Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Общее воспитание >>

Организация жизни и воспитание детей


А. Н. Давидчук, Т. И. Осокина, Л. А. Парамонова и др.
"Воспитание и обучение детей пятого года жизни"
М., изд-во "Просвещение", 1986 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Воспитатель средней группы проводит разнообразную организационную и учебно-воспитательную работу, охватывающую все стороны жизни детей четырехлетнего возраста: их быт, занятия, самостоятельную деятельность, прогулки. Он заботится об охране жизни, укреплении здоровья и всестороннем развитии дошкольников.
Важным условием успешной реализации программных задач, стоящих перед практикой дошкольного воспитания, является создание в детском саду благоприятной гигиенической обстановки, четкое соблюдение режима дня, использование педагогических средств и методов, соответствующих возрастным возможностям детей, применение в работе индивидуально-дифференцированного подхода к воспитанникам.

ЗАБОТА ОБ УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Организация питания. Дети среднего дошкольного возраста получают четырехразовое питание. Интервалы между приемами пищи не должны превышать время, рекомендованное режимом жизни детей этой группы. Необходимо, чтобы воспитанники и персонал дошкольного учреждения соблюдали правила личной гигиены и обязательно выполняли не только гигиенические, но и педагогические требования к доставке и раздаче пищи, сервировке стола, уборке посуды, организации дежурства детей по столовой. Это благоприятно отразится как на состоянии здоровья детей, так и на формировании у них необходимых культурно-гигиенических навыков.
Важно также и создание условий, поддерживающих у детей хороший аппетит. Не следует торопить ребят во время еды, а в перерывах между приемами пищи не надо разрешать им есть сладости или фрукты, принесенные из дома.
Дежурство детей по столовой проводится в строго отведенный для этого отрезок времени без ущерба для прогулки.
Организация сна. Длительность суточного сна детей этого возраста составляет 11,5—12 ч, из них 2 ч отводится дневному сну. При его организации важно иметь в виду, что укладывание и подъем детей группы лучше проводить постепенно: в первую очередь укладывать тех, кто плохо засыпает, поднимать детей целесообразнее по мере их самостоятельного пробуждения. Во время дневного сна воспитатель следит за тем, чтобы в спальной комнате была тишина. Спокойная обстановка создается в период, предшествующий сну. В это время недопустимы шумные и подвижные игры или другие занятия, возбуждающие детей.
Благоприятная гигиеническая обстановка, свежий воздух в помещении также способствуют полноценному сну воспитанников. С этой целью, в зависимости от погоды и времени года, открывают окна (одна сторона), фрамуги или форточки. Оптимальная температура воздуха в спальной комнате не превышает + 18—19°. Однако, если дети достаточно тепло одеты и закалены, температуру воздуха во время дневного сна можно постепенно снижать в холодный период года до + 16—15°. Укладывают и поднимают детей, как правило, при обычной комнатной температуре (+ 20—21°). В холодное время года форточки или фрамуги в спальной комнате закрывают за 15—20 мин до подъема детей.
Для воздушного закаливания, которое проводится с учетом состояния здоровья детей, температура воздуха в спальной комнате в это время может снижаться до + 18—16°.
Желательно, чтобы все дети имели для сна специальную одежду (в зависимости от времени года — пижамы, рубашки из фланелевой или ситцевой ткани).
Организация прогулки. Ежедневные прогулки на свежем воздухе являются необходимым условием для укрепления здоровья детей. В холодный период года дети гуляют 4—5 ч в день. В теплое время вся деятельность воспитанников должна проходить на участке. Достаточное пребывание детей на воздухе в течение дня обеспечивается проведением прогулок в первой и второй его половине, во время утреннего приема (для которого целесообразно использовать участок, за исключением дней с крайне неблагоприятными погодными условиями), а также вечерней прогулкой с родителями по возвращении из детского сада.
