Первоначальное обучение строится на основе уже сформированного дошкольным воспитанием жизненного опыта ребенка. Оно «приводит в систему и уясняет детям те сведения, которые уже приобретены ими непосредственно из самой жизни. На этом, так сказать, уже готовом фундаменте строится прочное здание первоначального обучения».
В нашей стране все больший размах приобретает общественное дошкольное воспитание детей в дошкольных учреждениях. Уже в детском саду вводятся элементы обучения на занятиях, развивающие умственную деятельность маленьких детей и формирующие их готовность к первоначальному обучению.
Большое значение имеет преемственность в работе детского сада и школы. Вопрос о преемственности между детским садом и школой уже освещался в печати и нет необходимости здесь его обсуждать.
При том значительном росте числа детских садов, которое предусмотрено решениями XX съезда КПСС, в дальнейшем большинство поступающих в школу будут дети, посещавшие детский сад. Учитель I класса тем успешнее осуществит задачи обучения детей грамоте, счету, письму, рисованию, навыкам общественного поведения, чем в большей мере он использует, разовьет и упрочит то, что в результате воспитания и обучения создано на предыдущей ступени — в детском саду.
Вместе с тем учитель создает предпосылки, которые обеспечат готовность детей к успешному обучению во II и последующих классах школы.
Конкретным материалом, на котором раскрывается линия преемственности между детским садом и школой, является: 1) содержание, объем и уровень знаний — согласование программ детского сада и школы; 2) содержание и уровень навыков умственной деятельности — согласование и дальнейшее развитие методов приемов обучения, требований к умственной деятельности детей; 3) формирование навыков общественного поведения — система методов воспитания, требования к поведению детей и закрепление поведения в прочные и полезные привычки.
Немалую роль в разработке проблемы преемственности играет воспитание необходимого отношения к учению — интерес детей к школе, к учению, к своему будущему положению школьника или школьницы.
Данные, полученные от учителей и директоров школ Ленинграда, Ярославля, Воронежа, Тобольска, Красноярского, Горьковского краев, Сталинградской, Пермской и других областей, убедительно показывают, что в настоящее время не все дети, поступающие в школу, достаточно подготовлены к обучению. В частности, многие из детей не чисто произносят звуки, шепелявят, речь многих из них бедна, невыразительна, а иногда просто грамматически неправильна.
Формирование у детей готовности к первоначальному обучению проходит две фазы развития: а) до начала первоначального обучения, то есть в системе дошкольного воспитания, особенно на занятиях, и б) в самом процессе первоначального обучения '.
В подготовительном периоде первоначального обучения учителю необходимо всесторонне использовать главнейшие результаты дошкольного воспитания. Между тем некоторые учителя первых классов, отмечая достаточное общее развитие детей, посещавших детские сады, не пользуются полностью результатами работы детского сада даже там, где это способствует выполнению учебных задач.
Приведем примеры. Беседуя с детьми о признаках осени, учительница вычленяет те признаки, которые указаны в программе: похолодание, частые дожди, изменение окраски листьев на деревьях, листопад, отлет птиц. Мальчик, получивший подготовку к школе в детском саду, поднимает руку и, получив разрешение, говорит: «Я хочу сказать, почему одни птицы улетают осенью, а другие на зиму к нам прилетают». Учительница не поддерживает его желания, она требует лишь ответы на предлагаемые вопросы. А между тем дополнение мальчика не только изменило бы общее недостаточно верное представление детей о том, что все птицы осенью улетают, но и явилось бы закреплением достигнутого умения связно излагать свои мысли.
Дети, посещавшие детские сады, привыкли к более широкому общению, поэтому иногда, особенно в первое время, они чувствуют себя в школе неуютно именно потому, что не могут применить полученные в детском саду знания и опыт.
Говоря о преемственности в содержании программ и характере знаний детей, приходящих из детского сада в I класс школы, необходимо отметить, что при концентрическом расположении знаний, то есть когда к одним и тем же явлениям, предметам дети обращаются и в детском саду и в школе (причем не только в I классе, но затем и в старших классах), необходимо так переработать программу школьного обучения, чтобы по каждому разделу обеспечивалась строгая и последовательно расширяющаяся система знаний, сообщаемых детям на всем протяжении их обучения.
Общим для обучения детей в старшей группе детского сада и в I классе школы является то, что оно осуществляется педагогом, который применяет основные методы обучающего воздействия на детей — слово, показ, упражнение.
Обучение детей в детском саду и в школе формирует у детей «умение учиться», то есть способность усваивать знания, умение овладевать теми приемами и способами работы, которые показывает воспитатель детского сада или учитель школы, способность добиваться результата.
