Национальный театр стоит на набережной Влтавы. Когда я впервые шел к нему через мост, туча белых чаек — быстрых и голосистых — висела над водой. Пражане бросали птицам кусочки хлеба, чайки, перевертываясь в воздухе, ловили на лету. Через день-два это крылатое множество, ежегодно по весне пролетающее через среднюю Европу и спускающееся к Влтаве на отдых, двинулось дальше на север. Но величавая громада театра так и осталась в моей памяти в живой, буйной, весенней вьюге чаек.
В Праге около двадцати театров,— это гораздо больше, чем было прежде, в буржуазное время, и больше, чем теперь в соседней столице Вене, хотя по числу населения Вена превышает Прагу вдвое. Пражские афиши сулят богатый выбор. Однако прежде всего нужно побывать в Национальном театре.
Роль его в культурной жизни страны исключительна. Чтобы понять ее, необходимо вспомнить, в каком угнетенном положении была чешская нация.
Театр ведет свою историю с 1883 года. До того голос чешского актера, говорящего по-чешски, очень редко раздавался со сцены. Австро-венгерская монархия душила искусство чехов, их школы, их язык, силилась германизировать славянский народ.
Над сценой театра начертано: «Народ себе». Создание театра не могло быть делом одного человека или группы людей. Строил весь народ. Не было города, не было села, где бы ни собирали денег на постройку. Народ единодушно боролся за право иметь свой театр, и императорская власть вынуждена была уступить. На концерте, устроенном для сбора средств, дирижировал Бедржих Сметана. Последний раз в жизни — тяжело больной, глухой — он встал к пульту. Человек, слагавший в дни 1848 года песни для восставших, он теперь, за пультом, был на баррикаде битвы за национальную культуру.
Закладка театра была всенародным праздником. В фундамент театра положили камни, привезенные из Гусинца — с родины Яна Гуса, из Троцнова, где родился Ян Жижка.
Открылся театр оперным спектаклем — сметановской «Либушей». На сцене легендарная княгиня чехов Либуше предсказывает прекрасное будущее своему племени:
Народ наш чешский не умрет,
Он ужасы ада со славою переживет.
Как служение родному народу понимали задачу театра люди, давшие ему идейное и художественное направление, — композитор Сметана, драматург Йозеф Каэтан Тыл, писатель Ян Неруда, занимавшийся и театральной критикой. Национальный театр стал с первых дней существования реалистическим. Две тысячи раз шла классическая опера Сметаны «Проданная невеста». Героиня ее — простая крестьянская девушка, любящая, честная. Перед ее стойкостью терпит крах делец Кецал, посланный богачом в качестве свата. Не все можно купить за деньги!
Неруда первый заметил Достоинства оперы, сказал, что она станет народной, — и не ошибся. «Проданная невеста» известна и далеко за пределами Чехословакии.
1886 год. На сцене идет «Евгений Онегин». Дирижирует Петр Ильич Чайковский. «Постановка очень хорошая, — писал он. — Певцы хороши тоже, а Татьяна такая, о какой я никогда и мечтать не мог. Овации были невероятные».
В том же году, после концерта из своих произведений, данного в пражской филармонии, Чайковский так излагал свои впечатления: «Это один из самых замечательных дней в моей жизни. Я очень полюбил этих добрых чехов. Да и есть за что!!! Господи! Сколько было восторгу, и все это совсем не мне, а матушке России».
В 1892 году Чайковский присутствовал на премьере «Пиковой дамы» в Национальном театре, принятой также восторженно.
У великого русского композитора был в Праге друг — чешский классик музыки Антонин Дворжак. Чайковский пригласил его в Россию. Гость дал несколько концертов у нас и был высоко оценен публикой. Дворжак, со своей стороны, пропагандировал творения Чайковского и других русских композиторов в Чехии.
Танеев и Рахманинов были в творческой дружбе с «Чешским квартетом», радовались его успеху в России.
Культурные связи России и Чехии, как видно, имеют давние корни и очень сильны. Реакция упорно старалась замолчать их, вытравить, отгородить чехов от нас. Жалкая попытка! Разве можно отрицать влияние нашего Художественного театра, побывавшего в Праге еще в 1906 году, на чешское сценическое искусство? Или не видеть значение пьес Горького, Чехова, ставившихся в Чехии с начала нынешнего столетия? Гении двух народов были связаны родством демократических идей, наши великие реалисты — в литературе, в музыке — примером своим помогали чехам развивать свое, близкое народу искусство.
Обо всем этом размышляешь, когда сидишь в зале Национального театра — не очень большом, скромном, не обремененном позолотой драпировок и люстр.
Идет «Проданная невеста». Этим спектаклем театр начал новый период своей истории в мае 1945 года. Долгие годы двери его были закрыты оккупантами. Победа над врагом открыла их, и свое первое представление театр дал для воинов-освободителей.
У театра много хороших голосов. Превосходно звучит оркестр. Еще раз приходит на память пословица: «Что ни чех, то музыкант». А кто в зале? Зрители, каких почти не было в старое время. Многие из них приехали из рабочих районов Праги, за их плечами — трудовой день у станка, у конвейера. Вот когда искусство стало в полном смысле слова достоянием народа!
Сегодня состав публики, однако, не совсем обычен. Много иностранцев. В ложе — индуска в сиреневом шелковом «сари». Рядом со мной скрипач из Москвы. Дело в том, что в Праге идет очередной музыкальный фестиваль — «Пражская весна». В программе фестиваля и оперные спектакли и концерты в других залах столицы, даже в других городах.
В антракте я сталкиваюсь с журналистом Коваржем.
— Просим вас, — удерживает он меня. — Один вопрос. Тен ваш соудруг...
И он называет фамилию московского скрипача, сидящего в зале в одном ряду со мной. Правда ли, что он, возвращаясь домой после концерта, зажигает свечи, отдыхает от яркого электрического света рампы? И любит цветы? Ирисы?
— Кажется, да, — отвечаю я.
— Естли так, то забеспечиме, — говорит Коварж серьезно и исчезает в толпе.
Впоследствии скрипач смущенно рассказывал мне:
— И как они узнали? Не постигаю! Я ведь никому здесь ни звука... Везде, в каждой гостинице меня ждали свечи и букет ирисов. Это просто трогательно...
Чехи не мастера произносить помпезные, витиеватые приветствия. Зато насколько дороже вот такое внимание к вкусам и привычкам гостя!
Музыкальный фестиваль собрал сотни участников. Газеты подробно пишут о нем. Сегодня они отметили крестьянского юношу, приехавшего из далекого словацкого села на международный конкурс певцов. Он пел вне конкурса, потому что он слишком молод и еще не имеет законченного образования. Но какой голос! Национальный театр получит нового блестящего солиста.
Впрочем, Национальный театр — далеко не единственный очаг музыкальной культуры в стране. Количество оперных театров в Чехословакии выросло против довоенного вдвое. А сколько концертных площадок в одной только Праге! В павильоне Бельведер, где некогда выступал Моцарт, в дворцовых садах на Малой Стране, только теперь открытых для публики.
В стране три филармонии — в Праге, в Брно и в Братиславе. Гораздо больше стало музыкальных школ — средних и высших. Чуть ли не в каждой деревне свой самодеятельный оркестр, чаще всего духовой.
Нельзя забыть и «Дивадло гудбы». В переводе это означает «Театр музыки» — название на первый взгляд странное. Но в программе действительно нет ничего, кроме граммофонной музыки. Посетители слушают ее, сидя в удобном зале в одном из пражских подземелий, перед эстрадой с полупрозрачным занавесом, на котором воображение может нарисовать любую картину. Иногда концерт сопровождается кинофильмом. Техническое оборудование безупречно, и звучание симфонического оркестра, голос певца, скрипка или рояль воспроизводятся со всей естественностью. Театр дает два сеанса за вечер — в пять тридцать и в восемь. Он стал крупным пропагандистом музыки, и не только в пределах столицы. Из здания на Оплеталовой улице во все концы страны отправляются посылки с пластинками. Сотни тысяч их имеет в обращении служба проката, снабжающая и индивидуальных заказчиков, и рабочие клубы, и иные «дивадла гудбы», возникшие в провинции. В долины Крконош, на остравские шахты, в селения над Тиссой — всюду находят путь к сердцам Сметана и Дворжак, Чайковский и Римский-Корсаков, Моцарт, Брамс, Бетховен.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.