Различные проявления жизнедеятельности организма, как, например, мышечная работа, деятельность сердца, работа дыхательного аппарата, мозговая деятельность, выработка и поддержание тепла и т. д., обязательно сопровождаются тратой вещества организма. Но для детского организма, как растущего, питание должно обеспечить не только восстановление расходов вещества организма. Достаточно вспомнить, что новорожденный ребенок весит в среднем 3 кг, а взрослый человек примерно 60 кг, т. е. за время роста масса тела увеличивается примерно в 20 раз. Особенно энергичный рост и накопление массы тела происходит в первые годы жизни. Понятно, что ребенку пища нужна не только как источник энергии, не только для восстановления, затраченного вещества организма. Нормальное развитие растущего организма, а также его устойчивость в борьбе с инфекционными заболеваниями возможны только при достаточном его снабжении полноценной пищей.
Физиологический механизм еды, способность к принятию, перевариванию и усвоению питательных веществ должны, естественно, быть обеспечены с момента появления ребенка на свет, когда с перерезкой пуповины снабжение питательными веществами из крови матери прекращается. И действительно, новорожденный ребенок, едва появившись на свет, уже «умеет» есть, т. е владеет движениями, необходимыми для успешного сосания груди матери.
Подобные прирожденные «умения» было принято называть инстинктами. Школа акад. И. П. Павлова доказала, что в основе различных инстинктов (инстинкт питания, самозашиты, размножения и др.) лежат особые врожденные механизмы — сложные рефлексы. К таким сложным рефлексам относится и сосание груди матери. Мы видим, таким образом, что сосать материнскую грудь ребенок умеет с первых дней жизни и что это умение обеспечено врожденным механизмом (сосательный рефлекс). Сосание происходит как ответ на раздражение слизистой оболочки рта ребенка грудным соском кормящей матери.
Как же объяснить хорошо известный факт, что, пососав энергично 10—15 минут, ребенок бросает грудь, «отваливается» от груди, а потом отворачивается, и тот же самый сосок уже не возбуждает сосательных движений. Объяснение, скажет читатель, очень простое: ребенок сыт, бросает грудь так же, как мы отодвигаем прибор, встаем из-за стола и т. д. Это объяснение совершенно правильно, это «чувство меры».
В нервной системе высоко развитых организмов (высших животных и челорека) находятся центральные регуляторы в виде скопления нервных клеток, так называемые нервные центры, как, например, дыхательный центр, центр, регулирующий кровообращение и др. Существует также и пищевой центр. Если, например, в крови мало кислорода и много углекислоты, то избыток последней возбуждает дыхательный центр; возбуждение передается на дыхательную мускулатуру, и мы начинаем усиленно и глубоко дышать.
Точно так же повышению возбудимости пищевого центра способствует обеднение крови питательными веществами, так называемая «голодная кровь». Повышенная возбудимость пищевого центра передается по соответствующим нервам на слюнные железы и на железы, отделяющие желудочный сок. Она передается и на двигательную мускулатуру животного. При этом начинают сокращаться (работать) как раз те мускулы, которые помогают животному овладеть пищевым объектом.
В результате такого повышения возбудимости пищевого центра, которое передалось на железистый аппарат и двигательную мускулатуру, новорожденный ребенок и производит, в ответ на раздражение, энергичное сосание груди, а ребенок постарше тянется к бутылочке молока, стремясь захватить ее руками и приблизить ко рту. Такой же механизм лежит и в основе добывания пищи у животных. Таким образом, повышение возбудимости на пищевые раздражители — это физиологическая причина того, что животный организм стремится овладеть пищевым объектом. То же самое можно выразить и несколько иными словами. Только при наличии «голодного» возбуждения ребенок «интересуется» едой или, как говорят физиологи, имеет положительную реакцию на предложенную пищу.
Как долго продолжается повышенная возбудимость пищевого центра и связанная с ним положительная реакция на еду? «Аппетит приходит с едой» — говорит французская пословица. Но отчего зависит и как обеспечивается чувство насыщения и ослабление активности в еде?
