В предыдущей главе читатель ознакомился с физиологическим механизмом образования и дальнейшего укрепления как положительных, так и отрицательных условных пищевых рефлексов. Совершенно очевидно, что эти же закономерности определяют и отношение ребенка к еде в возрасте 5 — 6 месяцев, когда в пищевой рацион включаются блюда прикорма.
Для нормального пищеварения необходимо, чтобы пища во рту была достаточно смочена слюной и вызывала отделение достаточного количества желудочного сока. Пищевое возбуждение центров слюнных и желудочных желез возникает из полости рта путем безусловного положительного рефлекса. Когда же ребенка начинают приучать к еде блюд прикорма, необходимо, чтобы и они вызывали такое же положительное отношение, такой же интерес и желание, такое же отделение пищеварительных соков, как это наблюдается при кормлении грудью. Такое положительное отношение ребенка к блюдам прикорма, даваемым с ложечки, вполне естественно и хорошо знакомо каждой матери.
При ознакомлении с любым видом прикорма ребенок получает впечатления не только от раздражения слизистой оболочки рта; одновременно и неизбежно действуют и такие раздражители, как вид, запах, вкус пищи, посуда, к ложечка, с которой дается еда, и т. п.
Благодаря тому, что эти впечатления постоянно совпадают во времени с возбуждением безусловного пищевого рефлекса, между соответствующими пунктами головного мозга и центром безусловного пищевого рефлекса устанавливается прочная физиологическая связь; ребенок, как говорят, запоминает эти впечатления.
В результате закрепления этой связи достаточно только увидеть то или иное блюдо, почувствовать его запах, увидеть посуду, из которой ребенка обычно кормят и т. д., чтобы он начал проявлять положительную пищевую реакцию: ребенок тянется к еде, открывает рот, издает разные звуки. При такой реакции ребенок нередко проявляет нетерпение от одной ложки до другой; пищеварительные соки отделяются в достаточном количестве; ребенок ест с видимым удовольствием. Это и есть хорошо выраженный и нередко прочно закрепляющийся положительный условный пищевой рефлекс.
Как же в действительности, на практике, в обычных домашних условиях проходит приучение ребенка к блюдам прикорма и к еде уже после отнятия от груди? Все ли дети после 5—6 месяцев имеют положительную пищевую реакцию на еду в вышеуказанном физиологическом смысле? К сожалению, далеко не все.
Многие матери «мучаются» при кормлении детей и вынуждены прибегать к тем или иным уловкам и ухищрениям, чтобы принудить ребенка съесть то или иное блюдо, когда они наталкиваются на активно выраженное сопротивление.
Как это понять? Каким образом вкусная пища не только не вызывает положительной реакции, а, наоборот, — вызывает как бы отвращение, и дети нередко энергично «защищаются» от еды, отбрасывая рукой тарелку, ложку т. п.? Как же объяснить, что вместо положительной, реакция на предложение еды становится отрицательной?
Выше, говоря о работе пищевого центра, указывалось, что он может находиться то в состоянии повышенной возбудимости (что связано с наличием аппетита), то переходить в состояние торможения (при насыщении). Легко понять, что возбуждение пищевого центра связано с положительной реакцией на еду, а торможение его — с отрицательной. В дальнейшем благодаря частому повторению эта связь делается все более и более прочной. У ребенка упрочивается условный положительный рефлекс (в голодном состоянии) на еду и закрепляется условный отрицательный рефлекс на предложение еды в сытом состоянии.
Постепенно благодаря частому повторению, не только сама пища, но и все, что имеет отношение к ней, становится сигналом для возбуждения не только пищевого центра, но и связанной с этим возбуждением положительной двигательной реакции на еду. Такого же характера связь существует между тормозной активностью пищевого центра и, отрицательной реакцией на пищу, т. е. когда пища предлагается не голодному ребенку. Отрицательная реакция вызывается уже не только самой пищей, но и всей обстановкой, сопровождающей предложение еды. Эта отрицательная реакция сопровождается обычно очень характерными и выразительными движениями (жестами) ребенка. К таким жестам относятся: 1) отрицательное мотание головой; 2) «защитное» сжимание губок; 3) выталкивание пищи изо рта; 4) решительное откидывание рукой блюда, ложечки, чашки и т. д.
