях между людьми.
Постепенно картина начинает служить лучшему пониманию прочитанного, но все же до самого конца содержание картины остается шире содержания читаемого текста. Это относится к содержанию бесед при анализе других видов наглядности: предметной, изобразительной.
Наглядность на уроках чтения во втором полугодии служит пониманию, конкретизации читаемого текста. Методика работы учителя направлена на установление различных взаимосвязей между словом и образом. Роль наглядности во втором полугодии значительно изменяется. Здесь она подчинена содержанию читаемого.
Наглядность на уроках арифметики выполняет те же задачи, что и в первом полугодии. Она служит конкретизации числа в пределах 20, а потом 100, действий над этими числами. С помощью наглядности учитель подводит учащихся к абстрактным выводам о числе, о правиле при совершении действия. Наглядность дает возможность создать у детей представление о различных мерах, понять отношения данных в условии задачи.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.