Пищевой центр, как и всякий физиологический механизм, не только возбуждается к деятельности: на смену возбуждению пищевого центра, после еды постепенно наступает состояние как бы успокоения — фаза торможения. Оказывается, что от наполненного желудка по нервным путям передаются в пищевой центр тормозные импульсы (сигналы). Кроме того, задержка и ослабление возбуждения (тормозная реакция) осуществляются автоматически, благодаря тому, что состав крови переходит из «голодного» в «сытый». Это переключение сейчас же сказывается уменьшением работы слюнных и желудочных желез, понижением возбудимости жевательной и другой мускулатуры. Резко выраженная положительная реакция на пищу, например, в начале обеда, к концу его (благодаря появлению фазы торможения) сменяется отрицательной: мы не прочь перейти из столовой в другую комнату и т. д.
Каждая мать имеет возможность наблюдать эту смену возбуждения и торможения пищевого центра на протяжении кормления ребенка. Можно ли, однако, целиком полагаться на такую автоматическую регуляцию аппетита у ребенка при грудном вскармливании? Наблюдения показывают, что значительное большинство детей сами правильно регулируют длительность сосания.
Если соблюдать правильные промежутки между кормлением (обычно 3 — 4 часа), то некоторые дети хорошо прибавляют в весе, несмотря на то, что сосут всего несколько минут (а не 15 — 20 минут, как это чаше всего бывает). Эта разница в длительности сосания зависит и от некоторых особенностей молочных желез матери: если молоко отделяется легко, то ребенок скорее наполняет желудок, чем при «тугой» груди; но некоторые дети, если предоставить им свободу сосать «до отказа», несомненно, могут переедать, т.е. высасывать значительно больше, чем им нужно для нормального прироста веса (жадные сосуны). Иногда в связи с перееданием появляются те или иные нарушения: обильное срыгивание, частый и жидкий стул, скопление газов, кишечная колика и т. п. Это значит, что пищевой центр у этих детей находится в состоянии чрезмерной возбудимости, а фаза торможения слабо выражена и запаздывает. На этом примере мы видим, что аппетит не всегда регулируется в интересах ребенка; в таких случаях будет правильно несколько ограничить время сосания и не полагаться на «физиологическую совесть» ребенка.
Повседневные наблюдения показывают, что активное сосание груди вполне достаточно обеспечено с первых дней жизни ребенка и в дальнейшем все более и более закрепляется.
Отказ ребенка от сосания груди при правильной технике кормления встречается очень редко. Случаи же недостаточно активного сосания у здоровых доношенных детей встречаются значительно чаще. Причиной такого «ленивого» сосания иногда бывает слишком быстрая утомляемость ребенка. Такие дети склонны долго держать во рту сосок, не «работая» над ним, или сосут очень вяло и нередко засыпают у груди, оставаясь голодными. Такое быстрое утомление при сосании иногда является выражением слабости их нервной системы. Наблюдения показывают, однако, что почти всегда путем терпеливого и настойчивого упражнения в сосании удается поднять энергию сосательного акта, ребенок приучается сосать активно и высасывать достаточно.
Причиной «ленивого» или недостаточно эффективного сосания нередко является и так называемая «пустышка» (резиновая соска с колечком). При сосании пустышки, которую ребенок «понимает» как грудной сосок, затрачивается впустую много энергии. Когда же ему приходится приложить усилия для сосания груди матери, то он оказывается уже усталым: сосательный рефлекс благодаря длительному пользованию пустышкой ослабевает, притупляется. Отнятие пустышки нередко способствует появлению более активного сосания. Если ребенок особенно беспокоен, много кричит и плачет, необходимо посоветоваться с врачом и выяснить причину беспокойного состояния ребенка; пользоваться пустышкой в таких случаях можно только ночью, если она способствует засыпанию ребенка (как временная крайняя мера).
Вскармливание грудью матери — основа нормального роста и развития ребенка, профилактика заболеваний не только в течение первого года жизни, но и в дальнейшем. Совершенно очевидным поэтому становится большое значение предупреждения и устранения всяких, на первый взгляд даже и незначительных, нарушений, которые могут оказать отрицательное влияние на активно-положительное отношение ребенка к сосанию груди. О некоторых из таких нарушений уже упоминалось выше.
Для поддержания ритмичной пищевой возбудимости большое значение имеет физиологически правильное чередование основных режимных моментов — сна, еды, бодрствования: кормление должно следовать за сном, после сна некоторое время дети активно бодрствуют.
Дети в возрасте от 2 до 10 месяцев должны спать три раза по 2—1,5 часа; старшие дети до 1 года 2 месяцев опят два раза по 2 1/4 — 1 1/2 часа. Вынос ребенка на евежий прохладный воздух за 1,5 — 2 часа до кормления является наиболее правильным и надежным приемом, способствующим быстрому наступлению сна.
