В средней группе дети продолжают осваивать различные виды изобразительной деятельности: рисование, лепку, аппликацию, а также знакомятся с некоторыми видами изобразительного искусства: книжной графикой, скульптурой мелкой пластики, декоративно-прикладным искусством. Используя разнообразные методы, воспитатель формирует у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, подводит их к передаче образа с помощью различных выразительных средств.
Ознакомление с изобразительным искусством происходит как на занятиях, так и в повседневной жизни. В начале года воспитатель уделяет основное внимание рассматриванию с детьми картин, иллюстраций, учит соотносить их с действительностью. После наблюдения осенней природы, листопада он предлагает детям рассмотреть, как эти явления изобразил художник на картине, спрашивает ребят, где они видели такие красивые деревья, цветы, листья. Картина с изображением осени может некоторое время находиться в группе. Когда наступает поздняя осень, педагог вносит новую картину и спрашивает детей: «Чем отличается эта картина от первой, что изменилось на ней?» Во время прогулки он обращает внимание детей на изменения в природе (голые деревья, часто идет дождь, небо покрыто серыми тучами).
Постепенно воспитанников средней группы начинают знакомить со скульптурой мелкой пластики, образцом которой служит народная игрушка. На занятиях можно использовать глиняную дымковскую игрушку. Она понятна детям, радует их своей яркостью, простотой формы, образностью. Воспитатель вместе с ребятами любуется красотой ее узора, показывает, из каких элементов (колец, полосок, точек, волнистых линий) она состоит. Рассматривание игрушки целесообразно проводить перед декоративным рисованием, которое вводится в этой группе. Дети, после того как им покажут приемы рисования всей кистью и ее концом, украшают коврик, платочек для куклы (полоску, квадрат) узором, подобным увиденному.
Для рассматривания воспитатель может использовать также скульптуру, изображающую животных. Образы зайчат, мишек, птичек вызывают у детей интерес, симпатию. Ребята сами начинают показывать, какое изображение им особенно понравилось, придумывают простые рассказы об этих животных. Скульптурная фигурка дает возможность рассмотреть ее форму с разных сторон; это обогащает представление воспитанников о животном, помогает увидеть его характерные черты (приподнятые крылья у птички, прижатые к спинке уши у трусливого зайчонка, неуклюжие лапы у мишки и т. д.) и облегчает усвоение приемов лепки в процессе обучения.
На занятиях воспитатель стремится вызвать у детей интерес, радостное чувство, доброжелательное отношение к тому, что они изображают. Например, рассматривая рисунки детей, педагог говорит: «Наверное, эти дома построили строители, чтобы в них могли жить люди. Как красиво они украшены, ведь скоро праздник. А почему в руках девочек нет флажков или шариков? Все идут на парад. Им тоже хочется нести флажки. Нарисуйте их». После того как дети изобразят флажки или шарики, он замечает: «Вот теперь всем детям весело и радостно идти на парад».
Или, например, если на занятии лепкой воспитатель замечает, что некоторые дети небрежно раскатывают комочки глины, он говорит: «У куклы Маши скоро день рождения. К ней придут гости. Как же таким печеньем она будет угощать своих гостей? Надо всем постараться, чтобы печенье получилось ровное, красивое».
Замечания такого характера направлены не только на совершенствование изобразительной деятельности, они способствуют также формированию нравственных чувств детей.
На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией педагог учит детей изображать предметы разнообразной формы, передавать их строение, основные части и некоторые характерные детали. Перед тем как дети начнут изображать предмет, помогает им его внимательно обследовать (вначале рассматривают форму предмета в целом, а затем в определенной последовательности — его отдельные части). Четко организованное обследование предмета и необходимые пояснения помогают детям изобразить его самостоятельно.
В процессе рисования, лепки воспитатель напоминает детям о форме предмета или его частей. Если ребята будут изображать игрушки (матрешку, куклу, мишку и т. д.), рассматривание персонажа проходит в занимательной игровой форме, чтобы вызвать у них интерес к образу. Например, перед лепкой зайчика взрослый создает такую игровую ситуацию. Из-под елочек появляется сначала не вся фигура зайчика, а только его голова: «Я — Зайка Длинные Уши, прыг да скок, убежал в лесок». Дети сразу же замечают, что самое характерное в фигуре зайчика — длинные уши. Они стараются передать их в лепке.
Педагог вместе с воспитанниками наблюдает окружающую жизнь: природу в разное время года, общественные явления. Полученные представления отражаются в детских рисунках, аппликации: ребята изображают деревья в осеннем, зимнем уборе, новогоднюю елку, огни праздничного салюта. Поиски разных вариантов композиции без помощи взрослого для ребенка еще трудны. Поэтому воспитатель рассматривает с детьми картины, иллюстрации, помогает им использовать различные выразительные средства, предлагает бумагу разного формата и цвета. Так, при изображении осенних листьев советует расположить их по всему листу или в нижней его части.
Показ способов действий — прием, с помощью которого воспитатель обучает детей изображению сложных очертаний предмета. Показ сопровождается словесными указаниями, которые помогают запомнить последовательность действий. Такой прием особенно необходим при освоении воспитанниками техники декоративного рисования. Дети должны получить представление о том, что от четкости движения кисти, характера ее нажима, умения ритмично проводить линии разного типа зависит красота узора, а при рисовании несколькими цветами нужно научиться хорошо промывать кисти. Ребятам, владеющим таким навыком, удается в рисунках сохранить яркость и чистоту цвета.
