В первую очередь следует обеспечить условия своевременного развития у ребенка умений, имеющих ведущее значение в данном возрасте, а именно:
— развивать зрительные и слуховые дифференцировки и умение отыскивать источник звука;
— формировать умение брать игрушку из рук взрослого и из разных положений;
— вызывать гуление и лепет;
— поддерживать эмоционально-положительное состояние и усложнять эмоциональное реагирование ребенка. Наряду с перечисленными умениями создавать условия для развития движений.
Закрепить ритм кормления, бодрствования и сна; своевременно перевести ребенка на режим с 6-разовым кормлением. Продолжать вырабатывать у него положительное отношение к гигиеническому уходу, укладыванию на сон и процессу кормления; развивать умения, способствующие активному принятию пищи и хорошему аппетиту.
Режим дня. Во время посещения ребенка на дому участковая сестра в беседе с родителями выясняет, как ребёнок выдерживает бодрствование, пробуждается ли он к моменту кормления, не нужно ли перевести его на другой режим дня. Когда здоровых нормально развивающихся детей до 5—6 мес воспитывают на режиме с 3-часовыми перерывами между кормлениями вместо того, чтобы с 2 1/2—3 мес перевести на 6-разовое кормление с перерывами в 3 1/2 ч, они до конца этого возрастного периода вместо 2 ч продолжают бодрствовать по 1 1/2 ч. При этом к моменту укладывания ко сну у ребенка еще не возникает потребность в отдыхе, он долго не засыпает. Для того чтобы не нарушить часы кормления, ребенка приходится будить, и он систематически недосыпает. Разбуженные дети обычно плохо едят. Все это отрицательно сказывается на поведении ребенка во время последующего отрезка бодрствования, а также на его физическом развитии. Поэтому если ребенок 2 1/2—3 мес уже легко бодрствует 1 1/2 ч, его нужно переводить на режим, при котором он будет получать кормление 6 раз в день с перерывами в 3 1/2 ч. Ночной перерыв между кормлениями — 6 1/2 ч, дневной сон — 4 раза по 1 1/2—2 ч. Постепенно период бодрствования увеличивается, поэтому ребенка следует укладывать уже не через 1 1/2 ч после пробуждения, а несколько позже, при появлении первых признаков утомления. До 4—5 мес ребенок продолжает спать днем 4 раза. Некоторые дети не спят 4 раза днем, в этом случае их укладывают спать на ночной сон раньше, тогда длительность ночного сна увеличивается до 11 ч.
Купать детей, спящих днем 4 раза, лучше перед кормлением, которое проводится в 20.00, детей, спящих днем 3 раза,— перед ночным сном.
Детей в возрасте от 2 1/2 до 5—6 мес, посещающих ясли или ясли-сад, кормить первый раз после ночного сна следует дома.
В этом возрасте сохраняется та же последовательность: кормление, бодрствование, сон.
Для закрепления ритма необходимо постоянно соблюдать часы кормления, бодрствования и сна, создавать условия для активного бодрствования, выносить детей на все отрезки сна на свежий воздух. Особенно важно проводить сон на свежем воздухе в период, когда ребенка переводят на другой режим дня.
Кормление и гигиенический уход
До 4—4 1/2 мес ребенок вскармливается только грудью. Во время патронажа на дому участковая сестра должна уделять особое внимание правильной методике кормления ребенка и организации его бодрствования.
Начинать кормить ребенка с ложки следует не ранее 4—5 мес, так как до этого возраста ребенок еще не способен к выработке необходимых пищевых движений. Творог и тертое яблоко в небольшом количестве независимо от возраста дают с ложки.
С 2—2 1/2 мес надо побуждать ребенка во время кормления поддерживать руками грудь (в доме ребенка бутылочку), с 4—4 1/2 мес — брать бутылочку из рук взрослого и направлять ее в рот.
В 4—4 1/2 мес давать ребенку различную по вкусу и консистенции пищу. Когда в этом возрасте ребенку начинают давать прикорм в виде различных каш и пюре, у него вырабатывается положительное отношение к различным видам пищи. Прикорм следует давать в начале кормления, когда ребенок испытывает чувство голода. Ни в коем случае не следует смешивать пищу разного вкуса.
К новому виду пищи ребенка следует приучать постепенно, давать ее сначала маленькими порциями и докармливать привычной для него пищей (грудным молоком или кефиром). Через несколько дней он приучается съедать всю полагающуюся ему порцию пищи.
Кормить ребенка этого возраста днем нужно всегда на руках у взрослых и в полусидячем положении.
При воспитании ребенка в семье в 4—5 мес можно воспитывать у него и навык «опрятности». Когда ребенок встает после сна сухой, его следует подержать над раковиной, стремясь вызвать у него мочеиспускание.
Во время гигиенических процедур вызывать у ребенка улыбку, «комплекс оживления» и ответные звуки. Перед кормлением и во время переодевания класть на живот и развивать умение стоять с поддержкой под мышки.
Организация бодрствования
В семье ребенок должен бодрствовать в просторной кроватке, а с 3—4 мес — желательно в манеже. В детском учреждении все здоровые дети бодрствуют в манеже.
Дети этого возраста, кроме жарких дней, должны быть одеты в распашонку, теплую кофту, штаны-«ползунки» и теплые носочки.
Игрушки следует подвешивать на прикрепленных стойках, высоту их изменяют в зависимости от возраста и развития ребенка. С 2 1/2—3 мес ребенок может уже ощупывать игрушки и должен учиться захватывать их, поэтому, кроме игрушек для рассматривания (висящих над грудью на высоте не ниже 50 см), надо подвешивать игрушки так, чтобы ребенок, выпрямляя руки, мог до них случайно дотронуться, ощупать и так же «случайно» захватывать, а затем целенаправленно их схватить. Для развития умения целенаправленно достать игрушку ее вешают несколько выше, на расстоянии вытянутой руки. Игрушки должны быть удобны для захватывания: кольца с шариками и другие разнообразные подвески разной формы, величины и цвета, это способствует развитию дифференцировок. Для того чтобы ребенок получал различные тактильные ощущения, ему следует давать для ощупывания игрушки из различного материала.
Для детей 3—4 мес, так же как и для детей более младшего возраста, не следует одновременно вешать большое количество игрушек. Время от времени их надо менять.
Когда ребенок берет и удерживает предметы, погремушку ему дают в руки. Для развития умения брать игрушку из рук взрослого надо приближать ее к ладони ребенка и вызывать активное стремление взять ее. Вкладывать игрушку в руку не следует.
В семье, где возможно постоянное наблюдение за поведением ребенка, с 4—5-месячного возраста перед лежащим на животе ребенком хорошо класть разноцветные тряпочки с тем, чтобы он вначале так же случайно, а затем и целенаправленно брал их, «мял», рассматривал и т. п.
Если ребенок лежит на животе, игрушку кладут так, чтобы он мог ее достать. Нужно также ставить на некотором расстоянии от ребенка крупную яркую игрушку для рассматривания: например, неваляшку — куклу, мишку, петушка и др.
Как и в более младшем возрасте, в основном своевременное развитие ребенка обеспечивают воспитывающие его люди. Поэтому необходимо время от времени подходить к ребенку, ласково разговаривать, вызывать улыбку, звуки и общие радостные движения, разговаривать с ним во время кормления и проведения гигиенических процедур.
Для развития слухового сосредоточения (умения прислушиваться) и слуховых дифференцировок (умения слышать, воспринимать и различать звуки) взрослые, общаясь с ребенком, произносят с разной интонацией звуки и слоги. Ребенок прислушивается к голосу, следит за движениями губ и сам начинает произносить звуки.
Ласковый разговор, оклик его на разном расстоянии, различная интонация голоса развивают у ребенка умение слышать, прислушиваться, определять источник и характер звука.
Для развития способности слушать музыку и прислушиваться к ней уже в этом возрасте надо напевать ребенку мелодичные песенки. Для развития слуха — использовать звучащие игрушки, издающие различные, но не резкие звуки.
Следует разъяснять родителям, что время от времени надо класть ребенка на живот и брать на руки — укреплять у него умение держать голову в горизонтальном и вертикальном положении и развивать стояние при поддержке под мышки. Если в 5—6 мес ребенок, воспитывающийся в семье, сам не переворачивается на живот и все время лежит в одном положении, надо помочь ему перевернуться. Игры-занятия. Для развития различных умений у детей в возрасте старше 2 1/2—3 мес в детском учреждении, кроме указанных моментов общения, проводят специальные игры-занятия.
Примерный перечень индивидуальных игр-занятий с детьми в возрасте от 2 1/2—3 до 5—6 мес
1. Развивать умение прислушиваться к голосу взрослого и звучанию игрушек. Вызывать поворот головы к источнику звука (в сторону голоса и звучащей игрушки). Развивать зрительные и слуховые дифференцировки.
2. Проводить музыкальные игры-занятия для развития способности слушать музыку, прислушиваться к ней, формировать слуховое внимание; вызывать эмоциональный отклик на звучание песни.
3. Вызывать у ребенка гуление и лепет.
4. Развивать умение брать и удерживать игрушку, которую взрослый держит над грудью ребенка, из разных положений.
5. Развивать подготовительные движения к ползанию; умение держать голову в положении на животе. Если ребенок 5—6 мес не освоил умение переворачиваться со спины на живот и обратно, без участия взрослого, то эти движения следует развивать на специальных занятиях.
6. Развивать умение стоять при поддержке подмышки. детские игры-занятия по развитию зрения и слуха и музыкальные вначале проводят индивидуально, а затем с небольшой группой — 6—8 детей.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.