Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Общее воспитание >>

Трудовое воспитание


А. Н. Давидчук, Т. И. Осокина, Л. А. Парамонова и др.
"Воспитание и обучение детей пятого года жизни"
М., изд-во "Просвещение", 1986 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

К моменту перехода в среднюю группу дети приобретают основные навыки самообслуживания и относительно большое число практических умений. Это позволяет значительно расширить содержание их труда, направленного на удовлетворение нужд и потребностей сверстников и окружающих. Ребят включают в труд, связанный с поддержанием порядка в комнате и на участке детского сада, организацией занятий и самостоятельной деятельности, уходом за растениями и животными.
Опираясь на растущую самостоятельность детей, воспитатель направляет свои усилия на то, чтобы сформированные навыки самообслуживания становились привычками, приучает детей к опрятности, чистоте и порядку. Он внимательно следит за тем, как дети одеваются и раздеваются, моют руки перед едой, убирают игрушки, которыми пользовались, готовят необходимые материалы для рисования или игры. Воспитанники средней группы могут выполнить самостоятельно все перечисленные виды действий, но им часто мешает неумение их упорядочить, торопливость, отвлекаемость от дела. Поэтому воспитатель тщательно контролирует самостоятельные действия детей, напоминает последовательность их выполнения, терпеливо и настойчиво добивается постепенного закрепления навыков.
Не следует приказывать детям и торопить их, лучше вовремя напомнить то, что предстоит выполнить, посоветовать, как это сделать.
Например, вернувшись с ребятами в группу после прогулки, воспитатель говорит: «Я знаю, вы уже умеете складывать одежду аккуратно»; «Конечно, никто сегодня не забудет вывернуть рукава, сложить шарф». Или, готовясь к обеду: «Молодцы, ребята, все перед умыванием расстегнули манжеты и завернули рукава, чтобы случайно не намочить их».
Воспитывая у детей стремление быть всегда аккуратными, педагог постоянно поощряет тех, кто следит за своим внешним видом, помогает поправить носочки, разгладить воротничок, заправить рубашку в шорты и т. п. Постепенно опрятный вид становится для всех значимым, превращается в потребность.
По мере приобретения детьми необходимых трудовых навыков фронтальная организация процессов самообслуживания становится необязательной. После прогулки можно тем воспитанникам, кто уже разделся, разрешить умываться, не дожидаясь остальных.
Конечно, при этом надо помнить, что неуравновешенных детей лучше оставлять возле себя, лишь постепенно предоставляя им самостоятельность. В зависимости от ситуации педагог решает, чем ему заниматься в этот момент: помогать ребятам переодеваться или поручить это няне, а самому перейти в умывальную комнату, чтобы продолжать учить детей тщательно мыть и досуха вытирать руки.
Трудовая деятельность в детском саду — одно из средств воспитания у ребят внимательного, заботливого отношения к сверстникам. Воспитатель учит детей помогать друг другу, поощряет тех, кто проявляет внимание к товарищу, побуждает и других поступать так же. Можно давать детям и специальные поручения: помочь товарищу завязать шарф, поправить воротничок. Если взрослый проводит эту работу систематически, дети и сами, по своему побуждению начинают помогать друг другу во время коллективного труда, при выполнении общего дела. Педагог подсказывает детям, что и дома они тоже могут сделать что-то доброе, полезное близким людям (почистить обувь, вымыть ложки после еды, повесить чистые полотенца и пр.).
Наблюдая за самостоятельной деятельностью детей, воспитатель обращает внимание на то, как они пользуются игрушками, пособиями, книгами. Следует приучать их возвращать любую вещь на место ее постоянного хранения, если в ней отпала необходимость. Это позволяет соблюдать в групповой комнате (или на участке) постоянный порядок. Если развернута долговременная игра, предполагающая дальнейшее ее продолжение, игрушки могут быть оставлены в игровой зоне.
