Учитель учит детей, направляя их деятельность и поведение. И в том случае, когда учитель говорит, а ученики его слушают, и в том случае, когда учащиеся работают самостоятельно, осуществляется руководство учителя. Но соотношение между объяснением учителя и работой учащихся у разных учителей выступает различно. Опытные учителя умеют организовать деятельность учащихся, подвести их к сознательному усвоению и самостоятельному выводу, к правильному ответу, умеют организовать коллективную работу на уроке. Малоопытный учитель часто слишком много объясняет, говорит, а учащиеся бездействуют.
Одним из основных средств организации самостоятельной работы учащихся является наглядность. Применение наглядности на уроке позволяет учителю не только связать слово и образ, конкретное и абстрактнoe, но и организовать самостоятельную работу учащихся. Объяснение нового звука, чтение новой странички, объяснение числа, приема вычисления начинаются с наблюдения наглядных объектов. Картина дает возможность учащимся самостоятельно построить связный рассказ, предложение для разбора, выделить слова для анализа. Демонстрация приемов вычисления, получения числа, пересчитывание предметов в разных соотношениях помогает учащимся самостоятельно сделать вывод о составе числа, о приеме вычисления.
Демонстрируя на наглядных пособиях какое-либо действие, учитель останавливает на нем внимание учащихся. На уроке арифметики объясняется присчитывание по единице. Учитель на счетах откладывает три косточки.
Учитель. Что я сделал?
Ученик. Вы отложили три косточки.
Учитель. Смотрите, что я теперь буду делать.
Медленно прибавляет к трем косточкам одну косточку.
Ученик. Вы к трем косточкам прибавили одну косточку.
Учитель. Какое число получилось?
Ученик. Получилось четыре.
Учитель. Сделаем вывод.
Ученик. К трем прибавить один получится четыре.
Демонстрация присчитывания по одному дает возможность учащимся объяснить действия, совершаемые учителем, сделать вывод.
Некоторые учителя работу над новым звуком, над новой страницей букваря часто начинают с самостоятельного изложения учащихся по картинке, а потом организуют анализ картинки, ставя вопросы. Самостоятельное изложение учащихся чередуется с беседой, учитель исправляет их ошибки, дополняет ответы.
Большое значение в организации деятельности учащихся имеют инструктивные указания учителя. Учитель I класса в работе над новым материалом проводит не только объяснение, но и организует коллективную работу класса («Отложите три косточки... прибавьте еще две. Что вы делаете? Какое число получилось?»). Иногда подобные инструкции обращены к одному ученику, к учащимся же класса предъявляется требование наблюдать за действиями товарища и обозначать их словом.
Давая инструктивные указания, учитель организует деятельность учащихся; ставя вопросы, он подводит их к осмыслению того, что они делают,— организует объяснение производимых самими учащимися действий, затем дает оценку.
Работу над предложением учитель начинает с того, что предлагает учащимся изложить содержание картинки, после этого дает оценку: «Вы хорошо рассказывали, внимательно рассмотрели картинку, правильно строили предложения». Затем учитель ставит вопросы по содержанию картинки, ученики отвечают на них целыми предложениями, учитель комментирует: «Хорошее предложение составил». Вопросом «Что мы делаем?» учитель направляет внимание детей на основное содержание урока. Учащиеся отвечают: «Строим предложения».
Сообщению правил, сведений опытный учитель предваряет наблюдение конкретного материала.
После сообщения учителя организуется деятельность учащихся по применению правила к конкретному материалу.
Учитель подводит учащихся к самостоятельному выводу, организуя сравнение нового с пройденным раньше. Так, знакомя учащихся со звуком и буквой й, учитель организует сравнение нового звука с и. Учащиеся анализируют на стр. букваря картину, выделяя слова сарай, сараи. Учитель предлагает им разделить каждое слово на слоги. Выясняется, что в слове сараи три слога, а в слове сарай — два. Сравнивая произношение окончаний, учащиеся говорят, что в слове сараи и произносится протяжно, тянется, а в слове сарай и произносится кратко. Сравнение слов по числу слогов подводит учащихся к выводу, что й не образует слог, то есть что этот звук не будет гласным.
К сожалению, приемом сравнения учителя начальной школы, в том числе и опытные, пользуются редко, забывая о том, какое значение придавал ему К. Д. Ушинский, рассматривавший сравнение как приём связывания сведений о сходных объектах, как необходимое средство обобщения.
Активность учащихся на уроке зависит от умения учителя установить взаимосвязь между деятельностью отдельного ученика и детей всего класса, от умения организовать коллективную деятельность детей. Учитель добивается, чтобы все учащиеся постоянно работали. С этим проще справиться при проведении коллективных письменных работ на уроках письма, арифметики. Все учащиеся выполняют задание, учитель ходит по рядам, помогая учащимся, которые допускают ошибки. Учителя начальной школы, особенно I класса, используют все возможности для организации работы одновременно всех учащихся. С этой целью в I классе иногда применяются ответы хором как средство мобилизации учащихся. Ответы хором учат детей трудиться в одном темпе, слаженно, так же как при фронтальной работе класса с разрезной азбукой, цифрами, раздаточным материалом. Учителя в целях экономии времени вместо организации фронтальной работы класса ограничиваются работой одного ученика у доски. Наблюдения убедили нас, что это экономия кажущаяся. Действительно, на уроке составлялось большее число слов, но в работу включались лишь отдельные ученики. Со временем учитель сам убедился в необходимости сочетать работу отдельного ученика у доски с работой всего класса.
На уроках обучения грамоте учащиеся складывают слова на полотне, на уроках арифметики на полотне ставят цифру, соответствующую ответу при устном счете. Ученик, выполнивший задание, поднимает свое полотно. Это облегчает учителю проверку всех, дает возможность следить за темпом работы отдельных учащихся.
