Воспитатель средней группы, опираясь на растущий опыт детей, их возрастающий интерес к деятельности на занятиях, предлагает более сложные учебные задания, чем это было в младшей группе.
В процессе предшествующего обучения дети научились воспринимать объяснения взрослого и действовать в соответствии с несложным образцом. Основной задачей дальнейшего обучения является воспитание у дошкольников умения внимательно слушать указания педагога и действовать в соответствии с ними. Очень важно учить детей выслушивать задание до конца, выделяя в нем цель и способ ее достижения, удерживать в памяти все этапы работы и самостоятельно выполнять ее.
Дети средней группы лучше усваивают материал, приобретают умения и навыки, когда они вовлечены в доступные им виды деятельности (игровую, практическую). Как и в младших группах, основными способами сообщения им знаний и формирования умений являются анализ образца и показ способа действий с материалом. Вместе с тем, опираясь на достигнутый детьми опыт, воспитатель начинает приучать их понимать и словесные объяснения. Слово должно иметь самостоятельное значение в обучении детей этого возраста. Например, на основе показа и образца дошкольники научились считать в пределах пяти. Перед воспитателем теперь стоит задача обучения их умению сравнивать между собой смежные числа в пределах пяти. В этом случае он может уже не давать образец для отсчитывания предметов, а ограничиться лишь словесным указанием: «На верхнюю полоску положите три зайчика, а на нижнюю — четыре морковки».
При обучении детей средней группы целесообразнее объяснять задание сразу от начала до конца, так как это позволит ребятам познакомиться с содержанием предстоящей деятельности и выполнять задание осознанно. Например, дошкольникам целиком объясняют и показывают способ счета, потому что только при осознании детьми всех действий в единстве у них будет формироваться представление о числе как показателе мощности множества. Затем дети овладевают этим способом в ходе практических действий.
Если некоторые ребята забывают последовательность операций, следует напомнить им задание. Важно иметь в виду, что дробление целостного процесса на части может вызвать механическое запоминание. Поэтапное объяснение задания, при котором дети овладевают деятельностью шаг за шагом, лучше осуществлять в том случае, когда дошкольникам объясняется новая для них деятельность, требующая выполнения точных операций, где каждый элемент может усваиваться вне связи с другими. Например, детей средней группы учат самостоятельно вырезать формы (флажки) из цветной бумаги и наклеивать их в ряд. Вначале воспитатель показывает, как правильно пользоваться ножницами, и упражняет ребят в этих действиях. Затем объясняет, как вырезать предмет (флажок) из цветной бумаги, после чего дети их вырезают. И, наконец, предлагает наклеить вырезанные предметы в порядке, указанном в образце. Таким образом, задание выполняется в три этапа.
Воспитатель приучает ребят действовать самостоятельно, не мешая друг другу, выполнять задание до конца, преодолевая трудности. Можно предлагать детям варьировать, разнообразить способы выполнения задания. Например, при обучении конструированию воспитатель показывает, как можно добиться, чтобы домики не были похожими: раздвигая кирпичи на разное расстояние друг от друга, получают окна различной ширины, поворачивая кирпичи разной стороной к себе, меняют конструкцию стен дома и т. д.
Воспитатель объясняет, что выполнить задание можно различными способами, в то же время одним и тем же способом можно достичь разных результатов. Так, научившись строить одноэтажный домик и делать перекрытие, дети могут конструировать дома разной высоты усвоенными способами, а используя различные приемы организации пространства с помощью
кирпичиков и кубиков, строить дома по условиям (для мишки, для матрешки). Чтобы изменить равенство матрешек и пирамидок (пока их по три), можно убрать одну матрешку или одну пирамидку, а можно прибавить одну матрешку или одну пирамидку. Детям предлагают выбрать любой из предложенных вариантов. Воспитатель поощряет все способы решения детьми задания и подчеркивает, что все они правильны.
Дети пятого года жизни, как и младшего возраста, часто подражают действиям сверстников. В целом такой путь приобретения умений вполне правомерен, если он способствует последующему развитию детской активности и самостоятельности. Однако для некоторых воспитанников подражание становится основным и единственным способом овладения деятельностью и знаниями. Таких детей следует чаще привлекать к коллективному обсуждению выполненных заданий, предоставлять возможности для проявления их собственной инициативы.
