Одной из общих задач первоначального обучения является задача научить детей учиться. Дети не только приобретают знания, навыки и умения, но они должны научиться самому учению, новому для них роду деятельности. Учиться дети начинают еще в дошкольном возрасте, в процессе игровой деятельности. Однако это учение носит эпизодический характер и не превращается до начала систематического обучения в самостоятельный и основной вид деятельности детей. Формирование учения как главной и особой деятельности ребенка осуществляется только в школе, в процессе систематического и организованного обучения детей учителем.
Способы учения определяются содержанием, а особенно методами преподавания. Систематический характер учения детей на уроках и дома (выполнение домашних заданий) определяется характером преподавания на каждом из уроков и в течение всего учебного года.
В процессе первоначального обучения формируются общие основы учения детей, от которых во многом зависит вся последующая их учебная деятельность.
Элементом всякой деятельности является действие; элементом учения как деятельности является определенное учебное действие, необходимое для овладения знаниями. Это действие при надлежащей тренировке становится навыком, который используется в дальнейшем при выполнении сложных групп действий как умение осуществлять учебную деятельность.
Известно, что деятельность разумного человека сознательна, а сознание развивается в деятельности, в живой практике человека. Это известное положение вполне применимо к условиям первоначального обучения. Учение как основная деятельность детей — это приобретение знаний и в то же время освоение способов, при помощи которых усваиваются и применяются знания. В процессе учебной деятельности развивается сама познавательная деятельность ребенка, формируется его сознание. В программных документах начальной школы точно указан объем и характер тех учебных действий, навыков и умедий, которые должны быть усвоены детьми за первый год обучения. Перечислим некоторые из них.
По русскому языку дети должны научиться различать слоги и звуки в слогах, различать и выделять гласные и согласные звуки и выполнять разные действия с буквами, звуками и их сочетаниями.
По арифметике к основным навыкам и умениям относятся: навыки счета (до 10, до 20, до 100), нумерации, арифметических действий, измерения, решения задач в одно и два действия.
Основными навыками и умениями по рисованию являются навыки и умения первоначального рисования с натуры (на основе наблюдений), декоративного и тематического рисования.
Весьма разнороден характер знаний и умений по ручному труду, о которых мы упоминали выше; это навыки сгибания, складывания, склеивания, разрезания, вырезывания и др.
По физической культуре программой предусмотрена большая группа навыков и умений в построении и выполнении различных гимнастических упражнений. В процессе обучения пению дети должны овладеть навыками и умениями хорового пения и слушания музыки, навыками чтения нотной азбуки.
Так же как и учебные знания, упражняемые учебные действия (навыки и умения) определяются содержанием обучения. Универсальных учебных действий нет так же, как нет универсальных знаний, существующих вне конкретного предмета, вне конкретных методов обучения. Однако как в процессе обучения отдельным предметам учебные знания обобщаются, синтезируются в целостные общие представления и элементарные понятия, то есть в некоторые общие формы отражения ребенком окружающей действительности, так же существуют известный объективный порядок и взаимосвязь учебных действий, постепенно объединяемых в основные виды учебной деятельности.
На основании специально проведенного изучения можно выделить следующие основные виды учения, которые формируются в процессе работы детей в I классе: слушание, наблюдение, чтение, письмо, устное и письменное изложение, вычисление, измерение, изображение и т. д. В процессе первоначального обучения формируются и такие сложные виды учебной деятельности, как заучивание учебного материала и решение задач (арифметических, грамматических, графических). Наиболее ранними (по времени формирования) и общими для всех предметов являются слушание и наблюдение, которые соответствуют словесным и наглядным средствам обучения.
Учитель сообщает детям элементарные знания (сведения и правила), дает указания к действиям, сопровождает наглядные пособия словесным описанием и объяснением, задает детям вопросы и ведет опрос, проводит устные упражнения, сообщает (и часто поясняет) оценку результатов работы детей и т. д. С первых же уроков учитель приучает детей слушать его речь, то есть воспринимать и понимать изложение урока. Внимание детей сосредоточено на речи учителя, восприятие речи требует активной деятельности слухового аппарата и длительного постоянного (стационарного) возбуждения двигательного аппарата, обеспечивающего рабочую позу в процессе работы (так называемого оперативного покоя этого аппарата).
