Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Общее воспитание >>

Художественная литература


А. Н. Давидчук, Т. И. Осокина, Л. А. Парамонова и др.
"Воспитание и обучение детей пятого года жизни"
М., изд-во "Просвещение", 1986 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Дети пятого года жизни начинают отзываться на яркую, образную речь, на поэтичность стихотворений, художественную выразительность сказок, рассказов, высказывают свое отношение к персонажам и пытаются его передать соответствующей интонацией при чтении наизусть и в рассказывании. Более дифференцированным становится восприятие художественной речи. Дети начинают различать и замечать особенности ее, эпитеты, сравнения.
Воспитанники средней группы знают много потешек, четверостиший, с которыми знакомятся не только на занятиях, но и вне их. Активизируется их исполнительская деятельность; они с удовольствием выполняют задания воспитателя: расставляют фигурки сказочных персонажей на фланелеграфе, пересказывают сказки, сопровождая изложение сюжета показом плоскостных фигурок, стремятся передать выразительные интонации, характерные особенности изображаемых персонажей и свое отношение к ним.
На художественно-речевых занятиях дети знакомятся с произведениями более сложными по содержанию и форме, чем в предыдущей группе. Им читают рассказы и стихи о В. И. Ленине. Задача воспитателя — доступно, но не упрощенно раскрыть идейно-художественный смысл этих произведений.
В средней группе при ознакомлении с художественными произведениями ставятся задачи—развивать эстетическое восприятие, способность эмоционально отзываться на образную речь, оценивать поступки героев, характеризовать некоторые их нравственные качества (добрый, злой, смелый), учить выразительно читать стихотворения, потешки, различать жанры, замечать особенности литературного языка (эпитеты, сравнения, сказочные повторы).
Реализация этих задач во многом зависит от воспитателя, от его умения интересно, ярко, доступно донести художественный образ до ребенка, вызвать сопереживание, раскрыть эстетические качества художественных произведений и окружающей действительности, природы, общественных явлений, приобщить ребенка к деятельности.
Возрастные особенности детей пятого года жизни позволяют чаще, по сравнению с младшим возрастом, применять метод беседы при ознакомлении с содержанием произведения. Воспитатель с помощью наглядных средств (иллюстрации, плоскостной театр и т. п.), прослушивания музыкально-литературной инсценировки в грамзаписи знакомит детей с произведением и задает вопросы. По ответам можно судить, какую оценку ребенок дает произведению: понравилась ли сказка или рассказ, чем именно, понятно ли содержание текста (о чем рассказывалось), уловил ли он последовательность в развитии сюжета. Педагог задает вопросы, заставляющие размышлять и по поводу содержания текста: «Почему девочку звали Красной Шапочкой?»; «Почему медвежата названы жадными?» Он направляет внимание детей на образность повествования, на стилистику сказки, на повторность поэтических оборотов, эпитетов, на своеобразие зачина и концовки: «Какими словами начинается сказка?»; «Какие повторения в ней имеются?»
Беседы способствуют развитию умения размышлять, сопоставлять, подмечать выразительную сторону произведений, осмысленно запоминать их. Вопросы воспитателя помогают детям обобщать события, явления, подходить к правильной оценке поступков героев, определять характер произведения (веселое, радостное, бодрое, праздничное). В беседе обогащается речь, поэтические образы начинают входить в активный словарь ребенка, становятся достоянием детской речи.
Одна из задач художественно-речевой деятельности — развитие исполнительских умений детей, обучение выразительно читать стихотворения, интонационно передавать текст в зависимости от его содержания, соблюдать логические паузы, ударения; эмоционально пересказывать рассказ, сказку, воспроизводить образные слова и выражения. Эти задачи решаются на разных художественно-речевых занятиях, в том числе по разучиванию стихотворений.
Разучивание стихотворения Е. Благининой «Флажок»
Цель. Создать радостное настроение, вызвать эмоциональную отзывчивость в игровой ситуации, соответствующей содержанию занятия. Учить слушать, запоминать художественный текст. Стимулировать желание детей самостоятельно читать стихотворение, меняя интонацию, темп.
Материал. Флажки для каждого ребенка.
Ход занятия. Воспитатель всем детям раздает флажки, предлагает посмотреть, какие они яркие, красивые. Он спрашивает: «Когда дети и взрослые идут с флажками? Куда они идут? Какое настроение у людей, идущих на демонстрацию?» Затем педагог читает стихотворение и проводит беседу по его содержанию.
