Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Общее воспитание >>

Обучение элементарным знаниям и развитие ребенка


Ананьев Б. Г., Антропова М. В. и др. "Первоначальное обучение и воспитание детей"
М., изд-во Академии Педагогических Наук, 1958 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Программа учебно-воспитательной работы школы уже в 1 классе ясно формулирует задачу воспитания у школьников навыков сознательного и правильного чтения, письма, счета и т. д. С самого начала обучения учитель стремится к тому, чтобы ребенок не формально усваивал педагогические требования и указания к его работе, но понимал бы смысл, то есть существо заучиваемых правил и выполняемых упражнений. Однако в I классе осуществление этого принципа затруднено общим элементарным развитием детей и весьма незначительным их жизненным опытом. Поэтому общее психическое развитие дегей и расширение их жизненного опыта составляют необходимое условие успешности первоначального обучения и воспитания. Для успешного осуществления педагогической работы не только необходимо, чтобы психофизическое развитие детей отвечало предъявляемым к ним требованиям, но чтобы в последних учитывались возможности и особенности детей.
В процессе первоначального обучения на первый план выступают навыки и умения (чтения и письма, счета и изображения, гимнастических движений и т. д.), четко выделенные программой. Однако на первом году обучения дети овладевают большим объемом элементарных знаний (о чем мы говорили выше). Но овладение знаниями есть и источник общего умственного развития детей. Следовательно, в процессе первоначального обучения складываются сложные и противоречивые отношения между требованиями сознательного, ответственного и осмысленного применения навыков, формированием, навыков, усвоением знаний и общим развитием детей.
Психология определяет навык как определенное автоматизированное действие, первоначально вырабатываемое сознательно на основе усвоения известного правила и способа действия. Умение есть усвоенный способ действия с теми или иными предметами (материалами). Таким образом, навык предшествует образованию умения. В процессе обучения взаимоотношения между ними усложняются. Приобретенные умения выражены в использовании одних навыков и являются условием для освоения других, более сложных навыков и знаний, например освоения навыков рисования, а затем черчения с последующим построением чертежа. Следовательно, навыки и умения — компоненты сознательной деятельности человека. Их использование и соотношение в единой разумной деятельности человека зависят от многих условий, в частности от того, насколько и как понята им задача его деятельности.
Известно, что для выработки навыков и усвоения знаний нужна система упражнений. Это обычно достигается повторением одних и тех же действий, доводимых до автоматизации. В первоначальном обучении разработаны соответствующие системы упражнений для каждого навыка по каждому учебному предмету. Но эффективность этих упражнений часто бывает недостаточна потому, что ребенку остаются непонятными правила и способы решения тех или иных элементарных учебных задач. Поэтому-то необходим известный уровень общего психического развития ребенка, в частности развития его мышления, формирования у него нужных для обучения навыков.
Этот уровень психического развития изменяется у детей на разных ступенях обучения прежде всего благодаря приобретаемым знаниям. Чем меньше ребенок, тем большую роль играют конкретные, образные знания. Имея еще очень ограниченный опыт и слабую способность к абстрагированию, первоклассник чаще всего мыслит представлениями и лишь постепенно переходит к пользованию отвлеченными понятиями, к логическому мышлению. Логическое знание есть обобщенное отражение вещей в их существенных признаках и их отношениях между собой. Оно требует абстрагирования от несущественного и частного. Средством перехода к обобщенным знаниям являются не только повторяющиеся практические встречи ребенка с теми или другими вещами (этот практический опыт необходим особенно на первых порах); могучим средством обобщения на основе отвлечения существенных признаков являются слова — термины, названия новых вещей, законы, правила, которые дети перенимают (познают) от взрослых благодаря пользованию языком. Эти научные знания складывались столетиями, проверялись общественной практикой и оформлялись в словарном составе и грамматическом строе языка. Посредством языка знания (познавательный опыт человечества) передаются от старших поколений подрастающим поколениям, то есть детям, в процессе их обучения. Посредством языка дети усваивают и закрепляют эти знания. Сложность умственного развития ребенка заключается в том, что оно возникает из двух источников — чувственного восприятия предметов окружающей среды и освоения исторически сложившихся, обобщенных знаний, научных понятий, существующих в языке. В процессе обучения посредством органического сочетания наглядных и словесных средств обучения и собственной практики учащихся из этих источников создается единая основа.
