На пятом году жизни происходят значительные изменения в речевом развитии ребенка: обогащается словарь, совершенствуется речевой слух, грамматический строй речи, связная речь. Активный словарь может включать 3000 слов; в его состав постепенно входят (и специально вводятся) слова, обозначающие качества предметов, производимые с ними действия. Появляются высказывания, выражающие попытки определить предмет, его назначение, функциональные признаки, например: «Мяч — это во что играют»; «Посуда — из чего едят». С расширением активного словаря, совершенствованием грамматического строя речи ребенок начинает точнее излагать свои мысли, более свободно общаться как со взрослыми, так и со сверстниками.
У детей значительно снижается количество неправильно произносимых звуков, реже встречаются нарушения в слоговой структуре слова. Большинство детей может четко и чисто произносить шипящие звуки ш, ж, ч, щ; многие овладевают верным произношением звуков р, рь, л. Однако, даже умея произносить все звуки правильно, они не всегда верно употребляют их в некоторых словах, иногда смешивают шипящие звуки со свистящими, звуки р, рь — со звуками л, ль. Например, ребенок, правильно произнося звук р в слове сарай, может произнести его в слове крыша как л — клыша.
Не все дети умеют регулировать дыхание, голос, темп речи, правильно ставить ударение в словах. У некоторых недостаточно развиты фонематический слух, интонационная выразительность речи.
У воспитанников средней группы можно заметить большое тяготение к рифме. Они охотно подбирают и рифмуют слова, порой лишая их всякого смысла. Само же это занятие оказывается далеко не бессмысленным: оно способствует развитию речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию.
В результате специальной работы по ознакомлению со словом дошкольники этого возраста начинают понимать, что слово имеет смысловую и звуковую стороны. Оно всегда обозначает какой-то предмет, явление, качество и состоит из звуков, звучит.
Дети начинают достаточно правильно понимать и употреблять значение слов слово, звук, более осознанно вслушиваться в слова, находить сходные и разные по звучанию, выделять в них определенные звуки.
Дошкольники практически осваивают грамматические правила речи. Они овладевают морфологическими средствами языка (согласованием слов в роде, числе, падеже; чередованием согласных в основах глаголов и существительных), усваивают способы словообразования существительных, обозначающих детенышей животных, с помощью суффиксов, придающих слову эмоциональные оттенки (лисенок, лисеночек); осваивают некоторые способы образования глаголов.
Постепенно речь детей становится более связной и последовательной. Это дает возможность учить их составлять небольшое повествование, в котором они могут использовать свой словарь, строить предложения разных видов, употреблять причастия, наречия и другие части речи. Ориентируясь на образец рассказа воспитателя, дети постепенно отходят от простого подражания, учатся рассказывать, выражать свои мысли более самостоятельно.
Занятия по развитию речи проводятся один раз в неделю; каждое включает в себя решение нескольких задач, предусмотренных программой (развитие связной речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи). Комплексный подход к построению занятия, т. е. сочетание разных задач развития речи, способствует достижению главной цели обучения родному языку — формированию у детей навыков и умений использования всех средств языка (фонетических, лексических, грамматических) в процессе речевого общения со взрослыми и сверстниками.
Структура занятий на месяц может быть, например, такой:
1 неделя: развитие связной речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи.
2 неделя: развитие связной речи, словарная работа, воспитание звуковой культуры речи.
3 неделя: развитие связной речи, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи.
4 неделя: развитие связной речи, словарная работа и формирование грамматического строя речи; звуковая культура речи.
При разработке содержания занятия необходимо учитывать постепенное усложнение программных задач, их значимость на данном этапе обучения, важность повторения определенного материала и т. п.
Воспитание звуковой культуры речи осуществляется в процессе всех речевых занятий. Оно включает формирование правильного звукопроизношения, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами ее выразительности, развитие фонематического слуха и восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания. Среди этих задач ведущими являются формирование правильного звукопроизношения и хорошей дикции.
