Правильно воспитывать детей надо с первых дней жизни, поэтому родители должны хорошо знать особенности физического и нервно-психического развития ребенка и методы его воспитания.
При воспитании детей до 2 1/2—3 мес следует:
— выработать ритм кормления, бодрствования и сна, для чего своевременно установить правильный режим дня;
— выработать положительное отношение ребенка к процессу кормления и гигиеническим процедурам;
— развивать деятельность органов чувств, в первую очередь зрения и слуха, положительные эмоции и движения;
— предупреждать возникновение вредных привычек. Режим дня. Для того чтобы обеспечить спокойное активное бодрствование и глубокий спокойный сон, с первых дней жизни надо назначить и придерживаться четкого режима дня. Пока у ребенка не организованы сон и бодрствование (до 4—5 нед), следует установить только правильный ритм кормления, т. е. кормить ребенка в одно и то же время, через одинаковые промежутки. При упорядоченном кормлении потребность в пище возникает в определенные часы, и примерно к началу 2-й недели ребенок обычно сам просыпается к моменту кормления. Постепенно после кормления начинает возникать спокойное бодрствование. Отрезки бодрствования становятся более длительными (от 40 мин до 1 ч), а сон более глубоким. Примерно с 4—6 нед у детей следует вырабатывать ритм бодрствования и сна.
Ребенка с первых месяцев жизни можно приучать к режиму дня, только если соблюдать следующие условия: 1) кормить, организовывать активное бодрствование и укладывать спать всегда в одно и тоже время; 2) создавать условия активного бодрствования, быстрого засыпания и крепкого сна.
Для того чтобы ребенок с конца первого, начала второго месяца активно бодрствовал, необходимо частое общение взрослых, наличие игрушек и свобода движений. Для детей этого возраста наилучшим условием для быстрого засыпания и глубокого сна является организация сна на свежем воздухе. Слабые тактильные ощущения от движения прохладного воздуха усыпляют ребенка и укрепляют его сон. И наоборот, укачивание, применение соски, пение колыбельной песни и др. способствует формированию прерывистого сна, так как при прекращении их действия дети обычно просыпаются. Таким образом, сон детей этого возраста на свежем воздухе не только укрепляет их здоровье, но и является необходимым условием организации режима дня и предупреждает возникновение вредных привычек при засыпании. Возраст, когда следует выносить ребенка на свежий воздух, зависит от его здоровья, сезона и климатических условий. Осенью, зимой и ранней весной приучать ребенка к свежему воздуху следует постепенно. Выносить на сон во время, установленное в режиме, вначале на один неполный отрезок времени, а затем на все отрезки дневного сна. Особенно важ.но проводить сон на свежем воздухе именно в этом возрасте, когда ребенка впервые приучают к режиму дня. Если с конца 1-го — начала 2-го месяца систематически проводить правильный режим дня, то к 3 месяцам ребенок может полностью жить по определенному режиму.
В первые месяцы жизни кормление, бодрствование и сон должны проводиться всегда через одинаковые промежутки времени и в одни и те же часы. Это облегчает формирование ритма деятельности организма, и ребенок легче привыкает к режиму.
В период приучения ребенка к режиму дня для того, чтобы выработать у него определенный ритм кормления, если он сам не просыпается, его следует будить. Допустимо отклонение в пределах получаса в тех случаях, когда ребенок крепко спит. Если же ребенок кричит до установленных часов кормления, его можно начать кормить на 15—20 минут раньше. Если он длительное время не может привыкнуть к установленному режиму, следует назначить другой, соответствующий его потребностям.
Режим дня детей этого возраста строится так: кормление, после кормления бодрствование, а затем сон до следующего кормления. При таком построении режима устраняется одна из наиболее частых причин плача маленького ребенка — голодное возбуждение. После того как ребенок хорошо выспится, он с аппетитом поест, а затем активно, спокойно бодрствует и лучше воспринимает воздействия окружающих.
Между двумя дневными кормлениями ребенок должен один раз бодрствовать и один раз спать.
Для детей в возрасте до 2 1/2—3 мес наиболее правильный режим дня, при котором ребенка кормят 7 раз в сутки, с периодом бодрствования вначале 1 ч, а к 3-м месяцам — 1 1/2 ч и дневным сном 4 раза по 2 — 1 1/2 ч и ночью от 11 до 10 ч.
Если ребенка в 24.00 приходится будить для кормления и он после этого плохо ест, то лучше перенести ночное кормление соответственно потребности ребенка на 3 ч ночи. В этом случае не нарушается сон матери и ребенка и сохраняется 6-часовой ночной перерыв между кормлениями.
Купание — хорошее средство, укрепляющее ночной сон маленького ребенка. Родители сами должны установить удобные для них часы купания, после чего ребенок будет хорошо спать.
В зависимости от состояния ребенка, бытовых конкретных условий для удобства матери часы в режиме дня могут быть передвинуты, при этом соответственно сдвигаются часы всех режимных моментов. Ни в коем случае нельзя изменять интервалы между кормлениями, длительность отрезков бодрствования и сна. Так, например, возможно кормление в 5.00, 8.00, 11.00, 14.00, 17.00, 20.00, 23.00 ч. При таком распределении часов кормления ребенок обычно после 5-часового кормления продолжает спать до 8 ч. Днем ребенок спит 4 раза — с 9.00 до 11.00, с 12.00 до 14.00, с 15.00—17.00, с 18—20 ч, ночной сон длится с 21.00 до 8.00.
Кормление и гигиенический уход
С первых дней жизни следует формировать положительное отношение к кормлению и всем гигиеническим процедурам. Поэтому важно не только, чтобы кормление и укладывание спать совпали с органической потребностью ребенка, «желанием» кушать и «желанием» спать, но не менее важно спокойное и ласковое поведение взрослых и правильная методика.
Кормить ребенка нужно сразу после пробуждения, после того как сделан туалет. Исключение составляют дети, которые вяло сосут. Для повышения аппетита лучше оставлять их бодрствовать до кормления на 10—15 мин. Кормить детей надо аккуратно, не следует торопиться и нельзя давать сразу большое количество пищи.
С первых месяцев жизни во время кормления нужно развивать умения, которые обеспечат его активность. Участковая сестра во время патронажа на дому должна объяснить родителям, что методика кормления должна соответствовать возрасту и развитию ребенка.
В этом возрасте ребенок полностью вскармливается грудным молоком. При необходимости ввести докорм нужно соблюдать следующие условия: 1) ребенок должен получать докорм после того, как высосет молоко из груди матери; 2) докармливать следует из бутылки с соской, по форме приближающейся к соску груди матери. Тогда ребенок вынужден будет производить такие же сосательные движения, какие необходимы при сосании груди. Когда ребенка начинают докармливать из ложки, он не может освоить движения губами и языком, необходимые для правильного приема пищи, и начинает глотать пищу, не обрабатывая ее во рту. Постепенно этот неправильный способ приема пищи закрепляется. Многие дети в более старшем возрасте отказываются от пищи, которую нужно жевать. Следует также учитывать, что длительное пользование ложкой в столь раннем возрасте может раздражать нежную слизистую оболочку рта ребенка.
Функция сосания, которая осуществляется при грудном вскармливании, является рефлекторным актом, способствующим развитию жевательных мышц, мышц дна полости рта и челюсти. Когда форма и длина соски соответствуют форме соска груди матери, у ребенка сохраняются сосательные движения, как и при сосании груди матери. Такую же методику кормления следует соблюдать и при вынужденном искусственном вскармливании (Н. Г. Снагина). Работы проф. Т. Ф. Виноградовой и ее сотрудников показали, что если при искусственном вскармливании пользуются длинной соской, то это мешает правильной работе языка, мягкого неба, мышц глотки. Другой причиной является питание через соску с большим отверстием, молоко при этом легко поступает в рот и ребенок не успевает глотать, иногда захлебывается или излишки молока выливаются через рот. Это же наблюдается и при избыточном давлении в груди матери, когда ребенок не успевает глотать молоко. В дальнейшем закрепляется переднее положение языка между зубами и может возникнуть привычка сосать язык, что окажет неблагоприятное влияние на формирование челюстей и лицевого скелета.
Причиной «ленивого» сосания нередко является соска-пустышка. Сосание пустышки ребенок воспринимает как сосание груди матери, при этом затрачивает впустую много энергии — он устает и «отказывается приложить» усилия для сосания груди матери. При длительном сосании пустышки сосательный рефлект часто ослабевает, притупляется.
Очень важно также правильно методически проводить укладывание на сон, перепеленывание, купание и другие гигиенические процедуры.
Во время гигиенических процедур, спокойно и ласково разговаривая с ребенком, можно вызвать у него улыбку. На короткое время ребенка хорошо положить на живот. Такое поведение взрослого активизирует ребенка, способствует его развитию. Ласковый монотонный разговор во время укладывания помогает более легкому переходу от бодрствования ко сну.
Организация бодрствования
Если ребенок много плачет во время бодрствования, прежде всего необходимо выяснить и устранить причину крика. Чаще всего дети кричат, если они мокрые, голодные, их беспокоят скапливающиеся газы или ребенок испытывает другие неприятные и болевые ощущения.
После кормления в семье ребенок должен бодрствовать в просторной кроватке; вдетском учреждении все здоровые дети со 2-го месяца жизни бодрствуют в манеже. Это одно из основных условий своевременного и нормального развития ребенка, а также формирования у него положительного поведения. В манеже дети получают больше впечатлений: видят взрослых и других детей, имеют возможность использовать большее количество игрушек и свободно двигаться.
Маленькие дети, до 2 мес, во время бодрствования могут быстро охладиться, поэтому следует их завертывать в одеяло до подмышек, оставив свободными руки. Во избежание охлаждения рукава кофточки должны быть зашиты. С 2 мес в холодное время года на ребенка надевают распашонку, теплую кофточку и штаны-«ползунки», на ножки теплые носочки. Кисти рук должны быть уже открыты, это необходимо для развития движений, наталкивания и захватывания игрушек.
Для развития зрения, слуха и положительных эмоций, начиная с 2—3-недельно-го возраста, с ребенком нужно ласково разговаривать во время гигиенического ухода, подготовки к кормлению и бодрствования, при этом стараться, чтобы он видел улыбающееся лицо взрослого. Однако не следует общаться с ребенком слишком часто и повышенно эмоционально. Это может привести к перевозбуждению ребенка и привычке постоянного общения с окружающими взрослыми.
Следует вызывать у ребенка реакцию слежения за движением звучащей игрушки. Начиная с 1-го месяца жизни для рассматривания рекомендуется вешать над ребенком игрушки разного цвета и формы.
В возрасте до 2—2 1/2 мес игрушки для рассматривания вешают над грудью ребенка на расстоянии не ниже 50 см. Низко повешенная игрушка может вызвать у него косоглазие. Не следует вешать игрушку в коляске, в которой ребенок должен только спать на свежем воздухе.
Лучше вешать одну одноцветную игрушку, удобную для рассматривания (диаметром приблизительно 6—8 см). Нельзя допускать, чтобы все время висела одна и та же игрушка, время от времени игрушки следует менять. Однако слишком частая смена игрушек затрудняет развитие дифференцировок.
В этом возрасте очень важно развивать у ребенка умение поднимать и удерживать голову в положении лежа на животе.
С 3—5-недельного возраста ребенка во время бодрствования следует несколько раз класть на живот — перед кормлением и через 30—40 мин после него. Чтобы ребенку было удобно лежать, нужно подложить под грудку его руки, согнутые в локтях. Наклонившись над ребенком, разговаривать с ним, стараясь вызвать сосредоточение его взгляда на своем лице. Обычно, услышав голос, дети приподнимают голову, смотрят на взрослого и начинают улыбаться. Ни в коем случае нельзя оставлять ребенка в положении на животе без присмотра. При первых признаках утомления, когда ребенок перестает приподнимать голову, необходимо повернуть его на спину.
Время от времени брать ребенка на руки и держать вертикально, поддерживая одной рукой под грудь, другой — под ягодицы, и также разговаривать с ним, вызывая сосредоточение взгляда ребенка на своем лице. Это укрепляет у него умение удерживать голову в таком положении и способствует развитию зрительных реакций в вертикальном положении.
Особенно важно брать детей на руки в доме ребенка, где они лежат больше, чем в семье. Однако слишком частое пребывание на руках у взрослого уже в этом возрасте воспитывает отрицательную привычку и затрудняет развитие разнообразных движений; брать ребенка на руки надо не надолго и в основном тогда, когда он спокоен.
Во избежание возникновения отрицательной привычки — сосания пальцев — нужно в первую очередь соблюдать правильный режим дня — своевременно кормить и укладывать детей спать; важно следить, чтобы они всегда были чистыми, во время бодрствования находились в хорошем и радостном состоянии. Сосание пальцев возникает обычно, когда ребенок возбужден. Поэтому важно, чтобы во время бодрствования ребенок был сыт и хорошо выспался. Не следует снимать возбуждение сосанием пустышки. Монотонные, однообразные сосательные движения делают бодрствование ребенка пассивным. Активность ребенка должна поддерживаться общением взрослых, переменой положения и рассматриванием висящих над ним игрушек. Возникновение привычки сосания пальцев в этом возрасте может также объясняться повышенной активностью сосания во время кормления грудью при недостатке грудного молока. При искусственном вскармливании дети начинают сосать пальцы, во-первых, когда их быстро кормят, и, во-вторых, когда кормят из соски неправильной формы. И в том и в другом случае после кормления у ребенка остается голодное возбуждение.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.