Одновременная индивидуальная работа учащихся в классе вырабатывает навыки коллективного труда; учащиеся стремятся к определенному темпу, ритму. Учителя сознательно обращают внимание детей на эту сторону их учебного труда, учат их писать под счет, тормозя не в меру быстрых, ускоряя темп медленно работающих. Задержки в темпе на определенном этапе становятся серьезным недостатком.
Не всегда работу учащихся можно проверить. На вопрос, поставленный всему классу, отвечают отдельные ученики. Но важно всей системой работы воспитать готовность каждого ученика к ответу на любой вопрос учителя. Учитель часто предлагает нескольким ученикам повторить хороший ответ товарища.
Организуя проверку работы, выполненной дома или в классе, учитель требует активности всего класса. Он приучает учащихся слушать товарищей; с разрешения учителя исправлять неправильное в их ответах, помогать им, поднятием руки высказывать свое отношение к ответам товарищей.
Мастерство учителя заключается в умении организовать коллективную работу учащихся на уроке. Организуя своеобразную цепочку ответов, учитель вовлекает всех учащихся в коллективную деятельность. При организации различной деятельности по-разному сочетается работа отдельных учащихся. При изложении учащиеся дополняют, обогащают ответы товарищей; при вычислении, письме — исправляют неправильные ответы. В том случае, когда ученик дает правильное написание буквы, решение примеров, но не может объяснить, как он это делает, другие учащиеся приходят ему на помощь, дают нужное объяснение.
Рассмотрим, как по-разному на уроке сочетается руководство учителя и деятельность учащихся, организуется их коллективная работа.
Урок 29 октября.
Тема урока: «Работа над картиной «Золотая осень».
Вначале учитель предоставляет возможность учащимся самостоятельно рассмотреть картину, затем просит передать ее содержание.
Ученик Н. Девочки и мальчики пришли из дома. Они поймали ежика, посадили в клетку и начали рассматривать. Мальчики рвут рябину красную.
Следующий ученик дополняет первого. Он говорит не только о мальчике на дереве, рвущем рябину, но и о том, который на земле подбирает ее. Говорит о тракторах, которые «сажают» рожь, из которой будут «делать хлеб и булки».
Ученик Н. (с места). Нет, булки из муки.
Ученик М. Осенью мальчики и девочки пошли в лес.
Учитель. Очень хорошо начал.
Ученик Н. Они там нашли ежа и посадили его в клетку. Две девочки и мальчик смотрят на журавлей.
Ученик М. Дети рвут красную рябину. Все деревья стоят желтые.
Ученик Е. (с места). Золотая осень.
Итак, учитель организовал наблюдение: все учащиеся рассматривали картинку, отвечали на вопросы отдельные дети. Опрос начинается с менее сильного ученика, таким образом учитель дает возможность каждому из детей ответить самостоятельно Последующий ученик дополняет ответ предыдущего, обогащает рассказ описанием новых объектов. В эту цепочку включаются ученики, отвечающие с места, в одном случае они уточняют, исправляют ответ товарища, в другом — делают вывод, обобщают.
Учитель объясняет в содержании картины то, чего учащиеся не могут объяснить сами, чего они не знают; он одобряет их ответы, отбирает хорошие.
Дав возможность учащимся самостоятельно подняться до определенного уровня, учитель активным своим вмешательством углубляет работу.
Учитель. Дети, вы рассказали, как умели, а сейчас будем учиться, как надо рассказывать по картинке. Какое время года нарисовал художник? Скажите хорошее предложение.
Ученик. Художник на картине нарисовал осень.
Учитель. Хорошо. Почему вы думаете, что это осень?
Много поднятых рук.
Ученики. Потому что листья желтые. Рябина поспела, красная. Птицы улетают. Падают листья. Убирают все с полей. Потому что утки улетают.
Своевременной постановкой вопросов учитель направляет внимание учащихся на главное в картине, учит устанавливать причинно-следственные связи.
Определяя признаки осени, отвечают шесть учащихся. Один ответ дополняет
другой, в них отмечены различные признаки осени.
Учитель. А не скажет ли кто-нибудь, почему здесь поле зеленое?
Ученики. Горох растет. Травка молодая. Морковь там растет. Там растет лук.
Учитель. Послушайте, дети, здесь посеяны семена озимой ржи. Рожь сеют осенью, она поэтому называется озимой. А весной она опять зеленеет. Если ее весной посеять, она не успеет поспеть. Правильно художник изобразил осень.
Учитель обобщает ответы учащихся, перечисляя признаки осени.
В данном случае опять-таки организуется коллективная работа учащихся. Учитель организует ряд последовательных ответов с целью найти правильное объяснение одному из явлений (зеленое поле ржи). Учащиеся не справляются с этой задачей, на помощь приходит сам учитель.
Порядок вопросов учителя раскрывает логику построения картины: сначала определяют признаки осени, потом говорят об осенних работах и только после этого об изображенных на картинке детях.
Активное вмешательство учителя в работу учащихся, коллективная работа всего класса сменяются индивидуальными ответами отдельных учеников. Учитель предлагает одному из учеников рассказать, что изображено на картине.
Ученик. Наступила осень. Листья и трава пожелтели. Рябина стоит красная, небо прозрачное. Птицы улетают в жаркие страны. Колхозники убирают урожай. Зеленеет озимь. Дети смотрят на улетающих птиц. Они поймали ежа и рвут рябину.
Изложение направлено на описание осени, отмечены основные признаки осени. Выдержан намеченный план. Ответ отдельного ученика является результатом большой коллективной работы всего класса под руководством учителя.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.