Важно, чтобы дошкольники четко произносили все звуки родного языка. Особое внимание следует уделять звукам с, сь, з, зь, ц, ш, ж, щ, ч, л, ль, р, рь. Сначала употребляют и закрепляют произношение каждого звука в отдельности, затем — в словах, фразах, при пересказывании сказок, рассказов, описании игрушек, предметов, картин. Успешных результатов помогает достичь прием усиленного выделения звука голосом (ззайка), а в целой фразе — использование специального речевого материала (чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения).
При выработке дикции педагог не только следит за правильностью и четкостью произнесения слов, но и широко использует специальный материал, например чистоговорки, сложные по звуко-слоговой структуре слов.
Для развития фонематического слуха воспитатель предлагает детям упражнения, в ходе которых они на слух определяют наличие того или иного звука в слове. При произнесении слов воспитатель выделяет голосом отрабатываемые звуки (произносит их громче и дольше, чем остальные звуки слова), а дети определяют, есть в этом слове заданный звук или нет. Такие упражнения даются и в форме игры. Например, воспитатель предлагает ребятам покатать в машине только тех животных, в названии которых есть звуки с, з, к и т. д. В дальнейшем задания усложняются. Воспитатель называет звук, затем произносит слово, не выделяя в нем этот звук голосом. Дети определяют, есть в слове названный звук или нет.
Или, например, из двух разных предметов детям предлагают выбрать тот, в названии которого есть заданный звук (показывают, например, две картинки с изображением животных — козы и коровы и предлагают отобрать картинку с изображением животного, в названии которого есть звук з).
Далее воспитатель предлагает задания на подбор имен или таких игрушек, предметов, в названиях которых есть определенные звуки. Звуки выделяются двумя способами: одни произносятся дольше всех остальных звуков слова, другие — громче. Интонационно выделять звуки необходимо на слитном проговаривании всего слова.
Если ребенок плохо выделяет звук, воспитатель должен дать образец произнесения слова, а ребенок — воспроизвести его.
Звуки нужно называть так, как они слышатся в слове. Например, в слове лиса первый звук — ль, а в слове лук — л.
Для развития слухового внимания проводятся упражнения на подбор слов, сходных по звучанию: пушка-погремушка-хлопушка, на договаривание отдельных слогов, слов, а также произнесение слов и фраз с различной громкостью и в разном темпе.
Воспитатель продолжает укреплять речевое дыхание детей: они дуют на «листочки», сдувают с руки «снежинки». Педагог учит ребят произносить фразы, состоящие из трех-пяти слов, без дополнительных пауз, на одном выдохе.
Для развития голосового аппарата и умения менять громкость голоса (произносить звук, слово, фразу то громко, то тихо) используются различные игры и упражнения: «Вьюга», «Ауканье», «Эхо», «Скажи, как я» и т. д.
Совершенствуя у детей произношение звуков, воспитатель предлагает им говорить слова медленно, протяжно, выделяя голосом отдельные звуки; двустишья произносить в слегка замедленном темпе.
Воспитывая интонационную выразительность речи, взрослый демонстрирует образец выразительного чтения стихов, использует инсценировки, в которых животные «говорят» разными голосами, предлагает детям произносить фразы то с вопросительной, то с повествовательной интонацией.
У воспитанников средней группы значительно возрастает интерес к звучанию слова. Они с удовольствием вслушиваются в слова, играют ими. Продолжается работа по ознакомлению со словами слово, звук. Осуществляется она разными средствами:
1. Читаются произведения, которые помогают понять смысл этих слов без специальных разъяснений (А. Барто «Игра в слова», Л. Куклин «Вот сколько на «к» я сумею назвать», А. Шибаев «Прислушайся к слову» и т. п.).
2. Проводятся игры, в которых ребенок должен (или не должен) произносить те или иные слова и звуки («Телефон», «Эхо», «Угадай, какой звук я не произнесла»).
3. Используются словарные упражнения, формирующие определенное отношение детей к слову («Как называть?», «Подбери слово», «Назови игрушку» и т. п.).