Усвоение ребенком учебных знаний (в единстве их словесно-логической и образно-чувственной сторон) есть основа развития сознания, и лишь на этой основе успешно формируются навыки и умения, необходимые для обучения.
В первоначальном обучении учебные знания выступают в своеобразном виде: а) сведения о предметах и явлениях внешнего мира, о некоторых их признаках и отношениях и б) правила учебных действий, которые выражаются обычно в требованиях, определяющих качество навыков и умений.
Детям обычно еще не сообщаются обобщенные выводы о природе тех явлений, с которыми они знакомятся в процессе обучения. Однако сведения и правила являются элементарными учебными знаниями, соответствующими современным требованиям науки. Эти знания сообщаются и обозначаются учителем посредством слова, но постоянно подкрепляются живыми непосредственными впечатлениями (образами) и действиями самих детей.
Для дидактики представляется весьма важным отбор самых необходимых первоначальных сведений и правил, соответствующих научным основам обучения. В результате развития дидактики начальной школы сложилось программное содержание обучения в I классе, имеющее решающее значение для общего умственного развития детей.
В последующих главах данной книги дается подробный анализ программного содержания, то есть тех знаний, которыми должны овладеть дети в работе по разным учебным предметам. Этот анализ убеждает в том, что, над какими бы сведениями или правилами ни работал учитель с классом, он постоянно закрепляет эти сведения и расширяет кругозор детей, обогащает детей новыми знаниями и постепенно ведет к пониманию общих связей, существующих между изучаемыми явлениями, фактами, правилами и т. д., то есть подходит к превращению отдельных разрозненных, отрывочных и конкретных представлений в единую систему обобщенных и осмысленных знаний. Эти здания различны. На уроках объяснительного чтения они пополняются конкретными представлениями о явлениях природы или общественной жизни людей. Усвоение грамматики и первых правил правописания ведет к перестройке в развитии речи ребенка и помогает упражнению его логического мышления. Новые для детей знания (сведения и правила) входят в содержание обучения арифметике. На основе знаний о том, как увеличить или уменьшить число на несколько единиц, дети усваивают сведения об арифметических действиях. Все эти знания о количественных отношениях предметов и их пространственных признаках постепенно абстрагируются. Подобным же образом, путем абстрагирования, вырабатываются знания о пространственных признаках и отношениях между предметами. На этой основе дети впервые усваивают знания о некоторых метрических мерах длины (метр, сантиметр), а также о формах предметов (квадрате, прямоугольнике, круге), о метрических мерах объема (килограмм, литр). Из области временных отношений дети получают те сведения, которые непосредственно подкрепляются их повседневным опытом (неделя, число дней в неделе).
Легко заметить, что по сравнению с теми знаниями о конкретных предметах и явлениях внешнего мира, которые дети получают в процессе изучения основ естествознания, арифметические знания вводят ребенка в новый для него мир количественных и пространственных отношений, абстрагированных от самих предметов.
Арифметические сведения и правила осваиваются детьми практически в процессе упражнений под руководством учителя. Они,являются основой для образования и упрочения навыков счета, решения задач и элементарного измерения.
Сравнительно широкий круг элементарных знаний в форме сведений и правил дети лолучают в процессе обучения рисованию (например, о форме предмета, о соотношении высоты и ширины, цвете и пр.). Абстрагирование этих признаков также происходит в. процессе упражнений, которые осуществляются на основе определенных правил наблюдения и изображения (правил рисования с натуры, декоративного и тематического рисования).