Культура слушания (то есть воспитанное умение слушать речь на уроке) выражается в воспитанности внимания детей. Нарушение внимания детей чаще всего является следствием их неумения слушать, то есть сосредоточиваться на речи учителя. Между тем формирование слушания как специального вида учебной деятельности осложняется на первоначальной ступени обучения и тем, что дети не сразу привыкают к восприятию речи учителя, адресованной всему классу. Наблюдения М. Н. Волокитиной, В. А. Горбачевой, Л. А. Высотиной и других исследователей показывают, что в первом полугодии ребенок с трудом приобретает привычку слушать речь учителя, обращенную ко всему классу, а не к нему лично. Эта привычка складывается постепенно. Ребенок может сосредоточиваться лишь на короткие промежутки времени; внимание его сначала неустойчиво, процесс слушания кратковременный.
Учителю приходится вначале приучать детей слушать учителя: его объяснения и указания, его вопросы к детям, оценки их ответов. Постепенно он приучает детей слушать ответы товарищей, чтение и изложение товарищами учебного материала по заданию учителя. Детям нелегко дается переключение внимания с речи учителя на речь товарищей; они не сразу оценивают пользу ответов товарищей для их собственного учения.
Воспитание системы навыков и умений слушать речь учителя и товарищей по классу является важным условием для воспитания у детей внимания и умения коллективно, совместно работать под руководством учителя.
Исходным моментом в формировании умения слушать является развитие речевого слуха детей на основе звукового анализа и синтеза речи. Развитие умения слушать связано с обучением грамоте, чтению и элементам грамматики. Сложность активного слушания заключается в том, что дети должны задерживать собственную устную речь, высказываясь лишь в том случае, ^сли к ним обращаются. В этих условиях, если слушание не перемежается с какой-либо другой деятельностью, неизбежно наступает утомление слухового аппарата (анализатора), что неизбежно вызывает его повышенную утомляемость к концу урока и особенно к концу учебного дня. Снять это явление, вредное для здоровья и, умственной работоспособности детей, можно лишь правильным сочетанием словесных и наглядных средств обучения и специальной работой над воспитанием у детей умения слушать.
Как особая и ведущая форма учебной деятельности слушание формируется прежде всего на уроках русского языка, а развивается и упрочивается на всех остальных уроках, ибо слушание есть общий для всех предметов вид учебной деятельности детей. Особое значение для воспитания у детей умения слушать имеют уроки пения, однако пение все еще недооценивается в общей системе первоначального обучения. На уроках пения развивается музыкальный слух, особенно тесно связанный с речевым слухом, так как дети учатся прежде всего слушать песни, различая слова песни и ее мелодию, особенно звуковысотный строй.
Несмотря на исключительную важность словесного изложения знаний учителем, его указаний, оценок и т. д., словесные средства преподавания не могут быть единственными, тем более в работе с маленькими детьми. Их возможности восприятия слова ограничены, при перегрузке слухового аппарата ученики быстро теряют работоспособность.
Важнейшим видом учения наряду со слушанием является наблюдение, формируемое на основе наглядных средств преподавания. Ребенок подготовлен к освоению этого вида учебной деятельности в большей степени, чем к слушанию, так как ориентировка его в окружающем мире осуществляется прежде всего зрительно. К началу систематического обучения ребенок имеет уже значительный опыт зрительной ориентировки, подкрепляемой осязанием, ощупыванием и мышечно-суставными ощущениями. Такая чувственная деятельность мозга, как видение, осязание, мышечно-суставная чувствительность развиты у детей к моменту первоначального обучения достаточно. Но психологи говорят, что наблюдение хотя и представляет собой зрительное восприятие, однако не сводится к процессу видения предмета, а в значительной степени определяется всеми условиями восприятия.