В работе по ознакомлению детей со звуковой стороной слова целесообразно использовать игровые приемы. Они помогут ребятам услышать, как звучит слово, четко произнести его, выделяя все звуки. Например, взрослый сообщает, что в гости к детям пришел Петрушка с волшебной палочкой. Он хочет поиграть с ними. Петрушка (воспитатель) обращается к детям: «Ребята, я молчу, вы молчите, и волшебная палочка молчит, но как только палочка дотронется до какого-нибудь предмета, сразу же нужно назвать его. Только произносите слова ясно и громко, чтобы хорошо были слышны все звуки. Итак, палочка, начинай!» Петрушка касается палочкой разных предметов, а дети (хором или по указанию Петрушки) произносят слова так, чтобы четко были слышны составляющие их звуки (ввааззаа, ззааннааввеессккаа и т. п.).
Четкое произнесение слов воспитателем является образцом для подражания. Проговаривая и вслушиваясь в звучание слова, дети как бы обследуют его, знакомятся с ним как со звуковым явлением.
При ознакомлении детей со звуковой стороной слова целесообразно использовать упражнения на подбор слов, сходных по звучанию, на проговаривание недостающих в слове звуков (например, окончания) и т. п.
Формирование грамматического строя речи. В средней группе работа по формированию грамматического строя речи занимает значительно больше места, чем во второй младшей группе, и имеет непреходящее значение для всего последующего речевого развития детей.
Расширяется круг грамматических явлений, которые дети усваивают в процессе специальных игр и упражнений. Некоторые задания выполняются уже без наглядного материала. Ребятам предоставляют большую самостоятельность в образовании грамматических форм: предлагают не только воспроизвести услышанное, но и творчески применить усвоенное. Педагог воспитывает у них стремление говорить правильно. Игры с грамматическим содержанием как часть занятия проводятся дважды в месяц, а вне занятий (во второй половине дня) — еженедельно.
Наряду с уже известными в средней группе проводят новые игры и игровые упражнения: «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?» (упражнение в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных), «Поручения» (образование форм глаголов повелительного наклонения), «Магазин» (употребление названий Предметов посуды), «Вы хотите? — Мы хотим» (спряжение глагола хотеть) и т. д.
Педагог подбирает материал для игр таким образом, чтобы дети на интуитивном уровне могли уловить грамматическое правило, например правило выбора окончаний существительных в родительном падеже множественного числа в зависимости от окончания в именительном падеже (полы, столы — полов, столов, но стулья, деревья — стульев, деревьев). Грамматические правила детям не даются, но материал к занятиям подбирается с их учетом. Так, после неоднократного проведения игры «Магазин», в которой детей учили разным способам образования названий предметов посуды (сахарница, салатница, но солонка, масленка и т. п.), воспитатель обобщает: «Не все предметы посуды называются похоже».
В средней группе проводятся игровые упражнения, с помощью которых дошкольники учатся правильно согласовывать слова в предложении. Например, в процессе упражнения «Загадка» воспитанники при определении родовой принадлежности существительного ориентируются на окончания слов («Отгадайте, о ком эти слова — о собаке или щенке: пушистая, добрая, веселая?» и т. д.). Подобные задания сложны для детей, особенно когда они даются впервые. Поэтому воспитатель доброжелательно относится даже к ошибочным ответам. Важно, чтобы у детей активизировалась поисковая деятельность и чтобы они в результате получили образец правильной речи («О щенке скажем — веселый, о собаке — веселая. Веселая щенок — нельзя сказать»).
Воспитатель должен дифференцированно определять меру требовательности к детям, учитывая задачи обучения и качество усвоения материала. Например, обучая дошкольников образовывать формы глаголов в повелительном наклонении (нарисуй, ляг, поскачи, спой и т. д.), педагог добивается, чтобы речь детей была правильной. Для этого он предлагает ребятам несколько раз произнести слова в правильной форме. Грамматически правильную речь помогают вырабатывать специальные игровые правила. Так, в игре «Мишка, сделай!» мишка понимает, когда дети говорят правильно, а когда ошибаются. Если ребенок ошибся, мишка не исполняет просьбу. В игре «Чей домик?» двери домика откроют, если сказать правильно: «Пришла лошадка»; «Пришел медведь». В начале года проводят упражнения, в которых дети учатся правильно соотносить (при восприятии речи взрослого) наименования детенышей животных в единственном и множественном числе с изображениями одного или нескольких детенышей («Покажи, где утенок, а где утята»). При выполнении таких заданий от детей не требуется использовать трудную форму слова в собственной речи. Эта задача ставится позже.