В процессе первоначального обучения пению дети впервые осваивают ряд новых для них элементарных знаний также в виде сведений и правил: а) о различном характере песен (маршевом, плясовом, протяжном); б) о темпе и ритме музыкального произведения, о силе звуков и об их различной высоте и длительности, о различном звукоряде и его отрезках вверх и вниз (обозначением звуков), о нотных знаках и их расположении на нотном стане (до второй октавы), об изображении долгих и коротких звуков и т. д. (четверть и восьмая тона без соответствующих названий). Эти сведения дополняются освоением некоторых правил хорового разучивания песни, употреблением усвоенных знаний нотной грамоты и т. д.
Обучение физической культуре имеет большое значение для общего развития ребенка, а не только для укрепления его здоровья. В процессе обучения физической культуре ребенок получает ряд необходимых сведений о движениях собственного тела и его отдельных частей (головы, правой и левой рук, правой и левой ног; о правильной ходьбе, беге, прыжках, лазании). Он овладевает правилами гимнастических движений. Вместе с тем ребенок постепенно узнает скрытые двигательные возможности своего тела; он научается соразмерять свои усилия соответственно трудности выполняемого задания. У него формируется положительное отношение к физической силе, ловкости, быстроте и точности движений. Большой круг двигательных умений и навыков ребенок осваивает на уроках физической культуры, он приобретает и целый ряд кинестетических представлений, очень важных для развития его самостоятельности, знания о себе и своих возможностях.
Особое значение имеет обучение ручному труду, содержание и правила которого выполняют двойную функцию: выработки навыков ручного труда как навыков учебных и выработки этих навыков как общетрудовых, необходимых в практической деятельности. В процессе обучения ручному труду дети получают определенные сведения о свойствах предметов или материалов (бумаги, глины или пластилина), о форме и величине, предметов, а особенно о свойствах и действиях простейших инструментов. Значителен круг сведений, получаемых детьми на занятиях по ручному труду в живом уголке и на учебно-опытном участке.
Трудовые действия детей регулируются правилами, которые осваиваются под руководством учителя (правила работы с бумагой: сгибание, складывание, склеивание, разрезание ножницами по намеченной линии, вырезывание из бумаги, сшивание, наклеивание и т. д.; раскатывание, расплющивание комка глины или пластилина, изготовление из них заданной формы; правила ухода за растениями в живом уголке и на учебно-опытном участке).
Ручной труд не только организует деятельность ребенка, но и вместе с результатами этой деятельности активно влияет на развитие детского кругозора, на развитие логического мышления детей.
Из сказанного следует, что на первом году обучения ребенок осваивает множество новых разнородных сведений и правил, обогащающих его опыт и развивающих его сознание. Учебные знания по отдельным предметам систематизируются и упрочиваются путем длительных организованных упражнений. Эти знания не только расширяют кругозор маленького ученика, они повышают его общую культуру, общий уровень его умственных сил и способностей, побуждают к новым видам деятельности, формируют новые познавательные интересы, новые потребности, новые отношения к окружающему и к себе.
Во всех учебных предметах первоначального обучения знания переходят в учебные навыки и умения, последние упрочиваются в разных видах учебной деятельности. Следовательно, приобретение знаний ведет не только к обогащению памяти ребенка, изменяется и вся его познавательная деятельность. К концу учебного года он иначе относится к окружающей действительности, то есть иначе на нее смотрит, иначе ее понимает. Он по-другому работает и по-иному мыслит, чувствует, действует.
Мозговая деятельность ребенка, свойством которой является его психика, его сознание, есть деятельность аналитико-синтетическая. Как анализ, так и синтез в обучении усложняются по степени сложности и по объектам изучения. В процессе первоначального обучения создаются условия для более общего синтеза знаний об одних и тех же объектах окружающей ребенка действительности, то есть для постепенного перехода к целостному отражению явлений. Так, известное обобщенное знание о сезонных явлениях природы возникает у ребенка из нескольких источников (элементов естествознания при объяснительном чтении по русскому языку, обучения тематическому рисованию, обучения ручному труду и т. д.). С этим обобщенным знанием связано формирование общих представлений детей о растениях (деревьях, овощах, комнатных растениях, семенах, цветах и т. д.), которые складываются на основе чтения, ручного труда и рисования, где ребенок получает отдельные сведения о тех же предметах и явлениях. Несомненно, что на этой основе у первоклассников складываются общие представления и элементарные понятия относительно сезонных явлений природы и связанных с ними явлений в жизни растительного мира.