Наблюдение у зрячего человека — это видение целенаправленное, организованное, произвольное, зависящее от системы сложных навыков. Оно определяется задачами наблюдения и обеспечивается осмысливанием наблюдаемых фактов.
Большое значение для успешности и длительности наблюдения имеет установка и поддержание наблюдательской позы (А. А. Ухтомский), представляющей сложную условнорефлекторную связь между: а) установкой зрительных осей; б) поворотом головы и всего тела по направлению к объекту; в) рефлексами равновесия. Этот сложный механизм обеспечивает постоянство видения, обозрение известного поля и фиксации взором определенных предметов в этом поле. Рассматривание предмета (в определенной последовательности) есть последовательное перемещение линии взора. Глаз как бы обводит (на расстоянии) контур предмета, то есть его грани, выделяет часть этого контура, строение предмета и т. д. Задачей наблюдения является анализ предмета, явления, воспринимаемого непосредственно, зрительно, с последующим объединением, синтезированием выделенных частей. Следовательно, наблюдение есть сложная психическая деятельность, которой надо детей научить. В этой деятельности восприятие тесно связано с мышлением, так как воспринимаемый предмет, каждая его часть, каждый его признак осмысливаются, понимаются благодаря обозначению их словом. В наблюдении восприятие, мышление и речь соединяются в единый целостный акт умственной работы.
Особую роль играет процесс наблюдения в раскрытии связей между частями, свойствами предмета. Понимание этих связей ведет и к осмысливанию всего предмета.
В воспитании навыков наблюдения решающее значение имеет выработка у ребенка понимания цели наблюдения. Ребенок должен знать, что и как наблюдать, для чего использовать результаты наблюдения, которое требует от него часто длительного усилия. Наблюдение неразрывно связано с речью и слушанием. Не случайно в начальном обучении работа учителя с картинкой служит средством как для расширения и уточнения словарного запаса, как для связности детской речи, так и для воспитания наблюдательности. С этой же целью на предметных уроках и экскурсиях используются раздаточные материалы и другие наглядные средства преподавания.
Слушание и наблюдение — такие виды учения, от культуры которых зависят в той или иной мере другие его виды.
На основе сочетания слушания и наблюдения формируется такой важнейший вид учения, как чтение. Оно подготавливается звуковым анализом и синтезом речи, в процессе которых совершенствуется речевой слух и складывается умение слушать. Чтение есть процесс овладения видимым словом, оно требует зрительного восприятия знаков, обозначающих звуки речи. В процессе чтения необходимо правильно различать буквы, их расположение на строчке, перемещать линии взора слева направо, с верхней строки на нижние, сохраняя наблюдательскую позу в течение длительного времени. Для первоклассника наблюдение применяется в чтении (букваря и «Родной речи») не только при рассматривании иллюстраций, но и при зрительном анализе и синтезе буквенных знаков, восприятие которых требует еще более сложных психических процессов: понимания, осмысливания читаемых слов, предложений и целых рассказов. Опыт первоначального обучения показывает, что для выработки правильного способа чтения требуется длительный ряд упражнений и повседневное руководство ими со стороны учителя.
Слушание, наблюдение и чтение составляют основу формирования письма как другого важнейшего вида учебной деятельности детей. Слушание и наблюдение составляют также основу формирования изобразительной деятельности детей. Однако в рисовании движения руки носят изображающий характер, в то время как их письменные движения являются обозначающими. Формирование навыков изобразительной деятельности есть прежде всего формирование навыков реалистического изображения. Поэтому оно основывается на непосредственном наблюдении. Основным видом обучения рисованию является рисование с натуры, составляющее базу для декоративного и тематического рисования.
Сочетание слушания и наблюдения является условием, при котором дети приучаются и к устному изложению.
Подобно тому как видение в результате систематической учебной работы должно быть превращено в наблюдение, так и слово (развитый у ребенка процесс устной речи) должно быть превращено в организованную деятельность: устное изложение. Слово вначале выступает в форме полного ответа ученика на вопрос учителя, затем связного самостоятельного рассказа учащегося по заданию учителя (в виде связного рассказывания по рисунку, пересказа прослушанного материала и т. д.).
В последующем устное изложение является слушания и наблюдения, но особенно чтения.
К концу первого года обучения складываются и первоначальные навыки письменного изложения.
Слушание и наблюдение являются исходными и для формирования основ вычислительной и измерительной деятельности учащихся.
Начиная с предметного счета руками (сосчитывания и пересчитывания предметов) и кончая умственными операциями при решении примеров и задач, вычислительная деятельность представляет собой ряд усложняющихся действий с количествами.
Измерительная деятельность формируется первоначально внутри наблюдения (как глазомерная оценка пространственных величин), а затем выделяется в особую деятельность на основе овладения метрическими мерами длины и объема. Вычисление и измерение тесно связаны друг с другом, а также с чтением и письмом, устным и письменным изложением, предметной деятельностью рук (ручным трудом) и т. д.
Тесно связаны со всеми этими видами деятельности моделирование (первоначально в форме лепки), а также многие более частные виды учения (гимнастическое построение и перестроение, хоровое пение и слушание музыкальных произведений, чтение нот в пределах одного звукоряда и т. д.). Любой вид учения формируется на основе овладения правилами и их применением на практике. Этому служат соответствующие системы упражнений, которые направлены на выработку правильных, быстрых и точных учебных действий. В процессе упражнений многие действия автоматизируются, то есть выполняются в последующем без непосредственного контроля сознания.
В процессе развития всех частных видов учения складывается более общий вид — заучивание, при котором формируется необходимое для закрепления знаний произвольное запоминание; постепенно формируется и такая сложная мыслительная деятельность, как рассуждение в виде различных приемов умозаключения. Однако для формирования этой логической деятельности нужно накопить известный опыт и некоторый крут первоначальных знаний, усвоить основные педагогические требования, которые предъявляются к решению разнообразных задач, нужно овладеть простыми правилами выполнения учебных действий.
Из всего сказанного следует, что научить детей учению, значит обеспечить руководство со стороны учителя сложнейшим процессом формирования различных зидов учебной деятельности, тесно друг с другом связанных. Некоторые из этих видов деятельности носят более общий характер (например, слушание, наблюдение, чтение, устное изложение), другие— более частный (например, измерение или изображение).
Однако, как показано выше, со всем процессом обучения, а не только с каким-либо отдельным предметом связаны не только общие, но и более частные виды учения. Далее будет показано, что определенный вид учения формируется на уроках по одному предмету, но упрочивается и применяется на уроках по другим предметам. Поэтому было бы неправильно отождествлять вид учения и учебную работу детей по тому или другому учебному предмету. На отдельном уроке, например по русскому языку, может преобладать слушание и устное изложение или слушание и чтение. Однако и на таком уроке опытный учитель будет сочетать эти виды учения с другими (наблюдение, письмо, а также изображение и т. д.).
Учебная работа детей и на отдельном уроке всегда есть то или иное сочетание различных видов учения. Благодаря этому сочетанию одно и то же знание (сведение или правило) усваивается многосторонне, при последовательном участии различных чувствующих аппаратов мозга (анализаторов) и при непременном участии высших процессов мышления. Своевременно включая и выключая тот или иной вид учения, учитель обеспечивает длительную активную работоспособность мозга.
Каждый вид учения формируется и определенным методом; последний нельзя рассматривать только как средство лучшего преподнесения детям учебного материала. Он имеет относительно самостоятельное воспитывающее значение, поскольку является способом планомерного воздействия учителя на детей и своеобразной формой упражнения их в способе, приеме того или ного вида учения.
Многообразие методов преподавания, следовательно, есть источник многообразия формирующихся видов учения детей в процессе обучения. Поэтому активность и самостоятельность усвоения детьми знаний, навыков и умений есть результат эффективного сочетания различных методов преподавания.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.