Программа учебно-воспитательной работы школы уже в 1 классе ясно формулирует задачу воспитания у школьников навыков сознательного и правильного чтения, письма, счета и т. д. С самого начала обучения учитель стремится к тому, чтобы ребенок не формально усваивал педагогические требования и указания к его работе, но понимал бы смысл, то есть существо заучиваемых правил и выполняемых упражнений. Однако в I классе осуществление этого принципа затруднено общим элементарным развитием детей и весьма незначительным их жизненным опытом. Поэтому общее психическое развитие дегей и расширение их жизненного опыта составляют необходимое условие успешности первоначального обучения и воспитания. Для успешного осуществления педагогической работы не только необходимо, чтобы психофизическое развитие детей отвечало предъявляемым к ним требованиям, но чтобы в последних учитывались возможности и особенности детей.
В процессе первоначального обучения на первый план выступают навыки и умения (чтения и письма, счета и изображения, гимнастических движений и т. д.), четко выделенные программой. Однако на первом году обучения дети овладевают большим объемом элементарных знаний (о чем мы говорили выше). Но овладение знаниями есть и источник общего умственного развития детей. Следовательно, в процессе первоначального обучения складываются сложные и противоречивые отношения между требованиями сознательного, ответственного и осмысленного применения навыков, формированием, навыков, усвоением знаний и общим развитием детей.
Психология определяет навык как определенное автоматизированное действие, первоначально вырабатываемое сознательно на основе усвоения известного правила и способа действия. Умение есть усвоенный способ действия с теми или иными предметами (материалами). Таким образом, навык предшествует образованию умения. В процессе обучения взаимоотношения между ними усложняются. Приобретенные умения выражены в использовании одних навыков и являются условием для освоения других, более сложных навыков и знаний, например освоения навыков рисования, а затем черчения с последующим построением чертежа. Следовательно, навыки и умения — компоненты сознательной деятельности человека. Их использование и соотношение в единой разумной деятельности человека зависят от многих условий, в частности от того, насколько и как понята им задача его деятельности.
Известно, что для выработки навыков и усвоения знаний нужна система упражнений. Это обычно достигается повторением одних и тех же действий, доводимых до автоматизации. В первоначальном обучении разработаны соответствующие системы упражнений для каждого навыка по каждому учебному предмету. Но эффективность этих упражнений часто бывает недостаточна потому, что ребенку остаются непонятными правила и способы решения тех или иных элементарных учебных задач. Поэтому-то необходим известный уровень общего психического развития ребенка, в частности развития его мышления, формирования у него нужных для обучения навыков.
Этот уровень психического развития изменяется у детей на разных ступенях обучения прежде всего благодаря приобретаемым знаниям. Чем меньше ребенок, тем большую роль играют конкретные, образные знания. Имея еще очень ограниченный опыт и слабую способность к абстрагированию, первоклассник чаще всего мыслит представлениями и лишь постепенно переходит к пользованию отвлеченными понятиями, к логическому мышлению. Логическое знание есть обобщенное отражение вещей в их существенных признаках и их отношениях между собой. Оно требует абстрагирования от несущественного и частного. Средством перехода к обобщенным знаниям являются не только повторяющиеся практические встречи ребенка с теми или другими вещами (этот практический опыт необходим особенно на первых порах); могучим средством обобщения на основе отвлечения существенных признаков являются слова — термины, названия новых вещей, законы, правила, которые дети перенимают (познают) от взрослых благодаря пользованию языком. Эти научные знания складывались столетиями, проверялись общественной практикой и оформлялись в словарном составе и грамматическом строе языка. Посредством языка знания (познавательный опыт человечества) передаются от старших поколений подрастающим поколениям, то есть детям, в процессе их обучения. Посредством языка дети усваивают и закрепляют эти знания. Сложность умственного развития ребенка заключается в том, что оно возникает из двух источников — чувственного восприятия предметов окружающей среды и освоения исторически сложившихся, обобщенных знаний, научных понятий, существующих в языке. В процессе обучения посредством органического сочетания наглядных и словесных средств обучения и собственной практики учащихся из этих источников создается единая основа.
Усвоение ребенком учебных знаний (в единстве их словесно-логической и образно-чувственной сторон) есть основа развития сознания, и лишь на этой основе успешно формируются навыки и умения, необходимые для обучения.
В первоначальном обучении учебные знания выступают в своеобразном виде: а) сведения о предметах и явлениях внешнего мира, о некоторых их признаках и отношениях и б) правила учебных действий, которые выражаются обычно в требованиях, определяющих качество навыков и умений.
Детям обычно еще не сообщаются обобщенные выводы о природе тех явлений, с которыми они знакомятся в процессе обучения. Однако сведения и правила являются элементарными учебными знаниями, соответствующими современным требованиям науки. Эти знания сообщаются и обозначаются учителем посредством слова, но постоянно подкрепляются живыми непосредственными впечатлениями (образами) и действиями самих детей.
Для дидактики представляется весьма важным отбор самых необходимых первоначальных сведений и правил, соответствующих научным основам обучения. В результате развития дидактики начальной школы сложилось программное содержание обучения в I классе, имеющее решающее значение для общего умственного развития детей.
В последующих главах данной книги дается подробный анализ программного содержания, то есть тех знаний, которыми должны овладеть дети в работе по разным учебным предметам. Этот анализ убеждает в том, что, над какими бы сведениями или правилами ни работал учитель с классом, он постоянно закрепляет эти сведения и расширяет кругозор детей, обогащает детей новыми знаниями и постепенно ведет к пониманию общих связей, существующих между изучаемыми явлениями, фактами, правилами и т. д., то есть подходит к превращению отдельных разрозненных, отрывочных и конкретных представлений в единую систему обобщенных и осмысленных знаний. Эти здания различны. На уроках объяснительного чтения они пополняются конкретными представлениями о явлениях природы или общественной жизни людей. Усвоение грамматики и первых правил правописания ведет к перестройке в развитии речи ребенка и помогает упражнению его логического мышления. Новые для детей знания (сведения и правила) входят в содержание обучения арифметике. На основе знаний о том, как увеличить или уменьшить число на несколько единиц, дети усваивают сведения об арифметических действиях. Все эти знания о количественных отношениях предметов и их пространственных признаках постепенно абстрагируются. Подобным же образом, путем абстрагирования, вырабатываются знания о пространственных признаках и отношениях между предметами. На этой основе дети впервые усваивают знания о некоторых метрических мерах длины (метр, сантиметр), а также о формах предметов (квадрате, прямоугольнике, круге), о метрических мерах объема (килограмм, литр). Из области временных отношений дети получают те сведения, которые непосредственно подкрепляются их повседневным опытом (неделя, число дней в неделе).
Легко заметить, что по сравнению с теми знаниями о конкретных предметах и явлениях внешнего мира, которые дети получают в процессе изучения основ естествознания, арифметические знания вводят ребенка в новый для него мир количественных и пространственных отношений, абстрагированных от самих предметов.
Арифметические сведения и правила осваиваются детьми практически в процессе упражнений под руководством учителя. Они,являются основой для образования и упрочения навыков счета, решения задач и элементарного измерения.
Сравнительно широкий круг элементарных знаний в форме сведений и правил дети лолучают в процессе обучения рисованию (например, о форме предмета, о соотношении высоты и ширины, цвете и пр.). Абстрагирование этих признаков также происходит в. процессе упражнений, которые осуществляются на основе определенных правил наблюдения и изображения (правил рисования с натуры, декоративного и тематического рисования).
В процессе первоначального обучения пению дети впервые осваивают ряд новых для них элементарных знаний также в виде сведений и правил: а) о различном характере песен (маршевом, плясовом, протяжном); б) о темпе и ритме музыкального произведения, о силе звуков и об их различной высоте и длительности, о различном звукоряде и его отрезках вверх и вниз (обозначением звуков), о нотных знаках и их расположении на нотном стане (до второй октавы), об изображении долгих и коротких звуков и т. д. (четверть и восьмая тона без соответствующих названий). Эти сведения дополняются освоением некоторых правил хорового разучивания песни, употреблением усвоенных знаний нотной грамоты и т. д. Обучение физической культуре имеет большое значение для общего развития ребенка, а не только для укрепления его здоровья. В процессе обучения физической культуре ребенок получает ряд необходимых сведений о движениях собственного тела и его отдельных частей (головы, правой и левой рук, правой и левой ног; о правильной ходьбе, беге, прыжках, лазании). Он овладевает правилами гимнастических движений. Вместе с тем ребенок постепенно узнает скрытые двигательные возможности своего тела; он научается соразмерять свои усилия соответственно трудности выполняемого задания. У него формируется положительное отношение к физической силе, ловкости, быстроте и точности движений. Большой круг двигательных умений и навыков ребенок осваивает на уроках физической культуры, он приобретает и целый ряд кинестетических представлений, очень важных для развития его самостоятельности, знания о себе и своих возможностях.
Особое значение имеет обучение ручному труду, содержание и правила которого выполняют двойную функцию: выработки навыков ручного труда как навыков учебных и выработки этих навыков как общетрудовых, необходимых в практической деятельности. В процессе обучения ручному труду дети получают определенные сведения о свойствах предметов или материалов (бумаги, глины или пластилина), о форме и величине, предметов, а особенно о свойствах и действиях простейших инструментов. Значителен круг сведений, получаемых детьми на занятиях по ручному труду в живом уголке и на учебно-опытном участке.
Трудовые действия детей регулируются правилами, которые осваиваются под руководством учителя (правила работы с бумагой: сгибание, складывание, склеивание, разрезание ножницами по намеченной линии, вырезывание из бумаги, сшивание, наклеивание и т. д.; раскатывание, расплющивание комка глины или пластилина, изготовление из них заданной формы; правила ухода за растениями в живом уголке и на учебно-опытном участке).
Ручной труд не только организует деятельность ребенка, но и вместе с результатами этой деятельности активно влияет на развитие детского кругозора, на развитие логического мышления детей.
Из сказанного следует, что на первом году обучения ребенок осваивает множество новых разнородных сведений и правил, обогащающих его опыт и развивающих его сознание. Учебные знания по отдельным предметам систематизируются и упрочиваются путем длительных организованных упражнений. Эти знания не только расширяют кругозор маленького ученика, они повышают его общую культуру, общий уровень его умственных сил и способностей, побуждают к новым видам деятельности, формируют новые познавательные интересы, новые потребности, новые отношения к окружающему и к себе.
Во всех учебных предметах первоначального обучения знания переходят в учебные навыки и умения, последние упрочиваются в разных видах учебной деятельности. Следовательно, приобретение знаний ведет не только к обогащению памяти ребенка, изменяется и вся его познавательная деятельность. К концу учебного года он иначе относится к окружающей действительности, то есть иначе на нее смотрит, иначе ее понимает. Он по-другому работает и по-иному мыслит, чувствует, действует.
Мозговая деятельность ребенка, свойством которой является его психика, его сознание, есть деятельность аналитико-синтетическая. Как анализ, так и синтез в обучении усложняются по степени сложности и по объектам изучения. В процессе первоначального обучения создаются условия для более общего синтеза знаний об одних и тех же объектах окружающей ребенка действительности, то есть для постепенного перехода к целостному отражению явлений. Так, известное обобщенное знание о сезонных явлениях природы возникает у ребенка из нескольких источников (элементов естествознания при объяснительном чтении по русскому языку, обучения тематическому рисованию, обучения ручному труду и т. д.). С этим обобщенным знанием связано формирование общих представлений детей о растениях (деревьях, овощах, комнатных растениях, семенах, цветах и т. д.), которые складываются на основе чтения, ручного труда и рисования, где ребенок получает отдельные сведения о тех же предметах и явлениях. Несомненно, что на этой основе у первоклассников складываются общие представления и элементарные понятия относительно сезонных явлений природы и связанных с ними явлений в жизни растительного мира.
