С детьми среднего дошкольного возраста продолжается работа, начатая в младшей группе. Развитие элементарных математических представлений происходит в основном на занятиях, которые проводятся один раз в неделю длительностью 15—20 мин.
Первые занятия должны быть короткими. В начале учебного года необходимо повторить тот материал, который дети усвоили в предыдущей группе. Особое внимание следует обратить на отработку у детей умения различать равенство и неравенство двух групп (множеств) по количеству входящих в них предметов. Это важно, так как установление взаимно-однозначного соответствия между двумя группами предметов является той основой, на которой строится в средней группе работа по усвоению детьми представлений о количестве и счете.
Чтобы помочь детям выделить количественные отношения вещей, показать, что эти отношения не зависят от формы, цвета, назначения предметов, целесообразно прежде всего научить их сравнивать между собой два множества, т. е. две группы реальных предметов, при помощи простейших вспомогательных наглядных средств.
Приведем пример занятия такого типа.
Цель. Научить детей сравнивать две группы предметов по их количеству при помощи вспомогательных наглядных средств.
Материал. Предметы мебели, игрушки, картинки, два набора цветных фишек (ими могут быть мелкие картонные кружочки разного цвета).
Ход занятия. Воспитатель ставит перед детьми задачу — узнать, чего больше (меньше) в групповой комнате — шкафов или столов. Дать правильный ответ на этот вопрос дети не смогут, так как счету их еще не учили, а применить известный им по занятиям в младшей группе прием прямого практического соотнесения между собой предметов, входящих в сравниваемые группы, путем их расстановки друг под другом нельзя. Воспитатель, пользуясь этим, показывает, как можно выполнить такое задание, не прибегая ни к счету, ни к перемещению предметов. Он договаривается с детьми о том, что вместо шкафов и столов они будут брать фишки: прямоугольные фигурки будут обозначать шкафы, а квадратные — столы. Далее воспитатель кладет на каждый шкаф по одной фишке-прямоугольнику, отбирая из всех имеющихся прямоугольников такое их количество, которое соответствует количеству шкафов: «На каждый шкаф положим прямоугольник, значит, их возьмем столько, сколько всего шкафов». Затем воспитатель снимает прямоугольники со шкафов и раскладывает на фланелеграфе в один ряд: «Теперь мы знаем, сколько в группе шкафов. Вот столько!» — говорит он, проводя вдоль ряда фишек рукой. То же самое он проделывает с фишками, обозначающими столы: на каждый стол кладет по одной фишке-квадрату, затем, отодвинув оставшиеся фишки в сторону, собирает со столов квадраты и раскладывает их на фланелеграфе в один ряд под прямоугольниками. Проведя рукой вдоль этого ряда, он говорит: «Вот сколько в группе столов!»
После этого воспитатель спрашивает детей, чего же больше (меньше), шкафов или столов, напомнив еще раз, что прямоугольники — это «как будто шкафы, их брали столько, сколько шкафов», а квадраты — это «как будто столы, их брали столько, сколько столов». Выслушав ответы детей, воспитатель сам делает вывод: «Квадратов на фланелеграфе больше, чем прямоугольников, значит, столов в группе больше, чем шкафов».
Такого рода задания могут быть использованы и в индивидуальной работе. Приведем пример.
Материал. Листы бумаги с наклеенными на них изображениями предметов; фишки (кружочки красного и зеленого цвета или квадраты одного цвета, но разного размера и т. д.); счетные карточки («считалочки»).
Ход занятия. Воспитатель дает каждому ребенку по два листа бумаги с наклеенными на них бабочками (на одном листе) и цветами (на другом), девочками и мальчиками, тарелками и ложками. Сначала предметы каждого вида лучше размещать на разных листах бумаги, в дальнейшем их можно группировать на определенных участках одного листа. Затем спрашивает ребенка: «Хватит ли цветов для всех бабочек (или ложек для всех тарелок и т. д.)?»
Ребята обозначают предметы фишками, придвигают к себе счетные карточки («считалочки») и переносят на них отобранные фишки. Фишки, обозначающие предметы разного вида, раскладывают одну под другой в два ряда.