Общими являются и те требования к детям, выполнение которых постепенно воспитывает сложный комплекс поведения школьника: умение слушать воспитателя и товарищей; наблюдать и следить за теми или иными действиями учителя; неуклонно следовать его указаниям и тщательно выполнять их; умение выслушать оценку и затем самостоятельно оценивать свою работу, увидеть и исправить ошибки в соответствии с известными правилами. Все это воспитывает произвольность процессов умственной деятельности: внимание, активность мышления, способность к волевому усилию.
Однако эти общие, сходные основы обучения не делают его в детском саду и в I классе школы тождественным; прежде всего в режиме жизни и деятельности детей в детском саду обучение занимает незначительное место, в школе же все подчинено .учебной деятельности детей.
Поступая в школу, ребенок становится членом большого, организованного коллектива, членом общества — учеником. Это положение ко многому его обязывает, им определяется его поведение в школе и вне ее.
Конечно, коллективная деятельность детей организуется еще в дошкольном возрасте. Но в практике дошкольного воспитания педагог обращается не к коллективу детей, а устанавливает контакт с отдельными детьми. Поэтому дети часто не научаются относить обращение к коллективу как обращение к каждому из них и требуют к себе особого, индивидуального внимания.
И, чтобы перестроить упрочившуюся привычку и выработать новый тип взаимоотношений, учитель и сами дети должны приложить немалые усилия. Специфической особенностью работы в классе является общий для всего класса темп. Однако в начале обучения многие дети, в том числе и посещавшие детский сад, не успевают за этим общим темпом коллективной работы, тяготятся им и, как правило, заканчивают работу в классе позже других. Особенно это сказывается в работе над такими заданиями, где требуется точность и быстрота. Для выполнения таких заданий в общем темпе у детей надо сформировать новые навыки и привычки, использовав ранее сложившийся опыт коллективной жизни детей. В детском саду ребенок самостоятелен в выполнении ряда требований, предъявляемых к его работе и поведению: его приучили самостоятельно выполнять многие поручения воспитателя и даже помогать более слабым товарищам.
В школе к самостоятельности детей предъявляются новые требования. С первых дней ребенок должен отвечать за свое поведение, выполнять требования учителя, директора, завуча, выполнять домашние задания.
Нравственное воспитание детей в детском саду и I классе школы основывается на единых принципах коммунистической морали, выраженных в содержании и методах нравственного воспитания будущего советского гражданина и конкретизированных в требованиях и правилах, определяющих нравственное поведение детей в детском саду и в школе.
В требованиях к поведению детей в старшей группе детского сада и в школе есть много общего, и это создает благоприятные условия для разрешения проблемы преемственности, установления общих, развивающихся приемов воспитания, разработки (на основе опыта) единой системы требований к поведению детей.
В детском саду у детей воспитываются навыки общественного поведения, привычки к опрятности, исполнительности: дети замечают малейшие недостатки, ведущие к нарушению порядка в группе, у них воспитываются не только навыки, но и жизненная потребность вымыть перед едой руки, опрятно есть, не ронять крошек на пол и т. д., они охотно восстанавливают нарушенный порядок: вытрут случайно разлитую воду, уберут после работы остатки материала, с которым работали, пособия, игрушки после игры. У них создается определенный стиль поведения.
В школе эти навыки далеко не всегда сразу используются учителем, поэтому они быстро утрачиваются и с трудом потом восстанавливаются.
Большинство правил, определяющих культуру взаимоотношений, так же как требования быть вежливым со старшими, вести себя скромно, быть внимательным, предупредительным, слушаться родителей, помогать им, заботиться о маленьких братьях и сестрах, берет свое начало в практике воспитания детей в детском саду, где на фактах поведения, на примерах выполнения правил воспитываются начатки культурных взаимоотношений детей с окружающими их взрослыми людьми и друг с другом.
Особого внимания требует перестройка отношений детей с учителем. Эти отношения носят более деловой и сдержанный характер, чем отношения с воспитателем в детском саду.
Уже в дошкольном возрасте дети приучаются приходить без опозданий в детский сад, что вырабатывает привычку быть организованными, исполнительными, уважать воспитателя и коллектив товарищей. У детей воспитывается привычка переходить от игр к занятиям по первому призыву воспитателя, прекращать работу не только по окончании ее, но и потому, что этого требует воспитатель. Обучение требует определенного поведения детей во время занятий, сосредоточенного внимания, волевых усилий.
Правильно организованный педагогический процесс является средством, обеспечивающим систематическую тренировку, а вслед за этим и изменения отдельных свойств нервной системы детей, развитие нужных для обучения в школе наиболее ценных привычек, умений, способностей.
Дошкольное и школьное воспитание — звенья единой системы коммунистического воспитания детей. Работникам детских садов и учителям первых классов, чтобы обеспечить единую систему обучения и воспитания, необходимо многие вопросы решать совместно. Формирование готовности детей к обучению есть результат совместной работы воспитателя и учителя.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.