От 5—6 до 9—10 мес ведущим является развитие ползания, понимания речи взрослого; подражание в произнесении звуков и слогов, простым движениям и действиям окружающих.
Ползание — первая форма самостоятельного передвижения ребенка: на основе ползания развиваются различные движения, расширяется ориентировка в окружающем, бодрствование становится более активным. Движения оказывают благоприятное влияние на физическое развитие ребенка. Понимание речи взрослого и подражание звукам изменяют форму общения ребенка с окружающими, устанавливается более тесный контакт со взрослыми.
В этом возрасте на основе подражания и понимания речи взрослого начинают формироваться простейшие действия с предметами.
Во втором полугодии 1-го года жизни несколько замедляется темп физического развития ребенка.
Бодрствование и сон
Оптимальная длительность активного бодрствования детей 5—6-месячного возраста — 2 ч, к 9—10 мес она увеличивается до 2 1/2 ч. Днем дети спят 6—5 1/2 ч по 2—1 1/2 ч. Длительность ночного сна 11—10 ч. Суточное количество сна 16 1/2 — 15 1/2.
Сенсорное развитие
Во втором полугодии заметно усложняются развитие и поведение ребенка, повышается его интерес к окружающему. Дети 7—8 мес уже много двигаются и меняют позу для того, чтобы лучше видеть, что делается в комнате. Элементарные действия с игрушками часто прерываются, так как внимание ребенка привлекают движения и голоса взрослых, детей, появление животных, новые игрушки. Наибольший интерес у ребенка вызывают окружающие люди и их действия.
Развитию деятельности органов чувств во многом способствуют элементарные действия ребенка с предметами. Ощупывая, постукивая, рассматривая, ребенок знакомится со свойствами предметов. При этом развивается зрительное и слуховое восприятие, тактильная чувствительность, усложняется деятельность кинестетического анализатора. Развиваются более тонкие дифференцировки. К 5—6 мес дети уже по-разному реагируют на близкие и чужие лица; спокойную, тихую музыку слушают спокойно, а в ответ на плясовую начинают оживленно двигаться и т. п. Эмоции. Эмоциональные проявления ребенка становятся более яркими и возникают они по различным поводам. Когда к ребенку подходят взрослые, он звуками начинает «требовать», чтобы его взяли на руки. Если желание ребенка остается неудовлетворенным, он начинает плакать. При заигрывании дети громко смеются, на незнакомого напряженно смотрят, а в 8—9 мес иногда отворачиваются и стараются быстро отползти. Эмоциональное состояние ребенка быстро меняется. В 8—9 мес ребенок легко плачет от того, что не может достать игрушку, или же от того, что у него отнял ее другой ребенок, и т. п. В то же самое время он быстро успокаивается, если ему дать другую. Движения. На протяжении данного возрастного периода ребенок может овладеть различными движениями, при помощи которых он перемещается и изменяет свое положение.
Когда 5—6-месячные дети умеют переворачиваться на живот, они много времени проводят в этом положении. Если ребенок в этом возрасте много лежит на животе, то он начинает быстрее ползать, а потом садиться и ложиться из положения сидя, а также вставать, цепляясь за неподвижную опору.
Благодаря разнообразным движениям бодрствование ребенка становится более активным и расширяются его возможности знакомства с окружающим. И наоборот, когда детей с первых месяцев жизни много держат на руках или сажают с какой-либо опорой, то обычно к 5—6 мес они начинают сидеть. Положение сидя в этом возрасте вредно для ребенка вследствие того, что у него еще недостаточно окреп позвоночник. Если к 5—6 мес дети овладели умением сидеть, то, поступив в детское учреждение, не хотят во время бодрствования лежать на животе и требуют, чтобы их посадили. Сидя, ребенок быстро устает, но сам не в состоянии изменить положение. Уронив игрушку, он, не умея ползать, не может достать другую и от бездействия часто начинает сосать пальцы. Поэтому дети, которые начали рано сидеть, обычно менее активны и малоподвижны.
Полезнее и целесообразнее, когда ребенок раньше (к 6—7 мес) научится ползать и только к 8 мес самостоятельно садиться, сидеть и ложиться из положения сидя. По мере того как ребенок овладевает умением ползать, он начинает много двигаться. При этом укрепляются скелет и все мышцы тела, что благоприятно отражается на физическом развитии. Умея ползать, ребенок может сам приблизиться к предмету, который.его интересует, и достать игрушку. Из всех видов ползания наиболее полезным является ползание на четвереньках, так как оно больше всего содействует развитию мускулатуры тела и координации движений.
На 8-м месяце жизни ребенок сам присаживается, опираясь на одну руку, а потом садится. В этом возрасте уже укрепляется позвоночник, чему также способствует ползание; теперь ребенок может сидеть и сам в любое время изменить свое положение. Ему становятся доступными более разнообразные детские игры с игрушками. Сидя, удобнее смотреть на все, что его интересует. Несколько позднее ребенок начинает вставать, цепляясь за барьер, и ходит вокруг него. К 9-месячному возрасту он уже может переходить от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них. Подготовительные этапы речи. Речь у ребенка этого возраста развивается в двух направлениях: 1) идет дальнейшее развитие подготовительных этапов к овладению активной речью самого ребенка и 2) впервые формируется понимание речи взрослых. Большое значение в развитии подготовительных этапов речи имеют общая активность ребенка и его действия с игрушками.
5-месячные дети во время бодрствования в манеже часто певуче гулят, произносят разные гласные и согласные звуки, а затем начинают лепетать. Во время гуления и лепета, когда ребенок прислушивается к произносимым им звукам и повторяет их, возникает самоподражание.
В лепете начинает проявляться разная интонация звуков. По данным Р. В. Ямпольской, к 7—8 мес появляется интонация «просьбы». Примерно в этом же возрасте развивается способность подражать слогам, которые произносит взрослый. Вначале дети отвечают только на те звуки, которые имелись в их лепете.
К 9—10 мес ребенок может уже подражать и произносить новые слоги, которые он ранее сам не произносил. Благодаря способности подражать обогащается лепет, в процессе которого упражняется артикуляционный аппарат. Однако подражание в этом возрасте «отставленное», оно возникает не сразу после того как произнесет их взрослый, а через некоторое время.
В 9—10 мес дети во время бодрствования много звуков повторяют за взрослыми, а иногда и сами вступают в «общение».
Предпосылками развития у ребенка понимания речи являются: 1) умение прислушиваться к речи взрослых — «речевой слух», 2) умение сосредоточиваться на называемых предметах или движениях, 3) интерес ребенка к окружающему.
Одним из условий развития понимания речи взрослого является наличие контакта между взрослыми и ребенком.
Первичное понимание слов проявляется в умении ребенка находить взглядом в ответ на вопрос «где» неоднократно показываемый и называемый предмет. Ребенок в 6—7 мес поворачивает голову в сторону называемого предмета, находящегося на постоянном месте. Образуется связь слова не только с предметом, но и с его местом. При повторных упражнениях у ребенка устанавливается прочная связь с самим предметом и через некоторое время, к 7—8 мес, ребенок начинает находить его по слову взрослого в любом месте. Однако это пока связь с одним конкретным предметом, который ему показывали. В этом же возрасте, если проделывать простые движения руками ребенка, часто показывать ему и называть, то вскоре он по одному слову, уже без показа может проделывать их («ладушки», «до свидания»). К этому возрасту ребенок уже четко реагирует поворотом головы, услышав свее имя.
К 9—10-месячному возрасту понимание речи взрослого может быть настолько развито, что в ответ на предложение взрослого дети находят глазами несколько знакомых предметов и производят некоторые элементарные разученные движения: отдают игрушку, находящуюся у них в руках, и др.
Действия с предметами. В период от 5—6 до 9—10 мес меняется характер действий ребенка с игрушками. Дети 6—8-мес со всеми игрушками занимаются примерно одинаково: рассматривают, стучат игрушкой об игрушку и по другим предметам. Когда ребенок размахивает погремушкой или стучит ею по какому-либо предмету, он прислушивается к издаваемому звуку и повторяет данное движение.
К 8—9 мес дети с разными игрушками уже начинают играть по-разному. Например, резиновую игрушку сжимают, шарик или мячик катают, из больших предметов вынимают мелкие и т. п. Все эти действия подсказываются свойствами самих предметов и возникают в процессе личного опыта ребенка.
Заметно возрастает интерес к игрушке. Уронив игрушку, ребенок ищет ее, смотрит через перила барьера на пол; 7—9-месячные дети нередко начинают плакать, если у них отбирают игрушку. Различное манипулирование игрушками делает бодрствование детей более активным. Они могут уже несколько дольше заниматься с ними без участия взрослых. Взаимоотношения между детьми. При воспитании в детском учреждении дети этого возраста начинают более активно реагировать на других детей, находящихся в манеже или за барьером — на полу. Они часто смотрят друг на друга — улыбаются, следят за их движениями и действиями. Их внимание привлекает игрушка в руках другого ребенка, и они стремятся ее взять. Освоив ползание, они начинают быстро передвигаться по манежу и часто наползают на лежащего рядом ребенка. Когда ребенок начинает от этого плакать, это нравится детям и они повторяют действия снова. Так могут возникнуть как положительные, так и отрицательные взаимоотношения между детьми.
Поведение ребенка во время кормления, укладывания на сон и гигиенических процедур. Если в первом полугодии процессы кормления, укладывания и туалета проводились в установленное по режиму время и соблюдались правильные приемы, то к 5—6 мес у ребенка вырабатывается определенный стереотип поведения и положительное отношение к процессам. В этом случае у ребенка к началу укладывания спать появляются признаки засыпания. Взятый на кормление ребенок терпеливо ждет, когда его начнут кормить, спокойно относится к гигиеническому уходу и купанию.
5—6-месячные дети хорошо едят полугустую пишу с ложки и при виде пищи сами открывают рот, 7—8-месячный ребенок пьет жидкую пищу из чашки, которую держит взрослый, а в 9 мес сам придерживает чашку руками. В 7—7 1/2 месяцев ребенок уже может жевать корочку хлеба, что имеет большое значение для укрепления десен и прорезывания первых зубов; в 8—8 1/2 мес можно приучить ребенка к физиологическим отправлениям сидя на горшке.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.