Воспитатель предлагает детям показать, какие фишки обозначают бабочек, и провести вдоль соответствующего ряда рукой. Зател спрашивает: «Какие фишки обозначают цветы?» Предлагает показать, сколько их. Спрашивает: «Поровну ли фишек? Если нет, то каких больше, а каких меньше?» Затем подводит детей к выводу: «Если зеленых фишек больше (а они обозначают бабочек), то, значит, чего больше, бабочек или цветов?» Выслушав ответы детей, он делает вывод: «Больше бабочек, потому что их столько же, сколько зеленых фишек. Красных фишек меньше, значит, и цветов меньше».
Такое наглядное обозначение двух групп конкретных предметов, имеющих индивидуальные особенности, однотипными мелкими фишками очень удобно для восприятия и сравнения двух множеств. Оно помогает детям выделить и оценить количественные отношения (поровну предметов в каждой группе или не поровну, где их больше, где меньше) и отработать указанные понятия.
Проводя такое занятие, воспитатель должен специально обращать внимание детей на то, что фишки не просто заменяют предметы. Они помогают узнать о количестве предметов, входящих в группу. Для этого надо сначала правильно разложить их на предметах (по одной фишке на каждый предмет), а затем перенести эти фишки на счетную карточку (полоску бумаги, разделенную на верхнюю и нижнюю части продольной линией), расставить их в два ряда друг под другом.
Всю работу, связанную с формированием у детей математических представлений, целесообразно планировать по кварталам. В каждом квартале проводится 12—13 занятий. Приведем пример планирования работы на первый квартал учебного года.
Повторение материала младшей группы (2—3 занятия).
Количество и счет (5—6 занятий). Образование чисел до трех путем сравнения двух групп предметов. Обучение счету в пределах трех. Упражнения в сравнении двух групп предметов (преобразование неравночисленных множеств в равночисленные, и наоборот).
Величина (2—3 занятия). Упражнения в сравнении предметов по длине, ширине, высоте путем прикладывания их друг к другу (даются в сочетании с другими программными задачами).
Геометрические фигуры (2—3 занятия). Знакомство с треугольником. Обучение различению и называнию геометрических фигур: квадрата, треугольника, круга (даегся в сочетании с другими программными задачами).
Программные задачи подразделов «Ориентировка в пространстве» и «Ориентировка во времени» решаются главным образом в повседневной жизни.
Если на занятии дается новый, сложный для детей материал, все оно может быть посвящено одной теме. Однако каждое занятие обязательно должно состоять из двух частей: работы у стола (у доски) педагога и самостоятельной работы детей.
Например, занятие, полностью посвященное знакомству детей с числом 3, может быть построено таким образом:
1. Воспитатель у доски показывает образование числа 3. При этом он 3—4 раза меняет материал и проводит необходимые упражнения на нем в назывании полученного числа. Смена материала помогает поддерживать у детей интерес к заданию.
2. Дети, сидя за своими столами, самостоятельно проделывают все то, что демонстрировал воспитатель у доски.
Занятие, посвященное повторению пройденного материала, может состоять из трех частей. В первой и второй частях дети повторяют и закрепляют знания, полученные на предыдущем занятии (например, представление о числе 3), сначала с помощью воспитателя у доски, затем в самостоятельной работе за столом. В третьей части занятия они переходят к работе по другой теме, например к упражнениям в различении и назывании фигур: квадрата, треугольника и круга. Упражнения можно провести в форме дидактической игры «Найди свой домик».
Полезные советы по организации таких дидактических игр и упражнений можно найти в педагогической литературе.
Количество и счет. В средней группе детей начинают обучать счету. На протяжении первого квартала они учатся считать до трех, далее, в течение года — в пределах пяти.
Обучение детей счету включает, с одной стороны, отработку умения устанавливать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, с другой стороны, овладение самим процессом счета. Внимание детей фиксируется прежде всего на сравнении двух множеств, выраженных последовательными числами.