Установлено, что наибольшая пищевая активность бывает после сна; выспавшись, дети хорошо едят, а после еды некоторое время активно бодрствуют. К сожалению, многие матери укладывают детей спать непосредственно после кормления.
Нередко в силу тех или иных причин может явиться необходимость назначить ребенку докорм даже в первые месяцы жизни. Независимо от вида рекомендованного педиатром докорма (донорское молоко или смесь из коровьего молока) в этих условиях перед матерью стоит задача максимально использовать свою грудь, что возможно только при сохранении и укреплений активного сосания. В этой связи получает значение правильная, т. е. физиологически обоснованная техника проведения необходимого докорма. Давать его с помощью соски (через «рожок») или с ложечки? Долгое время среди педиатров господствовал взгляд, согласно которому дача докорма с ложечки предохраняет от того, чтобы ребенок, приспособившись к сосанию из «рожка», не перешел к «ленивому» сосанию груди, что, как известно, требует большей активности.
Исходя из этого предположения, считалось целесообразным давать докорм с ложечки даже детям первых месяцев жизни.
Специальными исследованиями и клиническими наблюдениями, проведенными под руководством Н. М. Щелованова, установлено: 1) дети до 4 — 5 месяцев далеко не всегда проявляют способность к сложным пищевым движениям, без чего полное использование даваемого с ложечки не всегда удается; 2) отказ ребенка от сосания груди после того, как он некоторое время пользовался резиновой соской, надетой на бутылочку, зависит не от легкости сосания через соску, а от того, что она имеет форму пальца, а не грудного соска. Совершенно естественно, что такая форма не может способствовать выработке и укреплению тех движений, которые помогают эффективному сосанию. Следует также учитывать, что длительное пользование ложечкой в столь раннем возрасте может раздражать нежную слизистую оболочку рта ребенка.
В продаже имеется соска, приближающаяся по форме к соску женской груди. Пользование такой соской предупреждает нарушение сосательных движений, из-за которого ребенок нередко отказывается сосать материнскую грудь. Поэтому есть достаточно оснований начинать докорм с ложечки не ранее 4—5 месяцев, когда ребенок более способен к выработке необходимых для этого пищевых движений.
Для лучшего уяснения дальнейшего изложения необходимо несколько ближе ознакомить читателя с содержанием понятия о рефлексе.
Как уже указывалось, положительное отношение ребенка к сосанию груди обеспечено уже с момента его рождения, каждая мать с понятным удовлетворением убеждается в этом, наблюдая за своим новорожденным. Физиологической основой как положительного, так и отрицательного отношения к любому способу принятия пищи является механизм рефлекса. Рефлекс — это ответная реакция организма на какой-либо раздражитель, осуществляемая нервной системой.
На протяжении первого месяца жизни сосательный рефлекс осуществляется уже от прикосновения грудного соска не только к губам, но и к щеке ребенка; под влиянием этих раздражителей ребенок как бы ищет грудной сосок и захватывает его при первом соприкосновении. Сосательный рефлекс укрепляется в длинном ряду поколений, т. е. передается наследственно у всех млекопитающих, в том числе и у человека. Такие прирожденные «умения» И. П. Павлов назвал безусловными рефлексами. На этой наследственной основе уже в конце первого и на протяжении второго месяца жизни сосательный рефлекс появляется не только от прикосновения к грудному соску, но и как ответная реакция на некоторые другие раздражители, которые несколько раз совпадали во времени с рефлексом безусловным, т. е. сосанием груди. Так, например, образуется у ребенка зрительный условный сосательный рефлекс; это значит, что сосательные движения могут появляться у ребенка уже только при виде материнской груди. На основе такой же закономерности условный сосательный рефлекс появляется при взятии ребенка на руки, т. е. на положение тела, которое придается ребенку при кормлении его грудью. Появление у ребенка сосательного рефлекса только в ответ на положение при кормлении подмечено матерями: они нередко указывают, что ребенок «ловит грудь ротиком», но не всегда правильно делают заключение, что это «искание» и сосательные движения указывают на то, что ребенок голоден, а значит, по мнению матери, у нее не хватает молока. Такое ошибочное заключение может побудить мать, не посоветовавшись с педиатром, укорачивать промежутки между кормлениями или даже приступить к докорму без существенных оснований.