Стимулируя желание детей запомнить стихотворение и самостоятельно его читать, педагог задает вопросы: «О каком празднике вы узнали? С чем сравнивается флажок? Почему он сравнивается с огоньком?» Далее акцентирует внимание детей на интонационной выразительности исполнения. «Всем весело, радостно, — говорит воспитатель, — солнце ласковое, теплое, флажок светится, как огонек; девочка рада тому, что она идет с мамой на праздник, поэтому читать стихотворение надо весело, торжественно, с улыбкой».
В проведении художественно-речевых занятий следует применять разнообразные педагогические ситуации: наблюдения за явлениями природы, за окружающим, игры, беседы и т. п. Например, разучивание стихотворений Е. Серовой «Колокольчик», «Одуванчик» можно приурочить к экскурсии на зеленую полянку. Воспитатель, знакомя детей с окружающим, предлагает им играть в загадки о цветах («Стоит в саду кудряшка — белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое?»; «В летний солнечный денек золотой расцвел цветок. На высокой тонкой ножке все дремал он у дорожки. А проснулся, улыбнулся: Вот пушистый я какой...» и т. п.).
Игровая форма ознакомления с поэтическими произведениями побуждает детей запомнить их и говорить о красивых цветах образно, выразительно. На занятиях дети вспоминают, что они видели. В беседе, которая следует за чтением стихотворения воспитателем, устанавливаются связи между содержанием произведения, событиями, описанными в нем, и окружающей ребенка действительностью. Иногда эта беседа состоит из ответов детей на 2—3 вопроса, например по поводу проведенной тематической экскурсии. Иногда воспитатель с ребятами обсуждают картину, заранее подобранную для той или иной темы стихотворения.
Подготовив детей к восприятию стихотворения, педагог выразительно читает текст. Затем дается элементарный его анализ, после чего произведение прочитывается еще дважды воспитателем. Далее читают дети (индивидуально). Чтение начинают с тех, кто лучше запомнил. Не следует стремиться к тому, чтобы все обязательно сразу запомнили разучиваемый текст. Педагог возвращается к нему и вне занятий, спрашивает тех, кто еще не читал. На последующих занятиях также выделяется некоторое время для повторного чтения.
Воспитанники средней группы должны читать наизусть отчетливо, ясно выговаривая все звуки в словах. Необходимо учить их управлять силой голоса, передавать смысл читаемого путем расстановки ударений, пауз, замечать, где меняется интонация и почему. В процессе чтения по памяти развивается образность и выразительность речи детей. Они запоминают поэтические обороты из произведений и употребляют их в разговоре. Много полезного дают загадки. Педагог подбирает их так, чтобы они тематически соответствовали занятию по ознакомлению с тем или иным художественным текстом.
На занятиях педагог использует и специальные упражнения, развивающие четкое произношение, способствующие выразительности речи. К числу таких упражнений относятся скороговорки. Начинать надо с простых: «Иголка, иголка, ты остра и колка, не коли пальчик, шей сарафанчик». Вначале ребенок учится произносить слова медленно и четко, затем темп убыстряется. Постепенно текст скороговорок усложняется. Повторение одинаковых или близких по звучанию слогов развивает речевой аппарат ребенка, улучшает дикцию, а это необходимо для выразительности речи.
От правильного, четкого построения занятий во многом зависит результат художественно-речевого развития ребенка.
Планирование занятий должно предусматривать последовательность развития художественно-речевых умений, знаний, порядок освоения рекомендуемого программой литературного репертуара, а также учитывать индивидуальные особенности детей.
В зависимости от задач, содержания художественно-речевых занятий воспитателю важно во взаимосвязи применять фронтальные методы, обращенные ко всей группе, а также дифференцированные и индивидуальные приемы.
Такие методы, как беседа, рассматривание картины, использование игрушек, наблюдение за явлениями природы, быта, разучивание стихотворения, сказки, игры-драматизации, создают у всех детей эмоциональную настроенность на восприятие художественного произведения, на положительное отношение к процессу художественно-речевой деятельности.
Дифференцированный подход используется при планировании художественно-речевых занятий, подборе художественных произведений, заданий, постановке дидактических целей, а также в процессе самих занятий. Детям, в зависимости от уровня их развития, даются задания разной сложности: сильной подгруппе — требующие активной мыслительной деятельности, средней — содержащие дополнительные вопросы, слабой — вспомогательные вопросы, разъясняющие основное задание. Формы индивидуального подхода также варьируют с учетом возможностей, интересов детей. Они включают наглядные, словесные, игровые приемы, направленные на воспитание интереса к художественно-речевым занятиям и самостоятельной деятельности, а также приемы, способствующие оптимизации обучения и овладения детьми знаниями, умениями, навыками (показ, объяснение, указание, разъяснение действий, образец их).