Новым моментом в отражении ребенком действительности является формирование у него элементарных понятий об отдельных признаках предметов и о разнообразных отношениях, существующих между ними. Они также складываются путем синтеза разных учебных знаний.
В I классе особое внимание обращается на расширение знаний ребенка о форме (прямоугольник, треугольник, круг); эти знания ребенок разными путями получает на уроках рисования, ручного труда, арифмет тики; о величине и протяженности (на уроках рисования и ручного труда, в процессе обучения метрическим мерам длины — на уроке арифметики); о направлении и положении предметов (на всех уроках, начиная с уроков письма и кончая уроками физической культуры); о пространственных соотношениях между воспринимаемыми предметами (на уроках чтения в связи.с работой по картинам, на уроках рисования и ручного труда, на уроках физической культуры).
Как видим, различные предметы первоначального обучения смываются друг с другом, поскольку работа по ним ведет к усвоению детьми общих знаний о различных качествах, свойствах и отношениях предметов, в частности о пространственных признаках и пространственных отношениях между предметами окружающей действительности.
Менее общий характер носят знания о временных признаках и отношениях. Дело в том, что эти признаки и отношения рассматриваются лишь частично в разных учебных предметах, притом используются разные измерения времени. На уроках чтения дети приобретают знания о временах года и месяцах; на уроках арифметики — о неделе и количестве дней в неделе; на уроках пения — о длительности звучания и темпе музыкального произведения (без специальных обозначений). Все эти знания относятся к разным величинам времени и недостаточно направлены на более тонкую и точную дифференцировку времени в повседневном поведении ребенка, на ориентировку во временных отношениях. Поэтому сравнительное изучение общих представлений детей о пространстве и времени показывает, что дети за первый год обучения научаются более обобщенно отражать пространственные признаки и отт ношения, нежели временные.
Особое место в развитии детского сознания занимают быстро растущие знания детей о количественных отношениях (числах, нумерации, отношении увеличения и уменьшения, изменения чисел в процессе арифметических действий). Основы количественных представлений и элементарных понятий о количественных отношениях формируются еще в дошкольном периоде, а затем в процессе овладения детьми арифметическими знаниями. Однако эти же представления разнообразно обобщаются и уточняются и в работе по другим предметам: на уроках русского языка (при подсчете числа слов в предложении, слогов в слове и т. д.), пения (дробления величины длительности звука и т. п.), физической культуры (гимнастические упражнения под счет), рисования и ручного труда.
Абстрагирование количественных отношений от конкретных предметов и действий протекает в самых различных условиях обучения. Особое; значение имеет обобщение элементарных знаний о труде и взаимоотношениях между людьми для формирования элементов нравственного сознания. Обобщение этих знаний тесно связано с жизненным опытом самих детей и их родителей. Они приобретаются из разных источников (чтения и песен, рассказов по картинкам и занятий по ручному труду и т. п.). Среди новых знаний, приобретенных ребенком, особое место занимает знание о правильной грамотной речи, формируемое на уроках русского языка. Однако и эти знания развиваются и на других уроках (хорового пения, слушания песен, экскурсиях и др.), на всех уроках, где учитель обращает внимание на устную и письменную речь детей.
Таким образом, в процессе изучения разных предметов первоначального обучения у детей закладываются основы общих представлений о некоторых явлениях окружающей действительности, о предметах и их отношениях. Именно эти общие представления и элементарные понятия составляют содержание детского сознания, они являются условиями и для осмысленной, последовательной учебной деятельности школьника на последующих ступенях обучения.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.