Совершенствование структуры и грамматической правильности предложений в речи детей, активизация сложносочиненных и сложноподчиненных предложений осуществляется в процессе обучения связной речи и рассказыванию. Этому способствуют проблемные вопросы: «Почему воробей спокойно клюет хлеб из собачьей миски и не улетает?»; «Чем так заинтересовался мальчик, что забыл о своей лодочке?» и др. Большое значение для обогащения речи простейшими видами сложносочиненных и сложноподчиненных предложений имеют те формы деятельности детей, в которых они заимствуют образцы речи взрослого: заучивание потешек, чистоговорок, пословиц, загадывание загадок, инсценирование литературных произведений, игры-драматизации по сказкам («Репка», «Рукавичка», «Лиса и заяц», «Колобок», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Зимовье» и др.). Для того чтобы дети активно использовали усвоенные умения строить предложения в связной речи, следует организовывать специальные дидактические игры («Магазин игрушек», «Киоск открыток», «Музей посуды», «Выставка картин»), вечера сказок (рассказывание детьми сказок по собственному выбору), вести альбомы детского словесного творчества. Ситуация, в которой ребенок диктует свой рассказ для записи, способствует активизации в речи сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Такие записи делаются при индивидуальной работе с детьми после занятий.
Словарная работа. С воспитанниками средней группы ведется работа по расширению их активного словаря путем постоянного и целенаправленного использования новых слов в различных видах деятельности. Для того чтобы ребята правильно понимали употребляемые ими слова, педагог углубляет их знания и представления об окружающем мире.
На занятиях большое внимание уделяется вычленению в предметах качеств, свойств, деталей и правильному обозначению их соответствующими словами.
Постепенно детей знакомят со словами, имеющими противоположное значение. С этой целью можно сравнивать свойства игрушек, предметов. Так как дети пятого года жизни чаще всего не могут подобрать нужные слова для противопоставления, педагог использует подсказывающие вопросы: «У Танечки волосы темные, а у Марины...?» или: «У Марины волосы темные и длинные, а у Тани светлые и...?». При рассматривании картины, на которой изображены петух, куры, цыплята, для нахождения слов с противоположным значением задаются вопросы: «Петух — сильный, а цыплята...?» и т. п.
В обучении дошкольников этого возраста все еще значительное место занимает наглядность, однако теперь следует больше, чем в младшей группе, использовать дидактические игры, лексические упражнения (в зависимости от уровня развития группы). Например, для активизации глаголов полезны упражнения на подбор действий к предмету («Для чего нужен утюг?»; «Что можно делать веником?»; «Для чего нужна лейка?» и т. п.), упражнение «Кто что делает?» (ребенок должен назвать как можно больше действий: «Что делает кошка?» — мяукает, мурлычет, подпрыгивает, играет, лакает молоко и т. д.).
Педагог учит воспитанников употреблять обобщающие слова (существительные с собирательным значением). У детей уже накоплено достаточно знаний об отдельных предметах, входящих в родовую категорию (одежда, мебель, посуда), поэтому ребята начинают использовать в своей речи такие слова самостоятельно. Для упорядочения знаний об отдельных предметах, активизации слов, их обозначающих, можно задавать вопросы: «Какая мебель стоит у вас дома?»; «Какая одежда надета на вас?»; «Как это можно назвать одним словом?» и т. п.
Для формирования умения обозначать качества, свойства предметов, игрушек с помощью прилагательных целесообразен прием сравнения. Так, например, показывая детям две куклы, воспитатель спрашивает: «Что у них одинаковое, а чем они различаются?» Ребята рассматривают игрушки и определяют сходство и различие: цвет глаз, волос, детали одежды (мягкий, пушистый меховой воротник), величина и т. д., в результате в их речи активизируются прилагательные, которые делают ее более выразительной, интересной. Для того чтобы усвоенные слова не были пассивным достоянием ребенка, необходимо создавать условия для их частого употребления и следить за правильностью их сочетания по смыслу. Особенно тесно словарная работа переплетается с формированием у детей связной речи.
Связная речь. В средней группе виды заданий по развитию связной речи усложняются. На занятиях дошкольники учатся пересказывать литературные произведения, рассказывать по картине, описывать характерные особенности той или иной игрушки, передавать своими словами впечатления из личного опыта. На этих занятиях детей подводят к самостоятельному рассказыванию.
Виды занятий по развитию связной речи:
Пересказ литературных произведений (сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»; рассказы: Я. Тайц. «Поезд», Е. Чарушин. «Курочка», Н. Калинина. «Помощники»). Дети учатся выразительно передавать диалог действующих лиц и пересказывать короткие произведения.
Рассказывание по картине («Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Таня не боится мороза», «Мама моет посуду»). На этих занятиях необходимо подводить детей к сочинению небольшого рассказа, учить составлять короткие рассказы из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). Вначале дети придумывают маленькую историю по картине с помощью воспитателя, затем по плану (из 2—3 предложений) и в конце года начинают составлять небольшие рассказы без помощи воспитателя.
Рассказ об игрушках. Сначала дети с помощью вопросов воспитателя учатся описывать игрушку, называя наиболее характерные ее признаки; затем им дают задания на описание предметов (в форме дидактической игры «Петрушка, угадай мою игрушку»); в дальнейшем ребята учатся описывать и сравнивать кукол, называя их характерные признаки. На этой основе дети начинают описывать внешность товарищей, их одежду.
Во всех видах занятий, где от ребенка требуется связно пересказать прочитанное или составить собственный рассказ, можно использовать наглядный план, составленный с помощью воспитателя. На плане изображается последовательность основных эпизодов рассказа (3—4 ключевых эпизода), в каждом из которых могут быть нарисованы или изображены условно (схематически) основные его действующие лица, предметы (человечек, животное, дерево и т. п.). С помощью такого плана ребенку легче выдержать логику рассказа и перейти затем к самостоятельному рассказыванию.
Задания на развитие связной речи целесообразно давать в сочетании со словарной работой или формированием грамматического строя речи. Тематически они могут перекликаться и служить продолжением друг друга. Например, описание игрушки полностью опирается на словарную работу. Задания по активизации словаря переплетаются с обучением рассказыванию.
Дети рассматривают игрушку (кошку), им задают вопросы: «Какие у кошки глаза, шерстка?»; «Какими словами можно сказать о кошке, какая она?»; «Как зовут детенышей кошки?»; «Кто у нее?»; «Кошка большая, а котенок...?»; «Придумаем кошке имя. Как ее зовут?»; «Что она умеет делать?» Затем воспитатель рассказывает о кошке: «Это кошка. Ее зовут Мурка. Кошка усатая, у нее зеленые глаза, мягкая шерстка. Она любит молоко». Спрашивает: «Кто из вас может рассказать о кошке?» Во время рассказов детей педагог следит за правильным построением высказывания.
Затем дети рассматривают игрушку-собаку и отвечают на аналогичные вопросы, составляют рассказы о собаке. Воспитатель поощряет детей за интересные высказывания.
На следующих занятиях задания усложняются. Дети подбирают определения к заданным словам, выполняют упражнения на активизацию глаголов. Сначала они рассматривают игрушки, которые стоят на столе (мяч, матрешку, барабан, мишку, куклу). Воспитатель спрашивает: «Что это?» (мяч). «Какой мяч?» (круглый, красный, резиновый). «Для чего он нужен?» (играть, веселиться). «Что с мячом можно делать?» (играть, катать, бросать, ловить). Аналогичные вопросы задаются о других игрушках. После этого проводится игра. Кто-нибудь из ребят убирает одну игрушку; дети начинают рассказывать все, что знают об этой игрушке, не называя ее, а Петрушка (воспитатель или кто-то из детей) отгадывает, какую игрушку спрятали.