Приводим пример одного из занятий, на котором воспитатель с помощью различных методических приемов учит детей пересказывать знакомые сказки.
Цель. Учить детей связно, логично, последовательно и выразительно пересказывать знакомые сказки. Воспроизводить художественные изобразительно-выразительные средства: повторы, эпитеты, сравнения.
Ход занятия. Воспитатель всем детям дает одинаковое задание: назвать любимую сказку и пересказать ее. Вначале вызывает активного ребенка с хорошим уровнем речевого развития. Он, назвав любимую сказку, например «Волк и семеро козлят», выразительно, полно, сохраняя последовательность сюжета, пересказывает текст. Учитывая художественно-речевое развитие ребенка, воспитатель задает дополнительные вопросы: «В каких других сказках одним из персонажей является волк?» («Колобок», «Теремок»); «Что говорится в этих сказках о волке?»
Далее вызывает менее активного ребенка. Он самостоятельно называет любимую сказку, например «Репка», пересказывает ее эмоционально, но иногда нарушает последовательность сюжета, использует слова, по стилю не соответствующие сказке. Воспитатель поправляет ребенка, хвалит его. Еще более сильная поддержка со стороны воспитателя, поощрение за малейший успех, подбадривание необходимы пассивным, робким детям. Внимание педагога помогает ребенку приобщаться к участию в коллективном занятии.
Формирование художественно-речевых умений и элементарных навыков ориентировки в литературном материале осуществляется в процессе последовательного, на протяжении трех-четырех занятий освоения художественных произведений: ознакомление с новым произведением; повторное прослушивание его одновременно с просмотром сюжета повествования в плоскостном настольном театре, на фланелеграфе; пересказ — вначале совместно с воспитателем, затем самостоятельно. Например, необходимы 3 занятия, чтобы венгерскую народную сказку «Два жадных медвежонка» или сказку Ш. Перро «Красная Шапочка» дети усвоили, могли драматизировать, передавая при этом характер персонажей, запомнили поэтические обороты и свободно применяли их в своей речи.
На первом занятии педагог читает сказку «Два жадных медвежонка». Предварительно он создает в группе эмоциональную атмосферу, способствующую восприятию текста. Воспитатель учит ребят мотивированно оценивать поведение персонажей, определять их характерные черты, замечать сказочные повторы, самостоятельно отвечать на вопросы. На втором занятии усвоение сказки закрепляется. Дети повторно слушают ее, просматривая диафильмы или плоскостной театр. Воспитатель обращает их внимание на характер персонажей (доверчивые, глупые, жадные медвежата и хитрая, лукавая лиса). После просмотра можно провести разыгрывание сказки с помощью условных обозначений персонажей (цветные кружки или полоски разной длины). Воспитатель пересказывает сказку, а дети выполняют соответствующие действия с фигурками, обозначающими лису и медвежат. Это помогает ребятам четче выделить основные эпизоды, содержащие смысл сказки.
На третьем занятии дети учатся пересказывать сказку, передавая с помощью интонации и прямой речи характеры персонажей. Воспитатель предлагает поиграть в сказку. Он наизусть читает авторский текст. Выбираются дети, исполняющие роль лисы и двух медвежат. «Как говорит лиса?»; «Каким голосом говорят медвежата?» — подобные вопросы помогают заметить и передать специфику характеров сказочных героев.
В конце года педагог проверяет художественно-речевые умения, навыки и знания детей. Он выясняет, как его воспитанники понимают поэтические произведения, каких героев предпочитают, что им больше нравится в сказках, насколько эмоциональна их реакция на действия персонажей, на события, как воспринимают они художественную форму произведения, как чувствуют рифму, ритмичность, напевность стиха. Воспитатель выявляет, научились ли дети самостоятельно пересказывать сказки, правильно передавать прямую речь, умеют ли выразительно читать стихотворения, четко произносить все звуки в словах, соблюдать смысловые ударения, паузы, менять интонацию.
Проверка осуществляется на занятиях в конце учебного года. Воспитатель применяет ту методику, которой пользовался в течение года. Навыки художественно-речевой деятельности выявляются в процессе пересказа ребенком сказки, чтения любимого стихотворения. Например, оценивая уровень восприятия художественного произведения, умение различать жанры, воспитатель читает детям сказку, затем предлагает игру. Каждому ребенку даются по три разноцветных кружочка бумаги, обозначающих условно жанр художественного произведения. Дети должны определить, что они слушали: если сказку, то взять в руки красный кружочек, рассказ — зеленый, стихотворение — желтый.
Эмоциональное отношение детей к произведению, к персонажам выявляется в процессе индивидуальной беседы: «Что больше всего понравилось? Почему?»
Важно, чтобы проверка проходила в увлекательной для ребенка форме, так как от этого зависит ее результат. Например, прежде чем попросить ребенка пересказать сказку, важно его заинтересовать в этом. Можно показать ему картинки-иллюстрации, спросить, какие сказки на них изображены, предложить самостоятельно выбрать для пересказа любую. Заданию может предшествовать и показ диапозитивов, изображающих предметы, цветы, о которых нужно прочитать стихотворение «(Колокольчик», «Одуванчик», «Мяч», «Лошадка»).
Художественная литература воздействует на развитие гуманных чувств и представлений детей о хорошем и плохом, существенно меняет их эмоциональную сферу. Дошкольники активнее откликаются на поступки героев художественных произведений, переживают события, описываемые в книге. У ребенка может возникнуть определенное отношение к конкретному образу. Книга становится могучим средством формирования у детей нравственных чувств и представлений, если воспитатель часто и целенаправленно использует ее в работе с дошкольниками средней группы.
Для воспитания чувств и формирования этических представлений у воспитанников педагог тщательно подбирает художественные произведения, разрабатывает методику чтения и бесед о прочитанном. Отобранные книги должны быть глубокими по содержанию и высокохудожественными по форме. Этими качествами обладает литература, рекомендованная программой воспитания и обучения в детском саду, а также собранная в хрестоматиях для детей. Классическая детская литература незаменима в воспитании начал гуманных чувств. Сказки дают ребятам первые представления о хорошем и плохом, о добрых и злых людях.
Воспитанники средней группы еще не могут до конца понять внутренний мир героев произведения, разобраться в их переживаниях, скрытых мотивах поступков. Поэтому педагог использует такие рассказы, стихи и сказки, в которых ярко противопоставлены добро и зло, а герои, как положительные, так и отрицательные, не меняют своих качеств на протяжении повествования. Только к концу года можно постепенно приобщать детей к более сложным произведениям художественной литературы.
Этическая беседа с детьми, Готовясь к занятию, которое будет проходить в форме беседы о художественном произведении, воспитатель тщательно продумывает, какие вопросы он задаст ребятам и с какой целью, о чем будет говорить сам.
Морализирование во время беседы недопустимо. Вопросы к детям по поводу прочитанного зависят от воспитательных задач, поставленных педагогом, и от содержания самого произведения.
Например, если ставятся задачи — формировать у детей представления о добре (зле), учить правильно различать и оценивать поступки героев, понимать их мотивы, целесообразны следующие вопросы: «Кто вам понравился в этой сказке? Почему?»; «Кто из героев самый добрый (самый злой)? Почему?» Перед началом чтения художественного произведения или перед беседой детей можно спросить о том, как они понимают, что такое быть добрым, честным, смелым и т. п.
С середины второго полугодия вопросы постепенно усложняют, способствуя тем самым более глубокому проникновению детей в мир литературных героев. Воспитатель учит ребят понимать их переживания, осознавать и оценивать поступки.
Этические представления, получаемые детьми во время занятии, педагог связывает с повседневной жизнью группы, помогает ребятам использовать их в общении, в игровой деятельности. С этой целью можно завершить беседу вопросом, на кого из ребят похож тот или иной герой или персонаж сказки? Однако сравнивать поведение героев художественных произведений с поведением детей можно лишь в том случае, если их поступки положительны. Прямое сопоставление отрицательных персонажей с детьми недопустимо. В конце беседы важно подчеркнуть, например, что сегодня ребята слушали рассказ о дружбе и что будет хорошо, если они сами научатся так же дружно играть.
Наряду с чтением художественной литературы, рассматриванием иллюстраций, беседами необходимо вовлекать детей в практическую деятельность. Вместе с ребятами педагог устраивает выставки рисунков, работ по лепке, аппликации по мотивам художественных произведений, а также на другие темы, например «О хороших и плохих поступках» и т. п.; выставки книг, например «Моя любимая сказка», «Стихи К. Чуковского» и др. Все это способствует развитию у детей интереса к книге, лучшему усвоению этических норм.
Этические беседы на занятиях проводятся 1—2 раза в месяц.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +