На протяжении 2-го года жизни у детей происходят очень значительные изменения как в физическом, так и особенно в их нервно-психическом развитии. Этот период жизни ребенка делится на 2 этапа: первый от 1-го года до 1 года 5—6 мес и второй от 1 года 5—6 мес до 2 лет, каждый из них имеет свои качественные особенности.
Наиболее характерной особенностью поведения ребенка этого возраста является высокая двигательная активность, эмоциональность, большой интерес к окружающему, большая потребность в частом общении со взрослым и высокая обучаемость.
В первом полугодии 2-го года жизни продолжается интенсивное физическое развитие и дальнейшее развитие высшей нервной деятельности. Повышается работоспособность нервной системы, вследствие чего к 1 году 6 мес длительность бодрствования увеличивается до 4—4 1/2 ч. Условные рефлексы начинают формироваться значительно быстрее, но долго еще остаются неустойчивыми. Поэтому те навыки, которые хотя и быстро образуются, требуют длительного подкрепления. Сравнительно слаба еще подвижность нервных процессов и еще слабо развиты тормозные процессы, вследствие чего дети трудно переносят резкие изменения привычных условий жизни.
Дети физически еще очень ранимы, легко заболевают от незначительных погрешностей в уходе и от неблагоприятных условий жизни. Они ранимы и психически — очень легко изменяется и состояние возбудимости их нервной системы. Они легко приходят либо в возбужденное, либо в вялое состояние, быстро утомляются.
Научившись к 1 году ходить, ребенок 1 года — 1 года 3 мес почти все время ходит. Движения занимают почти все время его бодрствования, вследствие чего временно страдает устойчивость его действий с предметами.
Возможность самостоятельно передвигаться и сильная ориентировочная реакция создают благоприятные условия для психического развития. Свободно перемещаясь, он может подойти к любому заинтересовавшему его предмету и с ним действовать, используя умения, приобретенные к концу 1-го года. Интерес к окружающему. Очень выражен интерес ко всему особенно яркому, движущемуся, звучащему. Каждое даже незначительное изменение, происшедшее в окружающей обстановке, сейчас же обращает внимание ребенка. Проявляя большой интерес к окружающему, он в то же время очень неустойчив. Действия его прерывистые, он быстро переходит от одних действий к другим, затем снова возвращается к прежним. Его деятельность определяется тем, что попадает в поле его зрения. Ребенок находится как бы во власти зрительного восприятия — увидел мяч, играет с мячом, заметил куклу, оставляет мяч, берет куклу. Это свидетельствует о том, что внимание ребенка еще неустойчиво, он легко отвлекается. Эмоции. Ребенок этого возраста очень эмоционален. Если он здоров, сыт, если с ним часто и ласково общаются взрослые и если есть предметы, с которыми он может разнообразно действовать, ребенок жизнерадостен, бодр, активен, он все время занят. Однако у него легко могут возникнуть кратковременные отрицательные состояния. Одной из частых причин отрицательных эмоциональных состояний является недостаточное внимание взрослых к нему. Общение со взрослыми в этом возрасте — это одна из сильнейших потребностей ребенка. Большее удовольствие и радость испытывает ребенок от общения со взрослым. Вышла мать из комнаты,— очень быстро заметив ее отсутствие, ребенок начинает искать ее, плакать. Такие же реакции можно наблюдать и в детском учреждении. Стоит воспитательнице выйти из группы, как кто-нибудь из детей, а иногда и не один, ранее спокойно игравшие, начинают плакать. Оставленный на длительное время без общения со взрослым, ребенок становится вялым, часто при этом у него возникают автоматические движения, даже при наличии рядом лежащих игрушек. Потребность в общении. Ребенок нуждается в частом общении. Часто, прервав свои действия, он подходит к матери или воспитательнице, постояв, прижавшись к ее коленям и получив от нее ласковое слово или даже только поглаживание, он снова становится бодрым, бежит к игрушкам. Активность его повышается даже от издали обращенных к нему ласковых слов взрослого. У ребенка очень сильна привязанность к тем, кто с ним в основном общается, поэтому он очень тяжело переживает вынужденный отрыв от них при переводе в детское учреждение. Общение со взрослым не только поддерживает активность и эмоциональное состояние, но оно много дает для его развития. Умея подражать, ребенок легко усваивает показываемые взрослым действия с предметами, что развивает его предметную деятельность, которая является основным видом деятельности детей данного возраста.
У ребенка рано проявляется самостоятельность — он отталкивает руку матери, требуя ложку, чтобы есть самому, он пытается натянуть на себя ботинки, говоря «сам», и т. п.
Учитывая указанные выше особенности психики ребенка, можно на протяжении этого полугодия обеспечить значительное развитие детей. Развитие речи. Особенно велики достижения в развитии речи, а именно в понимании речи. Запас понимаемых слов быстро растет и к 1 году 6 мес дети понимают смысл целых предложений о часто повторяющихся событиях и явлениях, понимают уже названия изображений знакомых предметов и действий. Улучшается способность подражать словам взрослых — ребенок учится сначала подражать облегченным словам, затем и правильным, и даже начинает повторять короткие фразы.
Растет и запас слов — к 1 году 6 мес объем словаря равен 30—40 словам, ребенок может составлять предложения. До 1 года 3—4 мес предложения выражаются одним словом, которое дополняется жестом и соответствующей мимикой. К 1 году 6 мес появляются и двухсловные предложения, облегченные слова заменяются правильными.
Однако, несмотря на имеющуюся способность произносить 30—40 слов, ребенок пользуется в основном лепетом и слова употребляет либо в момент сильной заинтересованности, неожиданности появления и исчезновения предмета или удивления (ах, пала) и только в общении с близкими людьми. Развитие наглядно-действенного мышления. На основе развития речи развивается наглядно-действенное мышление. Действуя с разнообразными предметами, слыша от взрослых их названия, определение их свойств, у ребенка развивается мышление — различение, сравнение, установление сходства признаков предметов. Развивается и очень существенная функция речи — обобщение предметов по их основным признакам, но пока только в понимаемой речи, т. е. ребенок на предложение взрослого дать мишку найдет среди 5 разных (сначала резко контрастных, а затем и более сходных), например, 3 мишек, хотя они различны по своим внешним качествам (разные по цвету, размеру, материалу).
Сенсорное развитие
В предметной деятельности происходит быстрое сенсорное развитие. Более тонким становится зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Ребенок к 1 году 6 мес легко различает резко контрастные формы предметов (шар и куб), резко контрастную величину предметов. Так, на предложение убрать шар и куб в ящик с двумя отверстиями (круглым и квадратным) он зрительно уже сравнивает форму отверстия и форму предмета, кладет шар в круглое отверстие, а куб в квадратное. Он может правильно среди разных по величине шариков отобрать маленькие в одну коробку, а большие в другую. Это показывает, что ребенок в своих действиях правильно ориентируется в резко контрастной величине и форме предметов.
Характер игры. Изменяется и характер детских игр. В первые 3—4 мес ребенок играет, повторяя только те действия, которые неоднократно показывал ему взрослый, но затем ребенок начинает уже отображать действия взрослых, которые ему специально не показывали, а которые он только часто видел в окружающем. Будучи очень подвижным, ребенок овладевает многими движениями, совершенствуется его ходьба, он учится перешагивать через небольшие препятствия (например, положенные на полу брусочки), взбираться и спускаться с горки, катить к другому ребенку шарик и т. п.
Играет ребенок в основном индивидуально, но он интересуется действиями других детей, часто подражает им, эмоционально общается с ними. К 1 году 6 мес ребенок может уже самостоятельно есть не только жидкую, но и любую пищу, при одевании снимать чулки, расшнуровывать ботинки и др.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.