После 1 1/2 лет ребенок становится физически более выносливым, заболеваемость среди детей этого возраста значительно меньше. Резко повышается работоспособность нервной системы. К 2 годам ребенок может бодрствовать, не утомляясь, около 5 ч. Он легче приспособляется к новым условиям. Более длительной, сосредоточенной становится игра ребенка и другие виды деятельности, увеличивается устойчивость внимания. Развитие речи и наглядно-действенного мышления. Быстрый скачок происходит в развитии речи и заметные сдвиги — в развитии наглядно-действенного мышления. Запас слов у ребенка увеличивается в 10 раз и к 2 годам он уже произносит около 300—400 слов. Улучшается понимание речи — ребенок понимает небольшой рассказ и без показа, что свидетельствует о более прочной связи слов с обозначаемыми ими предметами и действиями и развитии памяти ребенка. Значительно увеличивается речевая активность ребенка.
Свои просьбы он начинает высказывать словами, причем облегченные слова постепенно заменяются правильными. В его словаре появляются прилагательные, местоимения. Ребенок говорит предложениями, состоящими из 3—4 слов: «Не надо нишки, тинки нет» (1 год 7 мес — отдавая назад книжку, в которой нет картинок). Высокий уровень понимания речи делает уже возможным управлять поведением ребенка словами. При помощи речи и на основе расширяющегося опыта ребенок начинает делать сравнения, определять сходство и различие предметов, обобщать предметы не только в понимаемой, но и в активной речи, устанавливать связь между некоторыми явлениями — все это отражает дальнейшее развитие мышления.
Например, на замечания матери о том, какие у ребенка 1 года 9 1/2 мес грязные руки, отвечает «пицочик тогала» или увидя в окно дождь, говорит: «низя галять — додик». Общение со взрослыми. Ребенок по-прежнему очень подвижен, эмоционален, также нуждается в частом общении со взрослым. Изменяется характер его общения с окружающими — оно становится речевым. Интересующие ребенка явления, предметы побуждают задавать взрослому вопросы, что свидетельствует о развитии ориентировочно-познавательной деятельности. Он любит слушать рассказы, часто протягивая книгу, просит «читай». Все же ребенок говорит в основном только с близкими и, хотя произношение становится несколько лучше, все-таки легко понимают его только те, которые часто с ним общаются.
Характер игры. Значительно меняется и характер детской игры. Постепенно дети начинают отображать в своей игре все более разнообразные и уже не единичные действия окружающих, а несколько связанных между собой действий. В игре появляется уже определенный сюжет, игра становится сюжетной.
Более совершенной становится ориентировка в свойствах окружающих предметов, что указывает на дальнейшее сенсорное развитие ребенка. В дидактических играх ребенок начинает ориентироваться уже в более сложных формах (кирпич, призма), отличает более тонкие различия в величине и начинает ориентироваться сначала в двух, а к 2 годам и в четырех цветах. Взаимоотношения с детьми. Изменяются и взаимоотношения между детьми, дети начинают совместно играть, между ними часто создаются эмоционально-игровые отношения — заигрывания, интерес к действиям друг друга, сочувствие. Например, воспитательница дает Пете (1 год 9 мес) послушать ее часы. Послушав, мальчик показывает на Олю и говорит «Оле» и смотрит с улыбкой, как Оля слушает часы. Правила поведения. Формируются и довольно устойчивые правила поведения. Например, ребенок 1 года 7 мес, увидя встающего с кровати ребенка, говорит: «спать, спать» или увидев, что ребенок не отдает воспитательнице после занятий картинку, сердито кричит: «отдай, отдай» (1 год 10 мес).
Дети хорошо ориентируются в ближайшем окружении. Например, услышав веселые голоса детей за окном, ребенок 1 года 10 мес поясняет: «там битишки игат» (ребятишки играют). Увидев мать, пришедшую за Колей, подбегает к нему, тянет его за руку и говорит: «мама пришла».