Но причиной, вызывающей отрицательную двигательную реакцию со стороны ребенка, бывает не только предложение еды в тот момент, когда ребенок не голоден. Казалось бы, что избежать отрицательной реакции на еду очень легко: стоит только не предлагать еду, когда ребенок сыт, и отрицательной реакции не будет. Это, конечно, совершенно правильно, но есть еще одна и очень важная причина, способствующая появлению отрицательной реакции (условного отрицательного рефлекса) на еду, даже у ребенка фактически голодного.
К числу врожденных безусловных реакций относится не только пищевой рефлекс. Есть еще один физиологический механизм — врожденная унаследованная оборонительная реакция, так называемый оборонительный или защитный рефлекс, являющийся физиологической основой оборонительного инстинкта. Глубокий жизненный смысл этого защитного рефлекса для животного организма вполне очевиден и понятен. Животное отворачивается от всего незнакомого, боится чужого, неизвестного, а ребенок даже отталкивает рукой незнакомый ему предмет. Проявление защитного, т. е. отрицательного рефлекса можно наблюдать, например, на рыбках в аквариуме: стоит погрузить в аквариум палочку, и рыбки быстро отворачиваются в противоположную сторону. Часто приходится наблюдать, как маленькие дети отворачиваются и прижимаются к груди матери, как бы ища защиты при виде нового, незнакомого лица или при появлении незнакомого им предмета. Эта врожденная отрицательная реакция на незнакомые предметы отличается у маленьких детей особой силой, а иногда и стойкостью. Очень часто матери не могут измерить маленькому ребенку температуру, поскольку он боится термометра. К чувству удивления у маленьких детей иногда примешивается и чувство страха.
Применительно к нашей теме, незнакомыми предметами являются новые блюда прикорма, особенно те из них, которые по виду, цвету, запаху и вкусу резко отличаются от молочных блюд, с которыми ребенок уже освоился, т. е. имеет к ним положительное отношение.
Понятно, что отрицательная реакция на незнакомое блюдо не может возбуждать деятельность пищевого центра. Когда ребенок сжимает губки или отворачивает голову, а тем более энергично отталкивает рукой предлагаемую пищу, то с этим активным оборонительным рефлексом обязательно связывается не возбуждение, а угнетение, торможение работы пищевого центра и задержка выделения слюны и желудочного сока.
Чем сильнее и чаще возбуждается центр оборонительного рефлекса, тем сильнее развивается торможение пищевого рефлекса. В результате ребенок очень решительно и энергично отказывается от предлагаемой еды.
При таком поведении детей мать или другие лица, окружающие ребенка, чувствуют себя вынужденными добиваться того, чтобы он съел предлагаемую ему порцию. Благодаря частому повторению предложения, отрицательная реакция на предлагаемые блюда все более укрепляется. Через несколько дней отрицательный рефлекс уже прочно выработан и вызывается не только на содержимое ложечки (каша, суп, пюре, кисель), но и на ложечку, а еще через несколько дней ребенок начинает выражать неудовольствие даже при виде посуды, при надевании салфетки, словом, на любое явление, связанное с обстановкой кормления. У нервных детей дело доходит до плача и нередко до рвотных движений.
Дело в том, что тормозная реакция у детей возникает очень легко, быстро распространяется по головному мозгу и может долго держаться. Это тормозное состояние уже настолько сильно, что пересиливает возбудимость пищевого центра, которая должна быть у голодного ребенка к моменту его кормления. Как более сильная и «привычная» волна торможения заглушает волну возбуждения пищевого центра; слюна не выделяется, и пища остается во рту сухим комком. Вот почему нередко приходится видеть, как дети буквально часами держат во рту пищу и не могут проглотить, так как она не смочена слюной. По этой же причине многие дети, страдающие анорексией, требуют воды для смачивания пищевого комка.
Если принять во внимание, как легко у детей вырабатываются условные рефлексы (и, что особенно важно, не только положительные, но и отрицательные), то становится понятным, какой осторожности требует кормление ребенка как в период кормления грудью, начиная с первых дней жизни, так и тогда, когда апервые вводятся блюда прикорма.
Из изложенного можно уже сделать некоторые заключения, которые относятся к основным правилам кормления ребенка.
1. К началу кормления ребенок должен быть голоден, т. е. промежуток между едой должен быть не менее 3—4 часов; иначе невозможна положительная реакция на еду и нормальное пищеварение.
2. Не следует забывать, что сладкий чай, сладкая вода, компоты, кисели, мандариновый и апельсиновый соки, а тем более конфеты, пряники, корочки хлеба, печенье, венские булочки и т. д. не могут заменить полноценного блюда, а главное, очень резко понижают возбудимость пищевого центра, т. е. попросту говоря перебивают аппетит. Эта простая истина доступна пониманию каждого здравомыслящего человека; для этого не нужно специальных знаний по физиологии пищеварения и тем не менее это правило нарушается на каждом шагу.
3. Если ребенок еще не освоил нового блюда, т. е. у него не выработался на это блюдо положительный условный рефлекс, если он не тянется к еде, не открывает с жадностью ротик навстречу ложке, то необходимо тотчас же прекратить кормление, иначе появляется оборонительная, отрицательная реакция.
Если этот отрицательный рефлекс еще не успел укрепиться, не стал привычной реакцией ребенка на предлагаемую еду, то еще можно надеяться на скорый благоприятный новорот. Все зависит от того, насколько сильно бывает выражена волна торможения, возникающая одновременно и в связи с оборонительной реакцией. Если эта тормозная волна не особенно сильна, то ее можно преодолеть посредством усиления пищевой возбудимости.
Установлено, что пищевая возбудимость, как основа аппетита, в часы голода закономерно усиливается не только под влиянием «голодного» состава крови, но также и благодаря наступающим сокращениям пустого желудка, что в воспринимается организмом как чувство голода. Как показывают наблюдения, ребенок, решительно отказавшийся от очередной еды, как правило, обнаруживает
положительную пищевую реакцию на предложение той же самой еды (конечно, в подогретом виде) через несколько часов. В отношении детей, страдающих анорексией в течение долгого времени, нередко оказывается целесообразным на несколько дней вовсе отказаться от определенных часов приема пищи; следует ждать, пока ребенок начнет проявлять «голодное» беспокойство (как выражаются многие матери, начнет хныкать). Предложение еды только в ответ на такое заметное беспокойство у маленьких детей или на словесное требование у более старших обычно сопровождается успехом.
Иногда бывает полезно предлагать еду не с ложечки (на которую уже успел выработаться наиболее прочный отрицательный рефлекс), а из чашечки, маленького стаканчика или из блюдечка. Здесь следует напомнить, что возбуждение пищевого центра со рта, это уже знакомый нам путь врожденного (безусловного) рефлекса.
Изложенный выше физиологический механизм объясняет нам тот простой и хорошо известный факт, что невкусно приготовленную пищу мы едим с большой жадностью только после очень продолжительного лишения пищи, когда чувство голода пересиливает отрицательную реакцию.
Отсюда вытекает правило, что при отказе ребенка от еды целесообразно не настаивать, чтобы он ее поел (этим только подкрепляется отрицательный условный рефлекс), а спокойно выждать известный промежуток времени, после чего снова предложить ребенку ту же или очередную еду.
Большое значение для успешного лечения имеет также и отношение к ребенку в промежутках между кормлениями. Ребенок, начиная примерно с 3 лет, отказавшийся от еды, не должен чувствовать себя виноватым.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.