В процессе лепки воспитатель показывает детям, как надо передавать форму посуды, фигурок животных, снеговика, снегурочки и т. п. Проведение на занятиях по лепке обследования этих форм, их сопоставление между собой помогает воспитателю в дальнейшем подвести детей к изображению тех же персонажей в рисунке, а затем и к усложнению сюжета рисунка.
Показ способов действий не лишает детей самостоятельности, которая проявляется на каждом занятии, даже в том случае, когда ребенок выполняет определенное задание. Воспроизведение узора, наклеивание вырезанных из бумаги частей предмета, лепка новой формы не являются механическими процессами. Каждый ребенок изображает узор, аппликацию, форму в лепке, опираясь на свои знания, опыт, умения. Педагог помогает сделать этот процесс интересным для каждого воспитанника. Например, дети учатся делать надрезы на прямоугольной полоске, чтобы получилась лодочка с парусом. Так как им раздали разные по цвету полоски и надрезы каждый делает по-своему (глубже или мельче), получаются разнообразные силуэты лодочек с парусами. Воспитатель отмечает эту особенность, замечают ее и дети.
Развитию творчества в изобразительной деятельности помогает художественное слово. Стихи детских поэтов, например В. Сутеева «Сказка про карандаш и краски», К. Чуковского «Цыпленок», А. Барто «Флажок», произведения народного фольклора (песенки, потешки, загадки), некоторые народные выражения («травка-муравка», «ясно солнышко», «курочка-красавица», «мышка-норушка» и т. д.) дети могут использовать при характеристике персонажей, изображаемых ими в рисунке, лепке, аппликации, и при анализе готовых работ (особенно на сказочную тематику).
Первые проявления детского творчества возникают уже в младших группах. В средней группе воспитатель дает ребятам специальные задания, подводящие их к созданию выразительных образов. Творческие задания вносят некоторое разнообразие в детские изображения. Так, если педагог скажет: «Нарисуем, как белый снег пушистый в воздухе кружится», дети могут нарисовать снег, падающий на землю или просто кружащийся на ветру, деревья, кусты. Воспитатель предлагает ребятам рисовать на разном фоне: сером, темно-синем, голубом. У всех получается красиво, но в одном случае — это день, а в другом — вечер. Картина зимнего снегопада в каждом рисунке будет своеобразной и неповторимой.
Иногда на занятиях по рисованию, лепке, аппликации воспитанники выполняют коллективную работу. Работы такого характера можно также отнести к творческим. В их процессе дети учатся целенаправленно использовать изобразительные навыки, согласовывать свои действия с товарищами. Приучают дошкольников к совместным видам работы постепенно. В начале года воспитатель активно помогает им в этом, затем предоставляет большую самостоятельность. Коллективную картину можно составить из отдельных детских рисунков, объединенных в конце занятия общим сюжетом. Однако чаще воспитатель предлагает ребятам всем вместе нарисовать или наклеить, например, цветы на лугу, рыбок в аквариуме, слепить цыплят, которые собираются вокруг мамы-курицы (ее может лепить воспитатель).
В средней группе возможны творческие задания и по декоративному рисованию. Например, дети научились украшать формы элементами дымковской росписи. Педагог предлагает задание — украсить узором платья для кукол. Он раздает силуэты платьев, вырезанные заранее из цветной бумаги, и предлагает каждому ребенку придумать для него узор. В конце работы дети сравнивают платья, находят наиболее красивые, яркие узоры.
Для того чтобы дошкольники приобрели изобразительные навыки и умения, необходимы упражнения, в процессе которых дети не должны механически повторять одно и то же изображение. Навыки отрабатываются непосредственно во время выполнения конкретной работы.
При обучении формообразующим движениям воспитатель обращает внимание ребят на их разнообразие. Это помогает детям в рисовании изображать различные очертания круглых, прямоугольных форм; усложняется процесс лепки и вырезывания с помощью ножниц форм предметов.
В средней группе, как и в младших, занятия по изобразительной деятельности планируют с учетом взаимосвязи всех ее видов. Благодаря этому обеспечивается последовательность в приобретении детьми знаний, навыков, умений, обеспечивающих образное воспроизведение явлений окружающей действительности. Воспитатель знакомит дошкольников с разными способами изображения предметов с помощью карандашей, красок, глины, вырезывания из цветной бумаги. Этот процесс происходит на занятиях по рисованию, лепке, аппликации. Дети учатся владеть кистью (рисовать концом и плашмя, закрашивать части предмета, наносить элементы узора на форму и т. д.); лепить, плотно соединяя части вместе; осваивают наиболее простые приемы вырезывания (по прямой, с закруглением углов). Овладение техническими приемами изобразительной деятельности успешнее происходит при включении их в задания творческого характера. Например, воспитатель предлагает детям украсить к празднику платье для куклы и показывает способ нанесения узора, сочетающий декоративное рисование с наклеиванием готовых форм. Задания такого типа готовят детей к комплексным занятиям, в которых сочетаются разные виды изобразительной деятельности, музыка и художественное слово. В конце года воспитателю необходимо определить уровень художественного развития детей. Для этого можно предложить ребятам рассмотреть картинки, на которых изображено разное время суток: день и вечер. Картинки такого характера дают возможность увидеть, понимают ли дети, что яркий солнечный день или вечер художник передает с помощью красок разного сочетания. Можно предложить ребенку нарисовать знакомый ему персонаж—игрушку, проверить, как он передает форму, характерные черты персонажа. Предлагая детям для лепки предмет или фигурку животного, воспитатель сможет увидеть, как ребенок владеет ее приемами. Для аппликации можно предложить круги, квадраты разных цветов и дать задание так их разложить и наклеить, чтобы получился красивый коврик.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.