Здесь задания, активизирующие словарь, сочетаются с развитием связной речи. Дети должны повторить об игрушке то, что они слышали на занятии, или рассказать что-то новое о предмете, не называя его. В этом состоит сложность задания. Если воспитанники неправильно строят предложения, педагог повторяет свой рассказ, предлагая детям внимательно следить за тем, что и какими словами он рассказывает о предмете, игрушке.
В дальнейшем дети учатся не только описывать, но и сравнивать, сопоставлять предметы, игрушки; они подбирают слова, противоположные по смыслу.
При рассматривании картины дети выполняют различные словарные упражнения, связанные с содержанием занятия. Глядя на картину «Таня не боится мороза», они отвечают на вопросы: «Какой снег?» (белый, пушистый, холодный, мягкий). «Какая зима?» (снежная, холодная, морозная). Постепенно дошкольники начинают использовать эти слова в своих высказываниях. Именно в этом и заключается смысл упражнений. Словарные упражнения включаются и в занятия по пересказу литературных произведений.
Некоторые занятия по развитию связной речи проводятся в сочетании с формированием грамматического строя речи. Например, после рассматривания сюжетной картины «Кошка с котятами» дети упражняются в образовании названий детенышей животных («У кошки — котенок. Назовите его ласково»). Грамматические упражнения включаются в занятия, основную часть которых составляет пересказ рассказа или сказки. После рассказа детей воспитатель спрашивает: «Кто у кошки (собаки) детеныш?»; «Чего из одежды не хватает мальчикам, которые идут на прогулку?»
Владение грамматическими формами необходимо детям для правильного построения предложений в высказывании, рассказе. Усвоенные грамматические формы закрепляются в повседневной жизни.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ВНЕ ЗАНЯТИЙ
Воспитание звуковой культуры речи осуществляется во время речевой гимнастики, в повседневном общении. Одному ребенку воспитатель предлагает сначала рассказать стихотворение немного громче обычного (как будто он выступает перед всей группой), затем вполголоса (для одного человека), далее с обычной громкостью (для нескольких), наконец, шепотом (как бы по секрету).
Если у многих детей в группе еще не выработалось четкое звукопроизношение, педагог организует дополнительные индивидуальные занятия или объединяет воспитанников, имеющих одинаковые дефекты речи.
Для развития связной речи необходимо повседневно разговаривать с детьми, побуждать их самостоятельно общаться со взрослыми и сверстниками.
Педагог в непринужденной форме расспрашивает ребят, что интересного увидели они по дороге в детский сад, чем занимались дома. Он ждет не односложных ответов, а, с интересом выслушивая ребенка, побуждает его к развернутым высказываниям. В такой обстановке не следует делать замечаний ребенку, если он сказал что-нибудь неправильно. Надо только повторить за ним высказывание в правильной форме и задать такой вопрос, чтобы ребенок ответил правильно. На прогулке или в вечернее время всегда есть возможность поговорить с ребенком, например о том, что он задумал нарисовать, во что и с кем любит играть. Особое внимание педагог уделяет детям молчаливым, которые мало высказываются на занятиях. Тематика таких бесед может быть самой разнообразной.
Вне занятий воспитатель закрепляет знания детей о слове, его звучании. Для этого широко используются настольные речевые дидактические игры. Они очень привлекают детей. То, что в обычной речи могло остаться незамеченным, в процессе игры со словом откладывается в памяти, запоминается без напряжения. Дети средней группы хорошо воспринимают ритмические повторы и созвучия. Настольные игры «Так ли это звучит?», «Какое это имя?», «Найди пару» и т. п. требуют небольшого количества участников (от 2 до 4 человек), дают возможность уделить внимание каждому ребенку. Во время, отведенное для детских игр, желательно организовывать с небольшими подгруппами детей дидактические игры «Что изменилось?», «Прятки», «Поручения», «Чудесный мешочек», «Чего не стало?» и другие, в которых дети упражняются в использовании трудных грамматических форм. Следует регулярно организовывать по желанию детей игры-драматизации по русским народным сказкам, привлекать ребят к загадыванию и отгадыванию загадок. В вечернее время можно рассмотреть с детьми альбом их словесного творчества, прочитать выборочно их рассказы. Следует побуждать детей к рассказыванию сказок по их выбору.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.