Вот пример занятия по обучению детей счету.
Цель. Познакомить детей с образованием числа 2; учить считать предметы, согласовывая в роде, числе и падеже числительное с существительным; учить уравнивать группы, добавляя к меньшей недостающий предмет (или убирая предмет из большей группы). Материал. Демонстрационный — счетная лесенка и игрушки грибки, елочки, матрешки и т. д.; раздаточный — счетные карточки, подносы с мелким счетным материалом.
Ход занятия. Воспитатель ставит на верхней ступеньке счетной лесенки один грибок и предлагает детям сказать, что поставлено на лесенке и сколько. Ребята отвечают, что на лесенке стоит один грибок. На нижней ступеньке лесенки воспитатель ставит тоже один грибок, после чего выясняет, где грибов больше, где меньше или их поровну. После ответа детей («Грибов поровну, потому что на верхней ступеньке один грибок и на нижней — один») подводит итог, называя только числовые данные: «Один и один — поровну». Затем на верхнюю ступеньку воспитатель ставит еще один грибок и опять прежде всего выясняет количественные отношения: поровну грибов или нет, где грибов больше, где меньше.
Пользуясь знаниями, приобретенными в младшей группе, дети отвечают, что на верхней ступеньке грибов больше, и поясняют: «Потому что для одного верхнего грибка не хватает одного нижнего». Воспитатель предлагает: «Будем считать». Считает грибки: «Один, два». Затем обводит круговым движением оба грибка, показывая, что «два» относится ко всей группе, и заключает: «Всего два грибка». В этой части занятия педагог фиксирует внимание детей на итоге счета и подчеркивает: «Два больше, чем один».
Далее воспитатель спрашивает детей, можно ли сделать так, чтобы грибов снова стало поровну, он не торопится подсказывать ребятам ответ, дает им возможность найти правильное решение самостоятельно. Дети предлагают либо поставить на нижнюю ступеньку еще один грибок, либо убрать один грибок с верхней ступеньки. После каждого правильного ответа воспитатель подводит итог: «Два и два — поровну; один и один — поровну».
Точно так же дается образование каждого числа до пяти.
На знакомство с каждым новым числом отводится обычно 2—3 занятия. Воспитателю следует помнить о необходимости постоянной смены наглядного материала. Важно, чтобы дети поняли, что два зайца и две морковки — поровну, две ягоды и два слона — все равно поровну, потому что два и два — всегда поровну (это подводит детей к пониманию абстрактности числа). При дальнейшей отработке представлений о числе не всегда следует заканчивать сравнение множеств приведением их к равенству. Нужно применять также и обратное преобразование (отношение равенства переводить в отношение неравенства множеств и, следовательно, чисел).
На что важно обратить внимание детей при ознакомлении с количеством и счетом? Во-первых, дети должны уметь называть числа по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд, так, чтобы каждое число соответствовало предмету. Во-вторых, согласовывать числительное в роде, числе и падеже с существительным, обозначающим предмет. В-третьих, дети должны понять, что число, отнесенное при счете к последнему предмету, относится и ко всей группе предметов (например, один, два, три — всего три кружка). Для этого в конце пересчета необходим обобщающий жест в виде кругового движения, показывающий, что последнее числительное относится ко всей группе предметов и является итоговым числом.
В ходе ознакомления с числами полезно сразу же давать детям представление и о некоторых формах внешнего наглядного изображения каждого числа. Для этой цели хорошо применять специальные числовые карточки, на которых число предметов изображено при помощи соответствующего количества кружков (или других геометрических фигур одного типа), расположенных удобным для восприятия образом. Они широко применяются в обучении детей среднего дошкольного возраста.
Введение числовых карточек для наглядного изображения чисел создает у детей качественно новый уровень представлений о количестве и числе. Такие представления начинают существовать отдельно, изолированно от представлений о внешних свойствах реальных предметов. Они относятся к любым предметам и выражают только их количество (число) независимо от формы, цвета, величины и т. д. Наряду с числовыми карточками (или вместо них) могут быть использованы цифры в пределах пяти.
Приведем пример такого занятия, где детей обучают счету в пределах двух и знакомят с соответствующими обозначениями чисел 1 и 2.
Цель. Учить детей считать предметы в пределах двух. Познакомить с наглядным изображением чисел.
Материал. Демонстрационный — фланелеграф, наборы матрешек, яблок, елочек, числовых карточек (или цифр); раздаточный — комплект карточек с наглядным изображением чисел от 1 до 5, счетные карточки.
Ход занятия. Воспитатель выставляет на доске или фланелеграфе в верхнем ряду одну елочку, а в нижнем ряду одну матрешку, поясняет, что елочек и матрешек поровну, так как один и один — поровну. Затем говорит детям: «Мы с вами сейчас сказали «одна елочка», «одна матрешка». А если здесь будет стоять не одна матрешка? Как узнать, сколько их? Чтобы это узнать, их считают, а потом количество обозначают словом (один, два и другими). А еще количество предметов можно обозначить кружками, изображенными на числовой карточке, или цифрой. Сейчас я вам покажу на карточке число 1». Воспитатель показывает карточку с одним кружком и ставит ее рядом с матрешкой. Другую такую же карточку ставит рядом с елочкой: «Эти карточки показывают, что матрешка одна и елочка тоже одна». Затем воспитатель ставит на доске еше одну матрешку и предлагает сказать, что изменилось. Дети отвечают, что матрешек стало две. Воспитатель подтверждает правильность ответа и спрашивает, можно ли оставить на доске те числовые карточки, которые там уже стоят, или надо что-то изменить. Он дает детям подумать, чтобы они самостоятельно пришли к правильному выводу (матрешек стало две, а значит, и числовая карточка теперь нужна другая). Выслушав ответы детей, воспитатель показывает числовую карточку с двумя кружками, называет число и ставит карточку рядом с двумя матрешками.
Дети должны иметь два комплекта числовых карточек (или цифр от 1 до 5). Из них они выбирают знакомые обозначения, кружки на карточках пересчитывают, а цифры обводят пальцем, чтобы лучше запомнить их написание.
Можно предложить детям поиграть. «Я буду выставлять на счетной лесенке игрушки, — говорит воспитатель, — а вы считайте и показывайте ту карточку, которая обозначает, сколько игрушек поставлено». Он ставит одну матрешку. Дети показывают карточку с одним кружком. Затем ставит двух зайчиков. Дети показывают карточку с двумя кружками и т. д.
Знания, полученные детьми на таких занятиях, закрепляются в играх типа «Домино», где наряду с картинками, изображающими предметы, используются карточки с числовыми фигурами.
По мере ознакомления детей с первыми тремя числами их учат порядковому счету и умению правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными. При решении этой задачи хорошо включать в обучение игровые моменты. Вот пример одного из таких занятий.
Цель. Учить детей правильно отвечать на вопросы «сколько всего?», «который?», «какой по счету?».
Материал. Разноцветные кружки, игрушки, карандаши и т. п.
Ход занятия. Воспитатель вызывает к столу трех детей и предлагает им рассчитаться по порядку, а сидящим ответить на вопросы: «Сколько всего детей у стола? Которые по счету Оля, Света, Сережа?» Затем все дети закрывают глаза, а стоящие у стола меняются местами. Открыв глаза, дети определяют, что изменилось (Оля стала первая, а Сережа второй).
Аналогичную работу воспитатель проводит и дальше, обучая детей счету в пределах пяти. Важно также научить детей отсчитывать (выкладывать и приносить) определенное количество предметов по образцу или названному числу. Педагогу надо помнить о том, что детям всегда легче считать, чем отсчитывать (откладывать) предметы из большого количества. Поэтому при знакомстве с каждым новым числом, когда ребята работают за столом, необходимо давать им возможность отсчитывать игрушки или другие вещи. Тогда дети быстрее поймут, что счет не ограничивается числом 3 или 4, т. е. числами, которые они уже знают.
Считать и отсчитывать по образцу ребенку легче, чем по названному числу. Воспитатель должен помнить это и усложнять задания постепенно. Приведем пример одного из занятий.
Цель. Научить детей считать предметы и отсчитывать их по образцу.
Материал. Игрушки, числовые карточки, индивидуальные счетные карточки, демонстрационный материал, выставленный на доске или фланелеграфе.
Ход занятия. На счетной лесенке воспитатель выставляет 3 грибка и предлагает сосчитать их, а затем на верхней полоске счетной карточки выложить столько красных кружков, сколько грибков на лесенке. На столе, на стульчиках воспитатель располагает группами игрушки (по одной, по две, по три и т. п.), дает образец (карточку с кружками) и предлагает найти столько же игрушек. После того как нужная группа игрушек будет найдена, педагог предлагает проверить. Дети ставят каждую игрушку на кружок карточки, доказывая таким образом правильность выполненного задания. Усложняя его, воспитатель может предложить ребятам найти группу игрушек по названному числу («Найди трех уточек») или цифре («На доске цифра 2 — поставь столько же кружков»). Когда ребенок выполнит задание, воспитатель просит посчитать.
Еще более сложным является задание на отсчитывание предметов (из большего количества). Дети отсчитывают сначала по образцу, а затем по названному числу.
При обучении детей счету необходимо включать в этот процесс различные анализаторы. С этой целью используют упражнения в счете на слух, по осязанию, в счете движений.
К концу пятого года жизни дети должны научиться использовать счет для установления равенства и неравенства двух групп предметов (не более пяти), когда эти предметы неодинаковы по величине, находятся на большом расстоянии друг от друга, по-разному сгруппированы в пространстве.
Величина. В средней группе детей продолжают учить сравнивать (соизмерять) предметы по различным параметрам (длине, высоте, ширине) путем прямого прикладывания их друг к другу. Работа усложняется тем, что предметы для сравнения подбираются с малой разницей в длине, высоте и ширине. Это делается для того, чтобы показать детям необходимость соизмерения.
Например, воспитатель ставит перед детьми два домика (из конструктора) на некотором расстоянии друг от друга и предлагает сказать, какой из них выше, какой ниже или они одинаковые. Так как домики мало отличаются по высоте, ребята дают разные ответы. Педагог просит подумать, как проверить свой ответ. Как правило, дети предлагают придвинуть домики друг к другу и сравнить их — тогда сразу будет видно, какой выше (ниже).
На другом занятии воспитатель может спросить ребят, кто выше — Дима или Андрюша, специально выбрав детей с малой
Последнее задание дается только в том случае, если детей знакомили с цифрами.
разницей в росте. Немного поспорив, дети сами придут к выводу, что Диме и Андрюше необходимо «помериться».
Задание на соизмерение дети могут выполнять и сидя за столами, сравнивая, например, полоски по ширине, длине. Педагог следит за тем, точно ли они уравнивают концы и стороны измеряемых объектов, пользуются ли единой точкой отсчета.
Очень важно, чтобы дети поняли, что в жизни часто приходится измерять различные предметы. Специально организованная игра «Магазин» поможет это сделать.
Цель. Учить соизмерять предметы (примеривать вещи), понимать слова велико, мало; учить употреблять в речи слова примерить, померить. Показать необходимость измерения.
Материал. Предметы одежды (платья, кофты, варежки и т. п.) разных размеров.
Ход занятия. Для игры выбирают продавца, кассира, контролера; все остальные — покупатели. Увлекшись сюжетом игры, ребята могут забыть о том, что нужно примерять свои покупки в магазине. Когда все вещи будут распроданы, воспитатель предлагает покупателям примерить их. Тогда многие увидят, что купленные вещи не годятся. Педагог выясняет, велика или мала вещь, и спрашивает: Что же надо было сделать в магазине, чтобы купить нужную вещь? Он добивается ответа, что, прежде чем купить вещь, надо ее обязательно померить.
После описанного занятия слова мерить, померить, примерить войдут в активную речь детей. Это необходимо, чтобы на последующих занятиях дошкольники свободно пользовались этими словами.
Постепенно воспитатель формирует у детей умение оценивать величину предметов в разных условиях. В жизни часто бывают ситуации, когда невозможно сравнить предметы путем наложения или прикладывания их друг к другу. Взрослые при этом пользуются общепринятой системой мер. Детям данного возраста это пока недоступно. Их необходимо обучить простейшему способу опосредствованного соизмерения объектов — сравнению двух предметов с помощью третьего. Приведем пример такого занятия.
Цель. Учить детей сравнивать (соизмерять) два предмета с помощью третьего — условной мерки.
Материал. Листы бумаги, на каждом из которых наклеены две елочки с малой разницей в высоте (елки, одинаковые по цвету и ширине), одна наклеена в верхнем левом углу, другая — в нижнем правом; полоска бумаги для условной мерки.
Ход занятия. Воспитатель спрашивает, как узнать, одинаковы эти елки по росту или одна из них выше. Выслушав ответы детей, он объясняет, что надо сделать, чтобы узнать, какая из елок выше: «Я возьму полоску бумаги и сделаю ее такой длины, как верхняя елочка (прикладывает полоску к елочке, отмечает на ней ее высоту, лишний кусок полоски отрезает). Это будет наша мерка. Ею мы померим нижнюю елку и узнаем, какая из них выше». После такого объяснения воспитатель кладет перед каждым ребенком листочек с наклеенными елками, полоску бумаги для мерки и предлагает детям проделать то же самое у себя на столах.
На последующих занятиях детям даются аналогичные задания (воспитатель создает ситуации, когда невозможно сравнить два объекта непосредственно). На этом этапе обучения дети осваивают частный случай измерения, когда самостоятельный конкретный предмет (полоска) используется в качестве посредника (средства измерения, меры) при сравнении между собой других конкретных предметов по величине. Он может перемещаться и накладываться на тот и другой предмет, фиксируя их равенство или неравенство по определенному признаку (длине, высоте, ширине).
В этой группе детей учат раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по длине, ширине, высоте (например, самая длинная, короче, самая короткая). Выполняя такие задания, ребята вначале пользуются способом прямого соизмерения предметов путем их прикладывания друг к другу, а затем переходят к их раскладыванию на основе соизмерения «на глаз». В начале обучения детям предлагают три предмета, которые необходимо расположить по порядку, далее количество предметов можно увеличить до пяти.
Геометрические фигуры. В средней группе детей упражняют в различении и назывании круглой, треугольной, квадратной форм предметов, используя для этого различные игры и игровые приемы. Широко используются такие игры, как «Найди свой домик», «Рукавички», «Найди знакомые геометрические фигуры», «Гаражи» и др. Например, в игре «Гаражи» дети всей группы изображают машины. Каждая машина имеет свой «номер», наклеенный на карточке: у одних — круг, у других — треугольник, у третьих — квадрат (карточки дети держат в руках). «Машины» ездят по групповой комнате. По сигналу воспитателя (удар в бубен) все машины должны занять свои «гаражи». «Гаражи» расположены в разных местах комнаты и обозначены разными геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником большего размера, чем на карточках. Все «машины», имеющие «номера» с кругом, должны занять «гараж», на котором изображен большой круг, имеющие «номера» с квадратом — «гараж», на котором изображен квадрат, и т. д. Воспитатель проверяет, все ли машины правильно выбрали «гараж», после чего игра повторяется. При повторении игры «номера» машин и месторасположение «гаражей» могут меняться.
Рекомендуется провести сравнение квадрата и треугольника с кругом. Дети должны определить, чем эти фигуры отличаются друг от друга: у квадрата и треугольника есть углы, а у круга их нет.
В играх со строительным материалом дети часто слышат от воспитателя названия различных деталей (например, «Возьми куб» или: «Надо принести шар»). На занятиях педагог уточняет название этих геометрических тел, выделяет их отличительные признаки. Детям задают такие вопросы: «Почему шар катится, а куб нет?» (у куба есть углы), предлагают ощупать эти фигуры, обвести пальцем их форму.
Очень важно показать детям, что фигуры могут быть разных размеров (большой круг — маленький круг, большой куб — маленький куб и т. д.). Можно давать упражнения на раскладывание фигур в восходящем и убывающем порядке (большой круг, поменьше, самый маленький).
Ориентировка в пространстве. Задачи на ориентировку детей в пространстве усложняются: дети не только должны уметь определять направление от себя, но и двигаться в этом направлении. С этой целью можно использовать различные игровые приемы и игры типа: «Найди спрятанную игрушку», «Куда пойдешь и что найдешь», «Путешествие» и др. Например, в игре «Найди спрятанную игрушку» один из детей выходит за дверь, а все остальные прячут игрушку. Чтобы ее найти, входящему указывают направление. В одних случаях оно дается словесно: «Иди до стола, от стола поверни направо, сделай три шага и там ищи!» В других воспитатель обозначает направление на полу групповой комнаты стрелками разного цвета, а ребенку говорит:«Сначала иди туда, куда показывает красная стрелка, потом поверни туда, куда показывает синяя, затем пройди три шага и там ищи». При повороте следует спросить, куда ребенок повернул, направо или налево.
Дети должны также научиться определять и обозначать словами положение предметов по отношению к себе. Например: «Впереди меня стол, позади меня шкаф, справа дверь».
Для закрепления этого можно использовать дидактические игры: «Куда бросим мяч», «Что изменилось», «Угадай, что где находится» и др. В игре «Куда бросим мяч» дети встают в круг. Воспитатель дает задания: «Брось мяч тому, кто стоит перед тобой»; «Брось мяч тому, кто слева от тебя» и т. д. А игру «Что изменилось» можно провести за столами. Водящий ребенок, должен сказать, кто сидит впереди него, кто слева, кто справа. Затем он закрывает глаза, а дети меняются местами. Открыв глаза, водящий определяет, что изменилось. Например: «Маша сидела сзади, а теперь сидит слева, а Вова сидел слева, а теперь впереди меня».
В средней группе детей обучают ориентироваться в пространстве листа бумаги. На занятиях от них часто требуется найти верхнюю и нижнюю полоски счетной карточки, правую или левую стороны листа, разложить в определенном его месте какое-то количество предметов. Освоить пространство листа помогут простейшие ориентиры: красная линия обозначает верхнюю часть листа, синяя — нижнюю, крестик — правую часть, кружочек — левую. Такие наглядные опоры помогают выделить в образце и на своем листе одни и те же части пространства и связать их с определенным названием (сверху, снизу, справа, слева, посередине).
Ориентировка по времени. У детей этого возраста закрепляются и уточняются представления о времени суток: утро, вечер, день, ночь. С этой целью используются беседы как с отдельными детьми, так и со всей группой. Индивидуальные беседы проводятся в основном в утренние и вечерние часы: воспитатель уточняет, что будут делать ребята утром (вечером). Беседы со всей группой проводятся в ходе занятий, на которых педагог использует разнообразный иллюстративный материал, читает книги, стихи.
Для закрепления представлений о времени суток рекомендуется использовать дидактические игры типа: «Когда это бывает», «Наш день» и т. д. Детям раздаются карточки, на которых изображены картинки жизни, относящиеся к определенному времени суток. Воспитатель предлагает рассмотреть картинки, после чего называет какое-то время суток (например, вечер). Дети, у которых есть соответствующее изображение, должны поднять карточки и рассказать, почему они считают, что это вечер. За правильный, хорошо составленный рассказ ребенок получает фишку. Фишки могут быть разного цвета: розовый обозначает утро, голубой — день, серый — вечер, черный — ночь. Детей пятого года жизни учат правильно пользоваться словами сегодня, завтра, вчера. Обычно это вызывает у детей большие затруднения, поэтому необходимо в повседневной жизни как можно чаще обращать их внимание на то, что они делают сегодня, что было вчера, что предстоит сделать завтра. Кроме того, на конкретных примерах воспитатель должен раскрыть содержание понятий быстро, медленно, чтобы ребята могли ими пользоваться.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.