Например, воспитатель знает, что Оля, как правило, плохо воспринимает его указания и объяснения, однако задания выполняет, наблюдая за деятельностью Димы, который все делает хорошо. Если Олю спрашивают, как она делает, девочка молчит. Заметив, что у Оли хорошо получаются танцевальные движения на занятиях по музыке, педагог использует это в воспитательных целях. Вначале он предлагает Оле показывать другим детям, как надо правильно и красиво танцевать. Девочка это делает уверенно. Затем учит осознавать способ выполнения физических упражнений на занятиях по физкультуре и только после этого привлекает внимание к способам достижения цели на остальных занятиях. Так постепенно воспитатель формирует у девочки умение воспринимать и осознавать объяснения взрослого. Средняя группа детского сада является для большинства детей первым организованным коллективом, в котором у всех равные права и обязанности. Дети начинают привыкать согласовывать друг с другом свои действия ради достижения общей цели, помогать сверстникам. Постепенно у них формируется умение подчинять свои желания замыслам детского коллектива. В результате целенаправленного воспитания появляются зачатки чувства ответственности за порученное дело, результат которого важен для окружающих.
Воспитанники средней группы уже способны сознательно соотнести свое поведение с поведением сверстников. Однако, чтобы эти возможности превратились в реальную действительность, необходима специальная работа педагога. Детям этого возраста трудно сдерживать себя, пока отвечает товарищ, они еще не могут сосредоточивать внимание на действиях и словах сверстников, слушать друг друга. Следует постепенно приучать ребят к работе, объединенной общей целью, которая реализуется только при равноправном участии всех детей. Так, после того как дети научились строить гараж из маленьких кирпичей и
изменять его конструкцию в зависимости от условии, педагог может предложить им построить большой гараж для всех машин, которые имеются в группе. Воспитатель намечает мелом контуры гаража, разбивает дошкольников на четыре подгруппы и указывает, что каждая подгруппа будет строить одну сторону гаража. Все вместе решают, как будет создаваться постройка. Затем ребята подбирают большие кирпичи и строят стены гаража. Когда все будет готово, в гараж заводят машины и убеждаются, что он вмещает их, потому что все постарались построить его прочным и большим.
Педагог объединяет работу каждого в общий результат. Например, после рисования детьми домиков он размещает все рисунки в ряд и говорит: «Ребята, каждый из вас нарисовал один домик, и теперь у нас получилась одна большая улица».
Летний перерыв в занятиях может разрушить накопленный у детей опыт подготовки к ним, поэтому воспитатель в начале учебного года вновь напоминает ребятам о необходимости убрать игрушки, привести в порядок свой внешний вид и т. п.
Используя возникающие ситуации, педагог вводит несколько правил, организующих поведение, разъясняет их смысл и формирует поведение, соответствующее правилам: перед занятием необходимо навести порядок в группе; убирать игрушки надо быстро, чтобы не задерживать всех детей, во время уборки помогать друг другу, затем привести себя в порядок. Нередко дети проявляют недостаточную организованность, и воспитателю приходится затрачивать довольно значительное время на их сборы, и все-таки не следует прибегать к дисциплинарным замечаниям, чтобы исключить возможность формирования у детей пассивного послушания или негативных реакций.
Собрав ребят возле себя, воспитатель стремится успокоить их и лишь затем предлагает сесть за столы (или на расставленные стульчики). Возраст детей еще не позволяет требовать от них быстрого выполнения необходимых действий, поэтому воспитатель терпеливо разъясняет правила и формирует соответствующее поведение: перед занятием надо успокоиться, положить игрушки на место, садиться за стол, не мешая товарищам.
Во втором полугодии, когда поведение детей становится более организованным, значительно сокращаются время и усилия воспитателя при сборе их на занятие. Во время обучения поведение воспитанников средней группы также приобретает организованный характер и регулируется элементарными правилами. Воспитатель может постепенно вводить следующие правила поведения на занятиях: когда хочешь ответить на вопрос, подними руку; если отвечает товарищ, не мешай ему; когда говорит воспитатель, слушай его внимательно, смотри, что он показывает; отвечать можно тогда, когда вызывает воспитатель.
Педагог, разъясняя правила, опирается на конкретные поступки детей, показывая необходимость выполнения правил для достижения результата. «Давайте послушаем Олю, что она скажет, то мы и сделаем»,— обращается воспитатель к детям и просит Олю рассказать, как правильно считать игрушки. «Посмотрите, дети, какой хороший домик получился у Коли, такой же, как у меня, потому что он внимательно слушал и смотрел, когда я показывала, как строить такой домик»,— говорит педагог в конце занятия.
В течение года педагог воспитывает у детей интерес к содержанию занятий, опираясь на который формирует представление об их значимости. На занятиях можно узнать много нового и интересного. Воспитатель стремится к тому, чтобы результаты работы детей (или их ответы) отражали их стремление выполнять задание прилежно и аккуратно. Эти стороны деятельности воспитанников должны занимать наибольшее место в оценках педагога.
Продолжается работа и по формированию у детей активности. Это качество в ходе занятия может быть выработано прежде всего интересным для ребят содержанием, а также специальными методическими приелтами, позволяющими заинтересовать дошкольников занятием. Активность ребенка характеризуется его желанием отвечать, принимать участие в общей беседе. Такой ребенок всегда помогает сверстнику, дополняет его ответ. Проявление активности свидетельствует не только о наличии у дошкольника знаний, но и его внимании к вопросам воспитателя, ответам сверстников, умении подчинять свое поведение требованиям педагога. Следовательно, формируя активность, воспитатель развивает у детей нравственно-волевые качества.
Следует помнить, что требование неукоснительного выполнения правил поведения на занятиях отрицательно сказывается на активности и самостоятельности детей. Часто проявление несдержанности является следствием большого желания ребенка участвовать в общей беседе, заинтересованности содержанием занятия. Поэтому воспитывать у детей умение вести себя организованно целесообразно с помощью разъяснений, положительных примеров. Недопустимы резкие замечания в адрес воспитанников, поскольку они могут стать причиной пассивного поведения ребят.
Важной задачей является формирование у детей умения слушать друг друга в процессе общей беседы. Дети сравнительно быстро усваивают правила («Если хочешь ответить, подними руку», «Отвечать можно только после предложения воспитателя»), но опыт поведения, соответствующий им, формируется довольно долго, ребята с трудом сдерживаются во время ответа сверстника.
Педагог терпеливо и последовательно обучает детей правильно вести себя во время беседы. Для этого он предупреждает: «Я сейчас вас о чем-то спрошу. Вы все подумайте, не спешите отвечать». Дав ребятам время подумать, воспитатель продолжает: «Давайте послушаем, как хочет ответить на мой вопрос Саша». Или: «Ребята, пусть сейчас ответит Маша. А вы послушайте, так ли вы хотели ответить». Если же кто-либо из детей перебил товарища, воспитатель с сожалением говорит: «Как тебе хотелось ответить! Я рада, что ты знаешь ответ. Но ведь ты так огорчил своего товарища: он тоже хотел что-то сказать, а ты его перебил. Постарайся в следующий раз так не поступать, хорошо?»
Так педагог начинает связывать требования к поведению детей с воспитанием уважительного отношения к сверстникам.
В средней группе детей учат отличать игру от занятий. Воспитатель объясняет ребятам, что к занятию надо подготовиться: убрать игровые материалы, привести себя в порядок, не брать с собой ничего лишнего, вести себя спокойно. Педагог может собрать детей вокруг себя перед занятием и организованно начать работу. Однако такой переход от игры к занятию должен осуществляться в положительном, эмоциональном тоне. Необходимо учитывать, что дети обладают различным темпом деятельности, по-разному могут переключаться с одного на другое. Поэтому не следует делать замечаний задержавшимся ребятам. Лучше напомнить им или привести в пример сверстников, которые уже подготовились к занятию. Уточняя и закрепляя художественный опыт, полученный в процессе обучения, можно организовать интересное занятие, на котором дети проявят все имеющиеся у них знания и представления, а также освоенные навыки и умения. Хорошо, если содержание такого занятия будет объединять разные виды творчества и художественной деятельности (музыку, произведения художественной литературы и изобразительного искусства) вокруг одной темы. Это могут быть явления природы, общественные события, фольклор. Отражение какого-либо явления в разных видах искусства позволяет подойти к нему с различных сторон, наиболее полно его воспринять и запомнить. Художественная привлекательность таких комплексных занятий обогащает эмоциональную сферу ребенка и тем самым усиливает воспитательное воздействие на него.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.