Для воспитанников средней группы ведущей формой организации трудовой деятельности остаются поручения. На основе их постоянного и успешного выполнения у детей начинают формироваться умение и желание трудиться, привычка к трудовому усилию, заботливое отношение к окружающим, интерес к трудовым действиям. Следует иметь в виду, что дети этого возраста не всегда могут справиться с порученным заданием, хотя и видят, как действует воспитатель, проявляют старание и желание выполнить работу успешно. В этом случае взрослый должен разъяснить ребенку способы выполнения задания, помочь ему или работать вместе с ним. Например, можно положить в ладошки ребенка мокрую тряпочку, взять его руки в свои и показать, как надо эту тряпочку отжать, или вместе с ним подмести пол, разъясняя, как надо держать щетку и в каком направлении сметать сор; можно помочь размельчить корм для рыбок, поясняя, для чего это необходимо делать, и т. п.
Большое место в работе с детьми пятого года жизни отводится индивидуальным трудовым поручениям, с помощью которых дошкольников обучают приемам выполнения трудовых действий и воспитывают у них интерес к труду, а также закрепляют недостаточно усвоенные трудовые навыки, знания и умения.
Такие поручения помогают воспитателю успешно осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. Для детей этого возраста характерны неустойчивость и противоречивость поведения, что создает сложности в работе педагога. Ребята еще не могут сосредоточенно выполнять поручения, часто отвлекаются, переоценивают свои возможности. Поэтому взрослый использует индивидуальные приемы руководства трудовой деятельностью, учитывая эмоциональное состояние ребенка, особенности его характера, уровень умений. Например, мальчику нравилось дежурить. Он всегда с удовольствием накрывал на стол или помогал это делать другим, но когда настала его очередь выполнять такую работу, он неожиданно отказался от обязанности. В подобных случаях не следует рассматривать поведение ребенка как проявление лени или отрицательного отношения к труду. Необходимо выяснить действительную причину отказа, чтобы принять правильное педагогическое решение.
Постепенно поручения, даваемые детям, усложняются. Если в начале года выполнение их состояло из одного-двух действий (что-то подать, подвинуть, поднять), то позже ребенок совершает несколько действий, соблюдая при этом определенную последовательность. Так, детям предлагают расставить стулья, полить растения, разложить материалы для занятий на столы, подмести веранду. Чтобы ребенок смог выполнять подобного рода поручения, воспитатель формирует умение подбирать для работы необходимое оборудование. С этой целью педагог предлагает воспитаннику сначала перечислить, какие предметы будут нужны, затем вместе с ним проверяет, не забыто ли что-нибудь, и помогает расставить вещи в определенном порядке.
Одновременно детей обучают соблюдать последовательность действий. С этой целью хорошо использовать предметные картинки, которые ребенок предварительно может выложить на доске, флайелеграфе. Придерживаясь наглядно представленного в картинках плана и способа действий, воспитанник без особых затруднений сможет выполнить задание.
Воспитатель, наблюдая за работой ребенка, определяет, что он усвоил, какие трудности испытывает, нуждается ли в помощи. На этой основе он разрабатывает методику руководства процессом выполнения трудового поручения. Если ребенок нарушает порядок действий, педагог напоминает ему их последовательность, а если воспитанник не усвоил «рисунок» действия (конкретные приемы и операции), показывает еще раз и помогает правильно воспроизвести его.
У детей пятого года жизни должна быть сформирована привычка к трудовому усилию. Воспитатель во время работы детей старается помочь ребенку в тот момент, когда он, столкнувшись с первой трудностью, бросает дело, не доведя его до конца, отвлекается, теряет интерес к дальнейшему выполнению задания. Только тщательный ежедневный контроль поможет взрослому заметить снижение эмоционального настроя воспитанника в процессе работы и позволит определить методы воздействия на него: поощрить старание, усердие ребенка, заинтересовать, а иногда и просто потребовать от него выполнить задание, подкрепляя требование соответствующим разъяснением («Все дети трудятся хорошо, и ты уже научился это делать»; «Надо помочь, мне одной трудно» и т. п.).
В процессе труда воспитатель разъясняет детям правила, выполнение которых поможет им хорошо сделать работу. Правила должны быть просты и понятны. В первую очередь берутся такие, с помощью которых ребенок сможет лучше организовать свою деятельность. Например: «Сначала нужно до конца выслушать задание, и только потом приступать к делу» или «Скачала приготовить все, что нужно для работы, а потом начинать трудиться».
Выполнение других правил способствует организации поведения детей во время работы. Например: «Нельзя отвлекаться, когда трудишься»; «Работу надо выполнять аккуратно»; «Насорил, налил — убери за собой» и т. п. Правила не должны сковывать инициативу ребенка, его самостоятельность. Внимательно наблюдая за трудом каждого воспитанника, педагог решает, какое правило поможет ему справиться с поручением взрослого.
Дети пятого года жизни нуждаются в постоянной поддержке взрослого. Выполняя задание, ребенок часто поглядывает на воспитателя, ждет его оценки, поощрения. Важно, чтобы дошкольники постоянно чувствовали, что рядом с ними добрый, умеющий все делать воспитатель, который им всегда поможет. Вместе с тем педагогу необходимо чаще поощрять стремление детей к самостоятельности, замечать положительное поведение их товарища, подчеркивать значимость его работы для других в присутствии детей. «Дети, вы заметили, что Игорек сразу же оставил игру, как только я попросила его помочь мне,— говорит воспитатель,— поэтому мы так быстро привели в порядок клетку зеленушки». Оценка педагогом трудовой деятельности ребенка постепенно меняется. Сначала взрослый поощряет ребенка даже за то, что тот охотно отозвался на просьбу о помощи. По мере возникновения у воспитанника интереса к заданию, развития необходимых навыков можно переходить к оценке качеств его деятельности. И, наконец, особого поощрения и высокой оценки будут заслуживать проявленная ребенком инициатива в труде, внесение элементов творчества и стремление сделать больше, чем требуется (например, если мальчик полил цветы не только в указанном месте, но и попросил разрешения полить остальные), желание что-то сделать для других. Оценивать результаты труда детей среднего дошкольного возраста можно и в игровой форме, с помощью персонажей кукольного театра, что создаст, непринужденную обстановку в группе, вызовет у ребят желание трудиться лучше. Так педагог постепенно добивается более осознанного отношения воспитанников к трудовым заданиям, понимания полезности выполняемого дела («Хорошо, что ты полил цветы, они будут лучше расти!»).
Коллективные поручения даются в тех случаях, когда у детей уже сформированы навыки, необходимые для выполнения различных заданий. Например, вымыть игрушки, разложить карандаши для рисования, вынести на участок вдвоем корзину с игровым материалом. Такие задания, как правило, не ставят детей в прямую зависимость друг от друга. Сверстников объединяет общий результат труда, а также общение, которое возникает в процессе выполнения поручения. Воспитатель приучает ребят помогать друг другу, доводить дело до конца. Он поощряет доброжелательное общение между детьми, так как оно является началом дружеских взаимоотношений в совместной деятельности. Не мешая общению детей, взрослый лишь напоминает ребятам (особенно если они часто отвлекаются) о необходимости довести работу до конца.
Постепенно дети начинают осознанно относиться к обязанности постоянно заботиться об окружающих, уровень выполнения трудовых поручений у них повышается, ребята уже способны проявлять инициативу и самостоятельность, стремление сделать что-то приятное и нужное для окружающих. Педагогу очень важно поддержать эти первые ростки детской самостоятельности.
Инициативу в труде воспитанники средней группы проявляют в тех случаях, когда педагог умело переходит от предложения и требования выполнить задание к напоминанию его содержания и способов достижения результата. С помощью вопросов педагог постепенно приучает воспитанников вспоминать, что они уже умеют делать, и самим предлагать свои услуги, помощь. Чтобы облегчить ребенку выбор задания, целесообразно организовать специальные ситуации, в которых он может действовать самостоятельно. Особенно полезны ситуации, связанные с бытовым трудом (уборка уголка кукол, стеллажа с игрушками, шкафа с пособиями), трудом в природе.