Из приведенного ясно, что в течение 2-го года жизни у детей при правильном воспитании происходят очень существенные положительные сдвиги в развитии. Для своевременного полноценного развития на протяжении 2-го года жизни необходимо обеспечить дальнейшее физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание, учитывая особенности детей этого возрастного периода.
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Физическое воспитание детей 2-го года ставит следующие задачи: 1) предохранение от заболеваний; 2) укрепление здоровья, обеспечение полноценного физического развития; 3) поддержание эмоционально-положительного состояния; 4) уравновешенного активного поведения и 5) воспитание ряда культурно-гигиенических навыков. Режим дня. В связи с тем что длительность отрезков бодрствования ребенка на протяжении 2-го года жизни резко меняется (в первом полугодии меньше, чем во втором на 1 1/2—2 ч), в этом возрасте должны быть установлены два разных режима дня.
Длительность отрезков бодрствования у детей до 1 года 6—7 мес не должна превышать 4 1/2 ч, дети этого возраста должны спать днем 2 раза. После 1 года 6—7 мес здоровые дети могут бодрствовать 5 1/2 ч, поэтому их переводят на режим с одним дневным сном. Время между кормлениями днем колеблется от 3 1/2 до 4 1/2 ч. Если между кормлениями ребенок не только бодрствует, но и спит, промежутки увеличиваются до 4 1/2 ч, если только бодрствует — уменьшаются до 3 1/2 ч.
Первый утренний завтрак должен начинаться не позже чем через 1 ч после пробуждения, так как дети утром не выдерживают долго без еды (от последнего вечернего до утреннего питания проходит 12—13 ч). Последнее кормление, проводится не позднее чем за 1 ч до укладывания, что обеспечивает спокойный сон детей.
Примерный режим дня для детей в возрасте от 1 года до 1 года 6—7 мес:
Бодрствование: 6.30—9.30, 12.00—15.30, 17.00—20.30
Кормление: 7.30, 12.00, 17.00, 20.00
Сон: 9.30, 12.00, 15.30-17.00
Ночной сон: 20.30—6.30
Купание: 19.00, 19.30
В детском учреждении в дневной группе занятия проводятся в 8.45, 13.00, 14.00
Обливание проводят после первого отрезка дневного сна.
Дети в возрасте до 1 года 6—7 мес, воспитывающиеся в детском учреждении, осенью, зимой и ранней весной вследствие еще недостаточно развитых движений не могут гулять во время бодрствования; они быстро устают. Поэтому особенно важен для них сон на воздухе. В семье следует организовать прогулку после обеда и полдника.
Примерный режим дня детей в возрасте от 1 года 6 мес до 2 лет:
Бодрствование: 6.30—12.00, 15.00—20 (20.30)
Кормление: 7.30, 11.30, 15.30, 19.00
Сон дневной — 12.00—15.00 ночной: 20.00—6.30
Прогулка: 9.30—11.00. 16.30—18.00
Купание: 18.30
В детском учреждении занятия проводят в 9.30, 16.15 и одно занятие во время прогулки Обливание проводят после дневного сна.
Показанием для перевода ребенка на один дневной сон является не только возраст, но и состояние ребенка. На одноразовый дневной сон следует переводить только в том случае, если ребенок здоров и ко времени укладывания (для дневного сна) находится в бодром состоянии, активен и долго не засыпает. Если ребенок, переведенный на одноразовый сон, через некоторое время проявляет признаки утомления (становится вялым или возбужденным, плохо ест), то целесообразно временно снова перевести его на двухразовый дневной сон, пока не нормализуется поведение ребенка. Перед переводом ребенка на другой режим вначале следует уменьшить длительность отрезков дневного сна, затем укладывать днем и на ночь раньше, а поднимать утром (после ночного сна) позднее других детей.
Детям ослабленным и с легко возбудимой нервной системой в возрасте 1 года 7—8 мес, которые быстро утомляются и не могут бодрствовать 5 ч, необходимо продлить пребывание на режиме с двухразовым сном днем.
Организация и методика проведения кормления, сна и гигиенических процедур
Проведение таких процессов, как кормление, укладывание спать, одевание, умывание и других гигиенических процедур с детьми 2-го года жизни требует особого внимания как родителей, так и воспитателей. В этом возрастном периоде при правильных- приемах сравнительно легко закрепить положительное отношение и спокойное поведение во время укладывания спать, кормления, умывания, развить у детей навык к чистоте, опрятности, воспитать самостоятельность и ряд культурно-гигиенических навыков. Однако так же легко вызвать и даже закрепить негативное отрицательное отношение детей к этим процессам, что ведет к частым отказам от еды, трудностям при засыпании, плачу при одевании, умывании и др. Кроме того, в этом возрасте правильное проведение процессов имеет большое значение для психического развития; развития речи, движений, сенсорного развития, ориентировки в окружающем.
Для того чтобы обеспечить хороший аппетит, глубокий сон и способствовать физическому и психическому развитию ребенка, надо очень точно соблюдать все ранее указанные общие правила.
Одним из основных средств для создания положительного отношения ко всем этим процессам является приучение детей к самостоятельному участию, т. е. к их активности в еде, одевании и др.
Воспитание навыков
У детей в возрасте от 1 года до 1 года 6 мес необходимо воспитывать следующие умения и культурно-гигиенические навыки:
1) во время еды:
— мыть руки каждый раз перед едой;
— с 1 года 1—3 мес учить есть самостоятельно ложкой густую пищу, а с 1 года 5 мес — и любую пищу;
— есть хлеб одновременно с супом;
— есть только из своей тарелки;
— самостоятельно садиться на детский стул, который придвигает к столу взрослый, после еды по словесному указанию взрослого задвигать свой стул;
2) во время туалета поощрять самостоятельные попытки ребенка:
— при умывании подставлять руки под струю воды;
— при одевании, раздевании снимать колготки, расшнурованные ботинки.
3) учить проситься на горшок и спокойно сидеть на горшке до положительного результата. Приобретение этого навыка очень индивидуально: некоторые дети начинают проситься еще до 1 года, но большинство детей и после 1 года иногда еще не просятся, хотя при правильном регулярном высаживании редко бывают мокрыми, а тем более грязными;
4) воспитывать отрицательное отношение ко всему грязному: учить замечать грязное лицо, руки, нос, просить вымыть, вытереть, снять мокрые штанишки.
В возрасте до 1 года 3—4 мес надо обучать новым умениям путем совместного с ним действия: например, дав ребенку впервые ложку, помогать ему зачерпнуть в нее кашу и поднести ко рту; умывая ребенку руки, тереть ему ладонь о ладонь, держа его руки в своих, и т. п.
После 1 года 2—3 мес, когда ребенок в какой-то мере овладел некоторыми первичными элементарными умениями, надо переходить от совместных действий с ребенком к показу: «Вот так держи чашку, вот так вытирай ротик», показывает воспитатель и все свои действия обязательно совпровождает соответствующими словами. Это способствует развитию понимания речи ребенком и дает возможность в дальнейшем регулировать поведение ребенка путем речевой инструкции.
В возрасте от 1 года 6 мес до 2 лет содержание навыков усложняется:
1) во время еды:
— садиться за стол только с вымытыми руками;
— самому садиться на стул и вставать с него;
— есть аккуратно, не обливаясь, после еды пользоваться салфеткой (в основном при напоминании);
2) при умывании:
— принимать активное участие — самому мыть руки и мыть часть лица ладонью;
— с помощью взрослого вытирать лицо и руки;
3) при одевании, раздевании:
— снимать шапку, расстегнутое платье, штанишки, ботинки;
— натягивать колготки, надевать ботинки, шапку;
4) навык опрятности:
— закреплять умение ребенка проситься на горшок;
— знать место своего горшка, садиться только на свой горшок;
— при напоминании вытирать носовым платком грязный нос, самому вынимать платок из кармана и убирать в карман.
В этом возрасте, когда дети уже достаточно хорошо понимают речь и овладели многими умениями, надо обучать их, главным образом, разговаривая с ними: «ешь суп с хлебом», «сначала засучи рукава, потом будешь мыть руки».
Организация процессов
До 1 года 5 мес — 1 года 6 мес, т. е. пока дети все еще не могут вполне самостоятельно есть, в детском учреждении надо обслуживать не одновременно всех, а небольшими группами. Поднимать их нужно по одному, по мере пробуждения, и, не дожидаясь, пока встанут все дети, кормить, объединяя за столом не более 3—4 малышей. Укладывать детей следует также постепенно, начиная с более младших (до 1 года 3—4 мес) и слабых.
Когда дети становятся самостоятельнее (с 1 года 6 мес) надо сначала поднять их после сна, а потом кормить одновременно всех детей данной возрастной подгруппы. Ребенка, который сел за стол, не следует заставлять ждать других, а нужно сразу дать ему еду. Детей, которые уже поели или первыми встали после сна, воспитательница занимает какой-либо игрой. При таком последовательном проведении процессов у детей нет бездеятельного ожидания ни за столом, ни в спальне, ни в туалетной.
Основные воспитательные приемы
Учитывая большое значение активного участия ребенка в процессах, следует поощрять даже еще и очень неумелые попытки детей самостоятельно есть, раздеваться, мыть руки, побуждать его к посильным действиям. Надо терпеливо многократно показывать детям, как удобнее держать ложку, сидеть за столом, вытирать салфеткой лицо и т. д., помогая тем детям, которые не умеют еще самостоятельно довести действия до конца или быстро устают.
Детей в возрасте до 1 года 4—5 мес по существу взрослые сами одевают, раздевают, умывают. Дети лишь частично в виде отдельных попыток (но с возрастом все в большей мере) принимают в этом участие. Однако даже и после 1 года 6—7 мес ребенка, если он устал, надо докормить или полностью раздеть перед сном и т. д.
Все свои действия и действия ребенка нужно обязательно сопровождать словами (пояснения, одобрения, указания, как надо делать, предупреждения что ребенок должен сделать). Например: «подожди, я еще не вытерла твои руки», «вот так хорошо, чисто Боря кушает», «ешь ложкой, нельзя рукой», «положи лялю, пойдем кушать». Детей после 1 года 6 мес следует обучать высказывать свои просьбы словами: «скажи: дай кашу».
Все режимные процессы очень легко могут быть использованы и много дают для воспитания правил поведения ребенка, развития его речи, ориентировки в окружающем.
Детей первого полугодия (1 года — 1 года 6 мес) необходимо учить:
1) выражать свои просьбы и желания не только жестами, мимикой, но и доступными словами («дай», «не надо»); называть некоторые виды пищи (каша, молоко), предметы одежды, посуду; понимать простейшие словесные указания взрослых («ешь ложкой», «возьми чашку», «сядь на стул»); производить по слову приспособительные движения («нагни головку», «возьми в ручку»); во время одевания подавать воспитателю по слову предметы одежды и т. п.;
2) подчиняться требованиям взрослого — есть ложкой, не выходить из-за стола, не кончив еды, спокойно лежать в кроватке и др.
Детей в возрасте от 1 года 6 мес до 2 лет надо учить:
1) понимать назначение и основные качества употребляемых в процессах предметов, называть их (большая и маленькая ложка, сладкий кисель), понимать и называть действия (из чашки пьют, ложкой едят);
2) спокойно выполнять требования взрослых;
3) просьбы выражать только словами;
4) уметь недолго спокойно подождать, пока взрослый занят другими детьми или пока он накладывает следующее блюдо, достает нужный предмет и т. п.;
5) знать свое место за столом, место, где висит полотенце, место одежды для прогулки, свой горшок, говорить
«спасибо» после еды, «здравствуйте» и «до свидания» (при напоминании); выполнять простые поручения: «принеси», «дай», «убери на место».
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.