При подготовке к прогулке дети пятого года жизни одеваются (в основном самостоятельно) под контролем взрослых. Некоторым может быть оказана необходимая помощь воспитателем или няней, а также другими детьми, хорошо владеющими нужными навыками. Педагог внимательно следит за тем, чтобы все ребята были одеты в соответствии с условиями погоды и во время прогулки не перегревались и не переохлаждались. Одежда должна быть удобной, не стесняющей движений.
В холодный период года она состоит из трех-четырех слоев, включая белье. При низкой температуре воздуха допускается пятислойная одежда.
Дети выходят на участок по мере готовности. Чтобы подготовка к прогулке не затянулась, воспитатель использует рациональные формы организации этого момента, учитывая уровень навыков самообслуживания тех или иных воспитанников, особенности их самостоятельной деятельности и поведения на участке. От этого зависит, будет ли (и в какой степени) помогать ему няня собирать детей на прогулку.
Дети средней группы могут гулять в холодное время года при температуре воздуха — 18—22°; при низких температурах длительность прогулки сокращается. Прогулка проводится в любую погоду. Даже в ненастье можно выйти с детьми на участок, организовать их деятельность на веранде, под навесом.
Воспитатель обязан провести с детьми все запланированные мероприятия (игры, труд, наблюдения в природе и др.). При этом важно так построить прогулку, чтобы дошкольники могли реализовать и свою естественную потребность в движении.
Самостоятельная игровая деятельность детей также находится под контролем воспитателя, который направляет ее, а иногда и принимает в играх непосредственное участие. Чтобы не допустить переутомления, целесообразно чередовать игры разной подвижности, своевременно переключать воспитанников с одного вида игры на другой.
В жаркие дни не следует проводить игры большой подвижности: это может привести к перегреванию и утомлению ребят. В летний период дети не должны находиться длительное время на участках, освещенных прямыми солнечными лучами; лучше, чтобы игры проводились в полосе светотени. В этом случае воспитанникам не будут угрожать ни перегревание, ни солнечные ожоги. Воспитателю важно помнить и об индивидуальных особенностях каждого ребенка: учитывать состояние здоровья, особенности нервной системы, уровень развития навыков самостоятельной игры, двигательную активность. Детей малоактивных необходимо побуждать к движениям, чрезмерно подвижных, легковозбудимых — своевременно переключать на спокойную деятельность.
Педагог ежедневно организует хозяйственно-бытовой труд (на участке или веранде, работу на огороде, в цветнике). Летом дети трудятся лишь в нежаркое время дня. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности — не превышали 15—20 мин. Необходимо также, чтобы используемый при этом инвентарь был исправным и соответствовал возрасту детей.
Часть прогулки обычно используется для наблюдений в природе. С ней могут сочетаться целевые экскурсии, дидактические игры с природным материалом (особенно в теплое время года), конструирование в форме совместной деятельности на участке детского сада, сюжетно-ролевые и подвижные игры. Снег, песок, сухие листья, палочки, камешки, шишки и т. п., как правило, привлекают внимание детей и охотно используются как строительный (или игровой) материал в совместных действиях с другими детьми. Воспитатель помогает детям организовать эти действия, подчинить их общему замыслу, развернуть его, оценить ход и результаты совместных усилий.
Педагог, наблюдая за воспитанниками, следит, чтобы дети (особенно с ослабленным здоровьем) не занимались одним видом действий, требующим сохранения однообразной позы или проявления чрезмерно высокой (низкой) двигательной активности. Организация учебных занятий. В средней группе ежедневно проводятся два занятия общей продолжительностью 45 мин (включая перерыв). В рамках этого времени воспитатель по своему усмотрению (в зависимости от конкретных учебных задач, уровня знаний детей, степени усвоения ими программного материала) может изменить длительность того или иного занятия примерно на 5—7 мин. Постепенно к середине учебного года материал, который дети должны усвоить, усложняется, физические нагрузки повышаются. К концу года физические и умственные нагрузки снижаются.
Аналогичным образом планируют и распределение учебных нагрузок в течение недели: наиболее трудные занятия лучше проводить во вторник и среду, так как, начиная с четверга, работоспособность большинства детей снижается. При этом педагог предусматривает и чередование более трудных с относительно легкими занятиями, и равномерное сочетание умственных и двигательных нагрузок в структуре каждого занятия.
В процессе обучения широко используются игровые и двигательные приемы, так как они предупреждают утомление дошкольников. В то же время необходимо совершенствовать формирующиеся навыки и повышать общую работоспособность детей. Для этого требуется систематическая и последовательная отработка различных учебных действий и постепенное повышение нагрузки. Обучение идет успешно тогда, когда воспитатель соблюдает и индивидуальный подход к детям: учитывает уровень развития каждого ребенка группы, особенности его нервной системы, способности. Нередко дети с низкой работоспособностью, ослабленные, пришедшие в детский сад после болезни нуждаются в повышенном внимании педагога и его помощи при выполнении учебных заданий.
В перерывах между занятиями полезно переключать детей на другой вид деятельности, дать им возможность подвигаться, сменить позу. Однако не следует допускать при этом чрезмерно подвижных и шумных игр, которые, повышая возбуждение детей, затрудняют проведение следующего занятия. Длительность перерывов между занятиями 10—12 мин, при подготовке к физкультурному или музыкальному занятию она может быть увеличена до 13—15 мин.
Во время занятия педагог контролирует, правильно ли дети сидят за столами, однако требовать от них устойчивого сохранения заданной позы (особенно неподвижной) на протяжении всей работы не следует, так как это для малышей утомительно. Ребят с нарушенным зрением, сниженной работоспособностью и слабослышащих сажают поближе к воспитателю.
Поскольку у детей пятого года жизни диапазон индивидуальных различий в длине тела достаточно велик (от 83 до 120— 123 см), в группах необходимо иметь столы и стулья 2—3 размеров. Обычно используются четырехместные столы. Они расставляются в 3 ряда таким образом, чтобы свет падал слева. Их расстояние от окон 1 м. Дистанция между столами 0,5 м. Это позволяет воспитанникам выходить из-за столов, не мешая друг другу, свободно выполнять физические упражнения во время физкультурных пауз. Соответствие размеров мебели росту ребенка проверяется воспитателем и медицинской сестрой два раза в год. Более подробное изложение гигиенических рекомендаций, касающихся размеров детской мебели и ее расстановки в групповой комнате, дается в специальной литературе.
В помещении группы, особенно во время занятий, должен быть чистый воздух и обеспечено достаточное освещение.
Для предупреждения утомления и охраны нервной системы ребенка два раза в год организуются каникулы (в начале января и конце марта) сроком на одну неделю. В этот период занятия, связанные с умственной нагрузкой, не проводятся. Организуются лишь музыкальные, физкультурные занятия, подвижные и спортивные игры, праздники и развлечения. В теплый период года, когда большая часть программного материала пройдена, проводится одно занятие в день для повторения и закрепления знаний. Причем занимаются с ребятами не в помещении, а на воздухе, во время прогулок на участке или за его пределами.
Закаливание. Закаливание детей составляет неотъемлемую часть всей общевоспитательной и оздоровительной работы в дошкольном учреждении. При правильном его проведении у ребенка постепенно вырабатывается способность легче переносить неблагоприятные воздействия окружающей среды. Поэтому все закаливающие мероприятия проводятся воспитателем и няней под медицинским контролем, с учетом индивидуальных возможностей воспитанников. В группе должен быть специальный журнал, где регистрируется дата проведения процедуры, температура воды, самочувствие ребенка. Основными факторами закаливания являются свежий воздух, солнечные лучи и вода.