Проявлению инициативы детей в труде способствуют поручения, даваемые воспитателем заранее: что-либо сделать, но после завтрака, обеда, игры, сна. При этом педагог просит ребенка напомнить ему об этом: «Вадик, сейчас у нас времени мало, а вот после сна я тебе поручу очень важное дело, напомни мне об этом. Хорошо?» Обычно ребенка очень радует доверие воспитателя. В средней группе особенно важно замечать каждый случай проявления детской инициативы, так как здесь выполнение детьми заданий организуется взрослым. Поэтому необходимо, чтобы поручения педагога не опережали желание детей самим участвовать в труде. Например, некоторые воспитатели называют дела, которые ребята могли бы выполнить и без их указаний: увидел, что валяется вещь, игрушка,— подними, положи на место; вошел в группу взрослый — предложи стул; увидел, что кому-то трудно нести, поднять вещь,— помоги. Для развития инициативы более эффективными будут напоминания воспитателя о работе, нужной для всех. Это подскажет детям, что каждый самостоятельно сможет сделать, например, для того, чтобы в групповой комнате стало красиво. Если ни один из ребят не выскажет желания трудиться, взрослый может вновь напомнить о необходимой работе, точно указать, где и когда они смогли бы что-то сделать.
Детям пятого года жизни еще сложно определить предстоящую работу, когда воспитатель предлагает им внимательно посмотреть и найти, что надо сделать. В подобных ситуациях особенно важно поощрять стремление ребенка трудиться, а проявляемую им самостоятельность оценить особо: «Вася очень внимательный мальчик: он увидел возле кормушки разлитую воду и вытер ее». В средней группе дети продолжают дежурить по столовой. Такие дежурства обеспечивают систематическое участие в труде всех детей.
Дежурные ставят на столы хлебницы, вазы с салфетками, раздают ложки, проверяют, у всех ли детей есть стулья, чтобы не носить их и не двигать, когда няня раздает пищу. Со второй половины года дежурным можно поручать более сложную работу: расставлять блюдца, поставленные няней стопкой на угол стола, приносить с раздаточного стола по две чашки на детские столы. (Удобно пользоваться раздаточными столиками на колесах, если позволяют условия.) Дежурные следят за тем, чтобы на всех столах были салфетки, убирают посуду после еды. Каждый ребенок ставит тарелку в общую стопку на своем столе, приподняв ложку с другой тарелки. Выходя из-за стола, он может взять свою чашку и отнести ее на раздаточный стол. Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками, а няня — сложенные тарелки. Ребенок сметает крошки со стола, складывает скатерти, обращаясь за помощью к другому дежурному. Воспитатель показывает, как это можно сделать быстро и удобно.
Организуя дежурство, педагог должен помнить, что дети пятого года жизни еще не воспринимают эту деятельность как свою обязанность, поэтому она нуждается в стимулировании, указаниях, напоминаниях, а часто и в непосредственной помощи взрослых. Воспитатель, оценивая труд каждого из дежурных, указывает на ошибки, отмечает, кто из ребят уже научился дежурить, а кому еще надо постараться. Он разъясняет детям, что работа дежурных очень нужна для всей группы, хвалит тех, кто старательно выполняет задание: «Оля и Сережа были настоящими дежурными, обо всех позаботились»; «Игорь сегодня совсем не отвлекался и быстро разложил все, что нужно». Постепенно педагог воспитывает положительное отношение к работе дежурных.
Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. Необходимость этого труда воспитатель мотивирует тем, что дети стали старше, а занятия — более сложными и поэтому нужны постоянные помощники. Особенно велика нагрузка в процессе подготовки к занятиям по изобразительной деятельности, поэтому не следует раздачу всех материалов возлагать только на дежурных. Дежурные вместе с воспитателем готовят необходимые для занятий предметы на отдельном столе. Например, для рисования ставят подставки с красками, приготовленными воспитателем, банки с водой, кисти, подставки для них, раскладывают салфетки для осушения кистей. Затем каждый воспитанник подготавливает свое рабочее место. По окончании занятия ребята уносят свои предметы на общий стол. Дежурные моют посуду, кисти, просушивают их и убирают на место. Такой порядок приучает детей к самостоятельности.
Систематическая работа педагога по руководству процессом выполнения детьми трудовых заданий позволит к концу года сформировать у них простейшие трудовые навыки, желание трудиться, представление о значении их труда для окружающих.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +