В возрасте до 2 1/2—3 мес наиболее значимым (ведущим) является возникновение зрительного и слухового сосредоточения, развитие эмоционально-положительных реакций: улыбки и «комплекса оживления» и умения держать голову лежа на животе. Развитие в этом возрасте зрения и слуха имеет большое значение для возникновения первой улыбки и развития движений; через органы зрения и слуха устанавливаются различные связи с окружающей средой, главным образом с окружающими ребенка людьми; разнообразные внешние зрительные и слуховые раздражители способствуют увеличению длительности активного бодрствования.
Во время «комплекса оживления» ребенок производит много движений, что способствует их развитию, а также повышает все жизненные процессы. Звуки, которые издает ребенок, проявляя радость, имеют большое значение для дальнейшего развития его голосовых реакций — гуления и лепета. Умение лежать на животе является предпосылкой своевременного развития ползания.
В этом возрасте происходит быстрое физическое и нервно-психическое развитие ребенка. В каждом месяце ребенок приобретает в развитии что-либо новое.
Особое место в развитии ребенка 1-го года жизни занимает период новорожденности, который длится примерно 3—5 нед. Сон и бодрствов а ние с первых дней жизни у детей еще не организованы и возникают беспорядочно на протяжении суток. Трудно установить четкие границы между этими состояниями, ибо во сне, как и во время бодрствования, наблюдаются постоянные хаотические движения.
Бодрствование ребенка 1-го месяца жизни выражается чаще всего в общих беспокойных движениях и заканчивается обычно криком. Активное состояние поддерживается в основном внутренними (голод, боль), или резкими внешними (изменение температуры воздуха, кормления, резкие звуки, свет и т. п.) воздействиями. Однако с первых дней жизни дети ведут себя по-разному: одни много спят и не всегда просыпаются к моменту кормления; другие, наоборот, много кричат, вследствие чего родители затрудняются правильно организовать жизнь маленького ребенка.
Бодрствование и сон
С конца 1-го — начала 2-го месяца поведение ребенка меняется. Он начинает днем и ночью вести себя по-разному. Днем под влиянием воздействий окружающей среды и со стороны взрослых (кормление, гигиенический уход, разговор взрослых, различные зрительные и слуховые раздражения и др.) и совершенствования нервных процессов возникают отрезки спокойного бодрствования. Ночью ввиду отсутствия этих воздействий сон ребенка становится более крепким и глубоким. Устанавливается суточный ритм: ребенок бодрствует только днем, а спит преимущественно ночью. Днем сон и бодрствование протекают беспорядочно и бывают разной длительности. Для того чтобы выработать дневной ритм бодрствования и сна, в конце 1-го — начале 2-го мес ребенка приучают к определенному режиму дня.
Сенсорное развитие
Новорожденный ребенок реагирует на свет и звук, чувствует прикосновение, запах и многое другое. Однако деятельность органов чувств у него еще несовершенна, и развитие их требует определенных условий.
Особенно большое значение для дальнейшего развития ребенка имеет деятельность органов зрения и слуха. С конца 1-го — начала 2-го месяца активное бодрствование ребенка поддерживается главным образом раздражениями, которые он воспринимает извне через дистантные анализаторы — органы зрения и слуха.
У новорожденного ребенка (А. М. Фонарев) чеоез несколько часов после рождения уже можно вызвать движения глаз в сторону движущегося в поле зрения предмета. Однако это прослеживание еще очень неустойчиво. Только на 8—14-й день жизни ребенок способен удерживать движущийся предмет некоторое время в поле зрения. Сосредоточение на разговаривающем взрослом и на неподвижном предмете формируется позднее — с конца 1-го — начала 2-го месяца.
В возрасте 2—3 мес ребенок уже более длительно смотрит на висящие игрушки и следит за движениями окружающих.
Также быстро развивается деятельность слухового анализатора. По данным Н. Л. Фигурина, 9—10-дневный ребенок уже сосредоточивается на звуке звонка: при сильном звуке ребенок перестает кричать. К 1 мес звуковое сосредоточение становится более длительным, ребенок начинает прислушиваться к более тихим звукам.
Очень рано у ребенка развивается «речевой слух». У 1 1/2—2-месячного ребенка слово взрослого сначала вызывает лишь ориентировочную реакцию, как всякий физический звук. Однако очень скоро в результате часто повторяющегося сочетания речи взрослого и разнообразных положительных ощущений при постоянном участии взрослого (эмоциональное общение во время бодрствования, кормления, купания, гигиенического ухода и др.), ребенок начинает выделять из общей массы воспринимаемых раздражителей слово — его звуковую, а не смысловую сторону, которое становится более сильным и специфическим раздражителем и вызывает у ребенка положительные состояния (Н. М. Аксарина). Вначале во время разговора взрослого ребенок сосредоточивается — затормаживает движения, а затем поворачивает голову в сторону голоса.
К концу 3-го месяца он начинает беспокойно двигать головой и искать взглядом говорящего взрослого или звучащую игрушку, если они находятся вне поля зрения ребенка.
Быстро развиваются и другие анализаторы — тактильный, вкусовой и др. Эмоции. Первоначальное проявление эмоций ребенка — крик — отражает его эмоционально-отрицательное состояние. Ребенок кричит, если он голоден, мокрый или испытывает какие-то болевые ощущения. Во время крика усиливается гипертонус мышц, характерный для новорожденного ребенка. Согнутые ручки, сжатые в кулачки, беспокойно двигаются около рта, раздражая пищевую зону.
Таким образом, крик в этом возрасте является частой причиной возникновения сосания кулака и пальца. Для дальнейшего развития ребенка основное значение имеют положительные эмоции.
В конце 1-го - начале 2-го месяца ребенок впервые отвечает улыбкой на разговор в результате зрительного и слухового сосредоточения на лице и голосе говорящего с ним взрослого. Ни одна игрушка в этом возрасте не может так легко вызвать радостное состояние, как ласковый голос и улыбка разговаривающего с ребенком человека.
К 3 месяцам в ответ на общение у ребенка формируется более сложная положительно-эмоциональная реакция: так называемый «комплекс оживления»; радуясь, ребенок не только улыбается, но и много двигается и издает радостные звуки. Движения становятся более плавными, выпрямляются руки, пропадает характерный для новорожденного гипертонус мышц, что имеет большое значение для дальнейшего развития общих движений и в особенности движений руки. Голосовые реакции. В конце 1-го месяца в ответ на эмоциональное общение на фоне улыбки у ребенка появляются отдельные гласные и гортанные звуки. В 2—3 мес во время «комплекса оживления» отдельные звуки проявляются в виде «гукания». Движения. Ребенок родится с небольшим запасом движений. У новорожденного ребенка движения беспорядочные и некоординированные. Когда ребенок лежит на спине, движения его рук и ног порывисты, конечности всегда согнуты, так как мышцы находятся в состоянии сгибательного гипертонуса. На протяжении первых 3 мес характер движений меняется, они становятся более плавными. Как указывалось выше, этому способствует формирующийся в этом возрасте «комплекс оживления», во время которого ребенок много двигается.
Для ребенка полезно, если в этом возрасте у него в первую очередь оформятся все движения в горизонтальном положении. Сначала оформляются движения поворота головы в сторону звука, когда ребенок лежит на спине, и умение удерживать голову лежа на животе.
Особенно важно своевременно приучать ребенка лежать на животе. 3—4-недельный ребенок лежа на животе только пытается поднимать голову. К концу 3-го месяца ребенок уже может лежать на животе несколько минут, причем выгибает спину и опирается на предплечья. В таком положении он видит большое количество окружающих предметов, это способствует его нервно-психическому развитию. Плачущего ребенка можно успокоить, положив на живот. Такое положение очень полезно для детей этого возраста и потому, что оно способствует образованию правильного изгиба позвоночника, при этом свободные движения головы положительно влияют на процессы кровообращения мозга. Умение лежать на животе в этом возрасте является необходимым условием своевременного развития ползания у детей в 6—7 мес.
К 3 мес ребенок может удерживать голову, находясь в вертикальном положении на руках у взрослого. Ребенок в возрасте 3 мес не только хорошо удерживает голову, но и останавливает свой взгляд на лице взрослого, который с ним разговаривает, следит за окружающим, свободно поворачивает голову из стороны в сторону.
К 3 мес у ребенка укрепляется упор ног. Взятый под мышки, при прикосновении к твердой поверхности, он упирается ногами, слегка согнутыми в коленном и тазобедренном суставах.
В этом возрасте у ребенка в зависимости от условий воспитания формируются уже различные как положительные, так и отрицательные привычки, которые могут стать стойкими и надолго закрепиться.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.