Воздушное закаливание обеспечивается пребыванием детей в хорошо проветренном помещении с температурой воздуха + 20—21°. Одежда детей при этом должна быть облегченной. Если в группе находится ребенок, перенесший какое-либо заболевание или имеющий в состоянии здоровья отклонения от нормы, вопрос о его закаливании согласуется с врачом или медицинской сестрой. Необходимо помнить, что как переохлаждение, так и перегревание одинаково вредны для здоровья детей. Поэтому их одежда должна соответствовать воздушно-тепловому режиму помещения. Лучше всего, если воспитанники, находясь в групповой комнате, будут одеты в платья (или рубашки) из хлопчатобумажных тканей, на ногах — летние носки и легкие туфли. Однако, если дома ребенка одевают слишком тепло из боязни простудить, приучать его к облегченной одежде надо постепенно. Одновременно следует разъяснять родителям, что такие «меры профилактики» ничем не обоснованы и могут принести только вред.
Воздушное закаливание также осуществляется во время дневного сна на воздухе (или при открытых форточках). К важным элементам такого закаливания относятся воздушные ванны в момент укладывания и подъема детей, ежедневные прогулки.
Закаливание солнечными лучами в виде дозированных солнечных ванн проводится только в соответствии с рекомендациями врача. В районах с умеренным и теплым климатом дети в достаточной мере. подвергаются ультрафиолетовому облучению во время утреннего приема на участке, прогулки, игр на воздухе в полосе рассеянного солнечного света. В теплый период года воспитатель регулирует время пребывания детей под прямыми солнечными лучами, постепенно увеличивает его до 10 мин непрерывного пребывания и 40—50 мин в течение дня. Так же постепенно, по мере привыкания к местным солнечным ваннам, обнажается поверхность тела ребенка: вначале оголяются руки, ноги, затем дети гуляют в майках и трусах и, наконец, раздеваются до трусов.
Закаливание водой начинают с местных процедур (влажное обтирание до пояса или обливание ног), которые проводятся при положительном отношении к ним ребенка, его благоприятном эмоциональном настрое. Поэтому необходимо формировать у детей потребность в водных процедурах и постепенно совершенствовать навыки самостоятельного их выполнения.
В холодное время года местные водные процедуры проводятся после дневного сна в помещении с температурой воздуха не ниже + 20°. Начальная температура воды для местных обливаний + 30°, конечная + 16—14 . Через 1—2 дня температура воды снижается на 2°. Для ослабленных детей закаливание водой должно быть щадящим, способы проведения его и температура воды согласовываются с врачом.
Расход воды при обливании ног составляет 1/2—1/3 л, процедура для одного ребенка продолжается 15—20 с. После обливания необходимо растереть ноги сухим полотенцем до легкого порозовения кожи. Следует помнить, что обливание проводят только в том случае, если ноги у ребенка теплые. Целесообразно и использование воды контрастной температуры.
Общее обливание (душ) проводится преимущественно в теплое время года, зимой — при наличии необходимых условий. Начальная температура воды при общих обливаниях +34—35°, постепенно ее доводят до + 24°. Температура воды снижается через 3—4 дня на 1—2°. Длительность процедуры постепенно увеличивается с 15—20 до 30—40 с (для каждого ребенка). После обливания необходимо насухо вытереть все тело.
Вместо обливаний в холодное время года можно использовать влажные обтирания до пояса. Эту процедуру дети пятого года жизни после предварительного обучения могут выполнять самостоятельно. Для ее проведения каждому ребенку необходимо иметь варежку из махровой ткани и полотенце, которое повязывают на поясе ребенка: 10—12 детей встают вокруг таза с водой нужной температуры и опускают варежки в воду. Затем, отжав варежки, надевают их на левую руку и обтирают правую в направлении от пальцев к плечу. То же проделывают с левой рукой, далее обтирают грудь и шею. После этого встают друг за другом и каждый ребенок передает свою варежку тому, кто стоит сзади, затем берет ее у впереди стоящего и обтирает ему спину. По окончании процедуры дети снимают варежки и быстро вытираются насухо. Варежки после каждого пользования кипятятся или дезинфицируются в растворе хлорамина.
После обтираний до пояса с учетом состояния здоровья детей можно переходить к общим обтираниям всего тела (руки, ноги, грудь, живот, спина, ягодицы). Начальная и конечная температура воды и постепенное ее снижение для этой процедуры такие же, как и при общих обливаниях.
В теплое время года обливания проводят, как правило, после прогулки, перед обедом, сочетая их с гигиенической процедурой. Организуют также купание детей в открытых водоемах. Начинают его в теплую безветренную погоду при температуре воздуха +24—25° и температуре воды +22—23°. После привыкания детей их можно купать и при более низких температурах воды и воздуха. Дети (8—10 человек) купаются под контролем двух взрослых в течение 8—12 мин. Для этого выделяется специальное место с ровным чистым дном и небольшой глубиной (не более чем до пояса). Перед купанием ребятам необходимо немного побыть в тени. Купание в открытых водоемах можно начинать только после предварительной подготовки детей, состоящей из проведения сначала местных, а затем общих водных процедур. Нельзя допускать переохлаждения: ребята должны двигаться в воде, играть. Если у кого-либо во время купания посинели губы или появилась «гусиная кожа», его нужно быстро вывести из воды, растереть сухим полотенцем и переодеть в сухую одежду. Всем детям после купания надо вытереться, переодеться и подвигаться.
Купание в открытых водоемах рекомендуется проводить спустя 30—40 мин после приема пищи.

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Воспитание у детей пятого года жизни навыков личной гигиены в целом основано на закреплении ранее усвоенных умений и повышении качества их выполнения. Воспитатель добивается того, чтобы дети осознанно соблюдали правила личной гигиены, понимали их значение. Поэтому, например, приучая ребят регулярно чистить зубы и полоскать рот после еды или мыть руки перед едой, педагог в доступной форме объясняет, для чего это нужно делать и почему нельзя забывать эти правила. Целесообразно использовать простые, легко запоминающиеся стихи и соответствующие иллюстрации.
Особое внимание следует обратить на культуру поведения за столом во время приема пищи. Дети этого возраста приобретают умение пользоваться не только ложкой и глубокой тарелкой, но также ножом и вилкой, мелкой тарелкой. Воспитатель демонстрирует им правильные действия и разъясняет, почему удобнее брать гарнир понемногу, как надо сидеть за столом и т. п.
Потребность в чистоте, опрятной одежде и прическе формируется постепенно по мере систематического соблюдения детьми тех правил, с которыми их познакомили, и совершенствования приобретенных ими умений. Хороший воспитательный эффект можно получить, если своевременно замечать и поощрять самостоятельность детей при выполнении соответствующих действий, отмечая при этом положительные стороны тех умений, которые приобрели дети. Например, педагог может обратить внимание ребят на то, как аккуратно, бесшумно едят некоторые их сверстники или как хорошо научился пользоваться ножом тот, у кого это раньше не получалось, как опрятно выглядят девочки и мальчики, которые перед занятиями привели в порядок свою одежду и прическу и т. п. Важно, чтобы дети самостоятельно начали следить за собой, закрепляли и совершенствовали полезные умения.
Следует иметь в виду, что воспитательные воздействия в этой возрастной группе могут быть уже менее прямыми и заметными, так как постоянные напоминания лишают детей самостоятельности. Хороший эффект дают косвенные влияния: показ лучшего примера, беседа, игровой прием. Демонстрация способа действий, которая достаточно широко используется в средней группе, направлена главным образом на освоение наиболее сложных элементов отрабатываемого навыка и его совершенствование в целом.

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде простейших проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных способов оказания им помощи, приветливых форм общения и т. п.), воспитатель средней группы добивается, чтобы эти умения у детей совершенствовались, выполнялись ими самостоятельно, без напоминаний, приобретали более устойчивый и осознанный характер. Он продолжает знакомить детей с образцами правильного поведения и некоторыми этическими нормами, постепенно разъясняя их нравственный смысл.
Для этой цели педагог может использовать личный пример, оценку фактов из жизни детей группы, анализ действий литературных героев и персонажей народных сказок.
Например, во время одевания, когда дети нередко обращаются за помощью к взрослому, воспитатель личным примером напоминает им правила вежливого поведения: он не только помогает малышу одеваться, но и не забывает ему приветливо сказать «пожалуйста». Проявление вежливости детьми, их хорошие поступки также не остаются незамеченными. Педагог выделяет и поощряет их, создавая у ребенка хорошее настроение. А положительная эмоция, подкрепляющая хороший поступок, в свою очередь помогает усвоению соответствующей формы поведения. Четырехлетнего ребенка, например, очень важно похвалить за то, что он самостоятельно догадался помочь товарищу, извиниться или поблагодарить за услугу.
Так как дети этого возраста не всегда понимают значение в жизни человека тех или иных правил и норм поведения, воспитатель должен постепенно, в доступной форме раскрывать их. Например, говоря о том, что при входе в помещение следует вытирать ноги о коврик, он добавляет: «Чтобы в доме было чисто». Объясняя, как надо вежливо вести себя с окружающими, советует: «Когда разговариваешь с товарищем или взрослым, надо смотреть ему в лицо, потому что очень неприятно, когда тебя слушают невнимательно».
Начиная активно пользоваться этими правилами в быту, игре и любой другой деятельности, дошкольники прочно их усваивают, а понимание их смысла помогает ребенку сознательно управлять своим поведением, самостоятельно его регулировать в разных жизненных ситуациях. Эти качества формируются у воспитанников средней группы постепенно под постоянным контролем педагога.
Время от времени ребятам напоминают те правила поведения, с которыми их знакомили раньше. С этой целью воспитатель читает или рассказывает литературные произведения, показывает иллюстрации к ним, раскрывающие в яркой, художественной форме смысл культурного поведения.
Педагог продолжает учить детей пятого года жизни поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада, замечать нарушения и устранять их самостоятельно или с помощью взрослого. Готовясь к занятию или выходу на прогулку, он обращается к ребятам: «Посмотрите, все ли у нас на месте?» Воспитатель поощряет тех, кто проявил активность в восстановлении порядка. Стремление детей соблюдать порядок в групповой комнате должно всегда находить поддержку у педагога. Полезно провести несколько бесед о важности аккуратного и бережного обращения с вещами, книгами, игрушками. Это позволяет закрепить знание правил культурного поведения, воспитывает осознанное отношение к их выполнению.
В повседневной жизни легко образуются детские объединения. Важно, чтобы взаимоотношения в них носили положительный характер, чтобы не возникали конфликты, ссоры, обиды. Отрицательное отношение сверстников нарушает эмоционально-положительный тонус ребенка. У него портится настроение, пропадает желание ходить в детский сад. Нередко в результате этого у ребенка появляется озлобленность, негативное отношение к сверстникам, замкнутость.
Задача воспитателя — создать доброжелательную атмосферу в коллективе детей, научить их бережно относиться к своим товарищам, проявлять доброту и внимание. Учитывая, что опыт общения детей друг с другом невелик, педагог специально знакомит их с конкретными случаями доброжелательного, чуткого, справедливого отношения к товарищу, используя примеры из жизни самих детей или из художественных произведений. Анализируя вместе с воспитанниками эти факты, давая им нравственную оценку, взрослый постепенно формирует у ребят необходимый круг этических представлений.
В начале года разъяснение воспитанникам этических норм, касающихся взаимоотношений с товарищами, идет от педагога. Он дает их в доступной форме и строит на их основе непосредственную оценку детского поведения, которая должна быть яркой и эмоциональной, затрагивающей чувства дошкольников. Очень важно, чтобы ребенок испытал радость от похвалы взрослого и гордость за свой хороший поступок, желание повторить его в другой раз или чувство стыда и досады от совершенного им плохого поступка.
Следует учитывать индивидуальную чувствительность детей к разным видам оценки и соразмерять оценку с возможной реакцией на нее ребенка.
К концу пятого года жизни детей ориентируют на самостоятельное применение во взаимоотношениях со сверстниками этих этических норм, с которыми их познакомили. Поэтому воспитатель не всегда участвует в процессе построения взаимоотношений между отдельными детьми, не всегда спешит им на помощь. Иногда достаточно ограничиться советом, например: «Узнайте сами, что случилось с Мишей, что его огорчило, и подумайте, как можно ему помочь, как лучше его успокоить» и т. п. Это постепенно приучает детей быть внимательными, замечать настроение сверстников, способствует воспитанию чуткости. Опыт такого поведения служит основой возникновения гуманных чувств. Большую роль в этом играет и пример взрослых. Поэтому нормой поведения воспитателя должна быть исключительная доброжелательность по отношению ко всем детям. Тогда ребята почувствуют, что воспитатель их друг, защитник, что он любит их, с ним хорошо. А доверие к воспитателю вызовет у детей желание следовать его советам и указаниям и реализовывать их в своем поведении по отношению к окружающим.
Воспитание гуманных чувств и формирование начальных этических представлений происходит как в повседневной жизни детей (в быту, игре, труде), так и во время обучения.
Воспитывая доброжелательное отношение детей друг к другу, очень важно в ходе игр и других видов деятельности (одевание, дежурство) привлекать их внимание к интересам и потребностям сверстника, находящегося рядом, побуждать к тому, чтобы они отзывались на просьбу другого ребенка, могли с ним чем-то поделиться, прийти ему на помощь.
Чтобы разобраться в характере взаимоотношений воспитанников, педагогу следует постоянно наблюдать за общением детей в разных видах совместной деятельности, особенно в игре. На пятом году жизни дети все чаще переходят к совместным игровым действиям, объединяясь по 2—3 человека; впервые появляются устойчивые дружеские объединения. Воспитатель может судить об авторитетности ребенка среди сверстников, видеть организаторов и малоактивных детей, определить, на какой основе образуются детские объединения, что побуждает ребенка быть участником той или иной группы. Необходимо поощрять развитие детских объединений, в которых складываются гуманные отношения, обращая внимание детей на непривлекательность неравноправия в микрообъединениях.
Созданию товарищеской атмосферы в группе во многом способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Определяющее влияние на характер общения дошкольников оказывает пример взрослых, их стремление и умение постоянно давать детям образцы доброжелательных обращений и ответов.
Для этого используются естественно возникающие в детском саду ситуации, например, приход в группу заведующего, медсестры, родителей, их беседа с воспитателем, няней. Полезно обратить внимание детей на то, как приветливо, по-доброму разговаривают взрослые друг с другом, побуждать мальчиков и девочек так же хорошо общаться между собой.
Поскольку в этом возрасте у детей еще нет достаточно четких и ясных представлений о том, что в их отношениях хорошо и что плохо, какими словами можно порадовать, а какими обидеть сверстника, важно привлекать ребят к оценке тех фактов, которые были в их общении между собой. Так, если кто-то из детей грубо отказал в просьбе сверстника помочь ему, в результате чего возник конфликт между ними, воспитатель разбирает с ребятами этот случай. Можно обсуждать с детьми и другие вопросы, например, справедливо ли они распределили материалы и предметы для совместной деятельности, похвалить тех, кто учел и желание товарища, и его интересы. Важно, чтобы дети научились замечать, доволен ли партнер по игре полученными материалами, игрушками, чтобы при обращении к сверстнику с подобным вопросом ребенок смотрел на него, называл его по имени и внимательно выслушивал ответ.
Обучая детей формам доброжелательного общения, нужно дать им возможность как бы увидеть себя со стороны: показать наглядные ситуации, возникающие во время дежурства, сборов на прогулку, игр. Для этого воспитатель может использовать кукольный, теневой театр и театр игрушек, и с помощью персонажей спектакля дошкольники усваивают образцы доброжелательного общения. Темы ситуаций могут быть разнообразными. Их воспитательный эффект будет выше, если дети в персонажах ситуаций смогут узнать себя.
Отношения дошкольников в самостоятельной игровой деятельности более сложны и противоречивы, чем это кажется на первый взгляд, и не всегда они складываются благополучно для некоторых детей. Неприятие ребенка сверстниками — серьезное явление! За ним, как правило, складывается глубокий конфликт с детьми, приводящий к одиночеству и изоляции ребенка от совместной жизни и деятельности в коллективе. Такие дети лишь физически присутствуют в группе, но они постоянно испытывают при этом душевную неудовлетворенность, поскольку у них нет положительных «деловых» контактов со сверстниками.
Воспитатель должен знать о причинах неблагополучия ребенка в группе. Главные среди них — недостаточное развитие у него игровых навыков и несовпадение интересов с мотивами деятельности других детей. Того, кто не умеет хорошо играть, сверстники неохотно принимают в свою группу, он малопривлекателен для них как партнер. Ему предпочитают даже драчливого и грубого ребенка, если тот умеет играть интересно. Если же ребенок не владеет ни игровыми навыками, ни положительными способами общения, сверстники активно избегают его. Ребенок может оказаться в изоляции и если он стремится захватить первые роли, лучшие игрушки, навязывает другим детям свои требования, не считаясь с их мнением.
Трудности во взаимоотношениях с другими детьми могут возникнуть у ребенка и при недостаточно развитой у него потребности в общении. Такие дети предпочитают одиночную игру совместной и ревниво оберегают ее от вмешательства сверстников.
Некоторые неуютно чувствуют себя в коллективе только потому, что у них преобладают какие-то иные интересы: им хочется петь, танцевать, рисовать, декламировать стихи, конструировать, в то время как для других эти интересы менее важны, чем совместная ролевая игра.
Могут быть и другие причины неприятия ребенка в коллективе сверстников. Важно знать, что оно отрицательно сказывается не только на его эмоциональном состоянии, но и на формировании характера. Оно порождает у ребенка либо неверие в свои силы, недоверие к сверстнику, повышенную обидчивость, либо упрямство, грубость, агрессивность. Оно может сказаться и на деятельности ребенка: у него резко снижается активность, на занятиях он упорно молчит, выглядит как бы отчужденным от окружающих.
Важно, чтобы педагог понимал душевное состояние каждого воспитанника группы. Поэтому особое значение приобретают первые его контакты с ребенком, знакомство с ним: доброе, душевное отношение взрослого избавит ребенка от многих огорчений и переживаний. Взаимоотношения со сверстниками зависят от того, насколько он отвечает их требованиям и насколько сверстники устраивают его. Воспитатель следит за тем, как ребенка принимают в коллективе и как он относится к ребятам, помогает ему включиться в совместные игры, поощряет успехи. Он учит ребенка играть, доброжелательно относиться к товарищам, проявлять доброту, приветливость, справедливость. Если сам ребенок не хочет считаться с партнерами по игре, стремится захватить все игрушки себе, можно систематически давать ему посильные поручения, необходимые для всей группы. При выявлении у ребенка индивидуальных, не связанных с игрой стремлений и интересов воспитатель должен поддерживать их (так как за этим могут скрываться способности к определенной деятельности) и постепенно вовлекать его в общую жизнь группы.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +