Ранее было сказано, что первоначальное обучение направлено на освоение детьми элементарных знаний, которые составляют основу для последующего процессе усвоения ими основ наук, на то, чтобы научить детей тем видам учения, которые являются общими для всего общего образования, то есть способами учебной деятельности. На основе решения этих двух задач первоначальное обучение решает свою третью перспективную задачу — формирование физических и умственных способностей учащихся.
Психология установила, что способность как физическая, так и умственная есть готовность детей к последующей успешной деятельности. Наличие такой готовности создает внутренние предпосылки для более быстрого и правильного включения ребенка в новые условия жизни и деятельности. Психология также установила, что способности формируются в деятельности, в учении, в труде, в игре. Поэтому главным путем формирования способностей у детей, впервые начинающих учиться, является самый процесс их учения. Поэтому-то и необходима правильная организация учения, то есть детей надо научить правильно учиться, только при этом условии у них будут развиваться положительные умения и необходимые .способности. В повседневной текущей работе учитель прежде всего следит за процессом и результатом усвоения детьми знаний, за выработкой навыков и умений, оценивая эти результаты соответственно заданиям за определенный период.
Текущая работа иногда, особенно у начинающего учителя, не дает возможности вести постоянное наблюдение за развитием отдельных детей и всего класса в целом. Учитель порой не замечает сдвигов в физическом и умственном развитии детей.
Опытный учитель наряду с оценкой качества знаний и умений ребенка внимательно следит за тем, как постепенно растут и умножаются его силы, как возрастает его готовность к выполнению более трудных задач обучения. Он сравнивает уровень развития ребенка в данный момент с предыдущим и на этом основании делает вывод о сдвигах в развитии ребенка, о возникновении у него той или иной меры готовности к будущей деятельности в более сложных условиях обучения.
Подобная готовность есть определенное сочетание усвоенных знаний и упроченных навыков и умений, то есть Представляет собой известное соответствие между развитием сознания и уровнем достигнутого ребенком.
Знания, не перешедшие в навыки, как и навыки, не основанные на усвоении знаний, не обеспечивают роста возможностей ребенка, то есть не готовят его к последующему обучению.
Однако отношения между приобретенными навыками и знаниями и развитыми в процессе их усвоения разнообразными способностями ребенка очень сложны. Прежде всего формирование знаний, навыков и способностей не совпадает во времени. Способности возникают несколько позже, в результате обобщения и применения в разнообразных условиях приобретенных знаний, выработанных навыков и умений.
Относительное отставание роста способностей от роста объема знаний, навыков и умений — явление закономерное. Однако оно закономерно только в определенных пределах. Нельзя допускать большого отставания роста способностей от роста знаний. Ведь каждый последующий период обучения требует все большего объема знаний, предъявляет все большие требования, выполнение которых возможно лишь при постепенном нарастании физических и умственных сил ребенка.
Отставание в развитии способностей ребенка от приобретенных им знаний может быть обнаружено очень рано. У ряда первоклассников уже к концу первого полугодия обнаруживается это опасное явление. Исследования показывают, что многие дети, не успевающие по чтению, письму и арифметике, обладают, собственно, всеми необходимыми знаниями и навыками. Их неуспеваемость — следствие слабой систематизации и обобщенности усвоенных знаний, результат неумения детей переносить приобретенные знания из одной области в другие, неумения применять их в различных условиях, пользоваться уже усвоенными навыками. За этими фактами скрывается недостаточная переключаемость и малая подвижность у ребенка тех мозговых процессов, которые составляют материальную основу способностей.
И. П. Павлов установил, что корковые процессы (возбуждение и торможение) характеризуются определенными свойствами: силой, подвижностью, относительным равновесием (в соотношении процессов возбуждения и торможения). В процессе условнорефлекторной деятельности, в частности у детей в условиях обучения, эти свойства развиваются, «тренируются».
Развитие способностей с точки зрения физиологии — это постепенное нарастание силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов. Им определяется выбор методов обучения, которые учитель применяет. Эти методы обеспечивают упражнение высшей нервной деятельности ребенка. В процессе этой деятельности и совершается развитие необходимых качеств.
Тот факт, что почти в каждом I классе имеются неуспевающие или отстающие учащиеся, свидетельствует и о недостаточной для некоторых детей мере сочетания коллективной и индивидуальной их работы на уроках.
Неуспеваемость в I классе есть результат отсутствия строго индивидуального подхода к этим детям, невнимания к ним.
Обычно к концу первого года обучения количество неуспевающих снижается, то есть способности детей, необходимые для усвоения данного объема знаний, возрастают. Однако о недостаточной мере их развития свидетельствует факт резкого возрастания неуспеваемости в первой четверти второго года обучения. Если же сравнить число неуспевающих по русскому языку и арифметике в I—IV классах, то окажется, что оно возрастает с I по IV класс в несколько раз. Значит, рост способностей к последующему обучению у довольно большого числа детей начинает резко отставать от темпов роста объема знаний, навыков и умений, которыми они овладевают.
В целях устранения подобного опасного несоответствия необходимо уже в процессе учебной работы в I классе систематически воспитывать у детей готовность к последующему обучению, постепенно наращивая трудности, приучая детей к подвижному переносу и применению знаний, навыков и умений, к самостоятельному решению учебных и жизненных задач.
Различие между физическими и умственными способностями относительно. Физические способности представляют собой готовность к выполнению более сложных двигательных задач, к более быстрому и точному выполнению действий, к постепенному повышению мышечного усилия, напряжения, к более сложной координации движений, к более длительному соотношению определенного физического усилия. Ясно, что физические способности формируются не только в процессе обучения физической культуре и ручному труду, но и в процессе обучения письму, рисованию, измерению и т. д. Педагогически организованный режим работы и отдыха детей является общим условием воспитания физических способностей. Они входят в состав любой умственной деятельности, так как умственная деятельность бывает обычно выражена в каких-то физических действиях.
Умственные способности есть различные формы готовности к более продуктивной умственной деятельности. Показателем развития умственных способностей является достигнутое ребенком качество, уровень, способ восприятия, памяти, речи и мышления в их взаимосвязи. Объективными признаками их развития является постепенный рост скорости и точности различения и сравнения детьми воспринимаемых предметов и учебного материала, умение его осмыслить, прочность и подвижность запоминания и воспроизведения. Особенно показательно в этом отношении расширение активного словарного запаса речи детей и качественное совершенствование связной устной и письменной их речи.
Формирование физических и умственных способностей детей — наиболее глубокий результат воспитывающего обучения. Этот результат выявляется не столько в момент данного педагогического воздействия, сколько обнаруживается в последующем обучении. Поэтому о глубине педагогического воздействия судят по особенностям усвоения и применения детьми знаний и навыков во II, III и IV классах. Однако в своей учебно-воспитательной работе в I классе учитель должен предвидеть развитие способностей своих воспитанников и создавать для этого необходимые условия. В числе этих условий особое значение имеют педагогические требования сознательности, систематичности, активности и самостоятельности детей в процессе их учебной деятельности.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.