В результате ребенок будет прикладываться к груди без достаточной пищевой возбудимости, что обычно влечет за собой «еполное опорожнение груди, т. е. застой молоха с неизбежным уменьшением продуктивности молочных желез.
При образовании зрительного условного сосательного рефлекса в качестве условного раздражителя действует вид материнской груди; для появления же сосательного условного рефлекса на положение тела при кормлении условными раздражителями являются импульсы (возбуждения), возникающие в нервных окончаниях (рецепторах) кожи, мышц и суставов под влиянием взятия ребенка на руки и необходимости придать ему определенное положение.
Указанные раздражители (вид материнской груди и нервные импульсы с рецепторов) являются сигналами, вызывающими условный сосательный рефлекс еще до прикладывания ребенка к груди.
Сосательный рефлекс на положение при кормлении относится к самым ранним: он появляется нередко уже в конце первого месяца, а исчезает к концу третьего и началу четвертого месяца. К этому времени условный сосательный рефлекс появляется и без взятия на руки для кормления, а уже только при виде материнской груди, т. е. по зрительному сигналу.
Как уже указывалось, врожденные «умения» проявляются также и в виде отрицательных реакций, имеющих защитно-оборонительный характер. Такие реакции имеют большое жизненное значение, поскольку предохраняют организм от того или иного повреждения. Так, например, даже при незначительном болевом раздражении (слабый укол булавкой) новорожденный младенец отвечает отдергиванием конечности. Другой пример — мигание или закрывание глаз (прижмуривание) при дуновении воздуха в глаза или под влиянием яркого света (мигательный защитный рефлекс). На основе безусловного защитного рефлекса может образоваться также и условный защитно-оборонительный рефлекс, в том числе и двигательный пищевой.
Нередко матери жалуются, что дети в возрасте около 2 месяцев и старше отказываются сосать грудь, находясь в здоровом состоянии и притом, как кажется матери, без какой бы то ни было важной причины. При подробном расспросе оказывается, что на протяжении некоторого времени ребенок после нескольких минут активного сосания вдруг начинает проявлять резко выраженный отрицательный двигательный пищевой рефлекс: откидывает голову от грудного соска и проявляет сильное беспокойство вплоть до крика и плача. Такое положение создается у некоторых детей, которые часами держат во рту соску-пустышку и энергично ее сосут. У некоторых детей от заглатывания при этом воздуха в желудке образуется воздушный пузырь; этот пузырь еще больше увеличивается за счет воздуха, который ребенок заглатывает при сосании материнской груди. Значительные скопления в желудке заглотанного воздуха вызывают болевое ощущение; в ответ на это и получается описанная выше защитная реакция.
Если мать заметила, что после нескольких минут активного сосания ребенок отказывается сосать и проявляет беспокойство, необходимо решительно отказаться от пользования соской-пустышкой, что отнюдь не сопровождается каким-либо нарушением самочувствия и общего поведения ребенка.
Если же мать при такой ситуации не получила соответствующего указания или не решается расстаться с соской-пустышкой, а старается, игнорируя ясно выраженное отрицательное отношение ребенка, заставить его сосать грудь и даже применяет с этой целью некоторое принуждение, то результат закономерно получается обратный.
Чем больше мать старается, тем больше укрепляется ответная отрицательная двигательная реакция не только на грудной сосок, но и на сопутствующие внешние раздражения. Обычно уже через несколько дней после взятия ребенка на руки само положение тела при попытке кормления, а также и вид материнской груди становятся сигналами для появления двигательной отрицательной реакции, т. е. для отказа от груди. Недоучет указанной закономерности обычно и является причиной стойкой отрицательной реакции на попытки кормления грудью. Заглатывание воздуха, как было указано, может встречаться и у детей, которые не пользуются соской-пустышкой, этому может способствовать неполное захватывание грудного соска как при нормальной его форме, так и при плоских сосках. Поэтому целесообразно после каждого кормления грудью придавать ребенку на 1—2 минуты вертикальное положение, чтобы содействовать выходу заглотанного воздуха (так называемая «воздушная» отрыжка). Сравнительно редко, но все же встречаются случаи отказа ребенка от груди по причине неполного удаления неприятных или непривычных для ребенка лекарственных средств, применяемых для лечения трещин грудных сосков.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.