Новым моментом в отражении ребенком действительности является формирование у него элементарных понятий об отдельных признаках предметов и о разнообразных отношениях, существующих между ними. Они также складываются путем синтеза разных учебных знаний.
В I классе особое внимание обращается на расширение знаний ребенка о форме (прямоугольник, треугольник, круг); эти знания ребенок разными путями получает на уроках рисования, ручного труда, арифмет тики; о величине и протяженности (на уроках рисования и ручного труда, в процессе обучения метрическим мерам длины — на уроке арифметики); о направлении и положении предметов (на всех уроках, начиная с уроков письма и кончая уроками физической культуры); о пространственных соотношениях между воспринимаемыми предметами (на уроках чтения в связи.с работой по картинам, на уроках рисования и ручного труда, на уроках физической культуры).
Как видим, различные предметы первоначального обучения смываются друг с другом, поскольку работа по ним ведет к усвоению детьми общих знаний о различных качествах, свойствах и отношениях предметов, в частности о пространственных признаках и пространственных отношениях между предметами окружающей действительности.
Менее общий характер носят знания о временных признаках и отношениях. Дело в том, что эти признаки и отношения рассматриваются лишь частично в разных учебных предметах, притом используются разные измерения времени. На уроках чтения дети приобретают знания о временах года и месяцах; на уроках арифметики — о неделе и количестве дней в неделе; на уроках пения — о длительности звучания и темпе музыкального произведения (без специальных обозначений). Все эти знания относятся к разным величинам времени и недостаточно направлены на более тонкую и точную дифференцировку времени в повседневном поведении ребенка, на ориентировку во временных отношениях. Поэтому сравнительное изучение общих представлений детей о пространстве и времени показывает, что дети за первый год обучения научаются более обобщенно отражать пространственные признаки и отт ношения, нежели временные.
Особое место в развитии детского сознания занимают быстро растущие знания детей о количественных отношениях (числах, нумерации, отношении увеличения и уменьшения, изменения чисел в процессе арифметических действий). Основы количественных представлений и элементарных понятий о количественных отношениях формируются еще в дошкольном периоде, а затем в процессе овладения детьми арифметическими знаниями. Однако эти же представления разнообразно обобщаются и уточняются и в работе по другим предметам: на уроках русского языка (при подсчете числа слов в предложении, слогов в слове и т. д.), пения (дробления величины длительности звука и т. п.), физической культуры (гимнастические упражнения под счет), рисования и ручного труда.
Абстрагирование количественных отношений от конкретных предметов и действий протекает в самых различных условиях обучения. Особое; значение имеет обобщение элементарных знаний о труде и взаимоотношениях между людьми для формирования элементов нравственного сознания. Обобщение этих знаний тесно связано с жизненным опытом самих детей и их родителей. Они приобретаются из разных источников (чтения и песен, рассказов по картинкам и занятий по ручному труду и т. п.). Среди новых знаний, приобретенных ребенком, особое место занимает знание о правильной грамотной речи, формируемое на уроках русского языка. Однако и эти знания развиваются и на других уроках (хорового пения, слушания песен, экскурсиях и др.), на всех уроках, где учитель обращает внимание на устную и письменную речь детей.
Таким образом, в процессе изучения разных предметов первоначального обучения у детей закладываются основы общих представлений о некоторых явлениях окружающей действительности, о предметах и их отношениях. Именно эти общие представления и элементарные понятия составляют содержание детского сознания, они являются условиями и для осмысленной, последовательной учебной деятельности школьника на последующих ступенях обучения.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +